Здравствуй, родная тундра! (конкурсно-познавательная программа)
методическая разработка ( класс) на тему

Пирматова Зинаида Васильевна

конкурсно-познавательная программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7._zdravstvuy_rodnaya_tundra.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат среднего общего образования» с. Самбург Пуровского района

Здравствуй, родная тундра!

(конкурсно-познавательная программа)

Пирматова Зинаида Васильевна,

воспитатель 7 семьи

Цель: Возрождение и сохранение самобытности ненецкого народа.

Задачи:

  1. Пробуждать национальную гордость и любовь к своему народу.
  2. Воспитывать любовь к своему краю.
  3. Развивать наблюдательность, интерес к национальной культуре.

Используемые материалы: детские рисунки, ручки, листы бумаги, проектор.

Предварительная подготовка: разучивание стихов, оформление зала, анализ литературы.

Ход мероприятия:

 На фоне звучит песня Елены Лаптандер «Дом - мой Ямал!».

Ведущий: Добрый день всем, я рада видеть вас. Сегодня мы проведем очередной воспитательский час, посвященный  дню рождения Ямала, и будет он проходить в форме  конкурсно - познавательной программы «Здравствуй, родная тундра!» (Слайд №1). В конкурсе участвуют 3 команды по 2 человека (девочка и мальчик, возраст 13-14 лет). Предлагаю участникам выбрать название своей команды. Подходим по одному участнику ко мне. Прошу участников представиться: название команды и кто участвует.

Ведущий: Ребята, скажите, что такое тундра? Тундра для ненца – это огромный, просторный чум. В ней каждую равнину, излучину реки, сопку он узнает по известным только ему приметам, шепоту земли в полярную ночь и стужу.

 Ведущий: Внимание! (Слайд №2) Первый конкурс называется «Чум – мой дом».

Чум – это наш дом! С чума начинается колыбельная песня мамы, бабушкины сказки и загадки, эпические песни – ярабцы и сюдбабцы. «У чума шея, как у гуся», «Верхушка чума торчит, как ель», «Дымок, как песцовый хвост» - такими словами воспевает чум ненецкий поэт Л.В. Лапцуй.

Ведущий: Итак, участники, слушаем задание: вы все живете в тундре, знаете, как ставится чум, где какой шест должен стоять. Сейчас вам нужно написать на листе бумаги названия шестов для установки чума.

  • Макода (два основных шеста);
  • Хуни, ваיִיִав ерיִңу (боковые шесты);
  • Сиיִняңы (шесты противоположные от входа);
  • Нёны (передние шесты);
  • Симзы (священный шест);
  • Тиיִ (две горизонтальные жерди)

Ведущий: Пока участники записывают названия шестов, мы со зрителями будем отгадывать загадки: (Слайд №3)

  • Без рук, без ног, на небо поднимается. (Дым)
  • Волшебник посреди чума на железе сидит – и укусить может, и угостить может. (Огонь)
  • Летом меховые, зимой берестяные. (Рога)
  • Олень от них убегает, а они не отстают. (Нарты)
  • Бегут два брата наперегонки, а обогнать друг друга не могут. (Полозья нарт)
  • Сам деревянный, голова железная. (Топор)

Ведущий: Итак, участники наши выполнили задание, давайте посмотрим, как они справились с заданием. (Слайд №4) Дети зачитывают ответы. Молодцы, ребята!

Ведущий: А теперь переходим ко второму конкурсу -  «Без нарты в тундре не прожить!» (Слайд №5) Приглашаю А. Василия, он прочитает стихотворение Л.В. Лапцуя.  

Ребенок: 

Нарта…Нарта…Путь её далек

По разгону дедовских дорог.

Слышит и поныне небосклон

Снежных колокольцев перезвон.

Приезжайте в ненецкий мой чум,

Я вас править нартой научу! 

Л.В. Лапцуй

Ведущий: Спасибо, Вася! Ребята, как одним словом мы называем упряжки, идущие друг за другом?

Дети: Аргиш (Мюд).

Ведущий: Правильно, молодцы! Бывает женский и мужской аргиш. Вот задание ко второму конкурсу: девочки пишут названия нарт в женском аргише, а мальчики в мужском аргише.

Женский аргиш (неיִхан, ларьיִхан, вандако, юхуна, сябу, ңутоיִיִ).

Мужской аргиш (Ңэдалёсьיִ, хэхэיִхан, пиיִיִхан, хурумы, вандако, ңутоיִיִ).

Ведущий: Пока наши участники пишут названия нарт, я сюда приглашаю Алену. Она  прочитает стихотворение ненецкого поэта Леонида Васильевича Лапцуя.

Ребенок:

Приезжай!

Ты не видел тундры? Приезжай!

Если встретил холодом она,

Будто моря Карского волна,

Если вьюга зарычит, страшна,

Не пугайся, словно горностай,

Не кидайся в снежные бугры

Неумелым лыжником с горы.

Ясным взором посмотри вокруг,

Полной грудью свежести вдохни,

Бодрости исполниться твой дух

В тундре – век двадцатый, наши дни.

Сядешь в нарты, что летят стрелой,

Или в сизокрылый самолёт,

В тундре, под Полярною звездой,

Где живёт мой маленький народ,

Жар гостеприимства сохраня,

Обогрет ты будешь без огня!                                             Л.В. Лапцуй

Ведущий: Спасибо, Алёна, молодец!  Вижу, наши участники справились с заданием, подведём итоги второго конкурса. (Слайд №6)

Дети зачитывают ответы.

Ведущий: Олень в жизни ненцев – всё. Это еда, одежда, постель, жилище и транспорт. Приглашаю Розалию, она прочитает стихотворение Л.В. Лапцуя.

Тундра,

Я тебя и на мгновение

Не могу представить без оленей,

С их извечно

Гордою походкой,

С их красивым бегом, как полетом. 

Л.В. Лапцуй.

Ведущий: (Слайд №7) Третий  конкурс называется «Я из тысяч оленей своего узнаю».

Сейчас мы узнаем, умеете ли вы различать оленей по рогам. (Слайд №8) Посмотрите на экран! Надо дать оленям названия по рогам.

  • Ламбэй – олень с большими ветвистыми рогами;
  • Нирдасяда – олень с рогами, не имеющими передних отростков;
  • Малк – комолый (безрогий) олень;
  • Матюй – с обрезанными рогами;
  • Талвэй – олень с рогами, растущими очень близко друг к другу;
  • Ваеңгуй – однорогий олень;
  • Лёхосей – олень с широко расставленными рогами.

Ведущий: Пока участники вспоминают и пишут названия оленей по рогам, я предлагаю  зрителям ответить на мои вопросы:

- Для чего человеку в тундре нужен олень? Олень является пищей, из его шкуры шьют одежду. На оленях кочуют, ездят, преодолевая большие расстояния.

- Чем питается олень? Зимой питается ягелем, а летом грибами, лишайниками, травами.

- Когда у оленей отпадают рога? Рога у оленей отпадают весной.

- Когда олени линяют? В конце мая, в июне.

- Когда у оленей появляются детеныши? В апреле, мае, поздние – в июне.

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы сумели ответить на все вопросы. Это говорит о том, что вы любите оленей и много знаете о них. Вижу, наши участники справились с заданием. Посмотрим, сколько правильных ответов дали участники. Подведём итоги третьего конкурса. (Слайд №9)

Ведущий: По орнаменту можно узнать многое: откуда человек, богат он или не очень, какой масти у него олени, рукодельница ли женщина. (Слайд №10) Четвертый конкурс называется «Северный колорит». У ненцев каждый узор имеет свое название. На экране изображены ненецкие орнаменты, надо дать им название.

Ведущий: Пока наши участники выполняют задание, мы с вами будем отгадывать загадки. (Слайд №11)

  1. Кто по снегу, по траве носит лес на голове? (Олень)
  2. Поднялись ворота, всему миру красота? (Радуга)
  3. Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит? (Мороз)
  4. Пришёл волк – весь народ умолк, ясен сокол пришел – весь народ пошёл? (День и ночь)
  5. Над домами у дорожки висит кусок лепёшки? (Луна)
  6. Зубастый зверёк грызет с визгом дубок? (Пила)
  7. Без рук, без ног ходит и следов не видно? (Рыба)
  8. Нет зубов, но всё же кусается,

Злой, но первым не бросается.

Если тронет он кого,

Не отпустит никого. (Капкан)

Ведущий: Молодцы, ребята! Знаете вы много загадок, я очень рада за вас! А теперь пора подвести итоги последнего конкурса. И тогда мы узнаем, какая команда у нас победила.(Слайд №12)

Подведение итогов мероприятия. Вручение призов.

Ведущий: Вот и подошло к концу наше мероприятие. Ребята, что нового вы узнали? Понравилось ли вам? Что понравилось? (Дети отвечают.)

(Слайд №13) Спасибо за участие! До новых встреч!

Используемая литература

  1. Аверьянова К.Н. Рабочая тетрадь (Факультативный курс «Оленеводство Ямала»):  7 – 9кл. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004. – 63с.
  2. Лапцуй Л.В. Песни мои – детям: Сб. стихотворений и поэм. Пер. с ненец./ Сост. Е.Г.Сусой, Н.И.Ного. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2001. – 271с.: ил.
  3. Ледков А.А. Порядок нарт в аргише. – Нарьян-Мар: ОГУ «ЭКЦ НАО», 2008
  4. Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков: Научно-методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2003. – 239с.
  5. Сусой Е.Г. Из глубины веков. – Институт проблем освоения Севера СО РАН. – Тюмень, 1994. – 173с.
  6. Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса / Под ред. Н.В.Лукиной. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. -228 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсно-познавательная программа "Калейдоскоп профессий"

Данная разработка поможет при проведении внеурочной занятости обучающихся 5-9 классов. А также интересна для предпрофильной подготовке обучающихся, помогает при выборе будущей профессии....

Конкурсно-познавательная программа «Путешествие на поезде здоровья»

Сценарий позволяет изучить с детьми в игровой форме правила личной гигиены, познакомиться с понятием здорового образа жизни, с правилами составления режима дня....

Конкурсно-познавательная программа "Сильные, смелые, умелые"

Сначала уч-ся знакомятся с Защитниками Земли русской, потом идет конкурсная программа. Вся программа сопровождается презентацией, музыкально оформлена....

"Здравствуй,родная тундра"

Внеклассное мероприятие  по краеведению, рекомендовано работе с обучающимися среднего звена общеобразовательной школы (5-8 классы). Его проведение предусмомотрено на свежем воздухе, что способств...

Конкурсно-познавательная программа "Страницы истории родного края"

Конкурсно-познавательная программа представляет несколько этапов истории  родного края. Теоретические знания закрепляется с помощью иллюстративного, словарного, художественного материала, "живых"...

Сценарий праздничной конкурсно-познавательной программы «Рыцари. Богатыри. Защитники.»

В данной разработке представлен сценарий прадничной конкурсно-познавательной программы "Рыцари. Богатыри. Защитники.", посвящённой Дню Защитника Отечества....

Анализ воспитательного мероприятия «Здравствуй, родная тундра!»

Анализ воспитательного мероприятия  «Здравствуй, родная тундра!»...