Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа общения»
рабочая программа (5 класс) на тему

Чаплыгина Жанна Васильевна
Программа «Школа общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 5-х классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся на средней ступени образования, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_obshcheniya.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

по социальному направлению

«Школа общения»

в 5в классе

подготовила классный руководитель

Чаплыгина Ж.В.

г. Железногорск

2015 - 2016 уч.г.

Пояснительная записка.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся  воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

        Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Программа «Школа общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего  общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 5-х классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся на средней ступени образования, развитие и совершенствование их нравственных  качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.

     Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.

На наших занятиях мы проводим коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развиваем у них навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.

      В работе с 5-тиклассникаси я отдаю предпочтение групповой форме проведения занятий. Данный возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.

На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.

Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.

      Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, воспитателей.

Смыслообразующие идеи программы:

      -  наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;

      -   умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого  и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;

      - умение принимать достойное  решение –  самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;

      - осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой  личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы  и определённой компетентности;

     -  умение быть самостоятельным – целостное проявление  человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.

    Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

Содержание   рабочей программы  предполагает решение следующих задач:

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;
  • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
  • развитие коммуникативных умений в  процессе общения;
  • введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
  • формирование устойчивой положительной самооценки школьников.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.

 Программа рассчитана на 33 занятия в год.  Проводятся они в группе 16 человек. Периодичность проведения – 1 раз в неделю.  Время занятия- 35 минут.

Принципы построения программы:

а) личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);

б) культурно - ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);

в) деятельностно - ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).

Формы работы:

  • Беседы
  • Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации)
  • Рассказ ы педагога и детей
  • Чтение художественных произведений
  • Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера
  • Сочинение историй
  • Наблюдения
  • Рассматривание рисунков и фотографий моделирование и анализ заданных ситуаций импровизации
  • Дискуссии
  • Исследования
  •   Коллективные творческие дела;
  •   Смотры-конкурсы, выставки
  •   Тренинги общения
  •   Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
  •   Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  •   Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов

 

Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):

регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;

познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы;

коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, презентации, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы;

личностные - при выборе тематики занятия, воспитание толерантного отношения к иным решениям.

Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.

Формы учета оценки планируемых результатов:

  1. Опрос
  2. Наблюдение
  3. Диагностика:
  • нравственной самооценки;
  • этики поведения;
  • отношения к жизненным ценностям;
  • нравственной мотивации.
  1. Анкетирование учащихся и родителей

                                                                     

Планируемые результаты работы.

Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

      1. Изменения в модели поведения школьника:

- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге    (высказывать    свои    суждения,    анализировать    высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

- соблюдение   культуры   поведения   и   общения,   правильных взаимоотношений;     проявление     доброжелательности,     взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

  • активное участие в  альтруистической деятельности,  проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
  • создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

  2. Изменения   объема   знаний,  расширение  кругозора   в   области нравственности и этики:

- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;

- краткая      характеристика       (высказывание       суждений) общечеловеческих   ценностей   и   осознанное   понимание   необходимости следовать им;

- объективная    оценка    поведения    реальных    лиц,    героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

    3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

- способность объективно  оценивать поведение других людей и собственное,

- сформированность   самоконтроля   и   самооценки:   действия контроля  ситуативного  поведения,   побуждение  вовремя  его  изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Тематическое планирование 5  класс

Раздел программы

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

1

Диагностика

1

Учимся дружить

2

«Мы-пятиклассники»

1

3

«Ты и твои друзья»

1

4

«Ищу друга»

1

Я- владелец своих эмоций

5

«Я и мое настроение»

1

6

«Я могу управлять своим настроением»

1

7

«Как выразить свои эмоции»

1

8

«Эмоции. Общение. Поведение»

1

Встречи с самим собой

9

«Что я знаю о себе?»

1

10

«Что знают обо мне окружающие?»

1

11

«Мой портрет в лучах солнца»

1

12

«Мои друзья»

2

13

«Наш класс»

2

Я среди других людей

14

«Наши права и обязанности»

1

15

«Застенчивость и неуверенность в себе»

1

16

«О чем говорят наши жесты»

1

17

«Доверие в общении»

1

18

«Умею ли я слушать?»

1

19

«Чем уверенность отличается от самоуверенности»

1

Вежливая речь

20

«Правила хорошего тона»

1

21

«Употребление вежливых слов в общении»

1

22

«Этикетные диалоги, речевые привычки»

1

23

«Искусство делать комплименты»

1

24.

«Вежливый отказ»

1

25

«Портрет культурного человека»

1

Правила и законы  общения

26

«Стили общения»

1

27

«Что такое конфликт?»

1

28

«Конфликтные эмоции»

1

29

«Стили поведения в конфликте»

1

30

«Звездная карта жизни»

1

33

Диагностика

1

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М., 1988.
  2. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей.— М.,1999.
  3. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
  4. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя.  Москва, 2008.
  5. Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников //Классный руководитель// № 3 - 2007.
  6.  Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.
  7.  Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Радость общения" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.3)

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному напралению "Радость общения" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией  ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа вежливости"

Программа «Школа вежливости» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 0-1 классах для детей с интеллектуальными нарушениями. Главное назначение данного курса форми...

Программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Школа здоровья»

Программа внеурочной деятельностиспортивно – оздоровительного направления «Школа здоровья» для обучающихся с задержкой психического развития 5 – 9 классов, для обучаю...

Программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Школа здоровья»

Программа внеурочной деятельностиспортивно – оздоровительного направления «Школа здоровья» для обучающихся с задержкой психического развития 5 – 9 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Спортивно - оздоровительного направления « Школа безопасности»для учащихся 5-7 классов

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные...

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительное направление «Школа здоровья» для обучающихся с умственной отсталостью

1. Пояснительная запискаПрограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования, где внеурочная деятельность рассматривается как важная...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Школа выживания»

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА  внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного   направления «Школа выживания»...