«Чайки над мачтами с криками вьются…» Экранизация как интерпретация литературного произведения (на примере художественного фильма Э. Рязанова «Жестокий романс» и пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»)
творческая работа учащихся (10 класс) на тему

Козлова Татьяна Владимировна

Межрегиональная  научно-исследовательская конференция культурологической направленности «Литература. Читатель. Время»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekranizatsiya_kak_interpretatsiya_natyaganov_egor_kg.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

Межрегиональная  научно-исследовательская конференция

культурологической направленности

«Литература. Читатель. Время»

Научное направление: Интерпретация художественных произведений разных видов искусства

Название работы:

«Чайки над мачтами с криками вьются…»

Экранизация как интерпретация литературного произведения (на примере художественного фильма Э. Рязанова «Жестокий романс» и пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»)

 

Автор работы:  Натяганов Егор Алексеевич

Место выполнения работы: г.Кингисепп, МБОУ «Кингисеппская гимназия»

Научный руководитель: Козлова Татьяна Владимировна

г.Кингисепп

2015

Оглавление:

  1. Введение
  2. «Жестокий романс» Э. Рязанова как интерпретация пьесы «Бесприданница» А.Н. Островского.
  1. Проблемы экранизации классического произведения
  2. Сравнительный анализ
  • Отличия сценария фильма от текста пьесы
  • Роль актерской игры, оператора и художника в создании образа героев
  • Особенности музыкального оформления
  1. Заключение
  2. Библиография

        


 

1.Введение

Премьера драмы «Жестокий романс» состоялась 23 ноября 1984 года. Эльдар Рязанов прежде даже не задумывался о том, чтобы поставить картину по «Бесприданнице» Островского. Сам режиссер так объясняет свое решение снять фильм по этой классической пьесе: « Не то чтобы я не любил этой пьесы… Она, как принято говорить, не находилась в русле моих режиссерских интересов. Больше того, я читал пьесу очень давно, в школьные годы, и с тех пор не возвращался к ней… После окончания фильма «Вокзал для двоих» образовалась пауза, которая в силу моего непоседливого характера не могла быть долгой. Я стал думать о новой работе. <...> В этот момент мне в руки попала пьеса Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» – смелая и откровенная. И я уже должен был делать по ней фильм. <...> А в ноябре 1982 года умер генсек ЦК КПСС Брежнев. Никто не знал, что дальше и как будет при Андропове. Но съемки «Дорогой Елены Сергеевны» в Госкино решили отложить. Тогда моя ныне покойная супруга Нина посоветовала мне прочитать «Бесприданницу». У соседа по дачному поселку сценариста Эдуарда Володарского нашлась книга. Я прочитал. Словно в первый раз. И понял: буду снимать».

В 1985 году фильм «Жестокий романс» стал обладателем «Золотого павлина» – гран-при фестиваля «Дели-85» в Индии. В сентябре 1985 года лента представляла Советский Союз на Международном кинофестивале в Торонто (Канада). В том же году по результатам опроса журнала «Советский экран» картина была признана лучшим фильмом года, а Никита Михалков – лучшим актером года.

Фильм снискал популярность у зрителей (о чём говорит, в частности, признание его «Лучшим фильмом года» по версии журнала «Советский экран»), получил несколько официальных наград, но при этом имел разгромные рецензии критиков, обвинявших режиссёра в отходе от авторской трактовки пьесы и неверной расстановке акцентов.

В 2014 году исполнилось 30 лет со дня премьеры фильма, но до сих пор не смолкают споры о том, насколько удачна экранизация пьесы А.Н. Островского. Актуальность нашего исследования в том, что мы рассматриваем фильм Жестокий романс» как произведение искусства, как удачный вариант интерпретации художественного текста.

Целью нашей исследовательской работы является анализ фильма Э. Рязанова «Жестокий романс» как интерпретации пьесы А.Н. Островского «Бесприданница».  Задачами исследования являются:

  • изучение особенностей кино и литературы как видов искусства;
  • прочтение пьесы А. Н. Островского «Бесприданница» и просмотр  фильма Э. Рязанова «Жестокий романс»;
  • изучение искусствоведческих статей о фильме Э. Рязанова «Жестокий романс»;
  • сравнение сценария фильма и текста пьесы;
  • объяснение  авторской позиции и режиссерской трактовки;
  • объяснение, что общего и различного в фильме Э.Рязанова и пьесе А.Н. Островского;
  • объяснение роли актерской игры и музыкального оформления в раскрытии авторской позиции режиссера.

Объектом исследования является фильм Э. Рязанова «Жестокий романс». Предмет исследование – рассмотрение сценария фильма  «Жестокий романс» как интерпретации текста пьесы «Бесприданница». Основным методом исследования является сравнительный анализ.

2.«Жестокий романс» - интерпретация пьесы

2.1. Проблема экранизации классического произведения

Интерпретация произведения – это выглядывание из угла. А из этого угла все видно немного иначе: другой свет, кто-то упущен или наоборот добавлен в силу расположения, угол этот вообще может быть вневременной (возвращаться и становиться свидетелем того, что было десятки лет назад, чтобы увидеть что-то свое, по-другому расставить акценты). И немало людей пытались оказаться в этом углу (или их туда поставили в наказание?), но драма А. Островского «Бесприданница» была экранизирована несколько раз и неясно, что заставляет мастеров кинематографа возвращаться к запылившемуся томику и уже изжившей себя истории. Сейчас уже не так важны те события, мы смотрим на текст, как на прошлое. Для современников же А. Островского – это было насущно. Человек без приданого хочет счастья. Все хотят счастья. Хотят быть любимыми. Именно вечные темы  любви, одиночества, счастья, семьи, затронутые Александром Островским, позволяют нам снова и снова окунаться в атмосферу второй половины XIX века.

Достойно экранизировать классические произведения - это задача не из легких. Режиссеру нужно быть очень чутким и видеть грань между оригинальным толкованием, дополнением текста и опошлением его же. И Эльдару Рязанову удалось сохранить равновесие и облагородить "Бесприданницу", придав ей новую форму. Кино на основе текста пьесы дает литературному первоисточнику новую жизнь, новых почитателей, поэтому работа режиссера вдвойне ответственна: ему нужно показать классическое произведение так, чтобы дать ему новое рождение.

2.2. Сравнительный анализ

Во-первых, заметим, что режиссер дает другое  название  произведению, это говорит о том, что Э. Рязанов по-другому расставляет акценты. Для А.Островского первостепенно, что Лариса – бесприданница, а Эльдар Рязанов обращает внимание на любовную коллизию и видит трагедию Ларисы в том, что ее судьба жестока; не положение бесприданницы, а положение марионетки в руках богатых людей, которые покупают судьбы.

Когда впервые знакомишься с кинофильмом «Жестокий романс», то сразу вспоминаются строчки Евгения Евтушенко: «Чайки над мачтами с криками вьются — может быть, плачут, а может, смеются…». Чудесные пейзажи радуют глаз и обилие чаек, олицетворяющих свободу, и в это время мы можем пофантазировать или предвосхитить то, что нас ожидает, будем ли мы разочарованы при просмотре фильма, будем ли удивлены или же наоборот озадачены.  

Сороковое произведение Александра Островского – это ответственное событие. Рубеж. Юбилей. Определенная черта, когда нужно подводить итоги. Поэтому не удивительно, что у него выработался собственный стиль, некоторые мотивы, присущие только его прозе.

А. Н. Островский рассказывает нам историю о девушке-бесприданнице Ларисе Дмитриевне, которая хочет быть любима, близка к природе, отстранена от мирской суеты, счастлива. Но кто же желает взять себе в жены девушку без гроша за душой? Сейчас бы подобная ситуация не смутила никого, но по меркам XIX века – это была значительная проблема. Но Сергея Сергеича Паратова не тревожат такие трудности, пока он уверен в себе и своем кошельке. Но вскоре он исчезает. У него начинаются проблемы. И, не простившись с Ларисой Дмитриевной, он оставляет ее одну с неясными чувствами в душе: смятением и непониманием. В пьесе об этом говорится лишь косвенно.

Первая серия фильма «Жестокий роман» почти целиком является предысторией к основному действию пьесы. Можно сказать, что автор пропустил экспозицию в пьесе, но на нее намекают герои в своих диалогах. Эльдар Рязанов (кинорежиссер) же считает нужным ее восстановить и делает, как нам кажется, абсолютно верно, потому что это глубже раскрывает характеры героев. Главным кузнецом счастья Ларисы становится ее мать Харита Игнатьевна Огудалова, которая дает обеды, закладывает дом, проявляет  активность, чтобы успешно выдать дочерей замуж. А свадьба срывается, и Сергей Сергеич соскакивает, как рыба с крючка, и пропадает в прибрежном омуте Волги, уплывая на своем пароходе «Ласточка».  

Это на руку другим. Например, Юлий Капитоныч Карандышев, который пользуется тем, что Лариса Дмитриевна просто хочет «заткнуть» образовавшуюся дыру в сердце. Он сватается – она принимает предложение. Они хотят счастья и идут на сделку, хотя это детали совсем не одного механизма, пазлы, расположенные не рядом и не подходящие друг другу. В фильме Ларисе говорят: «Не про тебя жених», а Юлию Капитонычу «Не про вашу честь невеста». Все видят то, что их брачный союз был бы смешон, но Лариса Дмитриевна «хватается за последнюю соломинку, как утопающий», а Карандышев тешит свое самолюбие, ведь сватался к Ларисе не он один.

Другие  женихи – это богачи Мокий Парменыч Кнуров и Василий Данилыч Вожеватов, которые считают Ларису Дмитриевну вещью и торгуются между собой. Кнурова не останавливает ни то, что он женат, ни то, что Лариса тоже уже почти замужем. Они просто договариваются, кинув монетку. Стоимость человеческой жизни – монета. Ценно.

Эдуард Рязанов делает акценты на внешности, мимике героев, что только подчеркивает определенные их черты, высвечивает их в нужном ракурсе, так их видит режиссер, так он их и демонстрирует нам через объектив камеры. В «Бесприданнице» Карандышев мне не казался жалким, он был несчастным и хотел  счастья, но в кинокартине предстал гнусным человеком. Лариса Дмитриевна (которую играет Лариса Гузеева) же наоборот преображается и становится чуткой, доброй, нежной, словно цветок, красоту которого все боятся погубить.

Герои А. Островского склонны к песне, к ясному выражению чувств. Как Кулигин в «Грозе», так и Лариса в «Бесприданнице». Киноленту же сопровождают более современные романсы на стихи Марины Цветаевой, Беллы Ахмадулиной, Редьярда Киплинга, Эльдара Рязанова. Искренность их исполнения раскрывает характер главной героини и показывает нам ее чистоту и непорочность, прозрачность, как прозрачность ее слез.  

И Волга. Города в пьесах А. Островского часто расположены на берегу этой сильной, разной и могучей реки, в которой ищут выход персонажи его пьес. Но Лариса  умрет не в воде, она получит выстрел от того, чьим достоинством она посчитала любовь к ней. Неужели это такая любовь, которая заставляет идти на убийство? Неизвестно. Возможно, в Карандышеве взыграло самолюбие, он не может допусть того, что Лариса достанется кому-то теперь, на полпути под венец. Интересно, что у многих народов ласточка — символ невесты, охранительницы дома. И именно на «Ласточке» погибает Лариса, как  и ее мечты о доме, любви и уюте. Она тоже могла и хотела стать птицей, как и Катерина в драме Островского "Гроза", но ни той, ни другой не суждено было стать счастливыми. Жестокий романс – не случайное название, ведь последняя песня Ларисы спета. Кандалы, которыми связан Паратов, видны в последней сцене. Он хотел бы помочь, но его и умирающую Ларису отделяет стекло. Непреодолимая черта, грань, оковы, которые говорят о том, что они бы никогда не смогли быть счастливы. Реализованная метафора.

Эльдар Рязанов делает образы ярче, четче: мы видим жесты, мимику и обращаем внимание на работу актеров, дорисовывая в своем воображении образы, которые создает текст «Бесприданницы».  Он упускает сцену с Робинзоном, где слово Вожеватова ничего не стоит, а с Мокием Парменычем - оно приобретает смысл. Все зависит в этом мире от статуса. В фильме эта сцена показана не полностью,  и Вожеватов выглядит в наших глазах не таким плохим: вот держит слово, вот готов взять под опеку Ларису Дмитриевну. Такие детали в фильме скрашивают или наоборот отбрасывают сомнения, и мы можем назвать каждого из героев положительным или отрицательным, что не так легко сделать в пьесе.

Самым ярким моментом в «Жестоком романсе» нам кажется тот, где Лариса Дмитриевна была почти живой мишенью: держала в руке часы, которые ради смеха прострелил Паратов. Рисовался перед девушкой и другими людьми, а Лариса оказалась смелой или просто страстно влюбленной – ее не пугала пуля. Кто-то еще сказал: «Хорошие были часы. Дорогие». Думаю, если бы была задета главная героиня, то люди бы больше расстроились из-за того, что больше для них  никто не будет так талантливо петь, что Паратов оказался не таким уж хорошим стрелком, как заявлял, а не из-за того, что Лариса лишили жизни. Эта сцена нам кажется наиболее искренней. В ней мы видим безрассудно влюбленную девушку, которая ничего не боится.

3.Заключение

В заключение хочется повторить одну простую истину: любовь – не разменная монета.  Стоит ли что-то слово человека, который соврал о любви? Который забыл о спутывающих его оковах? Который рушит чужую судьбу из-за собственной прихоти? Сергей Сергеич Паратов появился в фильме облаченный в белое и на белой же лошади, как принц на белом коне, но сущность его, сердцевина плода оказалась мертва.  

"Теперь не умирают от любви, " –  говорила замечательная поэтесса Юлия Друнина. А тогда - умирали. Смерть Ларисы - это манифест всех влюбленных, бесприданных и бесприютных. Закономерный ответ на нелюбовь.

Сравнив некоторые эпизоды фильма и сцены пьесы, проанализировав роль актерской игры и музыкального оформления в фильме, мы можем сделать следующие выводы:

  • Э. Рязанов выдвигает на первый план любовную коллизию пьесы, это подчеркнуто и в названии фильма: «Жестокий роман» - главное внимание уделяется несчастной любви, а не приданому, то есть его отсутствию;
  • Э. Рязанов несколько иначе трактует образы главных героев; в фильме показана трагедия не только главной героини, бесприданницы, но и трагедия Паратова, человека, растратившего не только деньги, но и духовные качества;
  • Э. Рязанов с помощью музыкального оформления подчеркивает современное звучание произведения;
  •  таким образом, события, происходящие в XIX веке, понятны и близки зрителю не только XX века, но и  XXI. И в этом заслуга режиссера Э. Рязанова.

 Мы убедились в актуальности экранизаций классической литературы, а также выполнили  поставленные задачи: сравнили два художественных произведений, которые неразрывно связаны друг с другом, глубже поняли характеры героев и разобрались в своеобразии творчества А. Н. Островского. Синкретизм искусств в "Жестоком романсе" донельзя удачен, поэтому  продолжим исследовать и изучать классику не только посредством печатного текста, но и с помощью визуализирования его в кино. Особенно, если над этим будет работать Эльдар Рязанов.  

4.Библиография

1. Горсицкая Н. О. О границах взаимодействия кино и литературы. – М.: Искусство, 1983г.

2. Ждан В. Н. Эстетика экрана и взаимодействия искусств – М.: Искусство, 1987г.

3. Зайцева Л. Проблемы современной экранизации  – М.: Искусство, 1985г.

4. Погожева Л. П. Из книги в фильм – М.: Искусство, 1985г.

5. Ресурсы Интернет: https://ru.wikipedia.org/wiki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-анализ по пьесе А.Н.Островского "Бесприданница"

Показать более глубокое знакомство с творчеством А. Н, Островского. За сорок лет работы он написал около пятидесяти оригинальных пьес. Понятно, что на уроках литературы невозможно дать по-настоящему п...

Особенности символики имен собственных в пьесе А.Н.Островского "Бесприданница"

Исследовательская работа по литературе  к уроку по пьесе А.Н.Островского "Бесприданница". Этапы работы. Символика имен, фамилий, названий. Актуальность, цели, практическое значение работы. С...

Дискуссия: «Идеал или подлец?» (по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»). Проектирование активных методов обучения на уроках литературы.

1.     Тема дискуссии и объект родился неожиданно, но готовились мы к ней особенно: в центре внимания - человеческие качества героя, а значит, и нас тоже. Именно эта ситуация – хорош ил...

Урок-викторина по пьесе А.Н.Островского "Бесприданница"

Данная викторина проводится с целью проверки учащихся знания текста пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», готовности работы над анализом произведения. Викторина проводится посредством обращени...

Тесты по пьесам А. Н. Островского «Бесприданница» и «Гроза»

Тесты по пьесам А. Н. Островского «Бесприданница» и  «Гроза»...

Спектакль «Я словно бабочка к огню…» (по мотивам пьесы А. Н. Островского «Бесприданница», рассказа И.А. Бунина «Лёгкое дыхание», повести А. Лиханова «Солнечное затмение»)

Действующие лица: автор, писатель«Бесприданница»: слуга в кафе, Кнуров Мокий Пармёныч, Вожеватов Василий Данилыч, Сергей Сергеич Паратов, Карандышев Юлий Капитоныч, Лариса Дмитриевна Огуда...

Презентация к уроку по пьесе А.Н.Островского "Бесприданница"

Презентация " За все могу заплатить!" может быть использована при знакомстве с пьесой А.Н.Островского "Бесприданница". Сопоставление пьесы А.Н.Островского "Бесприданница"...