Мероприятие по химии
материал (10 класс) на тему

Супрунович Ольга Шамильевна

Данный материал содержит презентацию к мероприятию "химический КВН" и разработку сценария самого мероприятия.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Химический КВН « Читая Менделеева…»

Слайд 4

Степан Щипачев «Читая Менделеева » Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там, в космических глубинах: Все – от песчинок малых до планет – Из элементов состоит единых. Как формула, как график трудовой, Строй менделеевской системы строгой. Вокруг тебя творится мир живой Входи в него, вдыхай, руками трогай…

Слайд 5

Разминка

Слайд 6

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) Русский химик, открывший периодический закон химических элементов, разносторонний учёный, педагог и общественный деятель, физик и натуралист

Слайд 7

Химия +География + Астрономия Назовите химические элементы, названные в честь стран и городов? Назовите химические элементы, названные в честь планет?

Слайд 8

Игра с болельщиками На верхнем этаже храма Менделеева проживаю, В разных подъездах две квартиры занимаю, Причем под номером один Вот такой я господин ! (Водород)

Слайд 9

Из названий двух животных Мое имя состоит, На таре, где меня хранят, Знак токсичности стоит (Мышьяк)

Слайд 10

Отгадаем без проблем Элемент, известный всем! Входит он в состав оксидов И в кислоты разных видов, И в поваренную соль, - вот какая это роль. Газ, - зелёный, ядовитый, Очень - очень знаменитый!

Слайд 11

Прославлен всеми письменами Металл, испытанный огнем, Манил к себе людей веками, Алхимик жил мечтой о нем. Он как кумир, он свержен нами, Уж блеск его не так манит: Ведь хорошо мы знаем с вами – Не все так ценно, что блестит . (Золото)

Слайд 12

Конкурс «Знаешь ли ты периодическую систему ?» Вызывается по одному участнику от команды и выдается «слепая» таблица периодической системы (с пустыми клетками). Задание: вписать как можно больше знаков химических элементов в пустые клетки таблицы

Слайд 13

Конкурс «Химический кроссворд»

Слайд 14

Конкурс «Капитанов» Строение атома Положение хим.элемента в периодической системе Порядковый номер Номер периода Номер группы Заряд ядра Г Д Ж Число электронов в атоме Е З К Число протонов в ядре атома Л М Н Число нейтронов в ядре атома Ю У С Число электронов на внешнем уровне О П И Число энергетических уровней Ч Й Я

Слайд 15

Конкурс «Волшебный платок» Перед вами на столе находятся спирт и вода. Как используя эти вещества , сжечь носовой платок , чтобы он остался целым и невредимым?

Слайд 17

Конкурс «Домашнее задание»

Слайд 18

Конкурс «Великого чародея»

Слайд 19

Вулкан Бёттгера В 1843 г. Рудольф Бёттгер получил дихромат аммония - оранжево-красное кристаллическое вещество взрываться от удара и воспламеняться от горящей лучины. Удар молотом лишь превратил его в порошок. Затем, насыпав горку кристаллов, Бёттгер поднес к ней горящую лучину. Кристаллы не вспыхнули, но вокруг горящей лучины что-то закипело. Горка стала увеличиваться и скоро приняла внушительные размеры. Изменился и ее цвет: вместо оранжевого он стал зеленым.

Слайд 20

Опыт №1 «Вулкан Бёттгера » Выполняет студентка ДТВ-2 Левина Екатерина В фарфоровую чашку, укрепленную в штативе, насыпают дихромат аммония ( NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 и нагревают пламенем спиртовки. Через некоторое время происходит выброс искр, имитирующий извержение вулкана.

Слайд 21

( NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 = Cr 2 O 3 + N 2↑ + 4H 2 O↑

Слайд 22

Опыт № 2 «Содовая гадюка» Выполняет студентка ДТВ-2 Матвеева Юлия В фарфоровую ступку насыпают речной песок. Смачивают его спиртом. В центре проделывают лунку и помещают в нее смесь сахарной пудры и питьевой соды. Спирт поджигаем. Из пламени будет вылезать масса пепла, похожая на многоглавого змея.

Слайд 23

2 N a HCO 3 =Na 2 CO 3 +H 2 O↑+CO 2 ↑ C 2 H 5 OH+3O 2 =2CO 2 ↑+3H 2 O

Слайд 24

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Химический КВН "Читая Менделеева…"

Преподаватель ГБОУ СПО МО ВИТ

Супрунович О.Ш.

Цели мероприятия.

Обобщить знания учащихся по теме “Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”; стимулировать познавательную деятельность учащихся, развивать интерес к предмету, мыслительную деятельность - эрудицию, логическое рассуждение, умение формулировать и высказывать свои мысли, применять свои знания на практике; воспитывать чувство ответственности за результаты коллективной работы.

Химический КВН “Читая Менделеева..!” проводится с учащимися первых курсов. Выбираются 2 команды и капитаны.

В роли ведущих и химиков выступают учащиеся вторых курсов технологических факультетов, которых заранее консультирует  преподаватель о форме проведения вечера.

В роли жюри выступают гости вечера.

Мероприятие проводится в химическом кабинете или в актовом зале.

Группы – участники КВН заранее выпускают химические газеты, которыми украшают кабинет.

Особенность данного внеклассного мероприятия в том, что оно позволяет связать два таких разных предмета, как химия и литература.

Стихотворные строчки, предложенные в каждом из конкурсов, являются авторскими и не имеют аналогов в литературе.

Химический КВН развивает у учащихся самостоятельность, логическое мышление, а также познавательный интерес к изучению химии и является своеобразной проверкой знаний по данным темам.

Оборудование.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; “слепая” таблица периодической системы (2 экземпляра); стаканчики со спиртом и водой, спиртовка, лучинка, носовой платок, щипцы, спички ; дихромат аммония, лабораторный штатив с лапкой, асбестовая сетка (фарфоровая чашка); магнитофон; колба с раствором железного (медного) купороса.

Продолжительность: время проведения 60 минут.

Подготовительный этап.

  1. Сформировать две команды (5-7 учащихся).
  2. Составить кроссворд из десяти химических понятий для команды соперников.
  3. Знать биографию Д.И. Менделеева и составить по ней три вопроса соперникам.
  4. Хорошо знать положение элементов в периодической системе Д.И. Менделеева (I-III периоды).
  5. Ответить на вопросы викторины:

а. Название каких элементов (в переводе на русский язык) вы знаете? Что они означают? (прил.1)
б. В каких пословицах и поговорках встречаются названия химических элементов?
в. Назовите 8 элементов, существование которых предсказал Д.И.Менделеев. (Галлий, скандий, германий, рений, полоний, протактиний, радий, актиний).
г. Какой элемент является самым распространенным в солнечной системе? Кем и когда он был открыт?
д. Названия каких химических элементов происходят от имен героев древних мифов и сказаний? (прил.1) 
е. При Петре I вручалась медаль “За пьянство”. Из какого металла она изготавливалась и где хранилась? (из железа, точнее из чугуна, одевалась она на шею и снималась только тогда, когда “награждённый” бросал пить)

  1. Знать характеристику элемента по положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Ход мероприятия:

Учитель. Сегодня нам предстоит обобщить ваши знания о периодическом законе, который не может быть записан в виде какой-либо математической формулы или уравнения, а имеет графическое выражение в виде периодической системы химических элементов. Она может быть представлена разными видами таблиц (учитель показывает коротко- и длиннопериодный варианты). Таким образом, перефразируя высказывания великого поэта, можно сказать: “Периодический закон и Периодическая система – это близнецы-братья. Мы говорим “Периодический закон”- подразумеваем Периодическую систему. Мы говорим “Периодическая система” - подразумеваем Периодический закон”.
Вы знаете, что основой периодической системы являются химические элементы.

Стихотворение

“Читая Менделеева”

Степан Щипачев

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгой.

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай.

Ты знаешь газ легчайший водород

В соединении с кислородом – это

Июньский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассветах.

Кипит железо, серебро, сурьма

И темнобурые растворы брома,

И кажется вселенная сама

Одной лабораторией огромной.         

Тут мало оптикой поможешь глазу.

Тут – мысль пытливая всего верней.

Пылинку и увидишь-то сразу-

Глубины мирозданья скрыты в ней.

Будь то вода, что поле оросила,

Будь то железо, медь или гранит,-

Все страшную космическую силу,

Закованную в атомы, хранит.

Мы не отступим, мы пробьем туда дорогу

Туда, где замкнут мирозданья круг,-

И, что приписывалось раньше богу,

Все будет делом наших грешных рук!

1-й ведущий. “Прошу всех встать! Большой приз КВНа внести! (двое учащихся вносят колбу с голубой жидкостью) Этот приз получит команда самых смекалистых, самых умных и самых сообразительных. Итак, начинаем наш конкурс, наш КВН. Для начала представим самое справедливое жюри ! Познакомимся с участниками – слово для приветствия предоставляется командам. (команды приветствуют друг друга, жюри и болельщиков)

2-й ведущий. Для того, чтобы проверить готовность команд к соревнованиям, проведём разминку - каждая команда приготовила по 3 вопроса, связанных с биографией Д.И.Менделеева (команды по очереди задают вопросы, время для обдумывания - 20 секунд). Вопрос – 1 балл, полный ответ – 2 балла.

Учитель. Дмитрий Иванович Менделеев родился в 1834 году в г. Тобольске. Он был семнадцатым ребёнком в семье директора Тобольской гимназии Ивана Павловича Менделеева и его жены Марии Дмитриевны. Учёба Дмитрию давалась нелегко. На первом курсе Педагогического института он умудрился по всем предметам, кроме математики, получить неудовлетворительные оценки. Да и по математике он имел всего лишь “ удовлетворительно”… Но на старших курсах дело пошло по-другому: среднегодовой балл Менделеева был равен 4.5 при единственной тройке - по Закону Божьему. Дмитрий Иванович окончил институт в 1855 году с золотой медалью, получив диплом старшего учителя. В августе 1887 г. Менделеев в одиночку совершил полёт на воздушном шаре около г. Клин для наблюдения солнечной короны во время солнечного затмения, проделав в одиночку путь около 100 км с максимальной высотой полёта примерно 4 км. За свои научные заслуги Дмитрий Иванович Менделеев был избран членом более 50 академий и научных обществ разных стран мира.

1-й ведущий.  Конкурс «Химия+География+Астрономия»:
-назовите химические элементы, названные в честь стран и городов;
- назовите химические элементы, названные в честь планет.

(за каждый названный элемент – 1 балл, время-3 минуты)

2-й ведущий. Пока команды работают над своими ответами, поиграем с болельщиками.

Загадки

  1. На верхнем этаже храма Менделеева проживаю,

В разных подъездах две квартиры занимаю,

Причем под номером один

Вот такой я господин!

(Водород)

  1. Из названий двух животных

Мое имя состоит,

На таре, где меня хранят,

Знак токсичности стоит

(Мышьяк)

  1. Отгадаем без проблем
    Элемент, известный всем!
    Входит он в состав оксидов
    И в кислоты разных видов,
    И в поваренную соль,
    - вот какая это роль.
    Газ, - зелёный, ядовитый,
    Очень - очень знаменитый

(Хлор)

  1. Прославлен всеми письменами

Металл, испытанный огнем,

Манил к себе людей веками,

Алхимик жил мечтой о нем.

Он как кумир, он свержен нами,

Уж блеск его не так манит:

Ведь хорошо мы знаем с вами –

Не все так ценно, что блестит.

(Золото)

Учитель. Золото по праву считается одним из самых древних и ценных металлов. В представлении алхимиков золото считалось “ царём металлов”. В природе встречается почти всегда в чистом виде: в самородках или в виде мелких зерен и чешуек, вкраплённых в твёрдые породы. В ХI в. в южной части Афганистана был найден самородок размером “локоть на локоть”, что составляет 2500 кг. Это самый большой самородок золота за всю историю золотодобычи. Самые крупные получают имена и хранятся в музеях - “Плита Хольтермана” (Австралия 1872 год), “Желанный незнакомец” массой 71 кг. (Австралия 1869 год), “Большой треугольник”- 36 кг. (Россия, 1842 год). Самородное золото никогда не бывает чистым. Оно содержит примеси металлов, меняющих его цвет от соломенно-желтого до зелёного, яркого розово-красного и белого. Так, “червонное золото” содержит больше 25% меди, что придаёт ему красный цвет.

2-й ведущий. Конкурс “Знаешь ли ты периодическую систему?”
Вызывается по одному участнику от команды и выдаётся “слепая” таблица периодической системы (с пустыми клетками). Задание: вписать как можно больше знаков химических элементов в пустые клетки таблицы. (За каждый вписанный элемент - 1 балл, время - 3 минуты)

1-й ведущий.  Проводим конкурс “химический кроссворд”. (Командам выдаются кроссворды и они их решают на время)

Учитель. Пока команды отдыхают, проводим игру с болельщиками:

- назовите элементы, названия которых состоят из трёх букв;
- назовите элементы, названия которых состоят из четырёх букв;
- назовите элементы, названия которых состоят из десяти и более букв.

2-й ведущий. Конкурс капитанов.

Определите, какие величины, характеризующие строение атома и положение химического элемента в таблице, численно равны между собой. Буквы, соответствующие правильным ответам образуют название химического элемента, обнаруженного в 1868 году в солнечном спектре.

Строение атома

Положение химического элемента в периодической системе

Порядковый номер

Номер периода

Номер группы

Заряд ядра

Г

Д

Ж

Число электронов в атоме

Е

З

К

Число протонов в ядре атома

Л

М

Н

Число нейтронов в ядре атома

Ю

У

С

Число электронов на внешнем уровне

О

П

И

Число энергетических уровней

Ч

Й

Я

Ответ: гелий.

2-й ведущий. Конкурс “Волшебный платок”.
Приглашаем командиров от каждой команды. Перед вами на столе находятся спирт и вода. Как, используя эти вещества, сжечь носовой платок, чтобы он остался целым и невредимым.

Учитель. Проверим ваше домашнее задание - как ответили на вопросы викторины. Капитаны по очереди подходят к ведущим, вытягивают вопрос викторины ,а команды отвечают. За ответ получают до 5 баллов. 


Пришло время подвести итоги, пока жюри совещается, мы познакомимся с великим чародеем.


Чародей” просит любого ученика задумать химический элемент по периодической системе и провести с номером элемента следующие вычисления без сообщения промежуточных результатов:

- номер элемента удвоить;
- к произведению прибавить 5;
- сумму умножить на 5.

“Чародей” - задумайте элемент.

Разгадка заключается в следующем. Пусть задуман элемент №25 (марганец). Проведём с числом 25 следующие действия:

25*2=50
50+5=55
55*5=275

Число 275 сообщается “чародею”, который в уме отбрасывает последнюю цифру (получается 27) и отнимает от полученного числа число 2 – получается 25. Это и есть номер заданного элемента. После этого “чародею” остаётся только назвать этот элемент – марганец.

Последний результат сообщается ведущему, который сразу объявляет задуманный элемент.

Опыт “Извержение вулкана”

Проводит Левина Екатерина

На фарфоровую чашку), укреплённую  в штативе, насыпают дихромат аммония и нагревают пламенем спиртовки. Через некоторое время происходит выброс искр, имитирующий извержение вулкана.

В 1843 г. Рудольф Бёттгер получил дихромат аммония - оранжево-красное кристаллическое вещество взрываться от удара и воспламеняться от горящей лучины. Удар молотом  лишь превратил его в порошок. Затем, насыпав горку кристаллов, Бёттгер поднес к ней горящую лучину. Кристаллы не вспыхнули, но вокруг горящей лучины что-то закипело. Горка стала увеличиваться и скоро приняла внушительные размеры. Изменился и ее цвет: вместо оранжевого он стал зеленым.

Опыт№2. «Содовая гадюка»

Выполняет Матвеева Юлия

В фарфоровую ступку насыпают речной песок. Смачивают его спиртом. В центре проделывают лунку и помещают в нее смесь сахарной пудры и питьевой соды. Спирт поджигаем. Из пламени будет вылезать масса пепла, похожая на многоглавого змея.

(3-4 ложки песка, делают из него горку и в центре углубление. 1 ч.ложка сахарной пудры+1/4 соды. Пропитывают песок спиртом и засыпают в углубление смесь, а после этого поджигают песок)

Ведущий 1:

Чудеса вам показали,
Вы, надеюсь, угадали,
Что сливали и зачем?
С этим нет у вас проблем!

Ведущий 2: Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты! Надеемся, они вам понравились! Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты "чудес". А наше жюри подвело итоги!

(Слово жюри – подведение итогов КВН.)

Ведущий 1:

А теперь поприветствуем победителя!
Каждому медаль вручаем
И с победой поздравляем!

(Вручение медалей.)

Ведущий 1:

На этом наш вечер заканчивается. 
Отличной вам учебы, друзья!
И хорошего настроения!


(выключается свет и звучит музыка).

Названия химических элементов

Фосфор в переводе с греческого – “светоносец”;
Фтор – от греческого “фторос” - разрушение, гибель;
Бром – от древнегреческого “бромос” - зловонный;
Йод – с греческого – “фиолетовый”, “тёмно-синий”;
Астат – от греческого “астатос” - неустойчивый;
Литий – от греческого “литос” - камень;
Рубидий – от латинского “рубидос” - тёмно-красный;
Магний - от греческого названия “Магнии” - местность в Фессалии, где добывали магнезию- окись магния;
Хром - от греческого “хромос” - краска, цвет и т. д.

Именами героев древних мифов и сказаний названы следующие химические элементы:
титан (Титаны – мифические обитатели земли),
ванадий (Ванада – богиня скандинавской мифологии),
ниобий (Ниоба – дочь Тантала),
прометий (Прометей – мифический герой, подаривший людям огонь),
тантал (Тантал – герой мифов древней Греции).

В честь стран и городов:
магний (Магнезия – город в Греции);
иттрий (Иттербии – город вблизи Стокгольма);
гафний (Гафния – древнее название Копенгагена);
лютеций (Лютеция – древнее название Парижа);
германий (Германия);
рутений (от лат. Ruthenia – Россия) и т. д.

Опыт “Несгораемый платочек”

Небольшой носовой платочек погружают сначала в воду, хорошо смачивают и отжимают. Затем платочек берут за уголок щипцами, погружают в стакан со спиртом, вынимают и тут же поджигают с помощью лучинки. Спирт быстро сгорает, а платочек остаётся невредим.

Использованная литература

  1. Малышкина В.Занимательная химия. Тригон. Санкт – Петербург.2001г.
  2. Девяткин В.В. Ляхова Ю.М. Химия для любознательных. Ярославль. Академия .2000г.
  3. Штремплер Г.И. Химия на досуге. Фрунзе – 1990.
  4. Тыльдсепп А.А. Корк В.А. Мы изучаем химию. Москва “Просвещение”1988г.
  5. Степин Б.Д. Аликберова Л.Ю.Занимательные опыты по химии. Москва.Дрофа.2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по химии «Химия – волшебница!»

Мероприятие можно провести на неделе естественных наук. В кабинете химии, продолжительность 30 минут. использование показательных опытов заинтересует учащихся....

Внеклассное мероприятие по химии "Химия - наука чудес"

Внеклассное мероприятие "Химия - наука чудес!" призвана как можно раньше вызвать у обучающихся интерес к изучению химии. Мероприятие можно проводить в начальной школе, а также в 5-7 классах во время п...

Внеклассное мероприятие по химии "Абсолютное первенство по химии 2011" для учащихся 9-11 классов

Краткое описание внеклассного мероприятия и слайд-фильм к нему....

Внеклассное мероприятие по химии "Абсолютное первенство по химии 2012" для учащихся 9-11 классов

Краткое описание внеклассного мероприятия и слайд-фильм к нему...

Химия-увлекательная наука.Внеклассное мероприятие по химии 8-9 классы

Разработка химического   вечера. Увлекательная  химия. Занимательные  опыты  по   химии....

Внеклассное мероприятие по химии "Абсолютное первенство по химии 2013" для учащихся 9-11 классов

Внеклассное мероприятие  "Абсолютное первенство по химии 2013" для учащихся 9-11 классов позволяет сравнить уровень знаний по предмету обучающихся разных классов как в личном первенстве так и выя...

Внеурочное мероприятие по химии "Час занимательной химии"

Участники: ученики 9-х классов, ведущие — ученики 10 классов, жюри — ученики 9 и 10 классов....