Программа работы с одаренными детьми
рабочая программа ( класс) на тему

Создание  системы  условий, направленных на поддержку  и развитие    одарённых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_odaryonnymi_detmi.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Розентальская основная общеобразовательная школа»

Москаленского муниципального района

Омской области

Программа  принята  на

Методическом  совете

Протокол № ___от _________2014г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МКОУ «Розентальская ООШ»

____________________ Ковалёва Н. Г.

«_____»________________ 2014г.

Программа

работы с одаренными детьми

на 2014-2016 годы

Учитель русского языка и

литературы

Веретельникова И. В.

у

Цель программы:  

Создание  системы  условий, направленных на поддержку  и развитие           одарённых детей.

Задачи программы:

           1. Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.

  1. Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.
  2. Обеспечить участие одаренных детей в предметных олимпиадах всех уровней.
  3. Оказать педагогическую поддержку талантливым  детям  5-9 классов.

Основные направления программы

Реализация настоящей программы предполагает  комплекс мероприятий:

1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;

2) исследовательская деятельность учащихся;

3) интеллектуальные и творческие конкурсы;

4)Изучение диагностических методик, основанное на доступности, информативности, емкости.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Школе сегодня предъявляют высокие требования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Работа с одаренными учащимися в разных областях, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов в деятельности школы.

Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Такие дети охотно, легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний. Для развития таких детей надо создавать условия и в школе, и дома.

Одаренных и способных детей надо привлекать к участию в олимпиадах разного уровня, конкурсах, викторинах, что обеспечивает формирование аналитического и критического мышления учащихся, развития познавательных компетенций школьников. Они должны научиться добывать первоначальный опыт проведения исследовательских работ, самостоятельно добывать знания, используя литературу, икт ресурсы, рекомендации учителя. Выступая перед сверстниками, ребята учатся представлять свои работы аудитории, дискутировать, отстаивать свою точку зрения. Метод проектов является первым шагом в большую науку. Работа с одаренными детьми включает следующие компоненты: выявление одаренных детей, развитие творческих способностей на уроках, во внеурочной деятельности. Важно, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка, поэтому таких детей надо вовлекать в спортивные секции. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребенок смог черпать из нее информацию, помогать ему самореализоваться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу. Необходима разумная система поощрения успехов таких детей. Очень важно сформировать понятие результата не ради награды, а ради самосовершенствования и самореализации. У педагогов и родителей должны быть общие цели и задачи в работе с одаренными детьми, поэтому важно повышать педагогическую культуру родителей таких детей. Им следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счете, зависят от того, как эта личность разовьется. Родители должны помогать педагогу в развитии их детей.

Для того чтобы работать с талантливой молодежью, педагогу тоже необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться. Система работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной системы, поэтому обеспечение условий для выявления и развития одаренных детей и реализация их потенциальных возможностей является одним из приоритетов в сфере образования учителей Розентальской школы.  Программа работы с одаренными детьми сейчас очень важна и актуальна. Проблема раннего выявления и обучения одаренных детей - самая важная в сфере образования. От ее решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства, поэтому возрос уровень требований к результатам обучения.

Таким образом, нужно создать условия для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации и самоактуализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности. В основном такие программы составляются для работы с одаренными детьми всей школы.

 

Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала   одаренных детей.

  1. Организация консультативной помощи для учащихся , целенаправленных на творческую самореализацию, самодостаточность.
  2. Информация учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности и знакомство с новой литературой.
  3. Привлечение творческих учителей к работе с одаренными детьми.
  4. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых детей.
  5. Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результате самостоятельной работы.

                     Развитие творческих способностей.

  1. Привлечение одаренных детей к проведению школьных олимпиад.
  2. Использование в работе с одаренными детьми следующих приемов:

- выполнение творческих тематических заданий;

- выполнение проблемных поисковых работ;

- ответственность за предметные недели;

- повышение степени сложности заданий;

- интеграция учебных и научно- исследовательских заданий.

 

Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности.

  1. Своевременное поощрение успехов учащихся.
  2. Отправление благодарственных писем родителям.
  3. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.
  4. Награждение отличников учебы, победителей конкурсов, олимпиад.

                   Формы работы с одаренными детьми:

групповые занятия, факультативы, участие в олимпиадах, конкурсах, работа по индивидуальным планам, интеллектуальные марафоны.

 

                   Ожидаемые результаты

- творческая самореализация;

- формирование системы работы с детьми;

- качественные показатели успешности учащихся (результаты олимпиад, ГИА, качество знаний);

- создание атмосферы позитивного труда, его значимости в жизни человека, творчества в противовес распространяющейся наркомании, социальному отрицанию;

- расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.

 

Данная программа позволит сформировать систему работы с одаренными детьми, в полной мере развить их интеллектуальные и творческие способности с учетом индивидуального и дифференцированного подхода.

План работы с одаренными детьми

 

Время

проведения

Направление работы

сентябрь

Проведение диагностики. Дополнение банка данных

октябрь

Собеседование с родителями. Координация совместных действий родителей, классного руководителя, учителей

ноябрь

Вовлечение учащихся в школьные олимпиады и подготовка к муниципальным олимпиадам

декабрь

Активное участие в муниципальных олимпиадах. Подготовка к школьным, муниципальным

конкурсам.

В теч. года

Выбор тем научно- исследовательских проектов. Проведение исследований по разным направлениям. Участие в школьных неделях по предметам, дистанционных викторинах, дистанционных олимпиадах.

В теч. года

Еженедельные занятия

май

Подведение итогов деятельности. Составление плана на следующий год.

 

Заключение

В современной психологии нет единого общепринятого метода диагностики одаренности. Вряд ли такой метод будет найден в будущем. Поскольку одаренность человека – это многоликий феномен. Разработано много различных методов диагностики одаренности детей. Какие бы методики при этом не использовали, как бы всесторонне их не анализировали, вероятность ошибки нельзя исключить. Поэтому главным принципом психодиагностики должен быть принцип: «Не навреди!»

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальных классах на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Чем раньше педагог обнаружит приоритеты в личностном развитии ребенка, тем легче и быстрее становится формирование собственной самооценки. Поэтому необходимо постоянно выявлять одаренных и способных детей, стимулировать ее развитие.

Талант - это дар божий, который надо сохранить и приумножать. И в каждом человеке есть своя «изюминка», свое неповторимое «Я», поэтому, развивая систему работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей всех учащихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с одаренными детьми в МОУ Ильичевская ООШ на 2010-2013 гг.

Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развити...

программа работы с одаренными детьми

программа. одаренные дети...

Программа работы с одаренными детьми

Таланты надо воспитать,Их надо развивать, в них надо верить!...

программа работы с одаренными детьми

программа разработана  с 2011 по2014 год...

Программа работы с одаренными детьми

В программе раскрывается значимость в современное время работы с одаренными детьми. Раскрываются формы, принципы и методы работы....

Программа работы с одаренными детьми

В данной программе обозначены основные направления работы с одаренными детьми в основной школе. Предлагается примерный календарно-тематический план. Программа рассчитана на 3 учебных года....

Программа работы с одаренными детьми

Программа работы школы с одаренными детьми. Программа работы учителя русского языка с одаренными детьми....