ДЕЛОВАЯ ИГРА «МОИ ПРАВА»
классный час (6 класс) на тему

Скворцова Инна Александровна

ДЕЛОВАЯ ИГРА «МОИ ПРАВА»

Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra_moi_prava.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЛОВАЯ ИГРА «МОИ ПРАВА»

Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; сформировать отрицательное отношение к противоправным поступкам, побуждать детей к защите своих прав, воспитывать уважение к правам других людей; способствовать формированию активной жизненной позиции.

Подготовительная работа с детьми

Подготовить группу детей, которые будут участвовать в сценках (роли: мама, сын, учитель, ученик, ученица, Маугли, Гарри Поттер). Сценки очень короткие, репетировать их не надо, достаточно раздать детям слова.

Оформление класса

Компьютерная презентация:  

Слайды:

  • Мои права
  • 20 ноября - Всемирный день прав ребенка
  •  Конвенция «О правах ребенка» (1989 г.)
  • Дети — все человеческие существа до 18 лет (статья 1)
  • Право на жизнь
  • Право на имя при рождении
  • Право на медицинскую помощь
  • Право на образование
  • Право на отдых и досуг
  • Право иметь имущество
  • Право свободно выражать свои взгляды
  • Право на свободное перемещение
  • Право на заботу и воспитание родителями
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни

один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и

оскорблениям)

  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища,

тайну переписки

План деловой игры «Мои права»

  1. Игра «Имена».
  2. Интерактивная беседа «Право на имя».
  3. Мини-лекция «Конвенция о твоих правах».
  4. Ролевая игра «Юридическая консультация».
  5. Разбор ситуаций «Права и обязанности».
  6. Конкурс «Песня о правах».
  7. Подведение итогов (рефлексия).

Дети заходят в класс. При входе каждый получает жетон определенного цвета.

Согласно цвета формируются  2 группы участников (у участников группы на столе разложены памятки, тексты Конвенции «О правах ребенка».

Звучит песня Е. Крылатова на слова Ю. Энтина «Мы маленькие дети» из к/ф «Приключения Электроника».

I.      Игра «Имена»

Классный руководитель. Ребята, вы должны знать, что 20 ноября - это Всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка». Сегодня мы и будем говорить о правах детей.

Но сначала мы поиграем в игру «Имена». Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю первой.

Учитель называет свое имя, например «Татьяна - трудолюбивая». Учитель показывает на ученика, сидящего за первой партой, затем на того, кто сидит за ним, и так по цепочке все дети принимают участие в игре: называют свое имя, добавляя к нему прилагательное.

II.        Интерактивная беседа «Право на имя»

Классный руководитель. Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

Дети. Конечно, имеем.

Классный руководитель. А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?

Дети. Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении. Классный руководитель. Да, это первый ваш документ. А что там еще записано, кто знает? Дети. Там еще записаны имена наших родителей.

Классный руководитель. Правильно, а еще там записано, что выявляетесь гражданами России. А это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. А какие есть еще у детей права? Где они записаны? Кто их утверждал?

Примерные ответы детей:

  • В Конституции, законах, указах и т.п.
  • Разрабатывали президент, депутаты и т.п.

III.        Мини-лекция «Конвенция о твоих правах»

Классный руководитель. Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций. Это авторитетная международная организации возникла после второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право - право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей и была принята Конвенция «О правах ребенка».

Конвенция - это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Какие же права есть у всех детей мира?

Учитель показывает на презентацию, в которой записаны права детей, дети читают записи.

IV.        Ролевая игра «Юридическая консультация»

Классный руководитель. Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить   себя   от   произвола   и   самоуправства.   Давайте   поиграем   с   вами   в   игру «Юридическая консультация».

          Представьте себе, что вы юристы, хорошо знаете права детей (а некоторые из них написаны на доске). И к вам за советом приходят литературные герои.

Каждая команда получает задание. В группе необходимо обсудить ситуацию, посмотреть на доску, подумайте, какие права нарушены и разъясните нашему герою его права.

Свой ответ надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка...»

Пожалуйста, первая группа:

1 группа.

Маугли. Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. А еще я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

  • Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.
  • Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям.

Классный руководитель. Да, ребята согласно Конвенции каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь другого литературного героя, Гарри Поттера.

2 группа.

Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы детей:

  • Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.
  • Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.

V.      Разбор ситуаций «Права и обязанности»

Классный руководитель. Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?

Предлагаю вам разыграть несколько сценок и дать оценку поведению героев.

У вас на столах есть памятки и статьи Конвенции «О правах ребенка», внимательно просмотрите их и дайте правильный ответ.

Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Классный руководитель. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь прав.

Дети. Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.

Сценка 2

Учитель. Ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Ученик. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!

Классный руководитель. Объясните, пожалуйста, в чем не прав ученик?

Дети.  Кроме прав у ученика есть и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Его права действуют, если не нарушают права других!

Классный руководитель. Ребята, какой документ очень хорошо знают герои этих сценок?

Дети. Конвенцию «О правах ребенка».

Классный руководитель. А чего они совершенно не знают?

Дети. Они не знают, что обязаны уважать права других людей.

Классный руководитель. Как же примирить свои права с правами других людей?

Примерные ответы детей:

  • Если ты будешь уважать права других, то и твои права будут уважать.
  • Нельзя свои права ставить выше прав других людей.

Классный руководитель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием- назвали все права, о которых мы сегодня говорили.

Ребята, в Декларации о правах человека есть статья, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жестокому, бесчеловечному отношению». А как вы представляете себе жестокого, бесчеловечного, злого человека? У вас на столах разложены смайлики, которые вы должны разрисовать. Нарисуйте, пожалуйста, злого человека.

А как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?

Дети: ответы детей.

Классный руководитель. В каждом из вас, ребята, есть частичка доброты- как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. Давайте нарисуем смайлик для доброго человека.

Ребята, давайте вместе исполним куплет из песни «Если добрый ты…» (1-2 куплета)

Спасибо, за прекрасное исполнение, я знаю, что вам нравится не только исполнять песни, но и слушать. Сейчас для каждой команды прозвучат отрывки из любимых детских песен, а вы должны буде сказать, о каких правах в ней идет речь.

Конкурс «Песня о правах».

1 команда.

«Песня бременских музыкантов» (музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина)- «Ничего на свете лучше нету…»

(ответ- Право на свободу передвижения)

2 команда.

«Чему учат в школе» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского).

(ответ- право на образование).

1 команда.

«Песенка мамонтенка» (музыка В. Шаинского, слова Д. Непомнящей).

(ответ- Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию).

2 команда.

«Чунга- Чанга» (музыка В. Шаиского, слова Ю. Энтина).

(ответ- Право пользоваться благами, право на отдых).

VI.      Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Ребята, понравилось ли вам выступать в роли юристов? Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?

Примерные ответы детей:

-        Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.

  • Свои права знать нужно, но нужно помнить и про обязанности, не нарушать прав других людей.

Классный руководитель. Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

Дети: Право на образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра «Избирательное право» .Предвыборная программа

Презекнтация к деловой политической игре среди старших школьников "Избирательное право".Презентация включает в себя предвыборную программу молодежной партии "Единство".Положения программы отражают взг...

Деловая игра по праву "ТРАНСПЛАНТАЦИЯ СЕРДЦА"

Право существует в обществе, состоящем из различных слоев,  групп, интересы которых неодинаковы, а порой и противоречивы. Правовые нормы поддерживают общественные интересы. Право необходимо ...

деловая игра по праву

Задачи:воспитание у школьников гражданских качеств и патриотизма, чувства уважения  и взаимопонимания.Участники.В игре участвуют 3-4 команды учащихся 5-6 классов.Форма проведения. Игра...

Деловая игра по избирательному праву

Деловая игра по избирательному праву предназначена для обучающихся 9-11 классов...

Деловая игра по праву "Я - человек! Мои права и обязанности"

Краткое описание деловой игры по праву...

Деловая игра "Мои права и права других людей"

Деловая игра "Мои права и права других людей"...