путешествие в осенний лес
план-конспект на тему

Евдокимова Наталия Витальевна

обобщенное занятие в 3 классе для детей коррекционой школы-интернат

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_ekologii.docx41.01 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие «Путешествие на лесную поляну»

Цель: экологическое воспитание младших школьников.

  1. Обобщить и систематизировать знания детей об осени.
  2. Учить понимать закономерности явлений природы, устанавливать связи между изменениями в жизни растений и животных.  
  3. Развивать наблюдательность, память, воображение детей, умение себя вести в природе.
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит с ней.

Ход занятия.

          Ребята,   какая погода сегодня? Все верно: погода пасмурная, на небе тучи, холодно, деревья почти сбросили листву. Скажите, какое сейчас время года? А сколько месяцев длится осень? Как называются осенние месяцы? А какой месяц сегодня?

         Давайте вспомним приметы осени. Я приглашаю вас подойти к мольберту и взглянуть на представленные  иллюстрации. На верхней картине изображенного время года «осень», внизу расположены приметы осени, назовите их, пожалуйста (птицы улетают на юг, идет дождь, листва желтеет, на земле лужи с опавшей листвой, выросли грибы, люди берут с собой зонт, чтобы укрыться от дождя). Все верно.

       Молодцы!  Друзья мои, сегодня нас ждёт необычное путешествие в прекрасное царство природы. Давайте отправимся в лес. Но не за грибами и не за ягодами, а за... чудесами! Ведь в лесу достаточно сделать несколько шагов – и одно чудо за другим удивит вас. Словом, отправляясь в лес за чудесами, пустым домой никогда не вернёшься. И вот что удивительнее всего: лесных чудес с каждой вашей прогулкой будет всё больше. Если вы полюбите природу, она откроет вам постепенно все свои тайны. 

Мы сейчас в поход выходим,

По тропинке в лес заходим,

Руки за спину кладем

И по бревнышку идем  (дети идут по канату)

Вот мы и пришли с вами в осенний лес. Смотрите, сколько здесь красивых разноцветных листьев. Давайте с ними поиграем? Берите по два листочка и становитесь в круг.

Мы листочки, мы листочки,                      

 дети стоят кружком с листочками в руках.

Мы – осенние листочки.

Мы на веточках сидели,                               

Ветер дунул – полетели.                            

 дети разбегаются, дети бегают помахивая листьями

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали!                                

 Приседают на корточки,

Перестал дуть ветерок -                              

 и поднимают листья над головой

Мы присели все в кружок.

Ветер снова вдруг подул                            

дети снова разбегаются, помахивая листочками

И листочки быстро сдул.                            

Все листочки полетели                              

 И на землю тихо сели.  

поднимают руки вверх и плавно опускают до пола

         Молодцы! Вам понравилась играть с листочками? Скажите, пожалуйста, как называется явление природы, когда листья падают с деревьев? Правильно – листопад. Вот и у нас с вами во время игры получился настоящий листопад. Скажите, как можно использовать опавшие листья? (высушить гербарий, собрать букет и украсить группу). А вы знаете, какую пользу для деревьев приносит опавшая листва? (она защищает их корни от морозов). А еще можно собрать сухую листву, вырыть яму на участке, высыпать в нее собранные листья и прикрыть землей. Когда листья перегниют, то получится удобрение, которое называется «компост».

         Предлагаю отправиться дальше путешествовать по лесу. Стойте! А почему такая тишина в лесу, не понимаю! Почему не слышно птичьих голосов? (птицы улетели на юг). А почему птицы улетают на юг? (им не хватает зимой еды, холодно). А вы знаете, что не все птицы улетают на юг? Каких зимующих лесных птиц вы знаете? (клест, сорока, синица, снегирь, дятел). Правильно, чем они питаются? Клёст -, сорока – отходами, семечками, семенами, крошками, синица -сало, снегирь – калина, рябина, дятел –ищет жуков, личинок в коре деревьев .

         Идем дальше по лесу. Ребята, посмотрите, чем это заняты лесные животные, изображенные на картине? (они делают запасы на зиму). Расскажите о них поподробнее? (белка делает несколько кладок с запасами в разных местах, мышь роет норку для зимовки, еноты ищут пищу). Правильно, скажите, а для чего они делают эти запасы? (зимой еды нет, она укрыта под снегом и найти ее сложно). Скажите, а животные, которые зимой впадают в спячку делают запасы пищи? Почему?

         Смотрите, на ветке сидит белочка, она, наверное, тоже ищет пищу, давайте ей поможем? А как мы можем ей помочь? Давайте соберем грибочки в корзинку и отдадим белочке?  Но перед тем как собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов:

— не срывать, не топтать ядовитые грибы, они нужны многим жителям леса;

— срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их – можно повредить грибницу;

— не раскапывать палкой грибницу – она может высохнуть не прикрытая листвой;

— не собирать грибы у проезжей части;

— собирать только известные грибы, неизвестные грибы не трогать, оставлять их в лесу;

— не срывать старые и очень маленькие грибы.

Отгадываем загадки:

Этот гриб живет под елью,

Под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик,

Житель бора — … (боровик)

Верно, дети, это боровик. Его Величество Боровик. Он очень важный, сидит на  крепкой ножке, похожей на бочонок. У него мясистая шапочка. Его ещё как  называют?

Правильно, белым грибом. А почему? ( Потому что он не боится ни сушки, ни варки, ни жарки, а так и остаётся белым. Темнеют все грибы, кроме белого, поэтому его ещё называют гриб – полковник).

Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растём в лесу,

Как веснушки на носу… (опята)

 Какие бывают опята? (Летние и осенние). Где они обычно растут? (На пнях, сваленных деревьях. Иногда забираются высоко на дерево, что рукой не достать).

Я в красной шапочке расту

Среди коней осиновых.

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я … (подосиновик)

Почему этот гриб так называют? (Потому что чаще всего он растёт под осиной. Это  съедобный гриб. У него прямая ножка и круглая красная головка).

Не скрою: не белый, я, братцы, попроще,

Расту я обычно в берёзовой роще. (подберёзовик)

Иногда подберёзовик путают с подосиновиком, потому что они похожи между собой и растут рядом. Как же всё же их различить? ( По цвету шляпки. На изломе подосиновик синеет, а подберёзовик остаётся светлым).

 Вот сколько много интересного мы узнали с Вами о грибах. Дети, Вы уже знаете, что многие грибы дружат с деревьями: с берёзой –подберёзовик, с осиной – подосиновик; эта дружба помогает им расти.

Ребята, а эти грибы съедобные или несъедобные? (Съедобные).

 А как называется самый известный ядовитый гриб? (Мухомор).

 Почему его так называют? (Потому что мухи его боятся и падают замертво при его виде).

          А может всё таки он не так плох, может кому – то он полезен? (Лоси им лечатся, проглатывая его целиком, живот не будет болеть).

Какие ещё ядовитые грибы Вы знаете? (Бледная поганка, ложный опёнок). (Выставляю).

Молодцы! Страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Как дружно мы помогли белочке, она нам очень признательна и благодарна.

Мы пришли на лесную поляну. (Картинка) Что это?  Поляна выжжена, костер еще дымит, пожар начинается, громко играет музыка. Изуродованные стволы деревьев, ветви обломаны, мусор разбросан.  Много гостей в лес приходит, а как вести себя не знают. Плохо в лесу приходится и птицам, и животным, и растениям.

Поможем гостям вспомнить правила. Беседа по картинке.

-Что изображено неправильно.

-Какие грубые ошибки допустили отдыхающие?

Развесить в лесу знаки, для того, чтобы никто больше никогда не поступал так, как они. Вот такие знаки. (Показ). Как вы думаете, что они означают?
А о чем говорит красный ободок на знаках? (Ответы детей).

Топор – не рубить живые деревья и кусты.
Рогатка – не стрелять.
Разбитая бутылка и консервная банка – не оставлять мусор.
Сломанная ветка, нож – не ломать веток, не ранить ножом кору деревьев.
Магнитофон – не шуметь в лесу.
Костер – не оставлять незатушенный костер.
Сорванные цветы – не рвать растения без необходимости.

А ведь лес может спокойно обойтись без человека. А сможет ли человек прожить без леса? (Ответы детей). Человеку без леса плохо придется:

-  лес дает свежий воздух;
- лес дает древесину для изготовления мебели, дверей и прочего;
- лес одаривает ягодами, грибами, орехами, лекарственными растениями;
- лес – место отдыха и наблюдений за красотой природы.

Если в коре дерева сделать крохотную ранку, в нее попадут споры грибов – трутовиков или поселятся вредные насекомые. Кроме того дерево теряет много сока, может просто ослабнуть и погибнуть.

 Место под костром не зарастает 5 – 7 лет. Под костром выгорает верхний плодородный слой почвы. 0,5 – 1 см почвы образуется за 100 – 300 лет.  

  Бумага, брошенная вами, будет лежать более 2-х лет, консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовые пакеты -  более 200 лет, стекло – 1000 лет.

Вот мы и вернулись из нашего путешествия.

Понравилось вам путешествовать?

О чем мы с вами в лесу говорили? (о листопаде, о птицах, о животных, о грибах). Правильно, мы с вами говорили об осенних приметах.

Какие осенние приметы мы знаем?  Осенью деревья окрашиваются в желтый, красный, оранжевый, золотой цвета, затем листья с деревьев опадают и служат удобрением и утеплителем для корней деревьев. Птиц стало меньше, потому, что большинство из них улетели в теплые края. Животные заняты поиском корма, а некоторые звери готовятся к спячке. Погода осенью пасмурная, дождливая. Бывают съедобные и несъедобные грибы.

      Молодцы, ребята, на этом наше увлекательное путешествие закончилось. Спасибо всем! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в осенний лес.

Внеклассное мероприятие для учащихся 2 класса школы-интерната 8 вида....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Музыка" для детей средней группы "Путешествие в осенний лес"

Развивать у детей музыкальный слух, певческий голос и творческие способности. Учить  различать тембр музыкальных инструментов.  Закреплять умение играть на детских музыкальных инструментах....

Путешествие в Осень

Осенний праздник. Включает в себя элементы эстафеты, ориентирования на местности, познавательно-игровые задания....

Праздник осени младшая разновозрастная группа "Путешествие в осенний лес"

Ребята отправляются сначала в огород, где встречают Морковь и Картофель и плачущую Зайчиху, которая потеряла своих деток. А потом, преодолевая ряд препятствий идут в лес и помогают маме - зайчихе иска...

«Осень – славная пора». Путешествия в осеннее царство

Сценарий мероприятия во 2А классе«Осень – славная пора». Путешествия в осеннее царство. Праздник осени в группе продленного дня, заочное путешествие....

Сценарий осеннего праздника в ШРР «Букварёнок» «Путешествие в осенний лес»

Цель: обобщение знаний детей об осени, осенних признаках средствами игровой деятельности.Задачи:- прививать навыки  анализа, наблюдение за изменениями в природе;- развивать связную речь, воо...