Внеклассная работа по истории в Тундутовской школе
статья на тему

Фоменко Юлия Викторовна

роль внеклассной работы на уроках истории и обществознания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_metod.obedinenie.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 

Способы и методы формирования коммуникативных умений учащихся
на уроках истории и обществознания

Теоретическое обоснование

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности  обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.

Компетентность – это способность человека действовать в условиях современного общества.

Коммуникативная компетентность – это способность человека вступать в общение с целью быть понятым.

Проблема формирования и развития коммуникативной культуры учащихся – одна из ключевых проблем анализа результативности работы учителя и школы.

Сегодня ни для кого не секрет, что школа уделяла большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде письменного тестирования, неоправданно мало времени отводится на развитие устной речи своих воспитанников. Часто одним из способов накопляемости оценок учащихся являются письменные работы. Да и сама технология традиционного обучения практически не формирует навыки совместной деятельности.

Как изменить ситуацию? как сделать так, чтобы на уроке предпочтение отдавалось активной речи учащихся, а учитель в большей степени были дирижером этого процесса?

Интенсификация коммуникативного обучения – это возможный путь, который поможет и учителю, и учащимся ощутить удовлетворенность и успех на уроке.

Работа по формированию коммуникативной компетентности требует теоретического осмысления этого процесса.

Попытаемся осветить некоторые его тенденции.

Прежде всего, коммуникативная направленность характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации.

Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме.

Коммуникативная компетентность включает в себя знания основных понятий, описание, повествование, рассуждение, умения и навыки анализа, умения и навыки речевого общения в разных сферах и ситуациях общения.

Коммуникативная культура – это сложное многоплановое и многогранное образование, характеризующее общение, главными компонентами которого являются: культура слушания, культура говорения и эмоциональная культура.

Принцип коммуникативности предполагает изменение характера деятельности и учащихся, и учителя. Важное значение приобретает общение ученика и учителя, речевая активность обучаемых на уроке. В контакте с учащимися учитель сообщает им новую информацию, ученик, общаясь с учителем и друг с другом усваивают ее, овладевая речевой деятельностью.

Важными средствами создания возможностей общения на уроке являются:

  • коммуникативные целевые установки, т.е. вербальные (словесные) действия учителя, которые организуют деятельность учащихся;
  • специальная система ситуативных упражнений;
  • использование текста в качестве дидактической единицы учебного материала;
  • использование учебных ситуаций общения;
  • обучение школьников рациональным приемам работы с книгой;
  • формирование умений систематизировать материал;
  • умение работать в команде, группе и др.

Прикладной аспект учебной коммуникации

Исследовательский аспект учебной коммуникации

Социально-коммуникативный аспект учебной коммуникации

Личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации

  1. Прикладные знания по предмету (факты, правила, понятия и их определения, даты, формулы и т.д.)
  2. Понимание учебного материала (причинно-следственные связи, терминология, феномены).
  3. Выделение главного и второстепенного; установление межпредметных связей; поиск и нахождение обоснования выводов и доказательств.
  4. Оценка изучаемого материала (темы, основные положения, тезисы)
  1. Умение не только отвечать на вопрос по предмету, но и ставить его.
  2. Умение структурировать учебный материал в логической последовательности.
  3. Умение планировать учебную деятельность в целом и рамках изучаемой темы.
  4. Умение работать со справочной и дополнительной литературой.
  5. Качество оформления изучаемого материала.
  6. Умение представлять и презентовать изучаемый материал.
  1. Развитие умений слушать.
  2. Развитие умений участвовать в беседе.
  3. Развитие умения ставить вопросы, качественно их формулировать.
  4. Развитие умения дискутировать и презентировать вопрос, тему, проблему.
  5. Развитие умений интеграции и кооперации.
  6. Развитие умений аргументации и обоснования как личностного качества коммуникативного общения
  1. Формирование навыков общения.
  2. Преодоление учебной неуверенности и неверия в собственные силы.
  3. Формирование учебной мотивации.
  4. Развитие критического мышления.
  5. Формирование вовлеченности в общее дело.
  6. Формирование доверия к другим и себе.
  7. Способность к глубокой творческой деятельности.
  8. Целеполагание и определение пути к собственным достижениям.
  • готовность учащихся участвовать в урочном общении;
  • отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;
  • задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой;
  • комментировать вопросы и ответы;
  • делать сообщения;
  • рассказывать логично и последовательно.

:

  • простота и четкость речевого высказывания;
  • отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому человеку;
  • умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко;
  • умение использовать примеры, подтверждающие высказывание;
  • умение использовать риторические вопросы;
  • умение вступать в контакт с партнером и собеседником;
  • умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.
  • умение вести беседу в паре, группе;
  • умение поддерживать беседу;
  • умение вести конструктивный диалог, дебаты;
  • умение построить дискуссию и вести ее;
  • умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.

                                         

.

Данная проблема актуальна, так как:

анализ исследования показывает, что учащиеся 9-11 классов испытывают серьезные затруднения в вопросах коммуникативной культуры.

Считают, что трудно:

    - свободно говорить перед классом – 48% учащихся;

    - делать сообщение по ключевым словам и опорному  конспекту -33%

    - увлечь одноклассников своим ответом – 80%    

     - внимательно слушать своих одноклассников – 66%

     - ждать возможности высказать свое мнение – 71%

    - считаться с мнением своих одноклассников – 48% старшеклассников.

Эти факты в полной мере свидетельствуют о том, что учащиеся испытывают определенный дискомфорт в учебных занятиях, который напрямую связан с их интерактивной компетенцией.

.

Таким образом, учитель должен помочь ученику овладеть определенными умениями в области коммуникации.

Поэтому основными задачами своей педагогической деятельности считаю:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, нравственных качеств личности;
  • формирование критического мышления;
  • создание и поддержание познавательной и самостоятельной умственной активности учащихся;
  • формирование коммуникативных умений;
  • создание условий для раскрытия способностей учащихся;
  • реализация принципа сотрудничества на уроке;
  • сочетание традиционных, интерактивных методов и современны.

Ведущее место занимают в моей практике такие методы, как частично-поисковый, исследовательский, проблемный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

При проведении учебных занятий использую следующие формы организации познавательной деятельности: фронтальную, индивидуальную, парную, групповую, коллективную, при этом предпочтение отдаю активным формам работы ( практикум, игра, дискуссия, семинар и др.).

Основными способами формирования коммуникативных умений на уроках истории и обществознания являются использование монолога, диалога,

                                               

В процессе объяснения нового материала ученики получают задания:

- составить опорный конспект, схему, план, тезисы;

- придумать вопросы (разноуровневые или наибольшее количество);

- выписать новые понятия;

- заполнить таблицу;

- продолжить… или дополнить…;

- выявить проблемы, которые возникли в связи с изучением данной темы;

- обобщить (сделать вывод).

Примеры: по ходу изучения нового материала по теме «Монголо-татары» ученики 6 класса заполняют таблицу «Нашествие Батыя на Русь»

        Даты

      Походы

    Итоги

                   

По теме «Отклоняющееся поведение» (обществознание 11 класс) учащиеся составили следующие вопросы:

- Что представляет собой социальный контроль?

- Классифицируйте социальные нормы.

- Каковы причины подростковой преступности и как с ней бороться?

- В чем наблюдается различие между нормой и ценностью?

- Докажите, что социальный контроль – фундамент стабильности                                в обществе.

Субъектами диалога могут быть ученик, группа, класс, учитель.

На уроках использую следующие приемы:

- взаимоопрос. Ученики проверяют друг у друга домашнее задание, затем выполняют письменное задание, данное учителем.

Пример:в 9 классе  ученики в парах рассказывают о ходе русско-японской войны, затем выполняют тест:

1. Приведите в соответствие имена и факты:

   а) С.Ю.Витте  б) Николай 11  в) С.О.Макаров  г) А.М.Стессель

   д) А.Н.Куропаткин  е) З.П.Рождественский

   а) Гаагская международная конференция;  б) гибель крейсера «Петропавловск»; в) заключение Портсмутского мира; г) Цусимское сражение;                       д) сдача Порт-Артура; е) Мукденская катастрофа.

2. Расставьте события в хронологической последовательности:

а) сражение под Ляояном       б) падение Порт-Артура    в) сражение у реки Шахэ     г) Цусимская битва   д) сражение под Мукденом.

3. Портсмутский мир предусматривал:

а) возмещение Россией материальных потерь Японии в сумме 100 млн.золотых рублей;

б) оккупацию японскими войсками острова Сахалин;

в) передачу Японии Южного Сахалина;

г) передачу Японии в аренду Ляодунского полуострова.

- 5-минутное эссе: ученику дается задание изложить свои мысли по проблеме, по тексту, по уроку…Важно нацелить, что нужно успеть изложить главное за 5 минут. Подобные задания дают возможность учителю получить «обратную связь» от каждого ученика. 

- «Двойной дневник»: лист делится на две колонки, в левой ученик выписывает аргументы из текста, а напротив - в правой - факты (или свои комментарии).

По теме «Установление империи в Риме» 5-классники заполняют таблицу:

Что в Риме сохранилось от республики

Рим после гражданской войны

Что свидетельствует об установлении империи

- заполнение сравнительной таблицы.

Пример: «Течения в гуситском движении» (6 класс)

    Вопросы

   Табориты

   Умеренные

Состав участников

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работу по истории

1. Обоснование проведения внеклассной работы по предмету:а) особенности взаимодействия в школе мира взрослых (рациональный) и мира детей (эмоциональный);б) проблемы, имеющиеся у современного учителя: ...

Внеклассная работа по русскому языку в школе. Презентация ppt.

  Тема: «Организация внеклассной деятельности учащихся» Подготовила: Бурцева Маргарита Николаевна...

Система внеклассной работы по истории и краеведению в среднем и старшем звене

В системе внеклассной работы большое воспитательное значение имеет внеклассная работа по истории - одна из составных частей деятельности учителя истории. Внеклассная работа преследует те ж...

Топонимическая лаборатория как форма внеклассной работы по истории

В статье содержатся практические рекомендации по организации изучения топонимов родного края....

Семинар на тему "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе по истории

Выступление с кратким обзором направлений патриотического воспитания на уроках истории...

Внеклассная работа по истории в коррекционной школе VIII вида

Внеклассная работа по истории в коррекционной школе VIII вида...