Работы моих учеников
творческая работа учащихся

Семенычева Лариса Николаевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Маршал Казаков: жизнь на алтарь Отечества

История нашей страны  неоднократно была овеяна   славой сынов своего отечества. На протяжении многих веков тянущихся к нашему времени из глубин времён, память донесла до нас имена тех, кто своим бесстрашием, мужеством и беспредельной любовью к своей Отчизне доказал не словом, а делом свою любовь и верность Родине и её народу.

В 2015 году исполняется 70 лет со дня Великой Победы. Победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава нашего народа. Как бы ни менялись за последние годы оценки и даже факты нашей истории, 9 мая — День Победы — остается неизменным. Вечная слава победителям!

Увы, все меньше и меньше с каждым днем остаётся живых непосредственных участников Великой Отечественной. И уже не столько из рассказов очевидцев и участников, а все больше из фильмов, книг, учебников, исторических трудов знают о войне те, кто родился после Победы. Поэтому нет задачи более благородной, чем донести до новых поколений правду о минувшей войне.

Очень тяжелыми последствиями Второй мировой войны для Советского Союза явились общие людские потери, как гражданского населения, так и военнослужащих. По результатам исследований, они оцениваются более, чем в 27 миллионов человек. Цифра это огромная. Никогда ранее наша страна не сталкивалась с подобными военными жертвами. Из общего числа людских утрат 1/3 составляли потери военнослужащих.

Нет необходимости гадать, почему я решила написать реферат о маршале артиллерии В.И Казакове, любой из маршалов и рядовых той войны достоин такого внимания. А Василий Иванович командовал артиллерией -- «богом войны» -- нескольких фронтов, участвовал в битве за Москву, в Сталинградском и Курском сражениях, освобождал Белоруссию, вел артподготовку перед Висло-Одерской и Берлинской операциями. Присутствовал при подписании представителями гитлеровской Германии акта о безоговорочной капитуляции.

Ни одна операция, разработанная Василием Казаковым, им потом не повторялась, он всегда избегал шаблона. И потери в таких операциях были минимальными. Ни до него, ни после в мире не было человека, который командовал бы таким колоссальным количеством артиллерии. Он был создателем и первым командующим совершенно нового крупного формирования -- противовоздушной обороны сухопутных войск. Существует она и сегодня. Маршал артиллерии Владимир Михалкин назвал Казакова выдающимся артиллеристом.

  Объектом моего исследования будут документы, фотографии, воспоминания, биографические сведения из жизни маршала артиллерии Василия Ивановича Казакова.

      Предмет исследования –  значение личностей в истории, влияние полководцев на судьбу России.

     Цель:

Изучить биографию маршала артиллерии В.И. Казакова.

    Задачи:

  1. Обращаясь к различным источникам собрать как можно больше материала по данной теме;
  2. Исследовать, систематизировать материал по данной теме.

Методы исследования: 

  1. Изучение и анализ источников.
  2. Поиск материала на интернет-сайтах.

Маршал Казаков: жизнь на алтарь Отечества

В его предвоенной судьбе вроде бы не было ничего необычного: все достаточно типично для своего времени, своего поколения. Хотя... судите сами.   Успев в девятнадцать лет понюхать пороху Первой мировой в боях под Ригой, юный пулеметчик Василий Казаков вскоре после революции оказывается на Петроградских артиллерийских курсах. Затем фронт – теперь уже Гражданской войны: Северный, Западный.

Командир взвода, командир батареи. Доблесть и хладнокровие, проявленные в боях, – так состоялось посвящение в артиллеристы. Где-то в это время молодой комбат почувствовал, что прикипает к артиллерии сердцем. Природная наблюдательность, смекалка, богатое воображение, боевой опыт часто выручают даже там, где не хватает образования. А где ему быть у выходца из обычной крестьянской семьи, от нужды перебравшейся в город.

Пройдя с 1920-го по 1939 годы путь от командира батареи до командира полка, имея за плечами фундаментальное образование и блестящую подготовку, широчайший военный кругозор, В.И.Казаков представлял собой к моменту назначения начальником артиллерии дивизии– видного военачальника. С июня 1940-го, с введением генеральских званий, В.И.Казаков – генерал-майор артиллерии. Через месяц его перемещают на пост начальника артиллерии 7-го механизированного корпуса.

Но зато вряд ли кто еще так твердо знал, для чего и как надо учиться.
Послевоенная жизнь молодого комбата, выбравшего артиллерию, всецело посвящена учебе. И так долгие годы. Сначала в артиллерийской школе, направления в которую добился Казаков сразу после окончания войны, вскоре – еще и в средней школе для приобретения необходимых общеобразовательных знаний. Товарищи поражались упорству и настойчивости, с какими добывал  знания, занимаясь и днем и ночью.

В двери тем временем настойчиво стучалась война. Но война началась для генерала Казакова с безмерного удивления и разочарования. Как и многие в то время, не зная общей обстановки на фронтах, он, до предела требовательный к себе и подготовке войск, не мог понять, почему их механизированный корпус, представлявший солидную силу, трижды за день перенацеливают по пути к фронту, потом, «раздергав» по частям, без разведки, боевого развертывания, вводят в бой против противника.
К счастью, управление корпуса придается группе генерала Константина Рокоссовского. Началась четырехлетняя совместная служба и война двух блистательных полководцев.

Три высочайших полководческих ордена                                                                     – ордена Суворова I степени, один II степени, Кутузова I степени, Герой Советского Союза, четыре ордена Ленина и множество других наград, в том числе иностранных, венчают заслуги Василия Ивановича Казакова. Особо следует отметить высочайшее личное признание его заслуг Маршалами Советского Союза Г.К.Жуковым, К.К.Рокоссовским,  главным маршалом артиллерии Н.Н. Вороновым,

Имя и дела Василия Ивановича Казакова неразрывно связаны с проведением многих важнейших операций Советской Армии против фашистских захватчиков, с организацией и боевым применением в этих операциях — в Московской, Сталинградской, Курской и Берлинской битвах — артиллерии, являвшейся главной огневой ударной силой наших войск. И если, оценивая роль советской артиллерии в разгроме фашистского вермахта, ее по праву образно называли «богом войны», то заслуга в этом в значительной мере принадлежит ее замечательным кадрам, тем, кто своим искусным руководством добивался максимально эффективного использования всех ее возможностей. Этим искусством мастерски владел маршал артиллерии Василий Иванович Казаков — один из выдающихся организаторов крупномасштабного боевого применения артиллерии в годы войны.

Казаков В.И. был отмечен особой любовью, восхищением, признательностью боевых товарищей, многие из которых стали выдающимися полководцами и военачальниками Великой Отечественной войны, соратников и сослуживцев, сотен тысяч артиллеристов.

После войны служба В.И.Казакова проходила на самых ответственных должностях в командовании артиллерией и ракетными войсками Советской Армии: ему довелось быть командующим ракетными войсками и артиллерией Советской Армии, создавать и быть первым командующим ПВО Сухопутных войск; с 1965 года он переходит в группу генеральных инспекторов МО СССР. Невозможно перечислить, сколько сотен тысяч прекрасных артиллеристов, офицеров воспитано им. То, чем в совершенстве владел он, маршал артиллерии В.И.Казаков, операции, с его блистательным решением вопросов артиллерийского обеспечения, признаны классическими и до сих пор  изучаются во всех военных академиях мира.

Воспоминания генерала армии П.И. Батова

   П.И. Батов называет маршала Казакова замечательным военачальником Великой Отечественной войны. Генерал армии Батов говорит: «Маршал артиллерии Василий Иванович Казаков был моим другом.  Василий Иванович принадлежал к числу тех людей, которые, окончив свой жизненный путь, благодаря своим личным качествам, а главное, благодаря всему содеянному ими продолжают жить, их дела не уходят с ними. Живые и прежде всего молодежь должны знать о них: ведь нельзя продолжать великие дела старших поколений, не учась и не воспитываясь на их богатейшем опыте».

    П.И. Батов, вспоминая Казакова, чаще всего видел его таким, каким он был в далеких 30-х годах: - «Небольшого роста, как говорится, ладно скроенный и крепко сшитый, подтянутый, энергичный, он неизменно сразу же вызывал симпатию к себе, заражал окружающих свойственной ему жизненной бодростью. Впрочем, почти таким же он оставался и в зрелом возрасте».

       На протяжении всей службы в Советских Вооруженных Силах Казакова отличала ставшая его подлинной сущностью, глубоко осознанная партийность, стремление абсолютно во всем быть достойным своей принадлежности к ленинской партии коммунистов, членом которой он стал в 1932 году.

Василий Иванович обладал завидной способностью во всем поспевать: в службе, учебе, общественной жизни. Он много читал, находил время посещать театры и кино, с увлечением заниматься спортом. Внешне эта способность подчинять себе время казалась каким-то врожденным даром. Но, присмотревшись, я понял: это была суровая, бескомпромиссная самодисциплина или то, что у нас в армии принято называть требовательностью к себе. Это необходимое для каждого человека и особенно для военнослужащего качество Казаков настойчиво воспитывал у подчиненных. [1].

Воспитание подчиненных Казаков ставил во главу угла всей своей работы и понимал его очень широко. «В армии отношения между людьми должны быть предельно ясными, — часто говорил он, — и главное, никакой фальши, скрытности. Я должен до конца знать каждого, с кем служу, и меня также все должны знать. Ведь очень важно, с кем рядом будешь воевать: с тем, кто техникой и уставами хорошо овладел, или с тем, кто к тому же и понимает необходимость чувства локтя, в кого ты веришь, как в самого себя, или по крайней мере хорошо знаешь, на что он способен».

Сам Казаков отличался и строгостью, и требовательностью, и взыскательностью. Без этого нельзя быть командиром в армии, да и вообще руководить любым делом. Но в строгости своей Василий Иванович неизменно был справедлив. Такая строгость не унижает подчиненных, не отпугивает их от командира, наоборот, помогает им становиться лучше, повышает командирский авторитет. И естественно, что одновременно Василий Иванович был чуток, доброжелателен к людям, внимателен к их нуждам.

 Самому разобраться в людях! Эта черта, всегда свойственная Казакову, явилась важнейшим принципом его деятельности, когда он стал занимать высокие посты в Вооруженных Силах.

И здесь, в боевой подготовке полка, Казаков был буквально неутомим. Его страстная увлеченность артиллерийским делом какими-то незримыми токами передавалась подчиненным, увлекала их. Казаков не жалел ни сил, ни времени для повышения знаний и тактической подготовки командиров и делал это так, что заражал их своей привязанностью к артиллерии. Думаю, что это обстоятельство сыграло важную роль в том, что многие служившие с Казаковым в артиллерийском полку командиры в годы Великой Отечественной войны командовали артиллерийскими соединениями, занимали высокие посты в армейских и фронтовых органах управления артиллерией.

С изумительной самоотверженностью бойцов и командиров он сталкивался повсюду ежедневно и ежечасно. Именно потому и строже относился к себе как начальнику и к своим помощникам, требуя, чтобы при всех неотложных заботах в центре внимания всегда находился солдат.орошо и увлеченно, а, я бы сказал, творчески.

Деятельность Василия Ивановича Казакова на этих постах получила высокую оценку партии и правительства. 11 марта 1955 года ему было присвоено звание маршала артиллерии.

25 мая 1968 года Василия Ивановича Казакова не стало. Василий Иванович принадлежал к числу тех людей, которые, окончив свой жизненный путь, благодаря своим личным качествам, а главное, благодаря всему содеянному ими продолжают жить, и дела не уходят с ними.

Воспоминания дочерей маршала Казакова

Тамара Васильевна вспоминает, что прожила с необъяснимым ощущением  присутствия отца и влияния на свою судьбу: он как будто незримо хранил ее. «С фотографий военной поры на нас смотрит безусловно красивый, умный человек с сильным характером, мощным интеллектом и необыкновенной харизмой. Тонкое интеллигентное лицо, твердый рисунок губ, подбородка – свидетельство незаурядной воли. Проницательный взгляд. А ведь он – выходец из обычной крестьянской семьи, от нужды перебравшейся в город, с детства познавший цену хлеба, заработанного своими руками! Этот человек очень сильно напряжен, в его облике неуловимо чувствуется груз ответственности за конкретную операцию, за жизни сотен и тысяч наших бойцов и командиров, стоящих за ним. Те фронтовые фотографии, где он улыбается, или курит  дают почувствовать его необыкновенное человеческое и мужское обаяние».

«Мне повезло, что в детстве, в возрасте шести-семи лет я ездила с отцом в его командировки, связанные с военно-спортивной игрой «Зарница». Он согласился возглавить ее, будучи уже совсем немолодым человеком. Повзрослев, я поняла, какое огромное значение эта игра имела для патриотического воспитания молодежи, включая и меня. Игра проходила по местам боевой славы, в ней была живая связь поколений. Учебный штурм Сапун-горы в Севастополе – грандиозное воспоминание детства!  В тех поездках, где с нами не было мамы или старшей сестры Светы, косы мне заплетала, обычно по папиной просьбе, проводница или пионевожатая в поезде. Однажды в спальном вагоне оказался проводник-мужчина, поэтому утром я была поднята пораньше и мы с папой постарались заплести косы самостоятельно: одну папа, другую я сама. Все же папина коса оказалась лучше».

      Как вспоминает С.В. Казакова: - «Мне самой неоднократно приходилось сопровождать отца в поездках, где он инспектировал учебные заведения: артиллерийское училище в Киеве, Артиллерийскую академию в Ленинграде, Центральные артиллерийские офицерские курсы в Ленинграде и в Луге, которым не случайно в 1968 г. было присвоено его имя».

«Артиллерия мне очень близка и дорога, потому что всю свою сознательную жизнь я посвятил ей. Она поразила мое воображение, покорила своей силой и увлекла за собой на всю жизнь», – писал В.И. Казаков в предисловии к книге «Артиллерия, огонь!», которую посвятил молодежи, простым и доступным языком рассказав о своем любимом роде войск. На любом посту, который приходилось ему занимать, очень большое внимание он уделял вопросам обучения и воспитания молодых командиров-артиллеристов.

Генерал — лейтенант Артем Федорович Сергеев вспоминал , что на приеме в Кремле после парада Победы 24 июня 1945 года Сталин поднял первый тост за Великий советский народ и следующие за ним слова были сказаны за советских артиллеристов.

Многие считают маршала Казакова легендарной личностью, история и судьба которой сложилась так, что он легендарным человеком, легендарной личностью стал еще при жизни. В.И. Казаков, по мнению Шерешевского,  окончил войну уже овеянный славой на всю Россию, на весь Советский Союз и имея мировую известность. Подвиги его неописуемы и наверное никто не сможет их описать и отследить его деяния в артиллерии[2].

Полковние Шерешевский приводит несколько примеров подвигов маршала Казакова: «В 1942 году воздушная блокада окруженной немецко-фашистской группировки в 330 тыс. войск. Эта воздушная блокада была сделана таким образом, что не дала возможность немецко-фашистским войскам ее деблокировать. И организатором этой воздушной блокады, которая была впервые в истории применена в таком масштабе тоже был В.И. Это равносильно двойному огневому валу, только в воздухе.

А второй подвиг он совершил будучи командующим артиллерией пяти фронтов: зенитная артиллерия, которая находилась в его подчинении сбила примерно одну треть из 22 тыс. самолетов, сбитых войсковой зенитной артиллерией на всех фронтах в течение войны. Это мало кто знает, это написано в специальной литературе и является известным фактом.

Но есть еще один подвиг, который В.И. совершил уже после окончания войны в 50-х годах прошлого столетия. Речь идет о том, что он взвалил на свои плечи руководство войсками Противовоздушной обороны сухопутных войск. Он их вдохновитель, он их создатель, он самый первый из всех наших военачальников осознал необходимость реформирования войсковой Противовоздушной обороны и продвинул это дело в жизнь, по сути сделав эти войска. Его не случайно назначили. Он был одним из самых авторитетных артиллерийских начальников не понаслышке знавших и противовоздушную оборону.

Казаков, по мнению Шерешевского был человек весьма отзывчивый, очень жизнелюбивый и с большой буквы человечный. Он у многих  офицеров бывал дома. Он хотел знать, как живут семьи офицеров. Как это было в старой довоенной Красной Армии – командиры были очень близки к своим офицерам, пытались создать такое офицерское братство в частях, в войсках. Так он себя вел по отношению к своим подчиненным. Это было в его характере.

Список литературы

1. Батов П.И. Маршал артиллерии Василий Казаков // Полководцы и военачальники Великой Отечественной: Сборник, М.: Молодая гвардия, 1979. (Серия ЖЗЛ)

2. Черты отца. Послесловие Т.В. Казаковой в книге В.И. Казаков «Артиллерия  огонь! Записки маршала артиллерии».  М.: АСТ, 2008    маршала артиллерии».М.: АСТ, 2008

3. Из текста выступления полковника Шерешевского Е.Я. на вечере памяти памяти В.И. Казакова 11 февряля 2006


[1]        . Батов П.И. Маршал артиллерии Василий Казаков // Полководцы и военачальники Великой Отечественной: Сборник. М.: Молодая гвардия, 1979.

[2]Из текста выступления полковника Шерешевского Е.Я. на вечере памяти памяти В.И. Казакова 11 февряля 2006


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной. И, приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о той войне.

Слайд 2

Маленькая героиня большой войны - Зина Портнова Автор работы : ученица 6 класса МБОУ Базинская ООШ «СКЦ» Сургаева Яна

Слайд 3

. Родилась 20 февраля 1926 года в городе Ленинграде (с 1965 года город-герой, ныне Санкт-Петербург) в семье рабочего. Белоруска. Окончила 7 классов. Во время Великой Отечественной войны, находясь в период летних школьных каникул в деревне Зуя близ станции " Оболь " (ныне в черте посёлка городского типа Оболь Шумилинского района) Витебской области Белоруссии, Зина Портнова оказалась на временно оккупированной территории. В 1942 году юная патриотка вступила в Обольскую подпольную комсомольско-молодёжную организацию "Юные мстители« , и активно участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против немецко-фашистских захватчиков

Слайд 4

Зинаи́да Марты́новна ( Зи́на ) Портнова Советская подпольщица, партизанка, член подпольной организации «Юные мстители»; разведчица партизанского отряда имени К. Е. Ворошилова на оккупированной гитлеровцами территории Белорусской ССР. Член ВЛКСМ с 1943 года. Герой Советского Союза.

Слайд 6

Подвиг юной разведчицы Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку. По заданию партизанского отряда Зина устроилась работать в немецкую столовую посудомойкой. Ей было поручено подсыпать яд в еду. К вечеру многим офицерам стало плохо. Естественно, первое подозрение пало на русскую девочку. Зину вызвали на допрос, но она всё отрицала. Тогда Зину заставили попробовать еду. Зина прекрасно знала, что суп отравлен, но не один мускул не дрогнул на её лице. В 1943 году, возвращаясь с очередного задания, Зина попала в плен. Фашисты злостно пытали её, но Зина ничего не сказала. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Прибежавший на выстрел офицер тоже был убит. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли её. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась несгибаемой. И Родина посмертно наградила её высшим своим званием - Героя Советского Союза.

Слайд 7

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1958 года Зинаиде Мартыновне Портновой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза с награждением орденом Ленина.

Слайд 8

Земли Российской преданные дети, Бессмертными вы стали на планете. Навстречу солнцу чистыми руками Победы нашей возвели вы пламя .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Давно отгремели залпы Великой битвы. На месте пепелищ, руин и развалин построены новые города и села. Знания о Великой Отечественной войне мы получаем уже из документов, книг, фильмов…

Слайд 2

Победа в Великой Отечественной войне была завоевана как массовым героизмом воинов на фронте, так и беспримерным подвигом тружеников тыла.

Слайд 3

МБОУ Базинская ООШ «СКЦ» Все для фронта! Все для Победы! Автор Шувалов Денис, ученик 6 класса Руководитель Семенычева Л.Н., классный руководитель 6 класса Бутурлино 2015

Слайд 4

Бутурлинские колхозники в течение военных лет сдали государству 462027 центнера зерна, 1510 тонн картофеля, 796 тонн овощей и многое другое. Для фронта не жалели ничего. Трудовой вклад в Победу жителей Бутурлинского района

Слайд 5

Не только взрослые вносили свой вклад в Победу, но и молодежь, дети Комсомольцы, оставшиеся в тылу, из личных сбережений внесли в фонд обороны 1 758 846 рублей. Собрано в помощь эвакуированным детям и парти­занам 26 000 рублей, более 4000 подарков отправили бойцам на фронт. Для Красной Армии собрали 1229 штук теплых вещей.

Слайд 6

Не отставали от комсомольцев и школьники. Они собрали 139 369 рублей на танки «Бутурлинский колхозник», «Пионер», «Бутурлинский допризывник». Работа школьников

Слайд 7

Проводив мужчин на фронт, женщины стали у руля колхозов, сели за руль тракторов, на комбайны. Рядом с матерями трудились дети. Пололи горох, просо, свеклу, собирали семена кок-сагыза, скирдовали вручную хлеб. Работа женщин

Слайд 8

Учащиеся Бутурлинской средней школы заработали 2500 трудодней, и все средства отправили в помощь освобожденным районам. Так, только в Сталинград было отослано 80 плугов, 72 бороны, 60 коров, 80 свиней, 100 овец, семян зерновых на 951 гектар и много носильных вещей. Помощь Бутурлинцев

Слайд 9

Стремились подкормить бутурлинцы и раненых, лежавших в Бутурлинском госпитале .Детский дом в Ягубовке приютил 185 детей, в основном из Ленинграда, и стал им родным домом. Тепло принимали в селах эвакуированных и делились с ними последним куском. Нет, не могла не победить страна, в которой жили такие люди! Помощь Бутурлинцев

Слайд 10

В 2015 году исполнится 70 лет со дня Победы советского народа над фашистской Германией. На мой взгляд, немногие среди моих сверстников придают должное значение этому событию. Ещё меньше тех, кто задумывается над тем, какова роль этого события в мировой истории. Но всё-таки есть те, кто хочет знать, что происходило на самом деле в Европе и России в 1941 – 1945 годах, как это было на самом деле.

Слайд 11

Нам, молодому поколению, дорого будущее нашей планеты. Поэтому наша задача – беречь мир, делать всё для того, чтобы не убивали людей, не гремели выстрелы, не лилась кровь.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА  БУТУРЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МБОУ БАЗИНСКАЯ ООШ ИМ.  Н.В. СУТЯГИНА

РАЙОННАЯ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "СТАРТ В НАУКУ"

        

СЕКЦИЯ: ИСТОРИЯ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ЭКОНОМИКА

И снова о родной Сторонке…

      Автор: Стешина Татьяна Александровна, 6 класс,

МБОУ Базинская ООШ им. Н.В. Сутягина

                      Руководитель:

                                        Семенычева Лариса Николаевна,

                     учитель истории,  

      МБОУ Базинская ООШ

 

Бутурлино

Тема научно-исследовательской работы «И снова о родной сторонке…»

Автор: Стешина Татьяна Александровна

Россия. Нижегородская обл., Бутурлинский район, р.п. Бутурлино.

МБОУ Базинская ООШ им. Н.В. Сутягина, 6 класс

Руководитель: Семенычева Лариса Николаевна

Аннотация

Цель работы - изучение истории села Большие Бакалды с момента заселения местности до сегодняшних дней.

Задачи работы:

- поиск и изучение источников информации по теме;

- систематизация полученных данных,

- оформление результатов в виде исследовательской работы и презентации.

Объект работы – село Большие Бакалды.

Предмет исследования – изучение истории села Большие Бакалды.

Методы исследования:

- анализ краеведческого материала, воспоминания жителей села.- изучение литературы и интернет ресурсов по теме.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее можно использовать на уроках истории,  классных часах.

Выбор темы продиктован глубоким интересом ученицы к родному краю, к его истории. Тема работы актуальна, так как расширяет кругозор и обогащает краеведческие знания. В работе чувствуется особое отношение автора к предмету исследования.

Обучающаяся увлечена процессом познания: расширяет круг объектов исследования, подбирает иллюстративный материал, проводит опросы, изучает различную литературу.

В ходе выполнения работы учащаяся продемонстрировала активность в научном поиске, владение исследовательскими методами.

 Работа отличается грамотностью изложения материала.

Тезисы 

научно-исследовательской работы «И снова о родной сторонке…»    

Цель моей работы - изучение истории села Большие Бакалды с момента заселения местности до сегодняшних дней.

Объект работы – село Большие Бакалды.

Предмет исследования – изучение истории села Большие Бакалды.

Для изучения истории села, я использовала следующие методы исследования:

- анализ краеведческого материала, воспоминаниия жителей села.

- изучение литературы и интернет ресурсов по теме.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее можно использовать на уроках истории,  классных часах.

Село было основание  в первой половине XIII века во времена нашествия монголо-татарского ига. Татары напали на русскую дружину врасплох и уничтожили её. У прибывших татар было много скота. Места для его выпаса в окрестности оказались подходящими. Пленных русских татары определили охранять скот. С этого времени и пошла застройка села Большие Бакалды. «Бакалды» – обозначает большие ямы с талой водой. «Бакалды» произошло от татарского «ба» – большое и «калда» – загородь, огороженное место.

Село постепенно развивалось, в исторических летописях первый владельцем упомянут Борис Иванович Морозов. В XVIII веке бакалдские владения перешли к помещику Степану Ивановичу Шешковскому, который заведовал Тайной Канцелярией. Впоследствии в середине XIX века бакалдские владения перешли к внуку Шешковского – Григорию Петровичу Митусову. Большие Бакалды стали волостным центром в составе Княгининского уезда.

Основная часть населения занималась сельским хозяйством. Огромные луга и овраги были засеяны кормовыми травами, что привело к развитию скотоводства. Но основная гордость Бакалд – вишневые сады, которые были посажены в XVIII веке по прихоти помещика и разрослись на несколько гектаров. В селе расположен музей вишни – единственный в России. В музее собраны разные сорта вишни, образцы почвы, на которых она растёт. Весной, когда цветут сады, жители устраивают праздник «Вишневая метель», на который съезжаются гости со всех уголков России. С XIX века излишки фруктов стали перерабатывать и появилась варочная по переработки плодов, которая переросла в ООО «Большебакалдский консервный завод» – здесь изготавливается варенье, сок, настойки и многое другое.

На гербе изображен пруд с рыбой. За садом помещика Мичурина был вырыт пруд, где разводили рыбу карасей и карпов. Рыбы стало так много, что её стали продавать на местных рынках. Так и прославились Бакалды ещё одной своей особенностью.

В Больших Бакалдах находится Церковь Воскресения Словущего, находящиеся в списке культурного наследия Нижегородской области.

Старообрядчество – особая страница в истории Бакалд. Население села состоит из «новообрядцев» и «старообрядцев». С тех пор прошло немало времени. Оно почти стёрло различия между разноверцами. Но в селе по-прежнему действуют два кладбища: для старообрядцев и «новообрядцев».

  После революции образовалась небольшая, в 9 хозяйств артель «Новая жизнь». За свою историю хозяйство несколько раз укрупнялось, разукрупнялось, пока в 1951 году не сложилось в крупный колхоз, который получил название «имени И.В.Мичурина». В настоящее время это ООО «Б.Бакалдское», которое довольно успешно развивается в нынешних непростых условиях.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..6

ГЛАВА І. Знакомьтесь – мая малая Родина…….……………………………7

    1.1.История создания села Большие Бакалды……………………………..7

    1.2.Владельцы села Большие Бакалды………………………..……………7

   1.3.Большие Бакалды - вишнёвый край………………………………….…8

   1.4.Центральный пруд……………………………………………….............8

   1.5. Церковь Воскресения Словущего………………………………………9

ГЛАВА ІІ. ……………………………………………………………………...10

   2.6.Новообрядцы и старообрядцы……………………………………….…10

   2.7 Категории крестьян……………………………………………………...10

   2.8 Новая жизнь, колхоз имени Мичурина………………………………...11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….12

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА………………………………..13

Введение

С чего начинается Родина? 
С улыбок и слез матерей;
С тропинки, ребятами пройденной, 
От дома до школьных дверей.
С березок, стоящих веками 
На взгорье в отцовском краю, 
С желанья потрогать руками 
Любимую землю свою.
(К. Ибряев)

Тихо играет музыка, светит яркое солнце. Я очередной раз еду в  родной свой край - село Большие  Бакалды. Сотый раз рассматриваю красивые дома с резными наличниками, шикарные вишнёвые сады, не перестаю любоваться полуразрушенным храмом, огромным прудом… .Кто и когда создал все это великолепие? Великолепие, которое так радует и успокаивает.

Цель моей работы - изучение истории села Большие Бакалды с момента заселения местности до сегодняшних дней.

Объект работы – село Большие Бакалды.

Предмет исследования – изучение истории села Большие Бакалды.

  Для изучения истории села, я использовала следующие методы исследования:

 - анализ краеведческого материала, воспоминаниия жителей села.

- изучение литературы и интернет ресурсов по теме.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее можно использовать на уроках истории,  классных часах.

ГЛАВА І. Знакомьтесь – моя малая Родина

1.1.История создания села Большие Бакалды

        Село было основание  в первой половине XIII века во времена нашествия монголо-татарского ига. Почему именно в этом месте основалось село, повествуют исторические хроники: около Кривяковского леса русские дружины три дня ждали нападения татар, но те всё не появлялись, и наши воины посчитали, что одержали победу без боя. В это время татары напали на русскую дружину врасплох и уничтожили её. У прибывших татар было много скота. Места для его выпаса в окрестности оказались подходящими. Пленных русских татары определили охранять скот. С этого времени и пошла застройка села Большие Бакалды. «Бакалды» – обозначает большие ямы с талой водой. «Бакалды» произошло от татарского «ба» – большое и «калда» – загородь, огороженное место. В словаре В.И.Даля так определяется название села: «Бакалда – глухой заливец или ковш, поемная яма, колдобина, кутлубоина; ямина, которая заливается водой по весне и остаётся как бы озерком…»

1.2. Владельцы села Большие Бакалды

       Историческое прошлое села довольно значимое, так как оно было основано в том же веке, когда был заложен Нижний Новгород. Село постепенно развивалось, в исторических летописях первый владельцем упомянут Борис Иванович Морозов, воспитатель и наставник царя Алексея Михайловича, будущего отца Петра I. В XVIII веке бакалдские владения перешли к помещику Степану Ивановичу Шешковскому, который заведовал Тайной Канцелярией. Впоследствии в середине XIX века бакалдские владения перешли к внуку Шешковского – Григорию Петровичу Митусову. Большие Бакалды стали волостным центром в составе Княгининского уезда.

1.3.Большие Бакалды - вишнёвый край

       Основная часть населения занималась сельским хозяйством. Огромные луга и овраги были засеяны кормовыми травами, что привело к развитию скотоводства. Но основная гордость Бакалд – вишневые сады, которые были посажены в XVIII веке по прихоти помещика и разрослись на несколько гектаров. Когда созревала вишня, урожай достигал больших размеров, поэтому ягоду продавали не только на территории Нижегородской области, но и везли в другие города. Вскоре слава бакалдовской вишни прокатилась по всей России, о Бакалдах узнали повсюду. В советское время здесь был колхоз имени Мичурина, известного селекционера – биолога. Он вывел новые сорта яблонь, слив и конечно же вишни, урожай которого прославили село. Местные жители в благодарность поставили Ивану Владимировичу Мичурину бюст, увековечив его имя. А сама ягода украшает герб села, уютно уместившись на ладони садовода в лучах восходящего солнца. В селе расположен музей вишни – единственный в России. Музей вишни находится на месте усадьбы бывшего владельца Мичурина. В музее собраны разные сорта вишни, образцы почвы, на которых она растёт. Весной, когда цветут сады, жители устраивают праздник «Вишневая метель», на который съезжаются гости со всех уголков России. С XIX века излишки фруктов стали перерабатывать и появилась варочная по переработки плодов, которая переросла в ООО «Большебакалдский консервный завод» – здесь изготавливается варенье, сок, настойки и многое другое.

1.4.Центральный пруд

      На гербе изображен пруд с рыбой. За садом помещика Мичурина был вырыт пруд, где разводили рыбу карасей и карпов. Рыбы стало так много, что её стали продавать на местных рынках. Так и прославились Бакалды ещё одной своей особенностью.

1.5. Церковь Воскресения Словущего

Не обошла село стороной и духовная тема. В Бакалдах находится Церковь Воскресения Словущего, находящиеся в списке культурного наследия Нижегородской области. Церковь была построена в XIX веке. Храм высотой восемь метров, был сделан из дерева. Он был стоял на высоком холме и был виден из любого места села. Затем церковь была перестроена в каменную. Церковь Воскресения Словущего, датированная 1838 годом и внесённая в списки культурного наследия Нижегородской области.

ГЛАВА ІІ.

2.6. «Новообрядцы» и «старообрядцы.

      Старообрядчество – особая страница в истории Бакалд. Население села состоит из «новообрядцев» и «старообрядцев». Трудно сказать, что явилось причиной переселения людей старой веры именно на бакалдские земли и когда это произошло. Скорее всего, в конце XVII – началеXVIII века. Именно в это время раскольники устремились в места, где можно было укрыться от преследования властей и официальной церкви. Немаловажную роль, видимо, сыграла близость к родине Аввакума–Закудемскому стану, где в 1672 году произошло массовое самосожжение старообрядцев, протестовавших против ущемления их прав. Вторая причина, возможно, та, что близлежащее Мурашкино являлось главным центром встреч старообрядцев Казанской и Сибирской губерний.

С тех пор прошло немало времени. Оно почти стёрло различия между разноверцами. Но в селе по-прежнему действуют два кладбища: для старообрядцев и «новообрядцев».

2.7.Категории крестьян

       Когда-то Бакалды пересекал большой овраг. Было указано каждому домохозяину ежедневно привозить в этот овраг определенное количество возов глины для его засыпки. Сейчас здесь живут Кармановы, Басовы и Карповы. Вокруг Бакалд находились леса, которые в настоящее время практически все вырублены. Жители Бакалд делились на три категории: зажиточные крестьяне (например, Глазковы и Королевы); бедняки, имевшие лошаденку и небольшой земельный надел; “келейные” – безлошадные и безземельные. Этим людям не давали даже места для строительства в порядке. Они селились под горой .

2.8. «Новая жизнь», колхоз имени Мичурина

      После революции из бывших келейников образовалась небольшая, в 9 хозяйств артель «Новая жизнь». За свою историю хозяйство несколько раз укрупнялось, разукрупнялось, пока в 1951 году не сложилось в крупный колхоз, который получил название «имени И.В.Мичурина». Хозяйство было известно не только в районе, но и в области внедрением новейших технологий в земледелие и животноводство, строительством производственных зданий и жилых домов. В настоящее время это ООО «Б.Бакалдское», которое довольно успешно развивается в нынешних непростых условиях.

Заключение

Неразрывна связь человека с тем местом, которое он любит всей душой и всем сердцем. В селе Большие Бакалды я не родилась, но прожила там значительную часть своей жизни. Этот вишнёвый край я считаю своей малой родиной. Ведь именно  с малой родины начинается биография человека. Нужно знать и уважать свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли. Поэтому так важна историческая память о ней. Мы ответственны перед своей родиной сегодня и в будущем.

Родина моя милая,
Отчизна моя любимая...
Славное у тебя прошлое,
Светлое впереди и хорошее!
Имя полное кротости
Я произношу с гордостью!!!
(А. Денисов)

Список источников и литературы

  1. Кулинич Г.С., Фридман Б.И. Геологические путешествия по горьковской земле. – Горький: Волго – Вятское книжное издательство, 1990 год.
  2. Трубе Л.Л., Шубин А.Ф.Горьковская область (природа и население). – Горький: Волго – Вятское книжное издательство, 1968 год.
  3. Хореев Б.С. Горьковская область. Природа, население, хозяйство.  – Горький: Волго – Вятское книжное издательство, 1967 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лучшие работы моих учеников

исследовательская работа. ...

Работы моих учеников

В данной презентации представлены лучшие работы моих учеников в технике квиллинг и роспись по дереву, гуашь...

Работы моих учеников

Работы моих учеников...

РАБОТЫ МОИХ УЧЕНИКОВ

Это работы учениц 9 класса. Они посвящены Дню Победы....

Исследовательские работы моих учеников

Работа, в которой исследуется   история имён и показывается значимость имени Анастасия...

работа моих учеников

Презентация Сормовского района  Нижнего Новгорода...