Тематический классный час "Русские посиделки"
классный час (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Рачковская Татьяна Федоровна

Русские праздники, если сделаны «по правде», погружают детей в стихию традиционной народной жизни – красочной и многообразной. Именно поэтому у каждого праздника свои особые песни, танцы, обычаи, обряды и даже своя кухня. Русских народных своеобразных праздников очень много. Это, прежде всего, праздники времен года: весны, лета, осени, зимы. Возобладавшая когда-то тенденция безнациональной культуры отразилась немедленно на праздниках. Прошлое, традиционное уходит, если нет к нему бережного, любовного отношения. Поэтому при работе учителя с детьми  так необходимо сделать акцент на формировании духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. Хорошо сказал по этому поводу П.Чаадаев: «Время слепых влюбленностей прошло, и дальше нельзя любить свою Родину с закрытыми устами и преклоненной головой».

Эту работу невозможно провести в полной мере без участия родителей. Одной из форм проведения праздников в классе могут стать «русские посиделки», когда-то очень распространенные в России. Культура домашних посиделок является тем мостиком в современный опыт, которым необходимо пользоваться учителю. Посиделки в настоящее время необходимы для восстановления досуговой культуры общения, для формирования и укрепления коллективистских связей, дружеских привязанностей. Они могут быть плановыми мероприятиями, проводиться как в одном классном коллективе, так и в классах-параллелях, во время подготовки к проведению посиделок могут использоваться приемлемые для школьников народные, фольклорные традиции, обряды.  При подготовке к проведению посиделок классный руководитель проводит предварительную работу: знакомит с правилами проведения посиделок, вместе с родителями учащихся распределяет обязанности, заранее выясняет, есть ли среди родителей учащихся те, кто играет на баяне, гармони, вместе с родителями и детьми-ведущими готовит мультимедийную презентацию, которая будет сопровождать проведение посиделок, обращает внимание на праздничность стиля и климата взаимоотношений участников посиделок, приемы включения всех в действо посиделок. При выборе ведущих посиделок рекомендуется предложить данные роли семейной паре (например, маме и дочери). Классному руководителю необходимо построить работу таким образом, чтобы родители и учащиеся прониклись ощущением того, что русские люди должны уметь отдыхать в контексте своей культуры, своих традиций, «петь песню со своего, а не с чужого голоса». Возвращаясь к своим истокам, мы учим детей не забывать и не терять то ценное, что было в опыте наших предков.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkie_posidelki.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение

Ханты-Мансийского района

Средняя Общеобразовательная Школа с.Селиярово

        ТЕМАТИЧЕСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

«РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ»

                                                           

 

                                               

                                                 Рачковская Татьяна Федоровна

                                                 учитель русского языка и литературы

                                                 МКОУ ХМР СОШ с.Селиярово

«Уважение к минувшему –

вот черта, отличающая

образованность от дикости».

                           А.С.Пушкин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Русские праздники, если сделаны «по правде», погружают детей в стихию традиционной народной жизни – красочной и многообразной. Именно поэтому у каждого праздника свои особые песни, танцы, обычаи, обряды и даже своя кухня. Русских народных своеобразных праздников очень много. Это, прежде всего, праздники времен года: весны, лета, осени, зимы. Возобладавшая когда-то тенденция безнациональной культуры отразилась немедленно на праздниках. Прошлое, традиционное уходит, если нет к нему бережного, любовного отношения. Поэтому при работе учителя с детьми  так необходимо сделать акцент на формировании духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. Хорошо сказал по этому поводу П.Чаадаев: «Время слепых влюбленностей прошло, и дальше нельзя любить свою Родину с закрытыми устами и преклоненной головой».

Эту работу невозможно провести в полной мере без участия родителей. Одной из форм проведения праздников в классе могут стать «русские посиделки», когда-то очень распространенные в России. Культура домашних посиделок является тем мостиком в современный опыт, которым необходимо пользоваться учителю. Посиделки в настоящее время необходимы для восстановления досуговой культуры общения, для формирования и укрепления коллективистских связей, дружеских привязанностей. Они могут быть плановыми мероприятиями, проводиться как в одном классном коллективе, так и в классах-параллелях, во время подготовки к проведению посиделок могут использоваться приемлемые для школьников народные, фольклорные традиции, обряды.  При подготовке к проведению посиделок классный руководитель проводит предварительную работу: знакомит с правилами проведения посиделок, вместе с родителями учащихся распределяет обязанности, заранее выясняет, есть ли среди родителей учащихся те, кто играет на баяне, гармони, вместе с родителями и детьми-ведущими готовит мультимедийную презентацию, которая будет сопровождать проведение посиделок, обращает внимание на праздничность стиля и климата взаимоотношений участников посиделок, приемы включения всех в действо посиделок. При выборе ведущих посиделок рекомендуется предложить данные роли семейной паре (например, маме и дочери). Классному руководителю необходимо построить работу таким образом, чтобы родители и учащиеся прониклись ощущением того, что русские люди должны уметь отдыхать в контексте своей культуры, своих традиций, «петь песню со своего, а не с чужого голоса». Возвращаясь к своим истокам, мы учим детей не забывать и не терять то ценное, что было в опыте наших предков.

"РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ"

«Культуре праздничного общения необходимо учить точно так же, как мы учим детей языку или математике, читать или  писать. Но учиться (и учить) можно только весело»

 (А. Франс)

Помещение, где проводятся посиделки, можно художественно стилизовать (оформить) под избу, чайную, трактир, т.е. комнату с разнообразными памятными аксессуарами старины: столы и лавки, печь, керосиновые лампы, самовары, деревянная и глиняная утварь для чая, орнаменты, и т.п. Собираются участники посиделок согласно сценарию в  установленное время, надевают костюмы, готовятся к индивидуальному и коллективному творчеству. Участники посиделок рассаживаются по лавкам за столами.

Чтобы процедура рассаживания была деликатной, следует поставить на столы разные карточки с русским орнаментом в виде матрешки, рыбки, гриба, ложки, цветка, на которых фамилия и имя каждого участника. Кого с кем посадить - задача, и эту задачу необходимо обдумать.

1. ЗАЧИН.

Баянист начинает играть русскую песню (или включается запись русской мелодии).

Хозяйка    посиделок   (на фоне музыки).

Есть у повести начало-

Это первая строка.

Начинается с причала

Путь по морю моряка.

У кручины есть причина,

У стихов завязка слов.

 Начинается с зачина

 Сказка, песня и... любовь.

 Собрались все вместе коли.

Как там бают: "чином чин",

Начинаем с хлеба-соли,

С доброй песни наш зачин!

Выходят три девушки в русских костюмах с хлебом и солью. Кланяются.

1.Нам зачинать досталась роль.

Не путайте с нагрузками,

Мы принесли вам хлеб и соль

На посиделки русские.

2.Жива традиция.

Жива —

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

3.И потому принять изволь

Тот, кто пришел на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

Низко кланяются на все четыре стороны и вручают хлеб-соль самому старшему.

Выходят ведущие.

Ведущие.

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод -

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С медом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались,-

Без общенья жизни нет.

А играли как? В горелки!

Ах, горелки хороши.

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по "сусекам"

Личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

Если вы в "своей тарелке"

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь тотчас.

Огонек души не тухнет,

Ничего нет в жизни "вдруг".

Вспомним радость русской кухни.

Дедов искренний досуг!

Отдых — это не безделки —

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Для друзей и для гостей!

Хозяйка.

Дроля, гармонист, кудесник

На вечернице, в строю

Песне, доброй, русской песне

Слово первое даю!

Выходит баянист, заводит песню «Уж ты, Полюшка, Параня!»

2. ПРОГРАММА "ПЕЛЬМЕНИ"

 Ведущие.

Покатилась вечеринка,

Заглянула ночь во двор...

У зачина есть разминка,

Как бы нитка, паутинка

Та, что вяжет разговор.

Как когда-то в век старинный,

В те далекие года

Проводились викторины

Типа "что, где и когда".

Как тогда, друзья, для вас

Проведем ее сейчас.

Слушайте наши вопросы, поднимайте руку и отвечайте на вопросы русской викторины. Победитель получит особый приз наших посиделок.

Викторина

  • Как раньше кипятили чай в самоваре? (Разжигали угли, клали в поддон, наливали воду, ставили трубу, сапог — на трубу, сапогом раздували огонь и кипятили чай.)
  • Что за кушанье "драники"? (Из тертого картофеля делали лепешки и пекли в масле.)
  • Кто объяснит, что это за старинная русская игра "Бабки"? (Бабки - это лодыжки ног животных. Бабки высушивали, красили, ставили в ряд и сшибали бабкой-битой со свинцом внутри).
  • Какие есть виды русской ухи? Как варили уху для Петра I? (Обычная, двойная, тройная. Для Петра I варили на бараньем бульоне.)
  • Какое любимое русское кушанье было у генералиссимуса А. Суворова? (Пельмени.)

(Вопросы могут быть самыми разными, но связанными с прошлым России. Можно показать различные предметы старины — прялку, веретено, гребень и т.п. — и попросить ребят их назвать. Викторина-разминка поможет разговорить ребят. Ребята могут "принести" на посиделки один свой вопрос и один полный ответ, посвященные "старине глубокой".)

Музыка. Девушки вносят на тарелках горячие пельмени, ставят их на стол.

Хозяйка.

Пельмени.

Омская и Красноярская

Закуска царская.

Иркутские, Новосибирские

Сюрпризы сибирские

Из Тобола и Тюмени -

Русские пельмени.

Мясные орешки-

Пельмени-пельмешки.

Сок сочится,

А рядом горчица,

Уксус с хреном.

Лучше где нам

Такой закуски

Истинно русской

Выдумать!

На ужин вечером,

На завтрак рано

С маслом топленым,

С густой сметаной,

А также с бульоном...

Кушайте на здоровье!

Возница-ямщичок

Пельмени под облучок,

Валенок на ногу

И айда в дорогу,

В степь да сходу.

А там в горячую воду.

И без спешки

Под российские пельмешки.

Без разгону кружку самогону,

Ешь - не хочу,

Сто штук проглочу

И полный порядок!

Ведущие.

Дорогие ребята и девчата, пельмени у нас не обычные, а с загадушками. В одном -  копейка в тесте. Это к богатству. Кому достанется пельмень с копейкой, станет купцом-бизнесменом. В другом пельмешке - шесть семечек. Шесть детей ожидают в будущем этого человека. В третьем - редька. Ох, что-то горькое может случиться, а может и пронесет. В четвертом - грибы. Однако, какая то удача. В пятом - письмо, а в письме -  судьба "обозначена"... если не разварилось письмо. А еще в пельмене - голимое тесто, что означает: либо неожиданная любовь, либо неожиданное наказание, либо - встреча, либо выигрыш. А для затравки на удачу вот вам русская загадка: "Бежали овечки по калинову мосту, увидали огонь, кинулись в воду?" О чем речь в этой загадке (ответ: пельмени). Кстати, по-фински пельмени - пельняни, на вогульском языке пельмень зовут так: пель, ухо, нянь, хлеб, ушки. А в России их еще называли колдуны и колтуны. Ешьте, ешьте, гости дорогие, не прозевайте и не проглотите удачу!

Хозяйка.

Чтобы пельмени отложились в ваших желудках и им там было весело, давайте их порадуем коллективным концертным номером.

Девушки раздают всем ребятам по две деревянные или алюминиевые ложки.

Ведущие.

Вам только что раздали старинный русский музыкальный инструмент - ложки. Объявляю вас всех народным ансамблем ложкарей. Выступает ансамбль ложкарей "Пельмешки". В его исполнении русская плясовая мелодия "Барыня". Гармонисты, начали!

Баянисты ведут мелодию, ребята аккомпанируют на ложках. Предварительно необходимо, чтобы ребята ознакомились с техникой игры на ложках.

3. ЧАЕВНИЧАНЬЕ

Хозяйка.

Ложки, что ни говори,

Примечательные.

А ребята — ложкари

Замечательные.

И успех их, примечай,

Здесь не мелочный.

Значит, нужен русский чай

Посиделочный.

С народной песней «Вьюн над водой» входят девушки, они несут самовары, печенье, сладости, ставят на столы. Разливают чай по чашкам.

Хозяйка.

Трава пахучая да кружка кипятка,

Бурлящая и на пару крутая

С плантаций чайных древнего Китая

Шагает по Руси через века.

С мороза и в жару друзей пои,

А чай не пар, ведь он костей не ломит.

И мы гоняем русские чаи,

Пока хозяйка дома не прогонит.

Народ малину и черемуху молол,

И лист смородины пучком сушил для чая.

Садились надолго с молитвою за стол,

Гостей и родичей по-русски привечая.

Советовал дед внуку: "Не спеши!

Не любит чай ни суету, ни скорость.

С достоинством пей, с чувством, от души

И не возьмет тебя ни боль, ни жар, ни хворость».

Я не учен, как вы, но в этом прав,

Смотри на блюдца круглое оконце —

В чаинках аромат цветов и трав

И русский дух земли ее и солнца.

Ты просто с этим чаем не балуй,

Заваривай покрепче, без оглядки,

Тогда он будет, словно поцелуй

Любимой девушки - горячий

Крепкий, сладкий!"

Отведайте нашего чаю, дорогие гостеньки!

Девушки-чаевницы разливают чай. Чай заранее заварен на душистых травах.

1-я.        Гостей и близких привечаем

Мы ароматным сладким чаем.

От всех невзгод, от всех болезней

Российский чай всегда полезней.

Наш гость, сегодня не скучай,

Пей от души горячий чай!

2-я. А пока вы пьете этот чрезвычайно полезный напиток, я вам напомню, что писалось в древней китайской рукописи: «Чай есть растение чрезвычайное, он удаляет все недуги, прогоняет сонливость; головная боль от чая уменьшается и излечивается совершенно».

3-я. А вот, что говаривали о чае русские писатели: "Под шумок самовара ведется согревающий и сердце, и душу разговор..." Н. Гоголь. "Я должен был пить много чая, ибо без него не мог работать. Чай высвобождает те возможности, которые дремлют в глубине моей души" Л. Толстой. "Дружба и чай хороши, когда они крепки и не очень сладки" Ф. Гладков. "Чай — мой любимый напиток. Других не признаю", — это сказал знаменитый Ш. Муслимов — азербайджанец, проживший 167 лет. (В записи идет песня "Чашка чая" на стихи М. Рябинина, музыка В. Добрынина. На экране проецируются слайды с картинами русских художников: "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы" В. Перова; "За чаем" К. Маковского; "Наем прислуги" В. Маковского; "Чаепитие" Б. Кустодиева; "Чаепитие" А. Рябушкина.)

Д евушки-чаевницы.

1-я. Послушайте, какие поговорки и пословицы сочинил наш народ о чае:

  • Чай пить — приятно жить.
  • Выпей чайку — позабудешь тоску.
  • С чая лиха не бывает.
  • Чай пить — приятно жить.
  • Устал — пей чай; жарко — пей чай; хочешь согреться — пей чай!
  • Если чай не пьешь, где силы берешь?

Хозяйка

Пока вы чайком баловались, мы вам о чае многое, но не все рассказали. Запомните только: на Руси за самоваром собирались семьи, общались, обсуждали новости, решали дела семейные.  

Ведущие.

И на нашей вечеринке,

Этот фактор примечай,

Место чайной викторинке,

Викторине "Русский чай".

Поведут викторину девушки-чаевницы.

1-я. Я буду зачитывать отрывки из произведений, а вы должны отгадать, из какого произведения этот отрывок? Кто его автор?

  • "Савельич внес за мною погребец, потребовал огня, чтобы готовить чай, который никогда так не казался мне нужен".

                                              (Ответ. А. Пушкин "Капитанская дочка".)

  • Смеркалось, на столе, блистая,

           Шипел вечерний самовар,

           Китайский чайник погревая,

           Под ним клубился легкий пар.

           Разлитый Ольгиной рукою,

           По чашкам темною струею

           Уже душистый чай бежал,

           И сливки мальчик подавал.

                                          (Ответ. А. Пушкин, "Евгений Онегин".)

  • «Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях моих по Кавказу».                      

                                           (Ответ. М.Лермонтов «Герой нашего времени»)

  • «Я, признаться сказать, не охотник до чаю: напиток дорогой и цена на сахар поднялась немилосердно».

                                     (Ответ. Н.Гоголь, "Мертвые души".)

  • «Гоню обратно я огни

             впервые с сотворенья.

             Ты звал меня?

            Чаи гони,

             Гони, поэт, варенье». 

(Ответ. В.Маяковский, "Необычайное приключение, бывшее с   В.Маяковским летом на даче".)

Хозяйка.

Ну, молодцы! Получайте чайные призы! (Чай, конфеты, комковой сахар, чашки, блюдца, деревянные матрешки). А всем гостям в подарок народные «чайные» частушки!

Выбегают скоморохи. Поют частушки под баян.

На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки.

Так споем же под чаек

Чайные частушки!

В пляске не жалей ботинки.

Предлагай-ка чай друзьям,

Если в чашке есть чаинки,

Значит, письма пишут дам!

Самовар блестит, кипя.

Чай в нем пенится!

Погляди-ка на себя -  

Ну и отраженьице!

Подавай мне чашку чаю,

Ведь тебе не жалко, чай,

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай!  

4. КОНЦОВКА ПОСИДЕЛОК

Выходят хозяйка, скоморохи, чаевницы – все, кто готовил посиделки.

Прощальные стихи

В небе будто от побелки

Засветился Млечный путь,

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светелке,

Где пришлось нам отдохнуть.

Дни общенья - счастья вехи,

Посиделкам каждый рад.

Делу время, а потехе

Рады люди как-никак.

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: до новых встреч!

Не погаснет, не потухнет

На холмах семи ветров

Мастерство российской кухни,

Слава русских поваров!

Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух,

Самый светлый, самый ясный

Посиделок русский дух.

Посиделки, вечеринки,

Звезды в праздничной выси –

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Жизнь такая - не иная.

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Все, что было вспоминая,

Пусть живет страна родная

Очень русская, земная,

В мире лучшая страна!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый тематический классный час: «Война в Афганистане. 1979-1989 г.г. Память и боль».

15 февраля 2009 года – памятное событие в истории Советской Армии и его боевых традиций. Двадцать лет назад в 15:00 – 15 февраля 1989 года – последний солдат Ограниченного контингента Советских войск ...

Тематический классный час "Ненормативная лексика"

Разработка тематического классного часа по направлению: культура речи. Подборка материалов о ненормативной лексике....

Методическая разработка тематического классного часа «Мы – за здоровый образ жизни».

Здоровый образ жизни и вредные паривычки несовместимы. Пропаганда здорового образа жизни - насущное требование дня.Одним из видов пропаганды факторов,способствующих сохранению здроровья, является пров...

Тематический классный час "Увидеть, чтобы понять..." Памяти детей - жертв Холокоста посвящается.

В связи с приближающимся праздником Великой Победы мы вспоминаем имена героев, которые защищали нашу Родину на фронте и в тылу, вспоминаем тех, кто погиб, заплатив ценою своей жизни за наш мир и свобо...

Примерные тематические классные часы по ПДД для классных руководителей

Здесь представлены Примерные тематические классные часы по ПДД для классных руководителей 1-11 классов...

Тематический классный час "Крещенские посиделки"

Классный час об обычаях  и православных традициях , святочных гадания, водосвятии....

Классный час - посиделки "Зимняя мозаика."

Цель данного занятия: Расширить знания детей о русских традициях, обычаях, праздниках. Формировать нравственные качества личности ребенка, понятия о добре и зле....