Воспитательная система класса "Школа толерантности"
проект (5 класс) на тему

Маркина Наталья Васильевна

Воспитательная система класса предназначена для реализации в 5-9 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsk_shkola_tolerantnosti.doc189.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная система

 

                         

              Годы реализации: 2011 -2016 годы

 

                                                             

Нижний Новгород

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Информационная карта программы.
  2. Пояснительная записка.
  3. Аналитическая часть.
  4. Концептуальные основы программы.
  5. Цели и задачи программы.
  6. Механизм реализации программы.
  7. Ожидаемые результаты.
  8. Список литературы.
  9. Приложение.

                                                                   

                                                                     Познай себя – это интересно!

                                                                                                   Сотвори себя – это необходимо!

                                                                                               Утверди себя – это возможно!

                                                                                           Прояви себя – это реально!

         

Пояснительная записка:

        Современная жизнь с ее социально- экономическими реалиями требует новых подходов к образованию и воспитанию молодежи. В настоящее время в области воспитания существует много проблем. Они связаны с экономическим и политическим реформированием нашего общества. Отмечается резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица, «падение нравов», снижение общекультурного уровня, безразличие к образованию детей и нежелание участвовать в школьных делах, низкий образовательный уровень, общекультурный уровень родителей, повторяющийся у их детей.

    Разные системы ценностей, субкультуры, идеологии, образы жизни присутствуют в современной ситуации и задают противоречащие друг другу эталоны, нормы социального поведения. Социальная жизнь неопределенна: в обществе возникает дифференциация на все более мелкие страты со своими нормами жизни. То, что считается эталонным в одной социальной группе, неприемлемо для другой.

    Все чаще в своей жизни мы видим безразличие к людям, недоверие, бессердечность и жестокость, встречаемся: с безответственными и безнравственными людьми. Человек стал интеллектуально мощным, но духовно бедным. Заботы его замкнулись на личном благополучии. Кризисная ситуация в стране в последнее время обострилась обнищанием старых и больных людей, разделением общества на очень богатых и очень бедных. Увеличилось число бездомных детей. Распространяется курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания. Растет преступность, участились суицидные случаи. Многие молодые люди испытывают трудности в выборе профессии. Отчаяние, неуверенность в завтрашнем дне, апатия и неспособность к активным действиям губит молодежь начала XXI века.

Ситуация в нашем городе осложняется тем, что в него направляются миграционные потоки из регионов ближнего зарубежья (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Армения). Дети и подростки тяжело переживают переезд, оказываются вырванными из привычных культурных и социальных слоев, с трудом адаптируются в новых условиях, часто оказываются социально незащищенными. Все это делает очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы в рамках одного из немногих социальных институтов, реально занимающимся развитием и воспитанием детей – школа. Не учитывать вышеперечисленные моменты при планировании  процесса воспитания было бы ошибочным.

Таким образом,  воспитание, реализующееся посредством ВСК «Школа толерантности», регламентированной Концепцией гимназии  «Восхождение к культуре» (в основе – базовая культура личности),  - есть целенаправленный процесс по созданию условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и общественных ценностей, оказанию им помощи в  нравственном, гражданском, профессиональном становлении, жизненном самоопределении и самореализации личности.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Для традиционной воспитательной системы характерен принцип бессознательного приспособления  воспитанника  к миру, но нам видится, что проводником  общения с миром может стать  культура гражданского становления личности как к способ  жизнедеятельности человека, позволяющий    личности жить в гармонии с общечеловеческой национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности.

У  каждого подростка в процессе становления формируется свой собственный культурный опыт. Путь формирования опыта – это соприкосновение с большим разнообразием субкультур,  а также с достаточным набором национальных культур.

 Нельзя не учитывать влияние  среды как источника формирования культурного опыта. Она включает условия и окружение жизнедеятельности ребенка в семье,  взаимоотношения и действия в различных неформальных группах, как одновозрастных, так и разновозрастных; ситуативное  поведение  вне семьи и групп. Еще  один из средовых факторов развития ребенка -  разнообразные детские общности, неформальные группы и коллективы. В пору отрочества они играют более значимую роль, чем семья. Также выход ребенка  в  более широкое социокультурное пространство обусловлен  его взрослением.

Концепция данной целевой программы  – стержень  воспитательной системы класса, она соотнесена Концепцией гимназии «Восхождение к культуре»,  разработана в соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»,  Указом президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

Цель  концепции ВСК «Школа толерантности» -  определение    ценностных  и нормативных  основ  взаимодействия     в целях совместного обеспечения условий для развития и воспитания.

Воспитательная система -  определенная система, формирующая  не готовые гражданские знания, навыки и умения,  но культуру их формирования и изменения.

Именно поэтому   решением проблемы станут такие цели  и реализация их посредством воспитательной системы,  которые обеспечат гражданское становление личности  подростка  на определенном этапе.

Предполагаемый результат воспитательной деятельности – сформированность гражданской   культуры  личности.

Теоретические основы разработки:

  1. Научные труды отечественных и зарубежных ученых гуманистического направления В.А.Караковского,  И.П. Иванова и Ф.Я.Шапиро, Я. Корчака,  Ш.Амонашвили)
  2. Научные труды отечественной психологической науки М.Бахтина, Л. Выготского, В. Библера
  3. Научные труды культурологической педагогической парадигмы Е.В. Бондаревской, А.С. Макаренко, Е.А.Ямбурга

Понятие «толерантность» является термином международного права, который обозначен в Декларации принципов толерантности (принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году) как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, отказ от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.

Толерантность определяет способность человека в проблемных, кризисных ситуациях активно и адекватно взаимодействовать с самим собой, с другими людьми и окружающим миром.

Формирование особого духа, уклада жизни, возрождение традиций представляется сегодня одной из актуальных задач воспитательной системы.

При разработке данной воспитательной системы были учтены исторические, социально-экономические, национальные особенности и традиции нашего района и школы, которые могут способствовать формированию толерантности у всех участников образовательного пространства.

Основываясь на базовые ценности, педагогический коллектив, при разработке воспитательной системы «Школа толерантности», определил набор качеств, которые можно оценить в процессе воспитания личности ребенка. Такой набор качеств личности состоит из:

-чувство дружбы, сотрудничества,

- аккуратность, исполнительность, чувство долга и ответственности,

- терпимость мнению, поведению, идеологии другого человека,

- чувство собственного достоинства,

- отзывчивость, гуманизм, активность в общественных делах.

Чтобы школа не утратила суть духовности и радости, чтобы основы наук проходили через душу и сердце ребенка необходимо построение воспитательной и учебной работы на иной, отличной от традиционной, основе. Мы считаем, что в наших условиях такой основой является принцип толерантности, необходимо:

  • обучение детей конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;
  • развитие социальной восприимчивости учащихся, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию;
  • развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
  • обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Способствует улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы связана с:

  • нарастанием маргинальности и девиантного поведения молодежи;
  • утратой духовных ориентиров и связи поколений;
  • нарастанием миграционных процессов в городе и в частности в школе;
  • большим расслоением общества и нарастанием нетерпимости.

Исходя из анализа актуальности, можно сформулировать основную проблему концепции: современные воспитательные системы имеют сильный крен в сторону воспитания нейтральных черт, которые с успехом могут служить как целям гуманным, так и асоциальным, а мы считаем необходимым для нашей школы формирование толерантной личности, способной к саморазвитию.

Цель: создание в классе воспитательной среды, способствующей формированию толерантной личности, способной к саморазвитию.

Задачи:

  • развитие у школьников черт толерантной личности с целью воспитания ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность;
  • развитие способности понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни;
  • развитие способности предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами;

Основным планируемым результатом является наличие у учащихся следующих поведенческих навыков:

В области обучения:

  • сотрудничество, дух партнерства;
  • признание многообразия;
  • признание равенства других.

В области воспитания:

  • уважение человеческого достоинства;
  • уважение прав других;
  • терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

В области психического развития:

  • способность поставить себя на место другого;
  • уважение права быть иным.

В области социализации:

  • готовность мириться с чужим мнением;
  • принятие другого таким, какой он есть;
  • отказ от доминирования, причинения. 

Чтобы добиться эффективной реализации программы отдельно разрабатываются блоки для младшего подросткового возраста (5-7 кл.), старшего подросткового возраста (8-9 кл.), и старшеклассников.

Учащийся узнает о том, какое поведение, какие способы работы для него наиболее эффективны и желательны и какими условиями они обеспечиваются. Так, например, застенчивым и недостаточно общительным детям для развития и саморазвития рекомендуется включаться в групповые формы работы, рассеянным и недостаточно внимательным – работать в условиях жесткого и четкого алгоритма деятельности.

Поскольку большинство качеств толерантной личности невозможно сформировать “в лоб” каким-либо прямым воздействием, мы включаем детей в определенные виды деятельности, позволяющие пережить им субъективный опыт толерантных отношений. Для этого разрабатываются психологической службой и апробируются творческой группой учителей большие психологические игры (БПИ), ролевые и психодраматические игры, мини-тренинги, КТД. Большая психологическая игра предполагает: погружение ребенка на несколько часов (в зависимости от возраста) в определенную проблему; знакомство с теорией; прохождение определенных психологических этапов и ее решение.

Все эти формы работы внедряются в жизнь в ходе реализации системы “школа толерантности”. Система включает 5 воспитательных модулей (как относительно самостоятельных" частей воспитательного процесса), так как они позволяют комплексно воздействовать на коллектив и отдельную личность, в них участвуют  все ученики.

1 модуль "Истина"

Позволяет удовлетворить потребности саморазвития и самосовершенствования личности ребенка и подростка, формирует "Я - концепцию" как систему представления личности о себе).

2 модуль "Интеллект"

Помогает детям в осознанном самоопределении личности, формирует умения и навыки самовоспитания, самообразования и межличностного взаимодействия формам самоопределения личности в самых различных жизненных обстоятельствах.

3 модуль"Творчество"

Включает учащихся в творческую деятельность, ученики получают навыки самостоятельной творческой работы, что способствует развитию нравственной, волевой и эстетической сферы личности и креативного мышления, выявлению индивидуальных способностей, является основной формой самовыражения личности.

4 модуль "Добро"

Способствует формированию гуманистического, демократического мышления, высоконравственного отношения личности к себе и к миру, толерантности и экологическому мышлению.

5 модуль "Здоровье"

Реализует воспитание устойчивой мотивации на здоровый образ жизни. Для этого в школе создан центр "Здоровье", который непосредственно участвует в работе. Это позволяет систематически вести профилактику девиантного поведения, формировать социальную активность, воздействовать на сохранение и укрепление здоровья ребенка.

Соблюдается преемственность от одной возрастной ступени к другой, ребенок остается все время в среде, которая представляет для него опыт творчества, достижения, самоутверждения и самореализации.

"Истина"

Для толерантной личности необходимо умение владеть собой. Освоить это качество можно в ходе изучения основ Самосовершенствования личности. Этот спецкурс предполагает знакомство с основами психологии личности; обучение методам самоанализа; способам целенаправленного развития определенных качеств. Это одно из главных направлений; так как идет целенаправленное и системное обучение детей основам теории ССЛ:

  • 5 классы "Познай себя";
  • 6 классы "Сделай себя сам";
  • 7 классы "Научи себя учиться";
  • 8 классы "Утверждай себя";
  • 9 классы "Найди себя";
  • 10 классы "Управляй собой";
  • 11 классы "Реализуй себя".

В ходе работы по этому направлению проходят: классные часы по темам ССЛ, "Презентации личности", праздники открытия новых традиций, заседания клуба интересных встреч; организуется: помощь родителям, пожилым людям; знакомство со своими правами во время изучения конвенции о правах ребенка, с "Обязанностями и правами ученика", с историей района, города, семьи. Учащиеся создают летопись классов, школы, заботятся о благоустройстве школы, разводят цветники.

"Интеллект"

Толерантная личность должна обладать высоким интеллектуальным уровнем, чтобы всецело осознавать богатое многообразие культуры нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, ей способствуют знания. Это направление "Интеллект" помогает раскрыть личность каждого ребенка, проявить свои способности

  • 5 классы "Я стараюсь, развиваюсь";
  • 6 классы "От знания к поступку";
  • 7 классы "Осознанное познание";
  • 8 классы "Я знаю, что я знаю";
  • 9 классы "Мыслю, следовательно, существую";
  • 10 классы "Юные интеллектуалы";
  • 11 классы "Прикосновение к науке".

Осуществляя данное направление, проводят: олимпиады по предметам, турнир эрудитов, вечера вопросов и ответов; помогают своим товарищам проявить свои способности в одном из конкурсов; участвуют в конкурсе "Ученик года"; знакомятся с друзьями во время рингов "Презентация личности"; создают "Книгу школьных рекордов"; заботятся о том, чтобы об успехах ребят знали родители, жители города.

"Творчество"

Творчество – это наиболее широкая сфера проявления толерантности. Именно в нем глубоко раскрывается индивидуальность каждого творца. Совместное творчество предполагает: воспитанное терпимости к чужим мнениям, уважения человеческого достоинства, духа партнерства. Это направление выбрано потому, что ССЛ предполагает развитие творческих качеств личности:

  • 5 классы "Творческий калейдоскоп";
  • 6 классы "Какой я интересный человек";
  • 7 классы "Создаем себя";
  • 8 классы "Как стать интересным";
  • 9 классы "Жизнеутверждающий мажор";
  • 10 классы "Дом, который построим мы";
  • 11 классы "Мой прекрасный мир"

Проводят День открытых дверей, праздник Песни, экскурсии, походы, недели истории, географии, МХК, выставки прикладного творчества, рисунков; помогают младшим школьникам в проведении игр;  с жизнью разных людей на уроках, классных часах, через посещение творческих вечеров преподавателей школы и школы искусств; создают альбомы, "раскладушки" о мастерах; заботятся о пополнении фонда библиотеки через акцию "Подари книгу школе".

"Добро"

Несомненно, это – одно из главных направлений в работе, так как исключительной ценностью для развития личности выступают нравственное начало в ребенке: доброжелательность, способность к сопереживанию, способность поставить себя на место другого, снисходительность и терпение.

  • 5 классы "Какого ты рода – имени";
  • 6 классы "Чью старость ты утешил";
  • 7 классы "Суд над сквернословием";
  • 8 классы "Путешествие в свое прошлое";
  • 9 классы "Цветок человеколюбия";
  • 10 классы "Соблазны и ошибки (духовное самоопределение)

Проводят акции "Помоги ветерану", акции "Аллея для города", вечера встречи с интересными людьми; помогают родителям, ветеранам; знакомятся с историей своей семьи и пишут сочинения "Моя семья", с потребностями города в профессиях; создают и организуют праздничную почту; заботятся о благоустройстве школы.

"Здоровье"

Отсутствие здоровья часто лежит в основе отчуждения, ограниченной коммуникации, недостаточного самоуважения. Сохранение здоровья каждого – залог здоровья нации.

  • 5 классы "Здоровье – счастье человека";
  • 6 классы "Золотые правила здоровья";
  • 7 классы "Спортивная гостиная";
  • 8 классы "Суд над...";
  • 9 классы "Важные мелочи";
  • 10 классы "Саморегуляция. Быть здоровым и красивым";
  • 11 классы "Искусство жить".

Проводят спартакиады, соревнования "День туриста", конкурсы плакатов "Нет наркотику, сигарете"; помогают организовывать походы, экспедиции; знакомятся с приемами релаксации; создают летний оздоровительный лагерь и трудовой отряд; заботятся о сохранении здоровья.

5 класс

Цель: Воспитание у подростков терпимого отношения к себе и к окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.

Задачи:

  • Ознакомить с понятиями «толерантность», «толерантная личность»;
  • Обсудить проявление толерантности и нетерпимости в обществе;
  • Развить чувства собственного достоинства и умения уважать достоинства других;
  • Учить осознавать многообразие проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;
  • Развить способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного диалога о самом себе.

Тема

Кол-во часов

Сентябрь

Что такое толерантность?

1

Октябрь

Эмблема толерантности

1

Ноябрь

Черты толерантной личности. Чем отличается толерантная личность от интолерантной.

1

Декабрь

Я и группа: толерантность к себе. Чувство собственного достоинства.

1

Январь

Я и группа: толерантность к себе и другим.

1

Февраль

Толерантное общение.

1

Март

Толерантность к другим: разные миры

1

Апрель

Толерантность к другим: неведомые миры

1

Май

Толерантность к другим: учимся сочувствию

1

Итого:

8

В результате школьники приобретают:

знания: понятие «толерантность», особенности толерантной и интолерантной личности, знания своих способностей, личностных черт; причины и следствия непонимания, возникающего в результате взаимодействия человека с представителями других культур.

умения: отличать толерантного человека от интолерантного; умение показать, как отношение к себе связано с толерантностью к другим; какими способами можно сделать общение толерантным.

навыки: определение толерантной личности; толерантное общение; успешное взаимодействие с представителями другой культуры.

6 класс

Цель: Развитие социального интеллекта подростков, повышение самооценки через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы, развитие способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию.

Задачи:

  •  Развитие рефлексии подростков путем обращения к проективным формам и обратной связи от одноклассников;
  • Развитие групповой сплоченности;
  • Создание условий для развития позитивного самоотношения учащихся;
  • Создание условий для развития эмпатии в  игровых моделях межличностного взаимодействия.

Тема

Кол-во часов

Сентябрь

Что я знаю о себе? Моей уникальное «Я»

1

Октябрь

Я глазами других.

1

Ноябрь

Мои достоинства и недостатки.

1

Декабрь

Мои «плюсы» и «минусы» со стороны.

1

Январь

Как превратить недостатки в достоинства?

1

Февраль

Чувства «полезные» и «вредные».

1

Март

Злость и агрессия.

1

Апрель

Что такое эмпатия?

1

Май

Эмпатия в действии.

1

Итого:

8

В результате школьники приобретают:

знания: собственный «Я-образ»; польза и вред эмоций; понятие «эмпатия».

умения: самоанализ собственных достоинств и недостатков, определение своего уровня эмпатии.

навыки: внимательное отношение к другому человеку, взаимодействие в группе.

7 класс

Цель: Способствовать повышению уровня толерантности у учащихся

Задачи:

  1. Развитие умения слышать и слушать.
  2. Воспитание чувства коллективизма.

Тема

Кол-во часов

1.

Что мы знаем о себе?

1

2.

«Добрым быть совсем не просто»

1

3.

Эмоции и чувства

1

4.

«Чувствовать рядом с собой человека»

1

5.

Общение и умение общаться

1

6.

Основы этикета и искусства общения

1

7.

«Как стать лучше?»

1

8.

Нужно ли управлять своими эмоциями?

2

Итого часов:

9

В результате школьники приобретают

знания: понятие толерантности  общения, терпения и терпепимости.

умения:  умение слушать своего собеседника, уважать.

навыки: анализировать различные ситуации, которые могут привести к конфликту.

8 класс

Цель: Способствовать становлению толерантной личности.

Задачи:

  1. Развитие эстетических качеств.
  2. Воспитание уважительного отношения к окружающим.

Тема

Кол-во часов

1.

Мы и наши способности

1

2.

Психологические тесты (психологи)

1

3.

Что может человек?

1

4.

«Будьте добрыми и человечными»

1

5.

Я и мир вокруг меня

1

6.

Проблемные ситуации (с психологами) тренинг

1

7.

Что такое гуманизм?

1

8.

Гуманизм и его проявление в художественной литературе

2

Итого часов:

9

В результате школьники приобретают

знания:  понятия милосердие, сострадание, гуманизм.

умения: умение объяснять термины нравственного характера. Умение объяснять и аргументировать свою позицию, свою точку зрения.

навыки: участие в диспутах, спорах, диалогах.

Учебно-тематический план занятий в 9 классе

Цель: формирование нравственных качеств личности школьника для практической деятельности познания, ориентации в окружающем мире.

Задачи:

  1. Освоение школьниками этических понятий, формирования познавательного интереса к этическому знанию, основам этической культуры.
  2. Развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения.

Темы классных часов:

Тема

Примечание

1.

Мой разум – основа моего поведения, а мое сердце – мой закон.

Сентябрь

2.

Моя любовь – моя звезда

Сентябрь

3.

Расскажи мне обо мне

Октябрь

4.

Прекрасно там, где бывает милосердие.

Октябрь

5.

Моя дорога к себе и другим

Ноябрь

6.

Жизнь как познание добра.

Ноябрь

7.

Культура человека. Человек среди людей

Декабрь

8.

Как бороться с конфликтами.

Декабрь

9.

Толерантность и межнациональные отношения

Январь

10.

«Отцы и дети» в современном обществе

Февраль

11.

Нравственный закон внутри каждого.

Февраль

12.

Я отвечаю за свои поступки

Март

13.

Не отрекаются любя

Апрель

14.

Все мы родом из детства

Май

15.

Будущая жизнь – завтрашний день жизни настоящей

Май

Всего: 15 часов

        В результате школьники приобретают:

        Знания: расширение и углубление нравственных знаний:

- что же есть добро и зло, благо, справедливость;

- что означают честь, совесть, долг, свобода;

- как разобраться в таких категориях как любовь, дружба, счастье;

- в чем смысл жизни, и что считать идеалом?

Умения и навыки: нравственное развитие учащихся, выраженное в восприятии жизнь и другого человека как наивысшей ценности, проявлении доброжелательности и уважения к другому, чувстве эмпании, а также ответственности за слова и поступки, чувстве собственного достоинства; стремлении к самоопределению, самосовершенствованию, самовоспитанию.

Принципы воспитательной системы

Деятельность, общение и отношения в классе строятся на следующих принципах:

Принцип гуманизма. Это главный принцип в организации жизнью класса. Только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищённой, нужной, значимой.

 Принцип самоактуализации. В каждом подростке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога, уникальности классного коллектива - это главная задача и магистральное направление развития школьного сообщества. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член ученического коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и в школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в школьном сообществе.

 Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося. Благодаря творчеству, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».    

 Принцип доверия и поддержки.  Обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно- ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка. Принцип системности.  Он обусловлен тем, что личность, как целостная интегральная система, должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе.

Функции воспитательной системы:

                     Воспитательная система класса  предполагает  следующие функции:

  • развивающую, направленную на изменение  мотивации  учебной деятельности, развитие творческой личности, способной  к самовыражению, самореализации;
  • интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и  внешкольных связей;
  • защитную, способствующую  изменению  типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;
  • корректирующую, направленную на  коррекцию поведения и общения  ребенка с целью предупреждения негативного  влияния на формирование личности;
  • компенсирующую,  предполагающую создание  в школе  условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие  коммуникабельности, обеспечивающей успешность  совместной деятельности детей и  взрослых;
  • управленческую,  ориентированную на оптимизацию условий для профессионального роста педагога, взаимодействие  всех участников  воспитательной системы.

Участники программы.

  • 1   Учащиеся.
  • 2   Классный руководитель.
  • 3   Родители учащихся.
  • 4   Учителя - предметники.
  • 5   Педагоги дополнительного образования.
  • 6   Работники учреждений культуры и спорта.

Организуемая деятельность.

  • 1   Диагностическая.
  • 2   Познавательная.
  • 3   Общественно – полезная.
  • 4   Спортивно – оздоровительная.
  • 5   Трудовая.
  • 6   Культурно – массовая.

Формы воспитательной работы.

  • - Интеллектуально – познавательные игры, викторины.
  • - Праздники.
  • - Спортивные соревнования.
  • - КТД
  • - Конкурсы.
  • - Кружки, секции.
  • - Тренинговые  занятия.
  • - Трудовые десанты.

Организация самоуправления.

  • - Смена поручений в течение года.
  • - Формирование актива класса.
  • - Формирование сменных  творческих групп.

Механизм  реализации  программы.

  • Программа реализуется через 3 модуля деятельности. Каждый модуль решает конкретные задачи. 1 модуль  реализуются в течение 1 и 2 учебных четвертей соответственно. 2 Модуль на 2 полугодие 2014-2015 уч. года и 1, 2 .3 четверти 2015-2016 уч. года .3 Модуль   реализуется  в  течение 4 четверти 2015-2016  учебного года.

Условия реализации программы:

  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и советом школы;
  • совместная деятельность с родителями, с учреждениями дополнительного образования, со школьным и районным  краеведческим музеями, органами внутренних дел, администрацией сельского совета, СДК, сельской библиотекой, органами здравоохранения. 

Пути реализации программы:

1. Анкетирование и тестирование среди учащихся

2.Проведение бесед с учащимися. Проведение классных часов (на темы: ПДД, противопожарной безопасности, гражданско-патриотического воспитания, профилактике правонарушений, наркомании, алкоголя, табакокурения, толератности, профилактики экстремизма).

3.Конкурсы рисунков, плакатов

4. Привлечение уч-ся в кружки и секции.

5.Организация дежурства по школе.

6.Организация спортивных мероприятий.

7.Участие в районных соревнованиях.

8. Организация мероприятий по воспитанию патриотизма и гражданственности.

9. Проведение встреч с работниками ОВД, ГИБДД.

10. Привлечение  детей в кружки и секции.

11. Индивидуальные беседы с учащимися.

12. Проведение тематических родительских собраний.

Этапы реализации воспитательной системы:

1-й этап -  подготовительный (1 четверть 2011/2012 учебного года)

  • Аналитико-диагностичекая  деятельность.
  • Поиск и коррекция  инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания.
  • Изучение  современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта.
  • Определение стратегии и тактики деятельности.

2-й этап – практический (2012 – 2014 гг.)

  • Апробация и использование  в учебно-воспитательном  процессе личностно-ориентированных технологий, приемов и  методов  воспитания  школьников, социальной и  психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его  индивидуальных особенностей.
  • Моделирование системы ученического самоуправления.

3-й этап – обобщающий (4 четверть  2015/2016 учебного года)

  • Обработка  данных за 5лет.
  • Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.
  • Определение  перспектив и путей дальнейшего развития школы.

На этой ступени должны быть сформированы:

 - чувство дружбы, сотрудничества,

 - аккуратность, исполнительность, чувство долга и ответственности,

 - терпимость мнению, поведению, идеологии другого человека,

 - чувство собственного достоинства,

- отзывчивость, гуманизм, активность в общественных делах.

Темы классных часов

и внеклассных мероприятий для учащихся 10-11 классов в соответствии с воспитательной системой

 «Школа толерантности».

10 класс

Занятия 1.   Упражнение «Кто Я?»

    Цель: способствовать развитию абстрактного мышления, активизировать духовные силы ученика для создания идеального представления: кто есть «Я»? что есть жизнь, которая достойна моего «Я»?

Занятие 2. «Дерево жизни».

    Цель: дать возможность детям осознать ценность каждой личности, похожесть и индивидуальность каждого, что помогает делать мир содержательнее, ярче, богаче.

Занятие 3 . Вынужденная посадка на планету «Мобиус».

   Цель: посредством игры помочь ребятам прийти к общему решению, проявить терпимость, толерантность.

Занятие 4. Что такое толерантность?

    Цель: подвести участников к более глубокому пониманию понятия «толерантность».

Занятие 5 –6. Семь направлений обучения толерантности.

   Цель: подсказать и продемонстрировать подход, который оправдал себя при обучении толерантности: активный процесс обучения, при котором поведение, навыки и способности реально осуществляются по мере обучения им.

Занятие 7. «Почему в нашей жизни трудно быть толерантным?»

   Цель: перейти от анализа причин явления как такового к индивидуальным действиям участникам занятия, направленным для решения этой конкретной проблемы.

Занятие 8. Мои «За» и «Против».

   Цель: используя известные афоризмы, помочь учащимся выработать собственное мнение, учить их критически мыслить, уметь высказать и отстоять свою позицию, а также приходить к компромиссу.

Занятие 9. Культурные и спортивные традиции разных стран.

11 класс

Занятие 1. «Разные и другие». Урок о национальных меньшинствах.

   Цель: показать учащимся многообразие культур, обычаев и традиций разных народов, населяющих наш регион.

Занятие 2. Мини-опрос «Права человека»

   Цель: подвести к существованию проблемы прав человека, показать уровень информированности по данной проблеме.

   Ребята приобретают опыт формулирования вопросов по проблеме прав человека, опроса или анкетирования населения, анализа полученных результатов и составления красочных графиков, которые могут стать достоянием всех учеников школы.

Занятие 3. Права человека – это...

   Цель: познакомить с развитием проблемы прав человека и развить уважение к правам человека и основным свободам.

Занятие 4. «Родители-дети. Дети-родители».

   Цель: помочь детям и родителям посмотреть на вечную проблему «отцов и детей» глазами друг друга, подвести обе стороны к выводу о возможности и необходимости нахождения компромиссов в спорных вопросах.

Занятие 5 - 6. «Инакость».

   Цель: осознать одиночество как момент изоляции внутренней жизни человека, как разорванность связей с людьми, помочь осмыслить причины такого разрыва.

Занятие 7-8. Конфликт, пути выхода из конфликта.

   Цель: рассмотреть социально-психологический феномен конфликта, наметить возможные пути выхода из конфликтных ситуаций.

 

Занятие 9. «Если бы я была мальчиком (для девочек)...» и «Если бы я был девочкой (для мальчиков)...»

   Цель: помочь осознать специфику предназначения мужчины и женщины в обществе, специфику их восприятия жизни, характера их деятельности, помочь осознать трудность каждой роли, сформировать основу для понимания и сочувствия.

Занятие 10. «Очеловечить человечка» – человек XXI века.

Цель: формирование жизненной позиции, осмысление назначения человека, смысла его бытия.

Литература:

  1. Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. М.: Вита-Пресс, 1997 г.
  2. Бескоровойная Л.С. Настольная книга классного руководителя 8,9,10,11 классов – Ростов/ и Д: издательство «Деникс», 2002 г.
  3. Богданова О.С., О.Д. Калинина. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М. «Просвещение», 1985.
  4. Бобкова Н.Н.. Азбука права. Волгоград. «Учитель», 2005.
  5. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание этических бесед с младшими школьниками. И., 1985
  6. Всеобщая декларация прав человека. 1948 г.
  7. Декларация прав ребенка. 1959 г.
  8. Дик Н.Ф.. Начальная школа от А дл Я. Ростов –на-Дону. «Феникс». 2006.
  9. Журналы: Директор школы. 2002 №4. Внешкольник. 2002. №6, Классный руководитель: 1999 №6, 2003  №3, 2002.№6, 2005 №3.
  10. Закон РФ «Об образовании». М., 1992.
  11. Зинченко В. Культура и духовность// Вопросы философии. 1996. №2.
  12. Каирова И.А., О.С. Богдановой. Азбука нравственного воспитания. М.: «Просвещение».
  13. Конвенция ООН по правам ребенка, 1990 г.
  14. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова С.Н. Воспитание? Воспитание… Воспитание! М., 2002
  15. Коменский Я.М., Локк Д., Руссо Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М., 1988.
  16. Сухомлинский В.А.. Как воспитать настоящего человека. М. «Педагогика», 1990.
  17. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. М., 1997.
  18. Скоморохова М. Ориентация младших школьников на нравственные ценности// Начальная школа. 1997. №5
  19. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с самим собой и другими: тренинг толерантности. Изд. 2-е. М., 2001
  20. Степанова Е.Н. Классному руководителю о классном часе. М., 2002.
  21. Строганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). М.: Педагогическое общество России. 2006.
  22. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1975.
  23. Справочник классного руководителя (5-9 классы)/ Под ред. И.С. Артюковой – М. 2005.
  24. Осипова М.П., С.И. Козлович. Воспитание первый класс. Минск. «Интерпрессервис». 2002.
  25. Осипова М.П., С.И. Козлович. Воспитание второй класс. Минск. «Интерпрессервис». 2003.
  26. Максакова В.И.. Организация воспитания младших школьников. М. «Просвещение», 2003.\
  27. Марченкова В.А. Формирование милосердия у детей// Начальная школа. 2000 №5.
  28. Шабельник Е..С. Права ребенка. М.: Вита-Пресс, 2002 г.
  29. Шеншурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. – М: ГИЦ «ВЛАДОС», 1999
  30. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. М., 2000
  31. Щуркова Н.Е. Воспитание. Новый взгляд с позиции культуры. М., 1997
  32. Щуркова Н.Е. Образ жизни, достойный человека, и его формирование у школьника. Смоленск., 1995
  33. Философский словарь. М., 1997
  34. Харламов И.Ф.. Нравственное воспитание школьника. М. «Просвещение», 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Воспитательная программа "Я - толерантная личность для учащихся 7 - 9 класса"

Воспитательная программа разработана на три года. Включает в себя методические рекомендации по работе с обучающимися и примерное помесячное планирование мероприятий (классных часов, психологических тр...

Проект "Модель системы педагогической безопасности воспитательной системы МОУДОД ЦДТ "Созвездие",презентация к проекту.

Вам предлагается практический материал по формированию у педагогического коллектива готовности создания системы педагогической безопасности в образовательном учреждении дополнительного образования дет...

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...

 мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"

В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...

Воспитательная система класса, как составляющая воспитательной системы школы

Сегодня при характеристике современного образования уже невозможно обойти понятия социализация, которое означает вхождение ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру и предполагает выр...