Рабочая программа " Изучай и твори"
рабочая программа (5 класс) на тему

Коровянская Светлана Михайловна

Программа разработана для младших школьников как внеурочная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_izuchay_i_tvori._5_klass_.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа основана:

  • На ФГОС «Приказ №373 от 6 октября 09г». Зарегистрирован
    Минюстом России 22.12.09 рег. № 17785 п. 19.3
  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и
    основное образование / (В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и
    др.); под ред. В.А. Горского.- М.: Просвещение, 2010.-111с. -
    (Стандарты второго поколения).- 18ВМ 978-5-09-021779-8

Актуальность программы: « Изучай и твори» заключается в том, чтобы раскрыть личностные задатки каждого обучающегося, привитие любви к народному творчеству и развитие художественного вкуса.

Нормативные правовые документы, обеспечивающие реализацию

программы:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о введении ФГОС НОО от 06.10.2009г. № 373; 

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» № 1897 от 17.12.2010г.

4. Федерального закона от 01.12.07г. № 309-ФЗ (ст.14 п. 5)

5. Комплексная программа развития творческих способностей учащихся В.А. Горский, Тимофеев «Умелые ручки»;

 6. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2009г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

7. СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

8. Изменения в базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденные приказом Минобразования России от 3 июня 2011 года;

9. Перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2014-2015 учебный год;

10. Учебный план МБОУ Тамбовская СОШ на 2014-2015 учебный год

Место курса « Изучай и твори » в учебном плане

В соответствии с Базисным учебным планом на учебный предмет «Изучай и твори » отводится 35 часов: по 1 учебному часу в классе.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
  • ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
  • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, классным руководителем.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся средней школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса, создает условия для развития творческих способностей.

Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской и проектной деятельности.

Программа “Изучай и твори ” – интеллектуальной направленности.

 Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностные, личностно - ориентированные, деятельностные подходы.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цели и задачи программы «Изучай и твори »

Цели программы:

 1.Создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской и проектной деятельности.

2. Развитие творческих способностей, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

3. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

4. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Задачи программы:

1) формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

2) обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

3) формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска.

Содержание программы

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

- вести устный диалог на заданную тему;

- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

- участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор тем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

 Творческими работами могут быть: поделка, игрушка, вышивка, аппликация, викторина, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

 При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы.

Особенности программы:

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

1. Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

2. Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

3. Системность организации учебно-воспитательного процесса;

4. Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа. Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся.

 В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

Специфика курса:

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Назначение программы

Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.

 

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

•наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

 групповой – организация работы в группах.

 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем, и др.

Обоснование выбора примерной программы.

Для разработки рабочей программы по внеурочной деятельности, мною была выбрана авторская программа, которая богата материальной базой, содержательной линей учебно-наглядной литературы, презентациями, инструментами и приспособлениями для занятий. Отличительной особенностью программы является ежегодное обновление материала.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

• с уроками технологии изготовление различных элементов по темам проектов.

Планируемые результаты

 Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

• адекватное понимание причин успешности и творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.
           
    Регулятивные универсальные учебные действия
    Обучающийся научится:
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
             
    Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

 Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

           Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента;

 Календарно – тематический план реализации рабочей программы

     №

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

      1

Что такое исследование? Как выбрать тему исследования?

1

 

      2

Наблюдение как способ выявления проблем.

      1

 

      3

Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками». Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку)

     1

 

     4-5

Совместное или самостоятельное планирование выполнения проектного задания

     2

 

    6-7

Учимся  выделять главное и второстепенное.

     2

 

    8-9

Методика проведения самостоятельных исследований

     2

 

  10-11

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей

     2

 

  12-13

 Обоснованный выбор способа группового задания.

     2

 .

  14-15

  16-17

Работа над проектом «Умельцы нашего села».

     4

 

  18-19

 Работа над проектом «Умельцы нашего села».

     2

 

  20-21

  22-23

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике

     4

 

   24-25

   26-27

     28

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике

     5

 .

   29-30

   31-32

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике

     4

 

  34-33

Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей.

     2

 

    35

Анализ исследовательской деятельности.

     1

 .

Итого: 35 часов

 

Список литературы

 1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения  школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2011.

2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для  школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2011.

3. М.В. Дубова Организация проектной деятельности  школьников. Практическое пособие для учителей . - М. БАЛЛАС,2010

4. Алексеев С.В., Груздева Н. В., Муравьев А.Г., Гущина З. В.Практикум по экологии: Учеб. Пособие / Под ред. С.В. Алексеева.-М.:МДС, 2003

Для обучающихся:

1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для   школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2011

2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

3. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по теме "Творим и изучаем вместе на занятиях по химии"

Элективный курс предназначен для учащихся 9-10 классов с базовым, углубленным изучением химии...

Рабочая программа по художественно-прикладному творчеству "Твори! Крути !Лепи!"

Данная программа ориентирована на обучение детей 10-13 лет   с ОВЗ, обучающихся в  специальных (коррекционных) общеобразовательных школах-интернатах VIII вида,  без специальной подготов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Раз, два, три - делай, узнавай, твори"

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся,  воспитание  у  них  интереса  к  различным  видам  деятельности...

Рабочая программа внеурочного курса "Я творю музей"

Авторская работа курса, разработанная на основе технологии "Музейной педагогики"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Учимся творить.Оригами и математика»

Актуальность курса состоит в развитии пространственного воображения, умении читать чертежи, следовать устным инструкциям учителя и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени....

«Твори Добро» рабочая программа и ктп

1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Твори Добро» Воспитание нравственных чувств и этического сознания у пятиклассников как направление д...

Рабочая программа по образовательной программе «Юный турист: изучаю родной край"

Пояснительная запискаОбразовательная программа «Юный турист: изучаю родной край» является составной частью духовно-нравственного образования детей в учреждении дополнительного образования ...