Рабочая программа внеурочной деятельности " Мир природы" 1-4 класс
рабочая программа по теме

Будникова Екатерина Тимуровна

1. Направленность дополнительной образовательной программы

 

Программа «Мир природы» направлен на обучение детей начальных классов основам биологии. Она  рассчитана на обучение, идя от простого, знакомого к более сложному. Направлена на развитие творческой личности, нравственного воспитания, любознательности и наблюдательности.

 

2. Новизна программы

 

Состоит из в комплексном подходе решения задач обучения,  воспитания и развития экологического образования школьников начальных классов. Курс носит ознакомительный характер и предполагает при незначительном количестве практических занятий большой объем занятий с использованием ТСО, инновационных технологий.

 

3. Актуальность программы

 

В настоящее время возникает острая необходимость в воспитании и развитии биологической  культуры у ребенка, необходимо развивать позитивное восприятие окружающей среды. Программа составлена на основании потребностей детей и предполагает ознакомление с живой природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtonomnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.odt47.87 КБ

Предварительный просмотр:


АВТОНОМНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ДОЛГОПРУДНОГО
ШКОЛА №9

(АОУ ШКОЛА №9)

                                                                                                                  УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                               Директор  школы №9

                                                                                                                        __________ Фатеева В.Н.

                                                                                                                       «__» ____________ 20___г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Мир природы»

(обще-интеллектуальный уровень)

2 «Б», 2 «Г», 3 «В»

   

                                                                                             Составитель: Будникова  

                                                                                            Екатерина  Тимуровна,

                                                                                    учитель географии  

                                                                        1 категории

2015 – 2016 уч.г.

Пояснительная записка

1. Направленность дополнительной образовательной программы

Программа «Мир природы» направлен на обучение детей начальных классов основам биологии. Она  рассчитана на обучение, идя от простого, знакомого к более сложному. Направлена на развитие творческой личности, нравственного воспитания, любознательности и наблюдательности.

2. Новизна программы

Состоит из в комплексном подходе решения задач обучения,  воспитания и развития экологического образования школьников начальных классов. Курс носит ознакомительный характер и предполагает при незначительном количестве практических занятий большой объем занятий с использованием ТСО, инновационных технологий.

3. Актуальность программы

В настоящее время возникает острая необходимость в воспитании и развитии биологической  культуры у ребенка, необходимо развивать позитивное восприятие окружающей среды. Программа составлена на основании потребностей детей и предполагает ознакомление с живой природой.

4. Цели и  задачи образовательной программы

Цель:

Заинтересовать учеников начальной школы проблемами современной экологии и дать навыки поиска решения поставленных экологических задач.

Задачи:

  • Научить понимать красоту окружающего мира через непосредственное соприкосновение с природой
  • Воспитать творческую личность, умеющую настойчиво трудиться, думать
  • Дать прочные знания, дополнительно к тем, которые получают на уроках окружающего мира
  • Научить самостоятельно ставить проблему и искать пути ее решения
  • Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников
  • Обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований
  • Формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки исследовательского поиска

5. Отличительные особенности программы «Мир природы»

Способствует углубленному изучению биологии. Большое количество экскурсий, практических занятий, бесед придает программе особую роль — развивает творческую любознательность, интеллектуальную личность.

6. Возрастные особенности программы

Программа предназначена для учащихся начальных классов образовательной школы

7. Сроки  реализации дополнительной образовательной программы

Программа рассчитана на 268 часа

Программа реализуется в течение 4 лет, 1, 2 часа в неделю

1 год — 64ч

2 год — 34 ч

3 год — 68 ч

4 год — 102 ч

8. Формы и режим занятий

ФОРМА ЗАНЯТИЙ:

- беседа                                                           - рассказ

- экскурсия                                                     - викторины

- практическая работа                                   - праздники

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 3 занятия в неделю по 45 минут каждое.

9. Ожидаемые результаты и способы их проверки

Углубить знания  об окружающем мире

Проявление интереса к объектам природы

Проявление эстетических чувств

Эмоциональная реакция  на явления окружающего мира

Умение самостоятельно работать с дополнительной литературой, справочниками.

К концу 1 класса учащиеся должны познакомиться с миром растений: узнать о разнообразии растений, о значении растений, о вечнозеленых растениях, о хвойных растениях.

Иметь представление о науках: биологии, экологии,ботаники, зоологии.

Уметь различать растения лугов, болот, водоемов, лесов.

Посетить краеведческий музей.

К концу 2 класса учащиеся должны познакомиться с Красной книгой (с растениями и животными, которые в нее занесены).

Познакомиться с Царством бактерий и грибов.

Знать особенности домашних животных и специфику ухода за ними.

Уметь различать растения лугов, болот, водоемов, лесов.

Уметь проделывать опыты.

Уметь делать небольшое сообщение.

Посетить краеведческий музей и парк.

К концу 3 класса учащиеся должны познакомиться с миром насекомых и рыб.

Познакомиться с животными, которые летают, но птицами не являются.

У меть сделать сообщение, презентацию, уметь работать со справочной литературой.

К концу 4 класса учащиеся должны познакомиться с необычными животными, растениями.

Научиться самостоятельно делать сообщения, научиться работать со справочной литературой.

Посетить СЮН.

Осуществлять ответственность за сохранение окружающей среды, воспитывать этическое, нравственное и практическое отношение к ней. Уметь вести себя в мире природы в соответствии с общепринятыми мерами.

10. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Большую роль в закреплении пройденного материала играют примененные на занятиях дидактические игры, совместное и индивидуальное составление и решение кроссвордов по пройденным темам, ролевые игры.

Экскурсии. Праздники.

В каждой группе в течении каждого года проводится конкурс на самого активного юнната.

На каждом занятии оценивается уровень участия ребенка в работе кружка.

Форма предъявления результата

Форма контроля

Инструмент для оценки

Познавательные процессы

Общественный смотр достижений

Батарея тестов

Психологические тесты

Исследовательские умения

Папка исследователя

Наличие материала по исследованию. Мониторинг исследовательских умений

Критерии написания исследования

Коллективное

творчество

Коллективная творческая работа

Педагогическое наблюдение

Карта наблюдений

Самостоятельная исследовательская  практика

Публичная презентация результатов проведенного исследования

Конференция

Критерии публичного выступления

Наблюдения, опыты и эксперименты

Отчет о проведении опыта. Протокол эксперименты

Педагогическое наблюдение

Карты наблюдений

11. Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса

Познавательные УУД:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения;
  • классификации объектов;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логическое цепи рассуждений;
  • умение структурировать знания;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение, извлечение информации;
  • определение основной и второстепенной информации.

  • построение логической цепи рассуждения;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • выбор эффективных способов решения задач;
  • свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение, извлечение информации;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы.

Регулятивные УУД:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
  • основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.
  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • преодоление импульсивности, непроизвольности;
  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;
  • форма выполнения учебных действий — материальная/материализованная, речевая, умственная;

  • степень развернутости (в полном составе операций или свернуто).
  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
  • умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
  • самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;
  • различение способа и результата действий;
  • умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

  • умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
  • умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;
  • умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
  • адекватность самооценки;
  • умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.

Коммуникативные УУД:

  • преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
  • понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
  • ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;.
  • понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; понимание относительной оценок или подходов к выбору;
  • учет разных мнений и умение обосновать собственное;
  • умение договариваться, находить общее решение.

  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • способность сохранять доброжелательно отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
  • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

  • рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действия;
  • способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит , а что нет;
  • умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Личностные УУД:

  • Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
  • Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
  • Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных  мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для успешного выполнения задач, поставленных в дополнительной образовательной программе «Мир природы» используются следующие методы организации учебно-воспитательного процесса:

1. СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ :

а) Учебная лекция — является словесным методом обучения, предлагает устное изложение учебного материала.

б) беседа — главный метод, предлагает разговор учителя с учащимися, организуемый с помощью продуманной системы вопросов.

В ходе применения метода «беседа» используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих), приемы обсуждения ответов и мнений учеников, приемы формирования выводов из беседы.

2. НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ:

а) Иллюстративный метод (показ репродукции картин, книг. Зарисовок на доске)

б) Метод демонстрации 9показ фильмов, презентаций, слайдов, растений)

3. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ:

а) уход за комнатными растениями

б) проведение опытов

4. ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ:

Применяются на практике с помощью словесных, наглядных и практических методов обучения.

Одним из методов проблемного обучения является проблемно-поисковая беседа. (Создается ситуация, а учащиеся решают ее в ходе беседы)

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Мир природы»

Название разделов

Всего

Теор. час

Практ. час

1 класс

64

1

Вводное занятие

2

2

-

2

Наука о живой природе

15

15

-

3

Царство Растений

32

28

4

4

Растительный мир нашего края

15

12

3

2 класс

34

1

Удивительное рядом

8

6

2

2

Царства Бактерии и Грибы

12

10

2

3

Животный мир нашего края

6

3

3

4

Муравьи и пчелы

5

5

-

5

Охрана природы

3

2

1

3 класс

68

1

Рыбы

18

18

-

2

Насекомые и пауки

15

13

2

3

Бабочки

9

9

-

4

Не птицы, а летают

11

11

-

5

Сумчатые животные

10

10

-

6

Быль или легенда?

5

3

2

4 класс

102

1

Необычные растения

22

15

7

2

Живые гиганты

36

34

2

3

Похожие на людей (приматы)

14

14

-

4

Ровесники динозавров

20

18

2

5

Произведения и легенды о цветах

10

10

-

Содержание программы «Мир природы»          1 класс

Тема

Теория

Кол-во часов

Практика

Кол-во часов

Дата урока

Корректировка даты

1

Вводное занятие

Ознакомление с планом работы

2

Наука о живой природе

Природа-источник познания

Что изучает биология

Мир глазами эколога

Зоология

Ботаника

3

Царство Растения

Как живут растения?

Что такое вечнозеленое дерево?Хвойные растения

Почему у растений зеленые листья?

Водоросли

Папоротники

 Мхи, лишайники

Жизненный цикл растений

Разнообразие растений

Значение растений

1. Санаторий для растений

2. Определить видовое разнообразие комнатных растений в кабинетах АОУ №9

Экскурсия в краеведческий музей

4

Растительный мир нашего края

Растения лугов

Растения болот

Растения водоемов

Растения лесов

Экскурсия в краеведческий музей

Сообщения о растениях нашего края

                                                                                           2 класс

Тема

Теория

Кол-во часов

Практика

Кол-во часов

Дата урока

Корректировка даты

1

Удивительное рядом

Домашние любимцы (необычные ситуации с ними)

Посмотри вокруг

Удивляют не только животные, но и растения

Животные-бойцы

Уход за домашними животными

1.09

8.09

15.09

22.09

29.09

6.10

13.10

20.10

2

Царство Бактерии и Грибы

Плодовое тело гриба

Чем грибы отличаются от растений

Все ли поганки ядовиты

Грибы-паразиты

Плесневые грибы и дрожжи

Изучение под микроскопом гриба пенициллум (мукор)

27.10

10.11

17.11

24.11

1.12

8.12

15.12

22.12

29.12

19.01

26.01

2.02

3

Животный мир нашего края

Животные лугов

Животные болот

Животные водоемов

Животные лесов

Экскурсия в краеведческий музей

Сообщения о животных нашего края

9.02

16.02

24.02

1.03

9.03

15.03

4

Муравьи и пчелы

Тли и муравьи

В медовом царстве

В подземном царстве

29.03

5.04

12.04

19.04

26.04

5

Охрана природы

Экология

Красная книга

Экскурсия в парк

10.05

17.05

                                                                    3 класс

Тема

Теория

Кол-во часов

Практика

Кол-во часов

Дата урока

Корректировка даты

1

Рыбы

Морской конек

Рыба-лучик

Летучая рыба

Рыбы, которые нуждаются в свете

Акулы

Экскурсия в Океанариум

4.09

7.09

11.09

14.09

18.09

21.09

25.09

28.09

2.10

5.10

9.10

12.10

16.10

19.10

23.10

26.10

30.10

9.11

2

Насекомые и пауки

Богомол

Зачем жуку-носорогу рога?

Стрекозы

Пауки

Моли

13.11

16.11

20.11

23.11

27.11

30.11

4.12

7.12

11.12

14.12

18.12

21.12

25.12

28.12

15.01

3

Бабочки

Большой павлиний глаз

Ленточница

Адмирал

Ядовитые бабочки

18.01

22.01

25.01

29.01

1.02

5.02

8.02

12.02

15.02

4

Не птицы, а летают

Крыланы

Вампиры

Свиноносые летучие мыши

Рыбоядные летучие мыши

Обыкновенные летучие мыши

Бульдоговые летучие мыши

Подковоносы

19.02

24.02

26.02

29.02

4.03

9.03

11.03

14.03

18.03

28.03

29.03

31.03

1.04

4.04

8.04

11.04

5

Сумчатые животные

Опоссумы

Сумчатый дьявол

Сумчатый волк

Намбат

Сумчатый крот

Поссумы

Вомбат

Бандикут

15.04

18.04

22.04

25.04

29.04

4.05

6.05

11.05

13.05

16.05

6

Быль или легенда?

Морские коровы

Ламантин

Дюгонь

Презегтация «Быль или небыль?»

18.05

20.05

23.05

25.05

27.05

                                                                    4 класс

Тема

Теория

Кол-во часов

Практика

Кол-во часов

Дата урока

Корректировка даты

1

Необычные растения

Белые мангровые деревья

Морские водоросли

Баньян

Тропические растения

Кактусы

Определение видов ранообразных представителей семейства кактусовых

Уход за кактусами

Экскурсия в оранжерею

2

Живые гиганты

Африканские слоны

Индийские слоны

Синий кит

Гренландский кит

Серый кит

Речные дельфины

Белуха и нарвал

Афалины

Касатки и морские свиньи

Викторина – кроссворд «Киты»

3

Похожие на людей (приматы)

Ай-Ай

Лори

Галаго

Долгопяты

Лемуры

Индри

Игрунки

4

Ровесники динозавры

Щелезуб

Гумнуры

Тенреки

Звездокрыл

Златокрыл

Землеройки

Выхухоль

Крот

Составление кроссворда на тему «ровесники динозавров»

5

Произведения и легенды о цветах

Растения-хищники

Дерево, которое не тонет

Дерево бодрости

Запасливое растение

Дидактический материал

- Гербарий

- Иллюстрированный материала

- Карточки

- Настольные игры

- Диски

- Презентации

- Слайды

Техническое оснащение

- Компьютер

- Мультимедийный проектор

- Принтер

-Классная доска с набором приспособлений для крепления демонстрационного материала

Учащиеся должны знать:

  • что изучает наука биология
  • об особенностях строения бактерий и грибов
  • о месте и роли бактерий и грибов в природе и жизни человека
  • представлять многообразие растений и животных в природе от микроскопических до гигантов
  • основных представителей растительного и животного мира нашего края
  • о приспособлении растений к различным средам обитания и различным природным условиям

Учащиеся должны уметь:

  • работать со справочной литературой
  • определять виды растений (комнатных и дикорастущих) по различным частям
  • уметь представить информацию в виде реферата, сообщения, кроссворда
  • уметь ставить простейшие опыты и делать выводы по их результатам
  • пользоваться лупой и микроскопом
  • отличать основные виды съедобных шляпочных грибов от ядовитых
  • устанавливать связь между особенностями строения растений и средой их обитания

Список литературы для учителя

  1. Занимательная биологическая энциклопедия. Н.Осипов. 1998г.
  2. Энциклопедия «Что такое. Кто такой». 3 тома. С.П. Алексеев. 2000г.
  3. Атлас растений. Атлас животных. Ж. Делярош. 2003г.
  4. Растительный мир нашей Родины. В.В. Петров.2003г.
  5. Твоё и наше. П.Надеждина. 200г.
  6. Береги воду. Н.Б. Коростелёв. 2003г.
  7. Тайны живой природы. 1998г.
  8. В помощь учителю. Разработки по курсу «Окружающий мир» Т.Ю. Целоусова 2005г.
  9. В помощь учителю. Разработки по курсу «Окружающий мир». О.В, Казакова. 2005г.
  10. Подземные дворцы. В. Танасийчук. 2000г.
  11.  У подножия Солнца. В. Танасийчук. 2000г.
  12.  Чудо-остров. В. Дацкевич. 2000г.
  13. Почемучка. А. Дитрих, Г. Юрмин. 1995г.
  14. Животные. Всемирная Энциклопедия энциклопедия. 2000г.
  15. Жизнь животных. А. Берм. 2003г.

Интернет – ресурсы для реализации программы

  1. Изучаем животный мир – ставим опыты http://adalin.mospsy.ru/1_01_00/1_01_1_n.shtml
  2. Занимательные научные опыты для детей  http://adalin.mospsy.ru/1_01_00/1_01_1_n.shtml
  3. Познавательные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/1_01_00/1_01_1_n.shtml

Список литературы для учащихся

  1. Жизнь в пресной воде (школьный путеводитель)
  2. Тропический лес. А. Мертини 2000г.
  3. Животные – бойцы. 2004г.
  4. Что ты знаешь о животных. Атлас. 2000г.
  5. Что ты знаешь о птицах. Атлас. 2000г.
  6. Что ты знаешь о рыбах. Атлас. 2000г.
  7. Мы в идем в лес. Атлас. 2000г.
  8. Кто в лесу живет и что в лесу живет. Ю. Дмитриев. 1996.
  9. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Мир животных. 1999г.
  10.  Я познаю мир. Детская энциклопедия. Мир растений. 1999г.
  11.  Энциклопедия «Что такое. Кто такой» 3 тома С. П. Алексеев. 2000г.
  12. Атлас растений. Атлас животных. Ж. Делярош. 2003г.
  13.  Почемучки. А.Дитрих, Г. Юрмин. 1995г.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседния ШМО

От «__» _________ 20___г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.Директора по УВР

___________________

«__» __________ 20__г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...

Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба"

Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы  "Моя первая клумба" Социальное направление...

Интеллект. Интерес. Исследование. Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов

В современной образовательной практике, на наш взгляд, выявляется противоречие между возросшими требованиями к уровню подготовки выпускника, с одной стороны, и нарастающими трудностями в усвоении учеб...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"

В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Веселый английский"

Развитие творческих способностей младших школьников через иностранный язык в стихах, сказка, театральных постановках...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 6 классе "Юный географ"

Главная особенность курса «Юный географ» - познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, сформировать интерес к этому предмету, научить пятиклассников внимател...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса `Веселый мяч`

Кружок по изучению Лапты и Настольного тенниса в 5 классе....