воспитательная система класса
методическая разработка (7 класс) на тему

Полухина Наталья Викторовна

воспитательная система класса в соответствии с направлениями воспитательной компоненты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_sistema_7_klassa.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная система класса  - это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь которых обуславливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества.

Целесообразность создания воспитательной системы класса

  • Ребенок – сложная целостная система, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты взаимосвязаны.
  • Воспитательная система класса – это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка.
  • Рациональное распределение усилий при организации воспитательного процесса.
  • Расширение диапазона педагогического влияния на детей.

Основное предназначение воспитательной системы заключается в содействии развитию личности каждого члена класса и формированию коллектива в данном классе.

Любая воспитательная система должна

  • Обеспечить безопасность детей
  • Сохранить здоровье детей
  • Помогать детям, учиться
  • Сделать посещение школы для каждого достаточно приятным

Принципы:

  1. Заботливое отношение друг к другу
  2. Совместная деятельность детей и взрослых
  3. Все делать с пользой
  4. Творческое отношение к делу.

Данная система предназначена для учащихся 5-9 классов, срок реализации – 2013-2018 гг. На основании анализа работы за год  могут вноситься коррективы и изменения.

Компоненты воспитательной системы класса

1.Индивидуально-групповой

2.Ценностно-ориентированный

3.Функционально-деятельностный

4. Пространственно-временной

5. Диагностико - результативный

Классный руководитель

Учащиеся класса

Родители учащихся

Педагоги и другие взрослые, принимающие участие в воспитании

Ключевая идея системы

Цель и задачи воспитания

Перспективы жизнедеятельности класса

Принципы воспитательной системы класса

Формы и методы организации деятельности и общения

Основные функции воспитательной системы класса

Самоуправление в классе

Изучение интересов и потребностей учащихся

Укрепление отношений в коллективе, апробирование форм и способов деятельности классного коллектива

Развитие самоуправления

Поиск  новых форм, идей и способов жизнедеятельности класса

Критерии эффективности воспитательной системы

Анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы

ЦЕЛЬ воспитательной системы: создать условия для развития творческих индивидуальных способностей личности ребенка, формирования человека с высоким самосознанием, обладающего активной нравственностью, способной ценить себя и уважать других.

ЗАДАЧИ:

  • Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию
  • Формирование гражданского и патриотического воспитания; формирование нравственной позиции
  • Привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовных ценностей, накопленных поколениями.
  • Воспитать гражданина и патриота России, своего края, своей малой родины
  • Сформировать потребность в здоровом образе жизни
  • Усилить роль семьи в воспитании детей и привлечение семьи к организации учебно-воспитательного процесса
  • Совершенствовать методическое мастерство педагогов, классных руководителей, способствующее  более компетентно и эффективно осуществлять воспитательную деятельность.

 

Модель выпускника основной школы

Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направлена на то, чтобы сформировать у ребенка ключевые компетентности:

-освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана.

- приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, овладеть средствами коммуникации

- уметь  формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;

- владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;

- уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;

- осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

- знать свои гражданские права и уметь их реализовывать.

- овладение набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе

Направления воспитательной работы.

«Россия – Родина моя!»

/гражданско-патриотическое

воспитание/

Цели и задачи: Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

-  Формирование ценностных представлений о любви к России, народам РФ, к своей малой Родине;

- Усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество» , об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь, совесть, справедливость, доверие» и т.д.;

- Развитие нравственных представлений о долге , чести, и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;

- Развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии;

- Организация межпоколенческого взаимодействия;

-Повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально – экономических и политических процессов, и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны.

Формы:1) классные часы «Символы России»;

2)уроки  Мужества;

3) экскурсии в школьный музей;

4) уроки Памяти;

5)уроки ко Дню матери;

6)участие в конкурсных программах, посвященных правовой тематике

7)проведение тематических классных часов.

«Я – Человек!»

/духовно – нравственное воспитание/

Цели: Формировать у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);

- Формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России;

- Формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

- Формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятием свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

- Формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

- Расширение пространства взаимодействия обучающихся со сверстниками в процессе духовного и нравственного формирования личности.

Задачи:1)развивать желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;

2)воспитывать интерес к самому себе, желание самосовершенствоваться;

3)формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи, умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы о самом себе;

4)развивать волевые качества ребят, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.

Формы:1)проведение классных часов по проблемам нравственности на всех возрастных этапах в соответствии с программой «Этическая грамматика»

2)создание атмосферы эмоциональной отзывчивости, защищенности, безопасности, позитивной взаимозависимости, взаимной ответственности;

3)изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер;

4)встречи с библиотекарем, интересными людьми;

5)экскурсии, знакомство с историческими местами.

«Учеба и труд рядом идут»

/труд и творчество/

Цели: Формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества, государства;

- Формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получать знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;

- Формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;

- Формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынка труда;

- Развитие у обучающихся представлений о ценности получаемых знаний, умений и навыков, компетенций, о перспективах их практического применения во взрослой жизни.

Задачи:1) создание ситуации успеха;

2)научить самостоятельно  получать знания, используя различные средства;

3)формирование внутренней потребности готовности к получению полноценного образования и дальнейшего самоопределения.

Формы:1)система классных часов «Учись учиться»;

2)привлечение учащихся к занятиям в кружках, факультативах и спецкурсах;

3) психологические тренинги, игры, мониторинг результата;

4)работа палаты «Учеба»

«Здоровье – богатство на все времена»

/здоровьесберегающее воспитание/ 

Цели: -   Формировать у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;

- Формирование у обучающихся навыков сохранения  собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;

-  Формирование представлений о ценности занятий физической культуры и спортом, понимание влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.

Задачи:1) пропаганда здорового образа жизни;

2) взаимодействие с медицинскими  работниками;

3) профилактика асоциального поведения детей (реализация программы профилактики зависимости  от психоактивных веществ и отклоняющегося поведения)

4) формирование культуры здорового образа жизни

5) охрана жизни и здоровья детей (реализация программ по ПДД, противопожарной безопасности)

Формы:1)минутки безопасности по охране жизни и здоровья детей;

2)уроки здоровья, тематические классные часы;

3)изучение исторического опыта;

4)встречи с медицинскими работниками;

5)изучение физического и психического здоровья детей;

6)просвещение ребят в области личной гигиены, антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяснение последствий наркомании и СПИДа;

7)участие в спортивных мероприятиях, конкурсах в классе, школе.

«Целый мир от красоты»

/культуротворческое и эстетическое воспитание/

Цель: - Формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

- Формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

- Формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

- Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;

- Формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;

- Формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру, кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

Задачи:1)помочь почувствовать и раскрыть свою собственную индивидуальность;

2)формирование навыков группового взаимодействия;

3)сохранение народных традиций и обычаев;

4)формирование толерантности;

5)изучение потребностей, интересов и желаний детей в организации и проведении внеклассных мероприятий.

Формы:1)День Знаний;

2)акция «Школьному двору – чистоту и порядок»;

3)выставка поделок  из природного материала «Палитра»;

4) «Осенний бал»;

5)новогоднее школьное представление  

6) Дни именинников

7)акция помощи ближнему. 

«Малая Академия наук»

/ интеллектуальное воспитание/

Цели и задачи:

- Формирование у обучающихся представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности;

- Формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства;

- Формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.

Формы:1) участие в различных  кружках

2) классные собрания

3) тематические классные часы

4) участие в олимпиадах

5) уроки знаний

«Имею право»

/правовое воспитание и культура безопасности/

Цели и задачи:- Формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности. Формирование электоральной культуры;

- Развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту. на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей молодежных субкультур.

Формы: 1)Составление и корректировка банка данных детей, требующих особого внимания и асоциальных детей

2) Составление плана индивидуальной работы с несовершеннолетними и родителями группы риска

3) Изучение учащихся, составление характеристик на ребят, требующих особого внимания

4) Заполнение социальных паспортов семей учащихся

5) проведение тематических классных часов и мероприятий

Возьмемся за руки, друзья!»

/социокультурное и медиакультурное воспитание/

Цели и задачи:- Формирование у обучающихся представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм»;

-Формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, опыта противостояния контркультуре. деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.

Формы: 1) Проведение классных часов, профилактических бесед по противодействию экстремизма  и межнациональным взаимодействием 

2) Проведение инструктажей с учащимися по противодействию экстремизма

3) Проведение уроков, кл.часов по основам правовых знаний, направленных на формирование толерантных установок в среде учащихся;

4) Классные часы, посвященные Дню народного единства.

«Крепка семья – крепка держава!»

/воспитание семейных ценностей/

Цели: Формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;

- Формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.

Задачи:1)информирование родителей о результатах учебы ребят;

2)психолого-педагогический всеобуч родителей;

3)организация совместной работы по совершенствованию физических качеств ребят, укрепление здоровья, социализации подростка.

Формы:1)тематические родительские собрания;

2)индивидуальные консультации психологов, педагогов-предметников;

3)организация работы родительского комитета;

4)проведение индивидуальных встреч с родителями.

«Искусство общения»

/формирование коммуникативной культуры/

Цели и задачи: - Формирование у обучающихся дополнительных навыков комммуникации;

- Формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;

- Формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире;

- Развитие школьных средств массовой информации;

Формы: 1) акции

2) тренинги

3) конкурсы

4) тематические классные часы и мероприятия

«Земля – наш общий дом»

/экологическое воспитание/

Цели и задачи: Формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;

- Формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;

- Формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия обучающихся в процессах, направленных на сохранение окружающей среды

Формы: экологические марафоны

2) субботники

3) экологические акции помощи

Ожидаемые  результаты:

1.Проявление  человеческих и гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом. Ребята приобрели навыки уважительного отношения к людям.

2.Сформированность норм и правил внутри коллектива, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

3.Повысился уровень воспитанности учащихся.

 4.Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков.

5.Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к появлению и восприятию новой информации и новых знаний.

6.Раскрытие собственной индивидуальности.

7.Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.

8.Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.

9.Ощущение себя полноправным членом общества.

Критерии:

  • Уровень воспитанности учащихся
  • Уровень сплоченности классного коллектива
  • Освоенность образовательных программ
  • Развитость познавательных процессов
  • Социальная активность учащихся
  • Сформированность коммуникативной культуры учащихся
  • Сформированность основных нравственных качеств личности
  • Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества

Диагностические исследования:

1) методика «Какой мы коллектив»

2) изучение уровня  воспитанности учащихся

3)методика «Диагностика нравственной самооценки»

4)методика «Диагностика этики поведения»

5) методика «Диагностика отношения к жизненным ценностям»

6) анкета «Как определить состояние психологического климата в классе»;

7)методика диагностики уровня творческой активности учащихся

8)тест «Изучение мотивов участия в деятельности»;

9)анкета «Интересы и досуг», «А у нас», «Эстетическая наклонность»

10) составление и обновление социальных паспортов;

11)анкета «Что я знаю о своем ребенке»;

12)анкета «Удовлетворенность родителей работой ОУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)

система воспитательной работы в классе (5-11)...

Воспитательная система класса "Формирование социальной активности старшеклассника через волонтёрскую деятельность в рамках класса и школы"

Диагностика показывает, что у подростков уже сформированы понятия истины, добра и взаимопомощи, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформиров...

Воспитательная система класса "Городок" для учащихся 5-7 классов

Принимая модную и широко рекламируемую философию – каждый за себя, потеряв моральные ориентиры, общество заряжается энергией разрушения. В настоящее  время, когда практические не существует...

Воспитательная система класса "Воспитание - только творчески"(5-9 классы)

Программа воспитания охватывает пять лет школьной жизни (с 5 по 9 класс).Рассматриваются различные направления  воспитания детей, а также взаимодействие с родителями, профориентация, психодиагнос...

Воспитательная система класса "Технология сотрудничества"(10-11 классы)

Программа воспитания охватывает два года  школьной жизни (10 и 11  классы).Рассматриваются психолого-педагогические основы воспитания старшеклассников, основные этапы организации воспитатель...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...