методическая разработка "Земля наш общий дом"
методическая разработка (5 класс) на тему

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл земля наш общий дом23.34 КБ

Предварительный просмотр:

                 Классный час (занятие) по теме:

                  «Земля – наш  общий дом».

Цель:

- Показать важное значение природы в жизни  людей и их ответственности за все живое на Земле. Развивать умение видеть красоту земного мира и восхищаться им.  Воспитывать экологическую культуру.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить воспитанников с понятием «экология».

- Раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы  в жизни людей.

- Пополнить знания воспитанников об окружающем мире.

Развивающие:

- Способствовать расширению кругозора и познавательных интересов воспитанников.

- Подвести к пониманию связей и зависимости явлений живой природы.

Воспитательные:

- Формировать желание и стремление охранять и беречь природные богатства, сохранять ее красоту.

- Воспитание экологической культуры.

Современные образовательные технологии:

- Развивающие.

- Информационно-коммуникативные.

- Исследовательские.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук.

Составила:   Рожкова Лидия Гавриловна - воспитатель.

ГБС(К)ОУ общеобразовательная школа-интернат №18  Невского района.

                            г.Санкт-Петербург.              2015 год.

                                                     Ход занятия.

1.Вводная часть.

    Вступительное слово воспитателя.

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы

Весенний звон ручья.

Живешь в том светлом доме ТЫ

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нем.

ПРИРОДОЮ  родной земли

Зовется этот дом.

                        (М.Дайнеко).

2. Основная часть.

Воспитатель говорит о том, что все мы – и дети,  и взрослые – жители одного большого царства – Природы. Природа – наш дом, но дом особый. Внутри него все очень тесно связано: животные с растениями; растения с растениями; животные с другими животными, а все вместе с ласковым солнцем, землей и водой. Нарушим эти связи и словно стены упадут в нашем доме. Какое-то время он еще простоит, но потом начнет разрушаться. А чтобы этого не случилось, надо знать правила поведения в природе: что человеку позволено делать, а что делать ни в коем случае нельзя. Помогает все это узнать теперь знакомая всем наука  экология. Давайте мы с вами выясним, что же за это наука. Экология – слово не русское, а греческое. Оно переводится, как наука о доме. Ученые говорят еще о том,  что экология – это наука, которая изучает связи растений и животных, т.е. живые организмы между собой и окружающей средой.

- Кто может сказать, что такое окружающая среда?

               - Ответы и рассуждения воспитанников.

Воспитатель обобщает и дополняет ответы детей. Когда говорят «окружающая среда», то конечно, это то, что есть вокруг нас, в том числе и природа.                          

                            -     Что дает нам природа?

                    -  Рассуждения и ответы детей.

Да, природа щедра и мудра. Она жила без человека миллиарды лет, но человек без природы и ее даров жить не может. Природа – это и чистый воздух, и земля, и реки, озера, леса, растительный и животный мир.  А что вам известно о природе? Давайте проведем КОНКУРС знатоков.

Как называют людей занимающихся изучением живого мира и окружающей среды?   (экологи)

Что такое флора?  (Растительный мир).

Что такое фауна?  (животный мир).

Что дарит нам лес?

Какой лес называют тайгой?  (хвойный).

Какое дерево является символом России?  (береза).

Какое дерево с белой корой?   (береза)

Какая ягода бывает красной, желтой, белой и черной?  (смородина).

У каких деревьев листья осенью красные?  (клен, рябина).

Назовите рыб, которые живут в море, а какие в реках и озерах?

Какое из морских обитателей самое умное?   (дельфин).

У кого  кладовая на сучке?  (у белки).

Почему весной запрещена охота?   (пушные звери линяют; и у зверей весной появляются детеныши).

Какая самая тонкая нить в природе?  (паутина).

Какие вы можете назвать лечебные травы?

   Воспитатель дополняет ответы детей и рассказывает о крапиве, начиная с загадки. «Только ее тронь – обожжешь ладонь»   (крапива).  Назвали это травянистое растений крапивой потому, что от ее ожога на коже появляются пятнышки. т.е. крапинки, но если стебелек погладить сверху вниз, то ожога не будет. Крапива, как лекарственное растение, обладает кровоостанавливающим и ранозаживляющим свойством. Ее используют для роста и укрепления волос. Молодые листочки крапивы богаты витамины и весной их добавляют в салаты.  В старину из крапивы делали прочную ткань (мешковину), веревки и канаты. Из крапивной ткани шили паруса, верхнюю одежду.  В настоящее время не забылись старинные рецепты и технологии изготовления тканей. Из них и сейчас шьют одежду, белье, постельные принадлежности и многое другое.

   В природе нет ничего лишнего. В ней все взаимосвязано. Растениям нужны почва, вода, солнце; растения нужны животным, птицам, людям. Животные и растения дают пищу людям; служат лекарством, одеждой; деревья -  это топливо и бумага.

 Все-все, все на свете,

На свете нужны,

И мошки  не меньше нужны,

Чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудовищ  нелепых.

И даже без хищников

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мед,

И кто делает яд!

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки!

И если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы все-таки очень

Друг другу нужны.

И если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется!

Все-все,

Все на свете нужны,

И это все дети запомнить

Должны!

-  Как вы думаете, почему лесные птицы садятся на муравейник ? (избавляются от паразитов живущих в перьях; муравьи начинают бегать по муравейнику, и опрыскивать птицу муравьиной кислотой, имеющей резкий запах.)

- Почему некоторые животные едят мухомор? (лось, белки, сороки  избавляются от глистов)

- Кровососущие комары, приносящие нам много неприятных ощущений тоже

приносят пользу, какую? (они являются кормом для птиц и рыб).

   Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают  грибы – ценный продукт питания. Грибы бывают съедобные и несъедобные.  Давайте  вспомним и назовем съедобные грибы, а затем несъедобные.      – Ответы  воспитанников.-

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру: «Опасная зона».

Если я называю съедобный гриб, вы хлопаете в ладоши; а если – несъедобный, то топаете ногами.

 - Молодцы, дети, вы правильно определи все грибы и успешно справились с заданием.

 Собирая грибы и ягоды, мы много времени проводим на природе,  дышим свежим воздухом, любуемся красотой природы, вдыхаем ароматы леса. Однако, гостеприимством природы люди пользуются по-разному, как, например, в стихотворении  С.Михалкова  «На прогулке».

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят, и там сидят;

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Там и тут пустые банки

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло.

Мы по бережку  прошли

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли –

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо

- Эй, ребята! – крикнул Дима, –

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода,

Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костер.

В футбол играли –

Веселились, как могли:

Пили квас, конфеты ели,

Хороводом песни пели…

Отдохнули -  и ушли!

И остались на поляне

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки –

Две размокшие баранки –

Словом мусора гора.

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не нашли!

- Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

            - Ответы детей.-

- Как бы вы поступили на месте этих туристов?     - Ответы детей -.

- Какой вред люди наносят таким поведением?    - Ответы детей. -

   КОНКУРС «Правила друзей природы».

- Можно ли шуметь в лесу, кричать, включать громкую музыку?      (нет, ведь лесные обитатели  у себя дома привыкли к своей жизни и все, что не знакомо для них, вызывает  порой даже страх).

- Как нужно ходить по лесу?    (по тропинкам, не ломать кусты и ветки, не вытаптывать растительность).

- Нужно ли набирать букеты лесных или полевых цветов ?  (лишенные питания от почвы, на которой выросли,  они быстро увянут).

- Можно ли жечь костер в лесу? ( может возникнуть пожар; под костром выгорает  растительность и плодородный слой; земля  восстанавливает свои ресурсы в течении нескольких лет).

- Как собирать ягоды?  (аккуратно, руками, а не совками и скребками; не выдергивать кустики, оставлять часть ягод птицам и зверям).

Как собирать грибы?  (не вырывать с корнем, а подрезать выше, не нарушая корни, грибницу).

- Можно ли забирать к себе домой из леса птенчика, выпавшего из гнезда; бельчонка, ежика, черепашку? ( нет, , ведь их родной дом – это лес).

Оказываясь  на «природе», ты, иными словами, приходишь к ней в гости, а в гостях существуют определенные правила поведения.

- Какие еще источники загрязнения природы вы знаете?

      - Ответы детей. -

    Все вы правильно ответили на вопрос, а послушайте как об этом говорит поэт.

Где-то был зеленый лес

Над ним стаи птиц летали,

Воздуха они навес,

Клювами над ним они пронзали.

Жили в том лесу зверушки:

Зайцы, ежики, лягушки.

Жили волки и медведи,

Белки, лисы и их дети.

Там росли березы, клены,

Ели сосны и дубы.

Осенью росли грибы там,

А весной цвели цветы.

Важную экосистему,

Нам природа создала,

Разгадать нам эту схему,

Не под силу, никогда.

Мы разгадывать не будем,

Некогда, летят года.

Нам бы, взять бы побыстрее,

Древесину и меха.

Привезем сюда мы летом,

Тонны битого стекла.

Привезем вагон пластмассы,

А еще резины – два.

Вот и лес стал весь ужасный,

Как и наши города.

Грязь, помойка, мусор, свалка.

Здесь застройка, там базар,

Городская жизнь – не сахар!

Дышим газом , пьем хлорид.

Заедаем все нитратом,

А потом: Где? Что болит?

Экология страдает все сильней

День ото дня.

Люди! Вы же часть природы!

Убиваете СЕБЯ.

 -  Далее,  детям предлагается посмотреть презентацию по теме.

3. Заключительная часть. Итог занятия, выводы.

   Мы с вами    сегодня говорили  о природе, ее значении в жизни человека, об отношении к природе,  поиграли, послушали стихи, посмотрели презентацию.

Что интересного, нового вы узнали из нашего занятия?

Что дает нам природа?

Как нужно ввести себя в природе?

Почему нужно беречь природу и разумно ею пользоваться?

Какие выводы вы сделали для себя?

      - Ответы детей . –

Воспитатель  говорит о том,  что наше занятие подошло к концу. Хочется верить в то, что вы теперь будете бережно и разумно относится к природе и ко всему , что в ней присутствует. А наше занятие хочу закончить следующими  пожеланиями.

Чтоб  цветы в лесу цвели,

Всю весну и лето

Мы не будем собирать

Их больших букетов.

Если птенчик из гнезда

Выпорхнул до срока,  

Мы поможем, не беда ,

Не трещи, сорока.  

Хоть и вредный мухомор,

Мы его не тронем.

Вдруг понадобится он

Жителю лесному.

Хрупкий домик  муравья

Надо тоже охранять.

Обязательно он должен

За заборчиком стоять.

Зайчика и ежика –

Жителей лесных

Лучше вы не трогайте!

Охраняйте их!

                         

       

   

       

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по Общей биологии, тема "Вирусы", 9-ый класс

Данное учебно-методическое пособие разработано в форме презентации, рекомендовано при изучении темы "Вирусы" в 9 - 10-ых классах....

методическая разработка урока "Общие методы решения уравнений"

Способы решения уравнений, которые предлагаются учащимся в школьных учебниках, усваиваются достаточно хорошо. Поэтому при повторении решили пользоваться различными пособиями по элементарной математике...

Методическая разработка «Преодоление общего недоразвития речи у детей с заиканием»

Заикание принадлежит к той группе психогенных заболеваний, проявление которых зависит от эмотивных потрясений, идентичных процессам внушения, самовнушения, подражания и также желаниям и влечениям подс...

Методическая разработка. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное, 2016 г

Конспект урока по актуализации знаний и умений учащихся по теме: «НОД и НОК» и обеспечения их творческого применения при решении задач по нахождению НОД и НОК чисел....

Методическая разработка "Наибольший общий делитель"

Конспект урокаУчитель:         Иванова Александра ПетровнаПредмет        МатематикаКласс...

Методическая разработка по общей физической подготовке

Методическая разработка содержит рекомендации по проведению занятий по ОФП педагогам дополнительного образования, работающим по программам туристско-краеведческой  и физкультурно-спортивной напра...