Программа "Одаренные дети -будущее России"
проект на тему

Огнева Татьяна Анатольевна

Программа "Одаренные дети - будущее России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti_-_budushchee_rossii.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Верх-Уймонская средняя общеобразовательная школа»

СОГЛАСОВАНО                                                                          УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим Советом                                                             Приказом директора

«30»_10.2012г.                                                                                МОУ  «Верх-Уймонская СОШ»

протокол № 2                                                                                  от «03» 11.2012 года № 117              

                                                                        Директор школы:

                                                                                    ________   Т.И.Ничкова

 

Программа

«Одаренные дети – будущее России»

Автор:  Огнева Татьяна Анатольевна-

учитель биологии

 

с. Верх – Уймон, 2012г.

                                                                                Одарённость – конечно, дар,

                                                                                 Богом данный, данный свыше.

                                                                          Одарённость – это огонь.

    Не гаси, поддержи его, слышишь.

                                                                                Одарённость – пытливый ум,

                                                                         Почемучка еще с пеленок.

                                                                                Одарённый – философ и шут.

                                                                                    В общем, трудный ещё ребёнок.

 Актуальность

В условиях стремительно меняющегося мира, когда знания, информация и мобильность решают многое, государство напрямую заинтересовано в одарённых людях, что  получило отражение в «Концепции модернизации образования до 2010 года», национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»,    «Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов», Федеральных государственных образовательных стандартах. Во всех этих документах развитие способностей, одаренности личности ставится в качестве одной из приоритетных задач.

   К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относится  принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств обучающихся.

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта предусмотрено построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. 

В традиционной системе обучения основная деятельность учителя направлена на среднего ученика. Образование детей в Новой школе направлено, в том числе, на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности. 

Сегодня мы поделимся опытом создания системы поиска и поддержки одаренных и талантливых детей.

Работа с одаренными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности школы и осуществляется  при  взаимодействии ОУ с  другими   структурами социума в рамках программы «Школа социального партнерства».

Целью программы является обеспечение благоприятных условий для создания единой системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в разных областях интеллектуальной и творческой деятельности в условиях социокультурного пространства школы.

Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека, обладающий, прежде всего невероятным для его возраста объемом знаний и умений. Такое представление идет  из глубины веков и отражено в самой этимологии слова: «одаренность». Одаренность – от слова «дар» (дар природы, Божий дар).

В каком – то смысле это действительно дар, но для его проявления нужна «встреча» ребенка, от природы наделенного особыми возможностями, с семьей, готовой эти возможности развивать. А потом – с учителем, умеющим увидеть одаренность, не боящимся её и способным дальше ее развивать. Но нужна активная деятельность «плюс»…

 Чтобы обучение и развитие было эффективным мы должны дать талантливому ребенку талантливого педагога, а талантливому учителю – талантливого менеджера-управленца.

Талант похож на жемчужину, заключенную в раковине. Иногда раковины бывают открыты, и в этом случае талант ребенка очевиден: он прекрасно рисует, поет, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме трехзначные числа… Нужно очень постараться, чтоб не заметить очевидного — этот ребенок — талант. Таких детей очень мало. Гораздо больше детей одаренных.

 Не надо забывать, что процент одаренных с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%. Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.  

 Выявление одаренных детей должно начинаться уже с детского сада на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

В  январе 2013 г. на базе школы начал функционировать филиал «Школа раннего развития – «Звездная страна»», где педагоги помогают выявить и развивать способности детей с раннего возраста (с 3-х лет), с учетом индивидуальных задатков.

В начальной школе продолжается развитие по  индивидуальным образовательным планам (ИОП). ИОП способствует тому, что ученик начинает сам фиксировать потребность в своем изменении, продвижении, приобретении знаний и умений для решения актуальных образовательных задач. План составляется совместно обучающимся и классным руководителем и согласовывается с родителями обучающегося и специалистами школы (психологом и др.).  

В основной и средней школе организована целенаправленная деятельность с ориентацией на научное исследование, предпрофильное, профильное обучение и самоопределение.

Система организации с одаренными и талантливыми детьми в нашем образовательном учреждении имеет следующее содержание:

1. Выявление одаренных и талантливых детей

  Выявление одаренных детей начинается уже с детского сада на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. В начальной школе проводится диагностика потенциальных возможностей детей, которые получают развитие в средней, старшей школы, осуществляется преемственность в данной  работе.

Диагностика одаренности – сложный и многоступенчатый процесс, включающий самые разнообразные источники информации о ребенке: его самого, родителей и других членов семьи, сверстников, педагогов. Получение полной информации о ребёнке поможет точнее определить, является ли он одаренным и в чем выражается его одаренность.

2. Помощь одаренным обучающимся в самореализации их творческой направленности

Необходимо вселить в  ребенка веру в то, что он уникален и может многое - это важный шаг, для того, чтобы одаренность, прежде всего, увидеть. А увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять в нужное русло.  

Учитель призван помогать одаренному ребенку в его успешной самореализации. Наибольшее значение имеет мотивация учебного процесса.

Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.

 Формы работы с одаренными детьми:

В обучении

   В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. Одаренный ребенок, как и любой другой, должен уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. 

  Системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов, используется широко в УВП педагогами школы, что обеспечивает  формирование активной учебно-познавательной деятельности обучающихся и готовности к саморазвитию.

Разноуровневое обучение. В каждом классе, на каждом учебном предмете материал организован на разных уровнях. Одаренные дети имеют возможность заниматься на высоком уровне обучения.

 Реализовать себя обучающиеся могут, участвуя в предметных олимпиадах.

В ОУ качественно организована  работа с одаренными детьми по подготовке их  к  предметным олимпиадам по всем учебным предметам, ведется  отбор одаренных.

Так Захарова И. в 2010г. становится победителем 3 этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии, в 2011г.- призером (руководитель Огнева Т.А.).   Казанцев Николай Александрович – участником 4 этапа Всероссийской олимпиады по истории (г. Казань, руководитель Кучуганова Р.П.)

   В ОУ создана  гибкая системы работы факультативных и элективных курсов. Курсы по выбору позволяют реализовывать интересы  и потребности одаренных детей, что способствует в дальнейшем специализации обучения.  В старшей школе специализация обучения проводится через индивидуальные учебные планы.  

Проектно-исследовательская деятельность.

Одной из приоритетных форм развития детской одаренности является участие в исследовательской деятельности, которая обеспечивает более высокий уровень системности знания. А самое главное в работе над самостоятельным научным исследованием школьники учатся применять полученные в школе знания в реальной практической деятельности, имеющей социально-общественную значимость.

Работа над исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить   образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Для успешной организации исследовательской работы  изучаемая проблема должна быть не только значимой, актуальной, но и вызывать познавательный интерес непосредственно у школьника

В нашей школе создано и работает НОУ, проходят школьные конференции «Есть идея», где дети представляют научно- исследовательские проекты.

На протяжении многих лет обучающиеся школы  принимают участие в районных и региональных сессиях НОУ и показывают высокие результаты. Так в прошедшем году школьники приняли участие в 6 номинациях, пять участников стали победителями в районе. В текущем году на региональной сессии НОУ Казанцев Иван стал победителем 2-х туров в номинации  «Экология животных», Ожигова Виктория стала призером в заочном этапе в номинации «Охрана окружающей среды» (руководитель Огнева Т.А.), Ковальчук Варя - призер в 2-х турах региональной сессии НОУ в номинации «Фольклор» (руководитель Ковальчук С.М.), Арляпов Никита  - призер в номинации «Техническое творчество» (руководитель Бугаев М.С.).

В феврале 2013г. Арляпов Никита становится победителем, а Ковальчук Варя призером в научно-практической конференции им. Вернадского, организованной гимназией им. Плакаса и оба участника в апреле будут представлять исследовательские проекты на федеральном уровне.

Пономарева Дарья – победитель федерального конкурса юных натуралистов

и любителей природы в номинации «Зеленая аптека» (руководитель Огнева Т.А.).

 Захарова Ирина- победитель регионального конкурса «Летопись добрых дел по сохранению природы», финалист Всероссийского конкурса 2010г., отмечена на районной  Доске Почета «Юный талант-2011».

Вовлечение детей в исследовательскую деятельность является одной из современных инновационных педагогических технологий, направленных на развитие  одаренных детей, на реализацию федеральной целевой  программы «Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов».

Необходимо активизировать работу всех учителей района в данном направлении, так как процент участия в проектно - исследовательской работе остается в целом невысоким (Приложение №1).

 В течение многих лет принимаем участие в заочной  школе обучения. В текущем году 6 обучающихся занимаются в экологической школе.

Результаты летней республиканской очной сессии: Казанцев Иван – победитель в номинации «Лесоведение»,  Кудрявцев Антон-дипломант в номинации «Экология растений».

Вовлечение детей во внеклассную работу по предметам (конкурсы, предметные недели) способствует развитию метапредметных умений, реализации творческого потенциала. В ходе предметных недель обучающиеся принимают участие в различных творческих конкурсах, турнирах, олимпиадах, тематических праздниках.

В воспитании

  Организованная воспитывающая среда школы позволяет создавать у обучающихся мотивацию к выработке активной жизненной позиции, формирует высокий уровень и прочную устойчивость культуры, нравственности, творческой активности и социальной зрелости, проявляемой обучающимися в жизни и деятельности, в повседневном поведении как в школе, так и вне школы. Формы воспитательной работы:

1.Традиционные общешкольные дела и акции.

2.Портфолио достижений школьника.

3.Деятельность детской организации «Альфа».

4.Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования.

5.Посещение предметных и творческих объединений по способностям, а также спортивных секций по интересам.

6.Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия).

7.Психологические консультации, тренинги, тестирование.

3. Поощрение одаренных детей

Любую деятельность всегда стимулирует поощрение. Это может быть оценивание результатов, создание стенда «Лучшие ученики школы», вручение грамот, наград, сертификатов, материальное поощрение, публикации в газете, предоставление возможности побывать в интересных поездках. Так постоянные победители олимпиад  и конкурсов Арляпов Никита и Шилов Валентин стали участниками Автопробега-2012 по РА (организатор Катунский Биосферный заповедник WWF).

4. Работа с родителями одаренных детей

-Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка.

-Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей.

-Поддержка и поощрение родителей одаренных детей.

5. Работа с преподавателями одаренных детей

Для учителей у нас в школе проводятся обучающие семинары, курсы по работе с одаренными детьми и созданию индивидуальных программ обучения.

Учитель, работающий с одаренными детьми должен быть творческим, профессионально грамотным, способным к экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, умелым организатором учебно-воспитательного процесса, интеллигентным, эрудированным, владеть современными образовательными технологиями.  

         Заключение

          Работа по программе «Одаренные дети» имеет свое дальнейшее развитие, а мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.

                                                                                                                     Приложение №1

 Организация исследовательской деятельности школьников в общеобразовательном учреждении

Направления работы по  внедрению
исследовательской деятельности в ОУ

Условия и контекст внедрения
исследовательской деятельности в ОУ

Научно-методическая подготовка по овладению исследовательским методом педагогами района

.

Программа повышения компетентности педагогов школы в области исследовательской деятельности, на основе которой учителя пройдут обучение эффективным технологиям организации исследовательской деятельности обучающихся.

(семинары, практикумы на РМО, курсы, самообразование).

Повышение квалификации педагогов-экспериментаторов, формирование исследовательских умений и навыков у обучающихся.

Регламентация исследовательской деятельности, структурирование взаимоотношений ученика-исследователя и учителя – научного руководителя.

Применение методов индивидуального подхода и мотивации профессиональной успешности работников школы в системе школьного управления.

Организация индивидуальных консультаций специалистов для педагогов школы, нуждающихся в информационной и методической помощи в реализации научно – исследовательской деятельности.

Диагностирование педагогического коллектива с целью выявления и анализа основных причин низкого уровня исследовательской деятельности в школах.

Изучение опыта работы  через сетевые сообщества.

Присутствие  обучающихся, учителей, которые планируют заниматься  научно-исследовательской работой на конференциях, сессиях и т.д.

Организация целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования по развитию научно-исследовательской деятельности.

Овладение самостоятельной исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении  на всех ступнях образования.

Создание научно - исследовательского центра в ОУ

-Определение основных направлений деятельности (естественно-научное, гуманитарное, техническое и т.д.);

-Поэтапное, целенаправленное формирования всех компонентов исследовательской культуры школьников с учетом возрастных особенностей

-Метапредметный подход в изучении и решении изучаемой проблемы.

Наличие инициативной группы педагогов единомышленников во главе с  организатором учебно-воспитательного процесса.  

Формирование метапредметных умений через организацию проектно-исследовательской деятельности.

Нахождение конструктивных путей решения актуальных проблем через проектно-исследовательскую деятельность

Разработка программ работы образовательного учреждения по развитию исследовательской деятельности.

Составление плана работы.  

Ранжирование, отбор конкурсов  

Административная поддержка авторских разработок, деловых инициатив и различных мероприятий, предлагаемых учителями. Создание благоприятного климата для генерирования и реализации педагогического творчества

Использование проектно-исследовательской деятельности при организации элективных и факультативных  курсов, входящие в   часы школьного компонента.


Администрации необходимо выделять часы на внедрение исследовательской деятельности.

При углубленном или профориентационном изучении материала акцентировать внимание на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование у школьников умений и навыков исследовательской работы, воспитание самостоятельности и социальной активности.

Создание системы мониторинга и экспертизы качества подготовки обучающихся в области исследовательской деятельности

Материальная поддержка исследовательской деятельности

Создание фонда поддержки одаренных детей (за счет единовременных взносов предпринимателей района по 1000 рублей в год- решение принять на сессии районных депутатов)

Повышение мотивации учителей к исследовательской деятельности

Причины:

- недостаточно времени для занятий;

-не знают особенностей проектно-исследовательской деятельности;

-дополнительная нагрузка.

Учет участия в развитии исследовательской деятельности ОУ при аттестации педагогов.

Тиражирование опыта педагога и ученика

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федеральная энциклопедия "Одарёные дети - будущее России"

Статья о нашей школе в федеральной энциклопедии "Одарённые дети - будущее России" - 2010...

Одаренные дети - будущее России

основна мысль статьи заключается в том, что сотрудничество учителя и ученика приводит к развитию обеих сторон и к эволюции педагогической системы в целом....

Наши дети - будущее России

«Русь! куда несешься ты, дай ответ!» - вопрошал великий Н.В. Гоголь. Действительно, пора  остановиться и осмыслить будущее нашей страны. В любом государстве дети – это богатство нации, его ...

Одарённые дети - будущее России"

Понятие одаренность...

Страница энциклопедии "Одаренные дети-будущее России"

Информация об участнике энциклопедии...

Авторская программа "Одарённые дети -будущее России"

В программе предаставлен опыт работы с одарёнными детьми....

Комплексно-целевая коррекционно-оздоровительная ПРОГРАММА «Здоровые дети – будущее России»

Раскрывается опытно-экспериментальная работа по внедрению здоровьесберегающих технологий....