Флагман российской науки
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Нафикова Лариса Николаевна

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного 305-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. Победитель районного (заочного) конкурса лучших методических разработок "Этнокалендарь-2016".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.v._lomonosov_-_flagman_rossiyskoy_nauki.docx343.94 КБ

Предварительный просмотр:

Флагман российской науки

(внеклассное мероприятие, посвященное 305-летию  со дня рождения М.В. Ломоносова)

Цель:  знакомство с истинным гражданином Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В. Ломоносова.

Задачи:

1. Познакомить с основными этапами жизни М. Ломоносова как учёного-энциклопедиста.

2. Воспитание чувства гордости,  восхищения и уважительного отношения к человеку, чей вклад в развитие науки и просвещения огромен и неизмерим.

3. Развитие у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности.

       Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран;

Ход мероприятия

Ломоносову по необъятности его интересов

принадлежит одно из самых видных

 мест в истории человечества.
С.И. Вавилов.

Сопровождается презентацией «М.В. Ломоносов – флагман российской науки».

Слайды №1-2. Видеоролик «Михайло Ломоносов – настоящий русский гений».

Слайд 3. 1 ведущий.  Многими славными именами по праву гордится Россия, но имя Михаила Васильевича Ломоносова стоит особняком. В истории, науке, литературе есть люди, которые своей деятельностью, работами оставляют следы, настолько прочно и естественно входящие в нашу жизнь, что нам кажется, что так было всегда.

2 ведущий. Изучая судьбы таких людей, не перестаешь удивляться, как один человек может столько познать и сделать. Зачастую вклад в науку, историю, культуру таких людей могут оценить только последующие поколения. Так и Михаил Васильевич, прожив всего 54 года, сделал столько, что под силу было нескольким людям. И оценили его заслуги, только последующие поколения.

Слайд 4. 1 ведущий. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внёс бы свой вклад. М.В. Ломоносов был историком, астрономом, литератором, географом, занимался медициной, химией, мозаикой.

Слайд 5. 2 ведущий. 19 ноября 2016 года исполняется 305 лет со дня рождения великого  русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, который по воле судьбы стал великим сыном России.

Слайд 6. 1 ведущий. Что побудило в нём интерес и стремление к знаниям, с юных лет? Может быть, суровое море, которое воспитало в нём смелость, чтобы отправиться в суровые края; может быть, свободолюбивые чайки, которые научили стремиться ввысь и подарили ему крылья вдохновения; или гордый буревестник, научивший не бояться трудностей и преодолевать препятствия; или звездное небо, которое воспитало в нём уверенность в осуществлении своей мечты?

2 ведущий. Сегодня мы поговорим о жизни и деятельности учёного, прославившего Россию. Наше мероприятие пройдёт в виде устного журнала, на  страницах которого выступят обучающиеся нашей школы-интерната.

Слайд 7. 1 страница «Ранние годы М.В. Ломоносова».

Чтец 1:

В соседстве двух морей, на родине метели,
Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден;
Снегами полюса он встречен у купели,
И пышным Севера сияньем озарен.

                                                           С. Стромилов.

Слайды 8-9. 1 ведущий. Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской на Курострове близ г. Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. Отец Ломоносова – Василий Дорофеевич – занимался хлебопашеством, морским рыбным и зверобойным промыслом. Он имел судно и ходил на нем в Белое море и Северный Ледовитый океан. Мать – Елена Ивановна. От неё он унаследовал тонкий художественный вкус, поэтическое восприятие мира, добросердечность и отзывчивость.

2 ведущий. Детство Михайло Ломоносова, рано лишившегося матери, было нелегким: уже  с 10 лет отец брал его с собой  на тяжёлый и опасный морской промысел. Какое чувство гордости испытывал мальчик, стоя на палубе новенького отцовского корабля «Чайка», летевшего на всех парусах к морю! Под руководством отца юный Ломоносов научился ориентироваться по ночному небу, пользоваться компасом и определять направления ветра. Он хорошо запомнил особенности побережья и морских течений, приливов и отливов. Такая жизнь закалила характер молодого человека.

Слайд 10.1 ведущий. Огромное влияние  на его развитие оказала суровая и величественная природа Севера, которую он считал своей «первой книгой». Грамоте он учился у односельчанина Ивана Шубного. Основы знаний приобрел  по первым в то время гражданским книгам – «Грамматике» Мелетия Смотрицкого и «Арифметике» Леонтия Магницкого, которые называл «вратами своей учёности».

Слайд 11. 2 ведущий. Отец хотел, чтобы сын, как и он сам, и как многие поморы, стал

рыбаком. У Михайло же была другая мечта: он задумал отправиться в    Москву учиться.

1 ведущий. Попросил Михайло у отца позволения уйти из дома: «Хочу, мол, учиться, а здесь негде». Василий Дорофеевич не понимал сына, сердился: «Зачем тебе уходить, когда хозяйство налажено». Он уже и невесту приискал Михаилу.

Слайд 12. 2 ведущий. Оставалось выбрать: то ли уйти без родительского позволения, то ли навсегда забросить мечту об учении. И в декабрьскую ночь 1730 года, никого не предупредив, вышел Михайло из дому и побежал догонять обоз с мороженой рыбой, который ещё утром отправился в Москву. С собой у Михаила было три рубля денег, взятые взаймы у соседа Фомы Шубного, да две книги – «Грамматика» и «Арифметика».

1 ведущий. Обоз он догнал через три дня.  Путь был долог, около месяца добирался Михаил Ломоносов до Москвы. В начале января 1731 года он оказался в Москве.

Чтец 1:

Той странной верности науке

Дивятся люди до сих пор…

Шел, от мороза пряча руки,

В Москву ходок из Холмогор.

Крутая вьюга замела

Обоза северного след.

И ничего еще не знала

Москва про университет.

Чтец 2:

 В котомке лук и корка хлеба,

Но он предвидел эту быль,

Когда в распахнутое небо

Вонзится твой высокий шпиль.

Когда смирится космос грозный,

Разымет атомы рука,

И встанет он одетый в бронзу,

Перед Россией на века!

Слайд 13.2 страница «Обучение М.В. Ломоносова в храмах науки»

1 чтец:

Строптивый сын Архангельских поморов,

Прямой, как ветер северной реки,

Он сохранил неукротимый норов,

И песни, что певали рыбаки.

2 чтец:

Не он ли в школе Заиконоспасской

Одной латынью голод утолял,

Молокососов укрощал указкой

И сметкостью монахов удивлял?

3 чтец:

В неё вошёл, достойный славы россов,

Как беломорский ветер молодой,

Крестьянский сын Михайло Ломоносов,

Родившийся под северной звездой.

                                                       (В. Виноградский. Михайло Ломоносов)

Слайд 14. 2 ведущий. Непросто было Ломоносову поступить в первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинскую академию. Ему пришлось назваться сыном холмогорского дворянина, так как крестьянских детей в Академию не принимали. К тому времени ему исполнилось 19 лет, но попал он в самый младший класс, где обучались дети 10-11 лет.

Сценка: (Михайло и ученики).

1 ученик: Гляньте, какой болван пришел с нами учиться!

2 ученик: Ну и здоровый!

3 ученик: Дядь, достань воробушка!

Михайло приподнял одного из них за шиворот и, стараясь быть серьезным, проговорил: «Что с тобой сделать? На крышу забросить?».

1 ведущий. Больше над ним не смеялись, а как стал отвечать, на него будто на чудо стали смотреть.

1 ученик: Да он лучше учителей всё знает!

2 ученик: Посмотри, как говорит!

2 ведущий. Из своих скудных средств (он имел в день жалованья один алтын – 3 копейки) Михаил Васильевич мог позволить себе покупать в день не больше, как «на денежку (полкопейки) хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и на другие нужды».

1 ведущий. Михаил Васильевич Ломоносов был так талантлив и так прилежно учился, что за один год прошёл три класса Академии. Он научился читать и писать по-латыни, изучил славянскую грамматику, начала истории, географии и арифметику. За короткий срок Михаил добился больших успехов и стал первым по всем предметам.

Чтец 1:

Науки жадно изучает,

Даётся всё ему легко.

Вот только бедность изнуряет,

Пытается сломить его.

Но сила воли и стремленье

Постичь всё множество наук

Воспитывали в нём терпенье,

И он отправлен в Петербург.

Слайд 15. 2 ведущий. В Славяно-греко-латинской академии М.В. Ломоносов проучился 5 лет. Вскоре как одного из лучших учеников его направляют для

дальнейшего обучения в Петербургскую Академию наук.

Чтец 2:

Ах, Петербург, Петра творенье,

Все восхищаются тобой,

Ты город муз и просвещенья,

Красой твоей сражён любой.

Год, проучившись в Петербурге,

Отплыл он в дальние края.

В немецком городе Марбурге

Суть постигает бытия.

Слайд 16. 1 ведущий. В 1736 году Михайло Ломоносов становится студентом Марбургского университета. Нелегко ему жилось на те деньги, что получал он из России. Несмотря на это, русский студент восхищал иноземных педагогов своими знаниями.

Чтец 1:

Казалось, не было науки,

Какую б он не изучал.

Во Фрейберге и в Петербурге

Исследованья продолжал.

Он в совершенстве знал английский,

Французский, греческий, латынь,

Немецкий, польский и словенский.

Как у него хватило сил!

Его стремление к учёбе

Дало прекрасные плоды

Он постепенно стал учёным,

Создал научные труды.

2 ведущий. Однажды с ним произошло событие, едва не изменившее всю его

жизнь. Студент Ломоносов попал в плен. По приказу прусского короля солдаты отлавливали на улицах высоких крепких мужчин для гренадёрской службы. Их помещали в старинную крепость, обучали военному делу и принуждали подписывать контракты на долгие годы. За всю историю крепости никто не смог совершить из неё побег, а помор Ломоносов бежал! Обошёл все преграды, переплыл ров, достиг границ соседнего княжества и спасся…

Слайд 17. 1 ведущий. В Россию Ломоносов вернулся образованнейшим человеком. В 1745 году Михаил Васильевич Ломоносов стал первым русским профессором. Сейчас в это трудно поверить, но в 1746 году в Петербургской Академии наук впервые была прочитана лекция на русском языке. Это сделал Ломоносов. До него в Академии наук «научные должности» занимали лишь иностранцы.

Чтец 1:

Россия родила немало

Людей великих на земле.

Во все века одна лишь знала

Об избранных, об их судьбе.

Чтец 2:

Эпохой каждой восхищала

И всякий раз, не ошибаясь,

Ты гениев нам посылала,

За судьбы их всегда молясь.

Чтец 3:

Одним из них был Ломоносов,

Учёный – энциклопедист,

Поэт, мыслитель и философ,

Историк, материалист.

Слайд 18. 3 страница «М.В. Ломоносов - учёный-энциклопедист»

Слайд 19. 2 ведущий. Академик М.В. Келдыш писал: «Трудно назвать какую-либо отрасль науки из существующих в XVIII веке, в которую бы Ломоносов не внёс крупного творческого вклада. В физике, астрономии, метеорологии, химии, геологии, горном деле, металлургии, географии, истории, теории словесности и литературе,  он либо создал капитальные труды, совершил выдающиеся научные открытия, либо выдвинул новые идеи, высказал гениальные прогнозы. Многие идеи Ломоносова на десятки лет и даже столетия опередили свое время».

Слайды 20-21. 1 ведущий. Основным направлением в своей научной работе Михаил Васильевич Ломоносов избрал химию. Учёный разработал технологию по изготовлению цветных стёкол, смальт и красителей для них. Ему удалось изготовить 112 тонов и свыше 1000 оттенков.

2 ведущий. Видное место в деятельности М. Ломоносова занимало конструирование оптических приборов различного назначения. Среди них - телескоп и «ночезрительная труба», аэродинамическая машина, которая позволяла наблюдать за метеорологическими процессами в атмосфере.

1 ведущий. С 1743 года М. Ломоносов начал изучать электрические явления. Вместе с академиком Г.В. Рихманом он несколько лет наблюдал грозовые явления, причем для определения степени наэлектризованности атмосферы

использовалась так называемая громовая машина.

Слайд 22. 2 ведущий. Крупнейшим достижением М. Ломоносова в астрономии было открытие в мае 1761 года атмосферы на Венере, сделанное в результате наблюдения редкого небесного явления - прохождения Венеры по диску Солнца, проведенного Ломоносовым с исключительным успехом.

Слайд 23. 1 ведущий. В. Белинский называл Ломоносова отцом русской поэзии. Н. Гоголь писал: «Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги». В области литературы М. Ломоносов знаменит не только торжественными одами и стихами. Великий учёный не раз бросал свою лабораторию, прерывал лекции и шёл сочинять куплеты. Он шутил над собой:

У физики с химией

Пот проливаю.

А за вирши, за басни

Хвалы пожинаю…

Слайд 24. 2 ведущий. Михаил Ломоносов явился первым преобразователем русского литературного языка. Он составил грамматику языка русского. Ввёл в русский язык новые слова: атмосфера, градус, термометр, мышьяк, нашатырь, скипидар, уксус, глобус, экватор, горизонт.

Слайд 25-26. 1 ведущий. Вместе с И. Шуваловым Михаил Ломоносов бывает при дворе и Елизавета Петровна даёт наказ Ломоносову: «Надо нам, чтобы вышла в Европе книга о настоящей России написанная «профессором слова».

По монастырским книгохранилищам разыскивал древнерусские летописи. По ним и была составлена «Древняя Российская История».

Слайд 27. Видео «Ломоносов об истории Руси».

Слайд 28. 2 ведущий. Одним из славных деяний Ломоносова было основание Московского университета. «Я сие великое училище задумал и обдумал, охлопотал, выносил его и породил; горячими слезами воспитал и жить пустил, и за гробом стану о нём бога молить…».

1 ведущий. М.В. Ломоносов и план чертил, и кирпич сортовал, и за кладкой следил, создал образцовый университетский устав, излюбовал и избрал профессоров, экзаменовал студентов. Для подготовки юношества устроил две гимназии, заботясь о том, чтобы туда принимали и крестьянских детей. Он всегда помнил, как трудно было ему, крестьянскому сыну, поступить в академию для дворянских детей.

Чтец 1:

Под рокот свирепого моря,

В своей деревеньке глухой

Немало сурового горя

Ты видел, поэт дорогой…

Чтец 2:

…И быстро промчалося время

И северный серый мужик,

Узнавши тяжелое бремя,

Ты стал знаменит и велик.

                                             (М. Леонов. Памяти М.В. Ломоносова)

Слайд 29. 4 страница «Творческая деятельность М. Ломоносова»

1 ведущий. В Софийском соборе Киева Ломоносов увидел произведения мастеров Древней Руси, которые были искусно составлены из кусочков смальты и назывались мозаиками…

2 ведущий. В 1758 году Михаил Васильевич Ломоносов открывает мозаичную мастерскую. На фабрике изготовлялись смальта для мозаичных картин, бисер, стеклярус, посуда и другие нужные в быту вещи.

Слайд 30. 1 ведущий: В мастерской М.В. Ломоносова было создано 40 мозаик. До наших дней сохранилось 24 мозаики. Лучшая из его работ «Полтавская баталия» - картина из цветного стекла на медном листе во всю стену.

Слайды 31-32. 2 ведущий. В Эрмитаже находится портрет Петра Первого, собственноручной работы Ломоносова. В Русском музее можно увидеть портреты двух величественных женщин – Елизаветы Петровны и Екатерины Второй.

Чтец 1: А Михайло Ломоносов

Всем сородичам пример

Он явился - нет вопросов,

Он в науке пионер.

Из Курострова в науку

Ломоносов шел в поход,

А сегодня вся наука

К Ломоносову идет.

Чтец 2: Имя гения сближает

Всех и вся от стран и рас,

И седины обнажают

Мировые доктора.

В Ломоносово с почтеньем

Шлют гонцов из разных стран.

Ломоносовские чтения -

Светлый праздник северян.

                                          (В. Виноградский. Михайло Ломоносов)

Слайд 33. 1 ведущий. Михаил Васильевич не дожил до старости. Весною 1765 года он простудился и 4 апреля в возрасте 54 лет умер. Он похоронен в Санкт-Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.

Слайд 34. 2 ведущий. М.В. Ломоносов прожил яркую, полную творческих дерзаний жизнь. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлён в произведениях живописи, графики, культуры. Имя Ломоносова присвоено подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне луны. Именем русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов.

1 ведущий. Великий сын русского народа, он всю свою жизнь посвятил России. Имя Ломоносова является символом патриотизма, образцом служения народу, примером самоотверженной борьбы за науку.

Чтец 1:

Филолог, химик и геолог,

Географ, физик, металлург,

Художник и метеоролог,

Исследователь, драматург.

Чтец 2:

Любил Россию безгранично

И за народ переживал.

Все достижения в науке

Всегда народу посвящал.

Чтец 3:

Россию на весь мир прославил,

В науку вклад огромный внёс.

И след в истории оставил

России сын великоросс!

2 ведущий. И, кажется, что слышны его гордые и уверенные слова, обращенные к нам, потомкам:

О, вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Использованная литература:

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Современная универсальная Российская энциклопедия. (СД), 2007.

2. Вовнейко Е.В. Великий сын России / Е.В. Вовнейко // Читаем, учимся, играем. – 2011, №8. – С. 10 – 11.

3. Карпеев Э. П. Михаил Васильевич Ломоносов: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.

4. Михаил Васильевич Ломоносов. 100 великих учёных //Д.К. Самин - М.: Вече, 2009.

5. Пономарева Т. Д. Я познаю мир: Великие ученые: Детская энциклопедия. -М.: Издательство «АСТ», Издательство «Астрель», 2004.

Интернет-ресурсы: 

1. http://www.youtube.com/watch?v=hvYoGl7KPY8 – видеоролик «Михайло Ломоносов - настоящий русский гений».

2. http://www.youtube.com/watch?v=J_S4DJnC9Vg –  видео «Ломоносов об истории Руси».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект учебного занятия по истории 8 класс "Достижения российской науки и образования во второй половине XIX в."

Конспект учебного занятия  Класс: 8Учебник: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина История России, XIXвекУчебная тема: Россия во второй половине XIXв.Тема урока: Достижения российской науки и образо...

Тематический классный час «Да здравствует российская наука!»

Разработка тематического классного часа, посвящённого празднованию Дня науки, познакомит учащихся с историей его возникновения в России, будет способствовать расширению кругозора путём популяризации з...

Развитие российской науки 19 век

Презентация состоит из 8 слайдов. На страницах материала изображены деятели науки....

Тематический классный час ко Дню российской науки

Тематический классный час ко Дню российской науки...

Классный час: "Достижения российской науки!"

Презентация для классного часа по теме: "Достижения российской науки!" знакомит обучающихся с историей возникновения Дня науки. Подобранный материал углубляет знания о деятелях российской науки, об их...

Классный час, посвященный 2021 году науки, "Слава российской науки"

Сегодня 1 сентября — День знаний, начало нового учебного года, новых открытий и ваших новых достижений! И первый урок будет посвящён разным наукам и людям науки, учёным, которые делают нашу жизн...