"На пороге экологической катастрофы"
классный час (10 класс) на тему

Шагдыр-оол Азиана Артуровна

Тема: На пороге экологической катастрофы

Цель: Закрепить пройденный материал и изучить новые понятия.

Задачи:

Образовательные:   Обеспечить   усвоение   и   развитие   знаний   о загрязнении     окружающей     среды,    экологическом     кризисе, экологической катастрофе.

Развивающие:  Развивать    творческие    способности    учащихся,

стремление    к   самостоятельной    познавательной    деятельности.

Развивать способность анализировать, делать выводы, обобщать и

применять свои знания на практике.

Воспитательные:  Воспитание   экологического   мировоззрения,

бережного отношения к своему родному краю.

Оборудование: презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_katastrofa.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения:__________

«На пороге экологической катастрофы»

2015 г.

Тема: На пороге экологической катастрофы

Цель: Закрепить пройденный материал и изучить новые понятия.

Задачи:

Образовательные:   Обеспечить   усвоение   и   развитие   знаний   о загрязнении     окружающей     среды,    экологическом     кризисе, экологической катастрофе.

Развивающие:  Развивать    творческие    способности    учащихся,

стремление    к   самостоятельной    познавательной    деятельности.

Развивать способность анализировать, делать выводы, обобщать и

применять свои знания на практике.

Воспитательные:  Воспитание   экологического   мировоззрения,

бережного отношения к своему родному краю.

Оборудование: презентация

Раньше природа устраивала человека,

а теперь, человек устраивает природу.

Жак Ив Кусто

Ход классного часа:

1.Организационный момент  

2. Постановка цели урока       (высказывание Ж.И.Кусто)

3. Опрос домашнего задания      (Приложение №1)

4. Объяснение нового материала

Учитель: Еще первобытный человек в упорной борьбе с грозными силами природы отстаивал свое первейшее право – право на жизнь (Слайд1)

1)Гибель цивилизаций (мифология ацтеков ( потоп, землетрясение, ураган, пожар, гибель Солнца и Земли), предсказания о конце света ( Апокалипсис), гибель Шумерской цивилизации ( засуха)).

 Учитель:  В мифологии ацтеков говорится о пяти эрах, каждая из которых заканчивалась экологической катастрофой    (Слайд 2,3)

Первая эра    В которой жили люди гиганты,

ЗАКОНЧИЛАСЬ  ПОТОПОМ. (Слайд 4,5)

(Стихотворение читает ученица)

И вал морской вскипел от колебаний,

И норд сверкал, и двигались смерчи,

И родились на ниве созиданий

Фанатики, герои, палачи.

Учитель: Вторая эра- «Солнце Земли»

Была разрушена

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕМ,

а люди превратились в обезьян (Слайд 6,7)

(Стихотворение читает ученик)

Не потому, ли, загораясь мщеньем,

Я против сил безумных восстаю,

И сотрясая твердь землетрясеньем,

На все обиды свой ответ даю.

Учитель: Третья эра – «Солнце ветров»

 ПОГИБЛА ОТ СИЛЬНОГО УРАГАНА  (Слайд 8,9)

 (Стихотворение читает ученица)

И жизни лик подернулся гримасой:

Метался компас – буйствовал народ,

А над землей и над людскою массой

 Свершало Солнце свой законный ход.

Учитель:  Нынешнюю, четвертую эру - ждет всеобщий пожар. Ее  называют:  эра «Солнце огня» (Слайд 10,11) 

(Стихотворение читает ученик)

Кромсают твердь Земли снарядами,

Под сердцем ядерный фугас!

Мы словно душу вынуть рады

За то, что долго терпит нас…

Учитель:  И наконец, окончательной катастрофой,

 согласно этой легенде, закончится пятая эра,

когда погибнут      ЗЕМЛЯ И СОЛНЦЕ.  ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ КАТАСТРОФА.   (Слайд 12,13)  

(Стихотворение читает ученица)

Природа наша терпит, терпит, терпит…

Но сколько можно вынести обид?

И вот однажды, вы уже поверьте,

Она нам очень сильно отомстит.

Учитель: Я думаю, вы слышали о библейской легенде, о всемирном потопе или так называемом АПОКАЛИПСИСЕ.

Или о пророческих предсказаниях, О КОНЦЕ СВЕТА. (Слайд 14,15)

(Стихотворение читает ученик)

И вновь, и вновь взошли на Солнце пятна,

И омрачились трезвые умы,

И пал престол, и были неотвратны

Голодный мор и ужасы чумы.

Учитель:   Древние источники указывают на природные причины гибели реальных цивилизаций, в частности шумерской, погибшей в конце III тысячелетия до нашей эры  ОТ ЖЕСТОКОЙ ЗАСУХИ. (Слайд 16,17).

2) Понятие «экологический кризис», классификация экологических кризисов, их характеристика.

  • Экологический кризис  - это нарушение естественных природных процессов в биосфере, в результате которого происходят быстрые изменения окружающей среды.  (Слайд 18).
  • Классификация экологических кризисов (кризис консументов, продуцентов, редуцентов) (Слайд 19).
  • Кризис консументов –  истребление животных (Слайд 20).
  • Последствия кризиса – гибель  животных (Слайд 21).
  • Кризис продуцентов – интенсивная вырубка леса, последствия вырубки (Слайд 22).
  •  Кризис редуцентов. ПОСЛЕДСТВИЯ: РЕДУЦЕНТЫ НЕ СПРАВЛЯЮТСЯ. (Слайд 23, 24).

3) Экологические проблемы современности, их краткая характеристика (загрязнение атмосферы (смог), озоновые дыры, гибель леса (пожары), кислотные дожди.

Вопрос 1: КАКИЕ  ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ ВЫ ЗНАЕТЕ? (Слайд 25).

(Ответы учащихся)

  • Загрязнение атмосферы
  • Загрязнение гидросферы
  • Загрязнение литосферы
  • Истребление животных
  • Исчезновение растений и т.д.

И все вытекающие  из этих проблем последствия (Слайд 26-30).

Презентация  «Современное состояние и охрана атмосферы» (рассказ ученицы).  

 Гибель леса, кислотные дожди (Слайд 31-34).

Вопрос 2: Какой закон Б.Коммонеро можно прокомментировать ? (Слайд 35,36). «ВСЕ ДОЛЖНО КУДА – ТО ДЕВАТЬСЯ»

Гибель рыбы (Слай 37) .

Презентация  «Большой Узень – источник жизни», (рассказ ученицы).

4) Красная книга позор для Человека, Черная книга (сумчатый волк, моа, дронт, тарпан). (Слайд 38).

Презентации о вымерших животных «Сумчатый волк», «Птица Моа», «Дронт», «Тарпан. Вымерший вид диких лошадей». (Учащиеся комментируют презентации).

Учитель: Человек угрожает существованию видов.

  • Деятельность человека стала угрожать существованию видов.
  • С 1600 г. исчезло 36 видов млекопитающих и 94 вида птиц.
  • Если 400 лет назад биосфера теряла примерно по 1 виду млекопитающих и птиц за 3 года, то в наше время вымирает в среднем по 1 виду каждые 8 месяцев.
  • Сегодня на каждого жителя планеты приходится всего лишь 25 птиц.
  • Гибель одного вида растения может привести к гибели от 5-7 до 30-35 связанных с ним видов животных. (Слайд 39)

Вопрос 3: Какой закон Б.Коммонеро можно прокомментировать ? (Слайд 40)

«ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ» (Слайд 41)

 5)  Угроза Человеку.

 Учитель: Тревожные факты. Создается угроза СУЩЕСТВОВАНИЯ САМОГО ЧЕЛОВЕКА!!!  (Слайд 42)

Вьетнам, мутации. 1961-1971г. 72 млн. дефолиантов.
Последствия применения диоксина 44 млн.людей. (Слайд 43).

Вопрос 3: Какой щакон Б.Коммонеро можно прокомментировать? (Слайд 44)

«ЗА ВСЕ НАДО ПЛАТИТЬ» (Слайд 45).

Экологическая катастрофа – необратимое явление.

Человек при экологической катастрофе – вынужденно пассивная, страдающая сторона   (Слайд 46).

Не допустим гибели еще одной цивилизации!!! (Слайд 47)

И ЗЕМЛЯ ЗАЦВЕТЕТ ОТМЕННО

ИЗ КРОВАВОГО ВЫЙДЕТ КРУГА,

МЫ РАЗУЧИМСЯ ПОСТЕПЕННО

 НА ЗЕМЛЕ УБИВАТЬ ДРУГ ДРУГА

                        Александр Чижевский

6) стихотворение читает ученик, держит глобус в руках  «Я обнял глобус - шар земной»

Я обнял глобус – шар земной,

Один – над сушей  и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут «Береги»

В зеленой краске лес и дол

Мне говорят: «Будь с нами добр,

Не растопчи ты нас, не жги,

Зимой и летом береги»

Журчит глубокая река,

Свои лаская берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги»

И птиц, и рыб я слышу всех:

Тебя мы просим, человек,

«Ты обещай нам и не лги,

Как старший брат, нас береги»

Я обнял глобус – шар земной,

И что-то сделалось  со мной.

И вдруг шепнул я: «Не солгу.

Тебя, родной мой, сберегу».

5.Закрепление: (по вопросам)

1.Гибель цивилизаций это миф или реальность?

2.Чем отличается гибель, нынешней четвертой цивилизации (по

легенде ацтеков)? Чем она вызвана?

3. Согласны ли вы, что миру угрожает экологическая катастрофа?

6.   Рефлексия:   Какие  чувства вызвал  у  вас,   наш  сегодняшний разговор?

•   Обиду

•   Жалость

•   Тревогу

•   Досаду

•    Возмущение

       Надежду

•    Ответственность

•   Уверенность                  

Прокомментируйте

7. Обращение к учащимся школы.

(учащиеся составляют обращение к учащимся школы, где сами оставляют свои автографы и пожелания)

8. Презентация «Как прекрасен этот мир»

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

1.Выберите правильный ответ:

1.  Наименее устойчивы против газов и пыли:

 А) клен, тополь

Б)сосна, ель

В) вяз, осина

2. Причина возникновения «озоновых дыр»

А) увеличение выбросов в атмосферу углекислого газа

 Б) увеличение выбросов в атмосферу фреонов

В) уменьшение в атмосфере доли кислорода

3. Страна, самая богатая лесными ресурсами

А) США

Б) Китай

 В) Россия

2.Построить экологическую цепочку:

«Мышь и сыр» - 1 вар             «Коршун и яблоки» - 2 вар.

З.Когда впервые была издана Красная книга? 1- вар.

З.Какой организацией была издана Красная книга? 2 - вар.

Ответы:

1)  1 -Б ,   2 -Б ,    3 -   В

2)   мышь - гнезда шмелей -    урожай клевера - удои молока -количество сыра

Коршун - мелкие птицы - личинки вредителей - яблоки

3)  1966 году, Международный союз охраны природы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок экологии по теме «На пороге экологической катастрофы» для 10 класса

Тема: НА ПОРОГЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫ Цель: Закрепить пройденный материал и изучить новые понятия. Задачи: Образовательные:   Обеспечить   усвоение   и   ...

На пороге экологической катастрофы

Катастрофа – это очень страшное слово. Синонимом к этому слово подходят слова: непоправимая беда, крушение, авария, катаклизм, трагедия, трагическое событие. А экологическая катастрофа – это крушение ...

Устный журнал «На пороге экологической катастрофы»

Цель: Расширение представлений ребят о взаимосвязях в природе, о способах сохранения и оказания помощи природе.Задачи: Ознакомить с фактами уничтожения природы России.Способствовать формированию полож...

Разработка урока экологических знаний "Экологические катастрофы"

Цель: формирование у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе; Задачи:Образовательные:  создавать условия для освоения учащимися информации о причинах экологической...

Единый урок экологии "На пороге экологической катастрофы"

Урок проводится с целью привлечения внимания детей к возможности решения сложных экологических проблем и помощи в осознании ими необходимости личного посильного вклада каждого человека в сохранении ок...

На пороге экологической катастрофы

На пороге экологической катастрофы. Природа взывает о помощи. Если бы Земля могла говорить, она бы уже кричала: «Остановитесь, люди! Планета в опасности!» Да она и кричит, громко заяв...