Разработка урока экологических знаний "Экологические катастрофы"
план-конспект урока по физкультуре (7 класс) на тему

Мешкова Ксения Витальевна

 

Цель: формирование у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе;

 

Задачи:

Образовательные:  создавать условия для освоения учащимися информации о причинах экологической  катастрофы.

Развивающие: развивать способность у учащихся анализировать, делать выводы, обобщать и применять свои знания на практике.

Воспитательные: формировать у учащихся экологическое  мировоззрение, бережное отношение к своему родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ekologicheskih_znaniy.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок экологических знаний

«Экологические катастрофы»

(для учащихся 7 класса)

Цель: формирование у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе;

Задачи:

Образовательные:  создавать условия для освоения учащимися информации о причинах экологической  катастрофы.

Развивающие: развивать способность у учащихся анализировать, делать выводы, обобщать и применять свои знания на практике.

Воспитательные: формировать у учащихся экологическое  мировоззрение, бережное отношение к своему родному краю.

Ход урока:

1.Организационный момент (1 мин.).

2. Изучение нового материала (10 мин.).

3. Обсуждение (10 мин.).

4. Экологический тренинг (5 мин.).

5. Экологическая физминутка (2 мин.).

6. Сообщения учащихся (10 мин.).

7. Рефлексия. (7 мин.).

1. Организационный момент

У.:Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке, мы с вами попытаемся понять, насколько близко наша планета Земля находится к глобальным экологическим катастрофам. В силах ли мы спасти нашу планету от неминуемой гибели? И что человечество уже предпринимает, чтобы не дать экологической катастрофе разрушить все на своем пути?

2. Изучение нового материала.

 Просмотр видеоролика о причинах возникновения экологических катастроф (https://www.youtube.com/watch?v=8Bvq3sgXymI)

3. Обсуждение

- Почему планета Земля находится в экологической опасности?

(ответы учащихся)

- Почему же человек, имея практически все знания об окружающем мире, о тонкой организации всего живого, позволяет себе уничтожать планету, приводя ее к экологической катастрофе?

(ответы детей)

У.:Человечество, на заре своей жизни, бережно относилось к природе. Люди старались жить в гармонии с ней. Может быть, они боялись гнева богов. А может быть, понимали, что природа дает человеку пищу, воду, свет, тепло и  стоит относиться к ней бережно.

 Как писал К. Г. Паустовский: «Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение ее свое человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни».

4. Экологический тренинг

У.:Возьмите в руки глобус и выскажите свое мнение, что для Вас значит планета Земля?

Начните: «Планета Земля для меня….» и передавайте следующим ребятам по кругу.

У.:Молодцы, ребята. Теперь мы видим, насколько трепетно вы относитесь к нашей природе.

5. Экологическая физминутка

Мы на небо посмотрели (поднимаем голову вверх)

Плывут тучи еле-еле (подняли руки и покачали ими).

Ну а, если, вниз мы взглянем (опускаем голову вниз),

Руки мы свои дотянем(тянем руки вниз),

Прикоснемся мы к земле (достаем руками до пола)

Станет всем нам веселей (весело шагаем на месте)!

Вытягиваем руки перед собой и трясем кистями. Делаем вращательные движения головой влево-вправо, вверх-вниз. Делаем наклоны корпусом влево-вправо, вверх-вниз.

У.: Продолжаем изучать экологические катастрофы.

- Что же такое экологическая катастрофа?

(ответы детей)

У.: Давайте сейчас выделим главные аспекты ваших предположений. Итак, экологическая катастрофа – это необратимое изменение природных комплексов, связанное с массовой гибелью живых организмов.

- Как вы думаете, с чем может быть связана экологическая катастрофа?(ответы детей: работа заводов, фабрик; вырубка лесов, осушение болот и другое)

У.:Да, действительно, большинство экологических катастроф происходит по вине человека.Одна из крупнейших экологических катастроф, которая возникла по вине человека, является Аральская экологическая катастрофа. Во второй половине XX в. для выращивания хлопчатника в Средней Азии на реках Амударья и Сырдарья люди создали огромную систему плотин и водохранилищ. Это позволило оросить миллионы гектаров земли по системам каналов. Из-за огромного изъятия воды Аральское море обмелело. Соленость его воды намного повысилось. Это привело к вымиранию и сокращению видового разнообразия. Территория вокруг Аральского моря превратилась в соленую пустыню. Из-за обмеления моря, произошло заболачивание и засоление почв. Естественно, численность многих сообществ растений, произрастающих на этих территориях, резко сократилось.

6. Сообщения учащихся (15 минут).

У.:Я попросила некоторых ребят приготовить по небольшому сообщению о таких экологических катастрофах, как Чернобыльская катастрофа, авария на АЭС Фукусима и экологическая катастрофа в Венгрии. Попрошу каждого ученика выступить с докладами.

- Чернобыльская катастрофа

26 апреля 1986 года на атомной электростанции имени В.И. Ленина произошел взрыв на энергоблоке №4, который полностью разрушил реактор, и это привело к тому, что выброшенные в атмосферу продукты деления ядерного топлива обусловили радиоактивное загрязнение не только вблизи АЭС в границах Украины, России и Белоруссии, но и за тысячи километров от места аварии.

Сразу же после катастрофы погиб 31 человек, а 600 тысяч ликвидаторов, принимавших участие в тушении пожаров и расчистке, получили высокие дозы радиации. Радиоактивному облучению подверглись почти 8,4 млнжителей Белоруссии, Украины и России, из них было переселено почти 404 тысячи человек

-Авария на АЭС Фукусима

Землетрясение стало причиной сбоя электроснабжения на атомной станции ФукусимаДайичи с шестью атомными энергоблоками. Цунами затопило резервные дизельные генераторы, и станция осталась без электроснабжения, которое необходимо для работы системы охлаждения реакторов. В результате ядерное топливо  1,2 и 3 реакторов начало плавиться. Из-за скопления водорода в зданиях, где расположены реакторы, прогремели разрушительные взрывы.

Фукусимская катастрофа стала причиной «крупнейшего за всю историю выброса радиации в мировой океан». В апреле 2011 года в пробах океанской воды, взятых у берегов Фукусимы, уровень цезия-137 в 50 млн раз превышал доаварийный уровень.В Японии следы радиации были найдены в рисе, мясе, фруктах, овощах, молоке и детском питании.

-Экологическая катастрофа в Венгрии

4 октября 2010 на западе Венгрии произошла крупная экологическая катастрофа. На крупном заводе по производству алюминия в результате разрушения резервуара с токсичными отходами около 700 тысяч кубометров едкого вещества — так называемого красного шлама, прорвав плотину, залили 3-метровым потоком города Колонтар и Дечевер, а также газопровод и железнодорожные пути.

Красный шлам — это осадок, который образуется при производстве оксида алюминия. При попадании на кожу он воздействует на нее как щелочь.

В местные реки вылилось около 700 000 кубических метров токсичных химических отходов. В результате погибло много животных, четыре человека, еще 120 получили ранения, в основном, химические ожоги.

У.:Молодцы, ребята. Очень интересные сообщения.

7. Рефлексия:

- Итак, мог ли человек предотвратить эти экологические катастрофы?

(ответы учащихся)

-А что же для этого нужно делать?(ответы детей)

У: Для предотвращения всевозможных экологических катастроф необходимо прекратить массовую  вырубку лесов, которые являются «лёгкими» нашей планеты. Необходимо принять меры по сохранению зеленых насаждений.   На месте исчезнувших лесов, в результате пожаров и человеческой деятельности, следует насадить большое количество новых молодых деревьев, которые заменят их через несколько лет. Именно так вполне реально сохранить экобаланс.

Для предотвращения экологических катастроф следует прекратить загрязнение почвы и воды промышленными и бытовыми комплексами, нефтепродуктами и пестицидами. Так же следует предотвратить разрушение озонового шара планеты, создать очистные сооружения, прекратить производство ядовитых химикатов и упорядочить использование пестицидов. Необходимо побольше сооружать мусороперерабатывающих заводов.

-А для сохранения экологического баланса, что предпринимает человек? (ответы детей)

У: Создают как можно больше природных охраняемых территорий: парков, заповедников и центров по разведению вымирающих растений и животных, занесенных в Красную книгу. Защищают природу и осуществляют природоохраняемые программы. А так же стараются восстанавливать качество и чистоту воды, почвы, чтобы сохранить популяции исчезающих с лица земли растений и животных.

Нужно трепетно и бережно относится к нашей природе. Людям нужно приложить все усилия для сохранения экологического баланса, для того чтобы в мире не повторились те страшные катастрофы, которые мы с вами рассмотрели сегодня.

Всем спасибо за урок, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Экологические проблемы"

Презентация и конспект урока по теме "Экология". Данный  урок может быть использован для прохождения программы по УМК 10 года обучения для школ с углубленным изучением английского языка, а также ...

Разработка урока: "Экологическое право. Право человека на благоприятную окружающую среду".

В разработке урока большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды, о необходимости научиться разбираться в экологической  ситуации, сложившейся в своем городе, районе, критичес...

методическая разработка урока "Экологические факторы и их влияние на живые организмы"

Комбинированный, практико-ориентированный урок с использованием цифровой лаборатории "Архимед"Используется технология ПДО (проблемно-диалогового обучения)На уроке закладываются основы владения  э...

Разработка урока "Экологическая оценка учебных кабинетов"

Урок по теме «Экологическая оценка состояния учебных кабинетов» - это урок раздела «Экология человека» в рабочей программе курса «Экология» (11 класс). На уроке предусмотрена практическая работа. На у...

Методическая разработка урока "Экологическая безопасность"

Конспект урока "Экологическая безопасность"...

Экологический урок «На пороге катастрофы»

Экологический  урок                   «На пороге катастрофы»  Форма проведения: уст...

Разработка урока экологического урока «Наш дом. Ничего лишнего» ( технологическая карта)

Ученики средних и старших классов узнают, в чем преимущества рационального использования природных ресурсов, и примерят на себя роль консультантов по разумному подходу, дающих советы людям, которые хо...