Главные вкладки

    Классный час на тему:
    Методические рекомендации создания альманаха

    Инякина Наталья Анатольевна

    Альманах в «Марафоне Предприимчивости» рассматривается как коллективное социально-значимое творчество учащихся и педагогов. Основным содержанием альманаха является анализ социально-значимой и интересной проблемы. Проблема формулируется в теме альманаха, чтобы дать возможность, используя различные точки зрения, методы исследования, анализа, разобраться в ней подробно.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл inyakina_almanah.docx790.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дистанция «Проблем.нет»

    Альманах

    1. Что такое альманах? Альманах в «Марафоне предприимчивости»

    Альмана́х (от арабского астрономический календарь) — разновидность серийного издания, продолжающийся сборник литературно-художественных и/или научно-популярных произведений, объединённых по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному и т. п.).

    Альманах в «Марафоне Предприимчивости» рассматривается как коллективное социально-значимое творчество учащихся и педагогов. Основным содержанием альманаха является анализ социально-значимой и интересной проблемы. Проблема формулируется в теме альманаха, чтобы дать возможность, используя различные точки зрения, методы исследования, анализа, разобраться в ней подробно.

    Альманах выпускается как в рукописном варианте с иллюстрациями (авторские рисунки, фотоматериалы, коллажи и др.), так и на электронных носителях.

    Педагогические задачи создания альманаха:

    -  умение выдвигать проблему и находить пути ее решения;

    - умение планировать свою деятельность;

    -  умение работать в команде;

    -  умение строить логические цепочки в подаче информации;

    -  воспитание чувства патриотизма и любви к выбранному делу;

    - выработка дизайнерского чутья;

    -  развитие  находчивости, деловой активности, инициативности;

    -  повышение общего уровня культуры и интеллекта учащихся;

    - развитие  уважения к  культурному наследию школы, района, города, страны.

     

    1. Организация работы по созданию альманаха.

    Для создания альманаха необходимо распределить роли в группе среди учащихся:

    1. Корреспонденты осуществляют сбор информации по конкретной теме или направлению.

    2. Фотокорреспонденты производит фотосъёмку, отбирают готовые снимки на компьютере.

    3. Организатор отвечает за успешное выполнение альманаха, соблюдение сроков выполнения работы, соответствие альманаха требованиям.

    4. Редактор составляет план работы, проверяет соответствие материалов  альманаха заявленной проблеме, отбирает материал для альманаха.

    5.  Художник-дизайнер оформляет альманах.

    В состав редколлегии может входить от 5 до 15 учащихся, а роли могут меняться по усмотрению учителя/учащихся.

    Для создания альманаха потребуются следующие материалы: листы чистой белой бумаги, ножницы, клей, цветные карандаши и фломастеры, несколько цветных журналов для подбора иллюстраций и изготовления коллажей, информационно-справочная литература по теме.

    Время работы над созданием альманаха: от  1,5 часов до недели. 

    Пошаговая последовательность создания альманаха.

    1 шаг. Подготовка учащихся к работе над созданием альманаха. Целью этого этапа является определение уровня подготовленности учащихся (их знаний, умений, ценностей).

    2 шаг. Выбор темы, направления и жанра. Учащиеся выбирают те рубрики, над которыми им предстоит работать и распределяют роли.

    3 шаг. Сбор информации. Учащиеся изучают материалы, средства массовой информации и систематизируют их в рубрики.

    4 шаг.   Полученный материал обрабатывается, используются  различные способы подачи материала и дизайнерское оформление.  

    5 шаг. Реализация плана действий группы учащихся может осуществляться по нескольким направлениям:

    1.  создание электронного варианта альманаха;
    2. альманах выпускается в рукописном варианте с иллюстрациями (авторские рисунки, фотоматериалы, коллажи и др.).

    6 шаг. Подготовка к защите альманаха. Оформление материала либо  в виде компьютерной презентации, либо в виде журнала  в формате А3, выполненного в рукописном варианте, который отражает  работу команды.  

    7 шаг. Презентация проекта. Форма представления альманаха – событие в виде устного журнала, пресс-конференции, ток-шоу, заседания дискуссионного клуба, стендовая сессия и др.  О форме представления альманаха необходимо договориться заранее.

    8 шаг. Рефлексия. Анализ самими учащимися подготовки и создания альманаха. Оценивание  вклада каждого участника работы в группе, выявление трудностей и недочетов в работе.

    1. Обязательные жанры и рубрики.

    Название (обозначение проблемы).

    «Колонка главного редактора»  – редакционная статья, открывающая альманах, обозначает проблему. В рамках эссе обозначены основные позиции, мнения, суждения редакции, связанные с проблематикой альманаха (об объеме договариваются заранее).

    «Интервью у «бывалых»» – заранее договариваются: у кого брать интервью; примерный объем.

    «Обзор прессы» –  систематизация и анализ научных, художественных изданий, фильмов, СМИ и т.д., посвященных рассматриваемой в альманахе проблеме. 

    «Два ответа на один вопрос» – выражение позиции «за» и «против» по отношению к разным подходам решения проблемы. Формат дебатов.

    Примерные жанры и рубрики.

    Статья – может быть посвящена изучению истории проблемы, социологическому исследованию, интересному событию и т.д.

    Литературная страница «Марафону посвящается» – публикуются творческие работы членов редколлегии (сказка, рассказ, поэма, ода, стихотворение и т.д.).

    «Инновационный потенциал Марафона» - прогноз на будущее

    Рекламные вставки – реклама события, социальная реклама, реклама предмета и т.д.

    Время развлечений на Марафоне – занимательные мини-приемы развлекательного характера (ребусы, кроссворды, пародии, сатира, логические задачи и т.д.)

    Наши авторы – каждый автор кратко характеризуется особым способом.

    Список можно продолжить…

    1. Примерные темы альманаха для учащихся  5-9 классов.

    5 класс

    1.Скажи НЕТ вредным привычкам.

    2. Толерантность и милосердие.

    3. Питание и здоровье.

    4. Человек среди людей.

    5. Мудрые заповеди предков.

    6. Что значит быть дружным?
    7. Мир моих увлечений.
    8. Памятные места нашего города.
    9. Театр – это…
    10. Мудрые заповеди предков.
    11. Экология – наука о том, как сберечь дом (жизнь).
    12. Что значит быть здоровым.
    13. Книги учат.. (правильно понимать мир).
    14. Что такое культура?
    15. Роль знаний, умений и навыков в приобретении профессии.

    6 класс

    1. «Человек! Помоги себе сам!» (Бетховен).
    2. «Прекрасно там, где пребывает милосердие» (Конфуций).
    3. Лень – помощник или враг?
    4. Берегите язык (нецензурная брань: почему она получила распространение).
    5. «Кто не любит природу, тот не любит и человека, тот не гражданин» (Ф.М.Достоевский).
    6. «Совесть – это наш внутренний судья» (П.Гольбах).

    7 класс

    1. Мир добрых дел.
    3. Зачем мы учимся?
    4. Ценности. Что человек должен ценить.
    6. «Моя семья – мое богатство».
    7. Зачем нужно заниматься физической культурой?
    9. Курильщик – сам себе могильщик.
    10. Все профессии важны, все профессии нужны.

    8 класс

    1. Чтобы быть понятым.
    2. Как узнать себя и развить свои способности.
    3. Привычки и воля.
    4. Природа силы личности.
    5. Самоконтроль, как его достичь.
    6. Внутренние противоречия. Желание и долг.
    7. Почему подросток совершает преступление?
    8. Семейные ценности.
    9. Когда и как говорить «нет»?
    10. Экология. Загрязнение среды и наука.
    11. Здоровый образ жизни.
    12. Как правильно выбирать профессию.
    13. Легко ли быть белой вороной?
    14. Недостатки человека и их влияние на его судьбу.

    9 класс

    1. Как ладить с людьми (любить, строить взаимоотношения, находить понимание со взрослыми, дружить с товарищами).
      2. Что значит быть взрослым? Чем отличаются взрослые от детей?
      3. Стремление к счастью.
      4. «Честь и собственное достоинство сильнее всего» (Ф.М.Достоевский).
      5. Самовоспитание. Цели самосовершенствования.
      6.Оптимизм.
      7. Способность к прощению.
      8. Выбор нашей жизни.
      9.Трудности профессионального самоопределения (классификация профессий для ориентации в мире труда, алгоритм выбора профессии.)
      10. Гражданственность. Какой смысл вкладывается в это понятие?
      11. Что такое игромания? Я и компьютер.

    1. Критерии оценивания альманаха.

    Критерии оценки

    1

    Наличие обязательных страниц

    (3б – по 1б за каждое)

    2

    Эстетичность выполнения

    (отсутствие переноса слов, аккуратность оформления, соблюдение шрифта)

    (5б)

    3

    Соответствие содержания названию альманаха

    (2б)

    4

    Связь содержания альманаха с «Марафоном предприимчивости»

    (2б)

    5

    Наличие авторских (самостоятельно сочиненных) материалов (5б)

    6

    Презентация альманаха

    -  грамотность речи

    -  раскрытие темы альманаха

    - оригинальность

    Члены жюри ____________________________

    1. Разработка сценария занятия по созданию альманаха.

    Класс: 6

    Тема занятия: Практикум. Создание альманаха.

    Цель занятия: развитие умения выделить актуальную проблему для создания альманаха и находить пути ее решения.

    Задачи занятия: 

    1. совершенствовать умение планировать свою деятельность и работать в команде;
    2. учить строить логические цепочки в подаче информации; развивать находчивость, деловую активность, инициативность;
    3. способствовать эстетическому воспитанию,  повышению общего уровня культуры и интеллекта учащихся.

    Метапредметные результаты:

    - умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

    - умение оценивать правильность выполнения задачи,  собственные возможности её решения;

    - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;

    - работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

    - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

    Личностные результаты:

    -  формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

    - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

    -  формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе творческой деятельности.

    Список информационных источников:

    https://ru.wikipedia.org/wiki/ 

    http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2013/06/05/tvorcheskiy-proekt-sozdanie-shkolnogo

     

    Пояснительная записка

    Первое занятие по теме «Практикум. Создание альманаха» посвящено рассмотрению проблемы классного коллектива, на следующих занятиях планируется  определить различные пути решения поставленной проблемы.  Для проведения первого мероприятия необходима предварительная подготовка: репетиция защиты альманаха, анализ таблицы «Лист достижений».

    Проектирование плана и хода занятия

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Формируемые УУД

    1. Введение   (2 минуты)

    -Здравствуйте! Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны, добры, привлекательны. Глубокий вдох, выдох. Выдохните все обиды, беспокойства, страх. Я желаю нам хорошего мероприятия.

    Учащимся предлагается задание: составить из букв МА АЛЬ НАХ слово и дать его определение.

    Оценивание готовности к мероприятию

    Самоорганизация на познавательную деятельность

    Учащиеся из букв составляют слово и дают определение термина «альманах»

    Личностные: внимание, уважение к окружающим.

    Метапредметные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

    2. Актуализация знаний  (5 минут)

     Учитель предлагает учащимся посмотреть защиту альманаха по теме «Марафон предприимчивости» и подумать, о чем этот альманах?

    -Какая проблема рассматривается в альманахе?

    -Какой путь решения этой проблемы предложили учащиеся?

    -Вспомним, как назывался проект, который  мы реализовали в «Марафоне предприимчивости»? Какой проблеме он был посвящен? Какой путь решения проблемы мы выбрали?

    - Прочитайте высказывание Эдмунда Беркли. «Большая часть проблем либо не имеет решения, либо имеет несколько решений. Лишь очень немногие проблемы имеют только одно решение».
    - Как вы понимаете это высказывание?

    - Какой теме посвящено наше занятие? Чему мы должны научиться?

    Защита альманаха  (в защите участвуют  ученики, которые уже разрабатывали альманах)

    (Приложение 1)

    Учащиеся высказывают мнения, делают вывод: проблема альманаха – для чего марафон предприимчивости?

    Построение развернутого ответа на поставленный вопрос

    Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, отмечают, что проект «В мире игр» был посвящен проблеме организации досуга первоклассников на перемене при помощи игр

    Обсуждают высказывание.

    Определяют тему занятия. Тема занятия: Создание альманаха.

    Ставят цели, исходя из темы: умение выделить проблемы, определить актуальную для создания альманаха

    Метапредметные: умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые задачи; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

    3. Информационный блок (5 минут)

    Учащимся предлагается прослушать анализ таблицы «Лист достижений», выделить проблемы, с которыми встретился классный коллектив в «Марафоне предприимчивости».

    -Какую проблему вы поставили?

    Учащимся предлагается методика «Два ответа на один вопрос».

    -Предложите две позиции за и против к решению сформулированной вами  проблемы.

    -Какие пути решения данной проблемы вы видите?

    Учащиеся слушают выступления подготовленного ученика, обсуждают выступление, высказывают мнения.

    Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают мнения.

    Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают мнения.

    Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения задачи,  собственные возможности её решения; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

    Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками.

    4. Приобретение практических навыков (19 минут)

    Организация работы в группах.

    Распределение ролей

    Повторение правил работы в группах (правила зафиксированы на доске)

    Координация выполнения задания в группах.

    Учащиеся выбирают выступающего-спикера, корреспондента, редактора, художника-дизайнера.

    Учащиеся повторяют правила поведения в группе:

    - работаем вполголоса, - ни минуты без дела,

    -право говорящего,

    - отвергаешь - предлагай

    Работа в группах:

    несколько групп выполняют три  задания.

    1.Сформулировать проблему и  найти пути ее решения.

    2. Определить позиции «за» и «против» по отношению к разным подходам решения проблемы.

    3. Оформить две рубрики альманаха: название и «Два ответа на один вопрос».

    Метапредметные: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности; определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

    Личностные: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах.

    5. Завершение работы. Итог. Ожидание. (9 минут)

    - Во время участия нашего классного коллектива в «Марафоне предприимчивости» мы столкнулись с рядом проблем. Что это за проблемы и какая из них является наиболее значимой поможет разобраться нам выступление групп.

     -Определите наиболее актуальную проблему.

    -Как называется наш альманах? Какой проблеме он посвящен?

    Учитель предлагает учащимся подумать, какие рубрики альманаха помогут нам в решении данной проблемы.

    Выступают группы учащихся по очереди. Продукт своей работы (две рубрики альманаха) прикрепляют к доске.

    Учащиеся подходят к доске и прикрепляют стикеры к той проблеме, которую считают наиболее значимой. Таким образом, та проблема, которая набрала наибольшее количество стикеров, актуальная для учащихся.

     Учащиеся отвечают на вопрос и делают вывод

    Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения задачи,  собственные возможности её решения; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

    Личностные:

     формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию.

    Оценка

    -Что удалось нам сегодня на занятии? Чем запомнится эта встреча? 

    Развернутые ответы учащихся

    Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.

    1. Фотоотчет

    Работа над созданием альманаха.  8А класс МБОУ «Гимназия №12»C:\Users\111\Desktop\IMG_20151028_100936.jpg

    Защита альманаха 03.12.15 г.

    7Б класс. Альманах «Играйте вместе с нами»

    C:\Users\111\Desktop\МАРАФОН 10 дек\Защита альманаха\DSC07316.JPG

    8Б класс. Альманах «Марафон предприимчивости»

    C:\Users\111\Desktop\МАРАФОН 10 дек\Защита альманаха\DSC07324.JPG

    6А класс. Альманах «Марафон предприимчивости»

    C:\Users\111\Desktop\МАРАФОН 10 дек\Защита альманаха\DSC07302.JPG


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Руководство методическим объединением воспитателей. Методическая помощь воспитателю.

    Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации воспитателей, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей. Содержит статьи: ...

    Развитие литературно-художественных способностей учащихся средствами гимназического альманаха (на примере издания альманаха "Лира")

    Статья даёт представление о том, как с помощью школьного альманаха можно развивать литературно-художественные способности учеников....

    Творческий проект: Создание школьного альманаха

    Использование проектного метода предполагает принципиальное изменение традиционных отношений между педагогом и воспитанниками...

    Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-6 классов "Создание альманаха" (по ФГОС).

    Данная программа является универсальной. Она может стать основой для создания книг различной тематики. Составлена совместно с учителем информатики Колосовой Т.В....

    Обложка для альманаха, 2015 год.

    "Перышко и кисточка"...

    Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""

    "Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...

    Сценарий урока-поэтического альманаха о творчестве поэтов-переводчиков английской литературы «Витамины роста»

    Данный урок проводился в рамках внеурочной деятельности. Его готовили и проводили учащиеся 2-9 классов. Замечательные стихи К.И. Чуковского и С.Я. Маршака -поэтов и переводчиков, сопровождали не одно ...