коррекционно-воспитательное занятие-практикум «Права потребителей»
методическая разработка на тему

Березин Игорь Иванович

Занятие проводилось  в рамках раздела программы воспитательной работы по правовому воспитанию. Данная тема очень заинтересовала восьмиклассников, так как изучаемый материал  тесно связан с жизнью и  личным опытом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_potrebiteley.docx27.1 КБ
Office presentation icon prava_potrebiteley.ppt494.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное автономное учреждение Амурской области

«Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»

Конспект

коррекционно-воспитательного занятия-практикума

«Права потребителей»

     Воспитатель: Березин И.И.

г. Свободный.

Цель: воспитание умений грамотного поведения в различных рыночных ситуациях и понимание того, что защита прав граждан -это обычное социально-правовое явление.

Задачи:

воспитательная: научиться применять на практике полученные знания о правах потребителей.

образовательная: содействовать приобретению знаний о своих гражданских правах и обязанностях в области защиты прав потребителя, способствовать развитию логического мышления.

развивающая: создать условия для дальнейшей социализации через осознание необходимости изучения прав потребителей при умении ими пользоваться.

Основные понятия.

Потребитель– гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Продавец– организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Оборудование.

Закон РФ «О защите прав потребителя» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1, редакция от 7 февраля 2006 г.

Компьютерная презентация.

        Ход занятия.

«У каждого человека есть три пути,

Чтобы поступать мудро и правильно:

Первый самый благородный- это размышление,

Второй самый легкий- это подражание,

Третий самый горький – это опыт»

(Конфуций , 5 в. до н. э.)

  1. Организационный момент. Актуализация знаний.

Работа с эпиграфом урока (слайд 2)

Учащимся предлагается высказаться как он связан с темой занятия.

После этого формулируется цель занятия (слайд 3)

        

  1. Постановка проблемы. Работа с понятиями.

Воспитатель: где мы приобретаем товары и где нам могут оказать различного вида услуги для личных и бытовых нужд (ответы учащихся):

Воспитатель: товар приобретается в магазинах:

магазины продовольственные;

магазины промтоварные;

магазины хозяйственные;

магазины радиотоваров;

торговые центры, гипермаркеты.

Воспитатель: назовите предприятия, где могут оказать услуги:

аптеки;

поликлиники;

ремонтные мастерские;

банки.

Воспитатель: представим обычный торговый день в большом супермаркете. Покупатели выбирают товар, оплачивают покупки. В отделе белья назревает скандал. Пожилой покупатель подает продавцу пакет с пижамой и прикладывает к нему чек. «Вот чек. По нему видно, что я приобрел пижаму всего пять дней назад. Срок небольшой. По закону вы обязаны заменить мне купленную вещь». «Увы, - отвечает продавщица, - я не имею права это сделать». Покупатель кипятится: «Это или беззаконие или правовая безграмотность! Я буду жаловаться…» Знакомая ситуация.

Все люди когда-либо делали покупки в магазине и ходили в поликлинику на прием к врачу. Но не задумывались, что в обоих случаях они являются потребителями и что им при этом принадлежат определённые права, которыми они могут воспользоваться тогда, когда их не устраивает качество покупки или услуги.

К большому сожалению, часто мы оказываемся в ситуациях, когда наши права и интересы были нарушены. Вот почему всем необходимо знать основы потребительского законодательства. Осознание того, что мы как потребители обладаем определёнными правами, придаёт нам уверенность, укрепляет чувство защищённости.

Сегодня на мы поговорим с вами о том, кто такие потребители, каковы основные права потребителей, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей.

Кто же такой потребитель? (ответы учащихся)

Потребитель -  гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий, или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ (слайд 4)

Воспитатель: в каких случаях герои сказок были потребителями?

Муха-Цокотуха, когда «пошла муха на базар и купила самовар» (К. Чуковский)?  (Да);

Старик, по отношению к золотой рыбке (А. С. Пушкина)? (Нет, так как старик не платит рыбке за услуги);

Робинзон  Крузо на необитаемом острове (Д. Дефо)? (Нет, он же ничего не покупает).

В каких случаях книга может быть товаром?:

- Если вы ее продаете (да);

- Дарите маме (нет);

- Даете почитать учителю (нет).

Продавец- организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

  1. Работа с законом «О защите прав потребителя»

Воспитатель: как вы думаете, почему закон встал на защиту потребителя?

В отношениях с производителями и продавцами он находится в неравных условиях. Они – профессионалы, хорошо подготовлены, пользуются услугами юристов и могут отстоять свои интересы; а потребитель – один на один с продавцом и производителем.

Потребитель защищен законом «О защите прав потребителя». Этот закон довольно строг. 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителя.

В 1992 году Верховный Совет РСФСР принял первый в истории России закон, направленный на защиту граждан РФ, имеющих намерение заказать или приобрести какой-либо товар или услугу. Документ получил название «Закон о защите прав потребителей». Базовые принципы Кодекса потребителя с этого момента были закреплены законодательно.  

Какие права имеет потребитель?(Слайд 5,6)

1. Право на безопасность (требование государства к качеству товаров, выражено в стандартах)

2. Право на информацию о товарах, услугах, работах. (Она нужна, чтобы потребитель смог сделать правильный выбор, для этого ему нужно знать качества и свойства того или иного товара).

3. Право на качество.

4. Право на обмен товара.

5. Право на заключение с ним договора.

4. Право на безопасность (требование государства к качеству товаров, выражено в стандартах).

5. Право на возмещение ущерба (материального и морального). В случае, если купленная вещь причинила вред потребителю.

Потребитель имеет законное право потребовать: (слайд 7)

А) Если у приобретенного товара обнаружился недостаток, то - безвозмездного устранения недостатка или возмещения расходов на его устранение;

- замены на товар аналогичной модели, марки;

- замены на такой же товар другой марки с перерасчетом цены;

- соразмерного уменьшения цены;

- расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченных денег.

Б) Товары длительного пользования имеют срок службы и гарантийный срок (производитель несет повышенные обязательства перед потребителем)

В) Продукты питания, лекарства, косметика и др. имеют срок годности; требования к этим товарам содержатся в стандартах.

Общее правило потребления: всегда сохраняйте чеки, квитанции, договоры и прочие документы, подтверждающие факт купли- продажи ( слайд 8)

Существует перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату (слайд 9)

Средства гигиены и лекарства. Парфюмерно  – косметические товары.  Строительные и отделочные материалы. Швейные и трикотажные изделия. Посуда и кухонные принадлежности. Товары бытовой химии. Мебель. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями. Автомобили и мото - велотовары. Электробытовые машины и приборы.  Животные и растения. Книги, альбомы, календари. Речь идёт о товарах НАДЛЕЖАЩЕГО качества!

  1. Практическая часть.

Решение практических задач. Обсуждение вариантов поведения потребителя (слайды 10-14).

  1. Подведение итогов занятия.

Воспитатель: давайте вернёмся к эпиграфу занятия. Так от чего же зависит соблюдение интересов потребителей? В первую очередь от нас самих! От нашего умения правильно вести себя в различных ситуациях, от знаний своих прав и умения отстоять свои права! (слайд 16)

  1. Выполнение задания на рефлексию.

Учащимся предлагается закончить любую из предложенных фраз:

Сегодня на занятии я узнал…

Самым интересным на занятии было…

Хотел бы узнать подробнее…

  1. Оценка воспитателем работы детей (слайд 17)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Права потребителей. Занятие-практикум Воспитатель Березин И.И.

Слайд 2

«У каждого человека есть три пути, Чтобы поступать мудро и правильно: Первый самый благородный- это размышление, Второй самый легкий- это подражание, Третий самый горький –это опыт». Конфуций , V в.до.н.э

Слайд 3

Цель занятия: Научиться применять на практике полученные знания о правах потребителей

Слайд 4

Потребитель- гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных , домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности Продавец- организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Слайд 5

Основные права потребителя: . Право на безопасность товаров, работ, услуг (ст. 7, 14 ЗПП) Право на информацию (ст.8, 9, 10 ЗПП) Право на качественный товар (ст. 4, 18 ЗПП) Право на обмен товара (ст. 25) и 502, 503 ГК РФ. Право на заключение с ним договора (ст. 492, 426 ГК РФ )

Слайд 6

3. Право на качество товара Если товар оказался некачественным, смело идите в магазин, где вы его купили и ссылайтесь на статью 18 данного закона.

Слайд 7

4. Потребитель вправе потребовать Устранения недостатка товара или возмещения расходов на их исправление Уменьшение покупной цены Замены на аналогичный товар Расторжения договора купли – продажи

Слайд 8

Общее правило потребления: всегда сохраняйте чеки, квитанции, договоры и прочие документы, подтверждающие факт купли- продажи.

Слайд 9

5. Не получится вернуть в магазин * 1. Средства гигиены, лекарства. 2. Парфюмерно – косметические товары. 3. Строительные и отделочные материалы. 4. Швейные и трикотажные изделия. 5. Посуду и кухонные принадлежности. 6. Товары бытовой химии. 7. Мебель. 8. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями. 9. Автомобили и мото - велотовары. 10.Электробытовые машины и приборы. 11. Оружие и патроны. 12. Животных и растения. 13. Книги, альбомы, календари. * Речь идёт о товарах НАДЛЕЖАЩЕГО качества!

Слайд 10

7. Решение практических задач Задача № 1 Будет ли распространяться закон «О защите прав потребителей» на следующих лиц: а) гражданина, заключившего договор о ремонте своей квартиры; б) гражданку, пользующуюся купленным мужем, пылесосом; в) гражданина, купившего большую партию товаров для того, чтобы продать их по повышенной цене в другом городе.

Слайд 11

Задача № 2 Определите, какие из приведенных ниже услуг попадают под действие этого закона, а какие нет и почему? а) вы остановили «частника», а он, довезя вас до дома, требует в два раза больше, чем было условлено; б) вы купили у случайного продавца фирменный костюм, а он оказался подделкой; в) вы купили у продавца груши из его сада, а они оказались неспелыми; г) вы пригласили соседа исправить ваш телевизор, в результате его непрофессиональной работы в вашем доме произошел пожар.

Слайд 12

Задача № 3 Фермер Петров приобрел для своего хозяйства трактор, который оказался полностью непригодным к эксплуатации. Он неоднократно обращался на завод изготовитель с просьбой заменить машину или вернуть деньги, но ему даже не отвечали. Петров обратился в суд с иском о взыскании с завода полной стоимости трактора и возмещении морального вреда. Как рассмотреть дело?

Слайд 13

Задача № 4 Гражданка Махова купила платье в подарок сестре. Однако той не понравилась расцветка и Махова обратилась в магазин с просьбой взять платье обратно и вернуть деньги. Она хотела купить сестре другой подарок – обувь. Продавец отказался вернуть деньги. Прав ли он?

Слайд 14

Задача № 5 Покупатель Сидоров приобрел электрочайник. По дороге домой он потерял чек. Попользовавшись покупкой два дня, покупатель решил, что она не совсем удобна в пользовании. Обратившись в магазин с просьбой обменять товар на другой, Сидоров встретил отказ. Прав ли продавец, отказавший покупателю?

Слайд 15

6. Защита прав потребителя Чтобы защитить свои права, необходимо: 1. Знать свои права, установленные Законом РФ «О защите прав потребителей». 2. Получать полную и достоверную информацию о продавце и товарах . 3. Сохранять чеки, квитанции, гарантийные талоны, технические паспорта. 4. Обращаться к должностному лицу предприятия, если нарушены ваши права. 5. Написать претензию руководителю предприятия, если устное требование не помогло. 6. Если этого недостаточно – обращаться в суд или службу по защите прав потребителей.

Слайд 16

Сегодня на занятии я узнал... Самым интересным на занятии было… Хотел бы узнать подробнее…

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-воспитательный потенциал игры.

Игра – особая форма освоения ребенком окружающей действительности во всем многообразии норм и отношений между людьми путем их воспроизведения и моделирования. Именно в процессе игры ребенок усваивает ...

Тренинг как форма коррекционно – воспитательной работы

Данная работа  содержит методические рекомендации по организации и проведению тренингов.Рекомендации адресованы классным руководителям, педагогам – организаторам, вожатым....

Взаимосвязь работы педагогов дошкольного образовательного учреждения при организации коррекционно-воспитательного процесса с детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Аннотация: в данной статье раскрывается вопрос о необходимости такой организации коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи, которая способствовала бы преодолению всего симпт...

Рабочая программа по разделу коррекционно-воспитательной направленности "Трудовое воспитание"

Данная программа предназначена для проведения воспитательной коррекционно-педагогической работы с детьми имеющими умеренную умственную отсталость в  возрасте от 8 до 11 лет с учетом их основных и...

Перспективный план коррекционно-воспитательной работы 2012-2013

Перспективный план  по шести основным направлениям с учащимися 10-го класса...

Краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИРО Тема «Организация коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата».

30 октября 2013 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока был проведен краевой семинар учителей труда коррекционных образовательных учреждений для слушателей курсов ГОЛУ ДПО ПКИ...