Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях введения ФГОС
классный час (9 класс) на тему

Шныткина Надежда Владимировна

Это творческая разработка внеклассного мероприятия , рассчитанного на учащихся 9 - 11 классов. Цель  мероприятия: подготовить учащихся к осознанному выбору професси и реализации собственных  замыслов в реальных социальных условиях.  Форма мероприятия  - психологический тренинг. Тема полностью соответствуетПрограмме воспитания и социализации ООО и ориентировано на национальные базовые ценности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_razrabotka_kursy.docx33.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №47»

                 

Формирование профессионального самоопределения учащихся  в условиях введения ФГОС

(творческая разработка)

                                         Выполнила: Шныткина Надежда Владимировна,

                                                                   учитель истории, МБОУ «СОШ № 47»

 

г. Новокузнецк  2016

Содержание

I Введение

II Ход мероприятия:

1. организационный момент

2.  основная часть

3.  рефлексия

III Заключение

IV Приложения

I Введение

Данное внеклассное мероприятие «Дорога в будущее» рассчитано на учащихся 9 - 11 классов.

 Цель мероприятия:

-  Сформировать у учащихся готовность к профессиональному самоопределению, подготовить к сознательному выбору профессии и реализации собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Задачи:

- Дать представление учащимся о факторах, влияющих на выбор профессии;

- способствовать развитию умения соотносить свои способности и возможности с выбором профессии;

- формировать уважительное отношение к труду;

- воспитание чувства ответственности за свое будущее.

Тема мероприятия выбрана в рамках  Программы воспитания и социализации и раскрывает одно из ее направлений : «Формирование мотивов и ценностей обучающегося в сфере трудовых отношений и выборе будущей профессии, развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности; формирование потребностей к приобретению профессий; овладение способами поиска информации, связанной с профессиональным образованием».

Внеклассное мероприятие ориентировано на такие базовые национальные ценности как труд, творчество, наука.

Форма проведения мероприятия – психологический тренинг.

Планируемые результаты мероприятия:

- учащиеся должны усвоить знания  о факторах, влияющих на выбор профессии;

- выработать умение соотносить свои способности и возможности с выбором профессии;

- способствовать появлению чувства ответственности за свое будущее.

Материалы и оборудование: , компьютер, проектор, анкеты, доска

План подготовки:

  1. Анкетирование учащихся накануне мероприятия (Приложение №1);
  2. Поручить подготовить материал о факторах, влияющих на выбор профессии по Е.В. Климову 2 – 3 учащимся;
  3. Разработка анкет для диагностики и   различных материалов к мероприятию.
  4. Выбор ведущих

 Эпиграф мероприятия (на доске): «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» Сенека

II Ход воспитательного мероприятия

  1. Организационный момент

- вступительное слово учителя

Самоопределение в жизни – это очень ответственны выбор, который может существенно повлиять на дальнейший жизненный путь. Сейчас для вас главное учеба, которую вы продолжите в учебных заведениях, где будете получать знания не только по школьным дисциплинам, но и приобретать знания по выбранной профессии. Выбор профессии – это один из самых важных шагов, который делает каждый молодой человек. От того, каким он будет – этот первый шаг – зависит многое. На сегодняшнем мероприятии  мы выясним, какие факторы влияют и должны влиять на  осознанный выбор профессии.

- вводная беседа

Выбор профессии – это сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Как вы думаете, какие факторы  влияют  на этот выбор?

Учащиеся предлагают свои варианты ( престижность, высокая заработная плата, мнение друзей и родителей и т.д.)

Учащимся предлагается заполнить анкету (Приложение №1)

Если анкета заполнялась накануне мероприятия, то идет обсуждение предложенных участниками факторов.

  1. Основная часть

А) Проведение психологических тренингов, в ходе которых учащиеся должны прийти к выводу, что выбор профессии основывается на  трех понятиях: ХОЧУ – МОГУ – НАДО

Работа проводится в группах.

- Первое упражнение «Необитаемый остров».

Ведущие сообщают участникам информацию, что все они пассажиры корабля, который потерпел крушение. Из-за этого происшествия выжившие вынуждены находиться на необитаемом острове. Помощи ждать неоткуда. Задача ребят вместе определить  в чем и в каких специалистах они будут нуждаться.

(Психологический смысл упражнения: участники должны задуматься о таких понятиях как «престижность» и «нужность» в профориентационном контексте)

Учащиеся в группах обсуждают в группах, люди каких профессий им будут необходимы. Затем ведущие слушают предложения групп и записывают их на доске.

- Второе упражнение «Что я могу?».

Участникам группы по очереди предлагается выбрать себе профессию и обосновать свой выбор. Если одну и ту же профессию захотят получить двое или более ребят, им предлагается объяснить группе участников, почему именно они достойны данной роли. Остальные учащиеся, выслушав их,  голосуют и принимают решение , какую профессию выбрать участнику группы.

(Психологический смысл упражнения: учащимся придется задуматься о своих способностях).

- Третье упражнение «Чем я полезен?»

Учащимся предлагается, в соответствии с новой ролью, объединиться в группы и написать на листках план своих действий, который поможет людям выжить на необитаемом острове. В плане должны быть указаны обязанности человека, обозначено с кем им придется взаимодействовать в своей деятельности. Затем план обсуждается между группами, и сообща решить, поможет ли реализация  плана выжить.

(Психологический смысл упражнения: учащиеся учатся оперировать знаниями о профессиях).

Б) Обсуждение результатов тренинга. Учащиеся высказывают свое мнение, им можно помогать наводящими вопросами:

- Почему в первом упражнении вы выбрали именно эти профессии

( строитель, повар, портной, медик, учитель, охотник, животновод, парикмахер, землепашец  и т.д.)?

- Какие сложности возникли , когда выбирали себе профессию? Почему?

(сложно разобраться в самом себе, к чему ты способен и т.д.)

- Что важно знать о себе при выборе профессии?

(интересы и склонности, способности, знания, состояние здоровья)

-  Какие знания вам помогли при выполнении третьего упражнения?

(знания о самой профессии, в чем ее общественная значимость)

- Условно эти факторы можно обозначить как формулу профессий «ХОЧУ – МОГУ – НАДО». Что, по-вашему, означает эта формула?

(«хочу» - интересы и склонности, «могу» - способности, состояние здоровья, темперамент, «надо» -  значимость, востребованность профессии)

- Почему важно учитывать все эти факторы?

В) Знакомство учащихся  с основными факторами, влияющими на выбор профессии, описанными российским психологом Е.В. Климовым (через слайды, подготовленные учащимися):

- Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий многообразен. Для выбора профессии необходимо познакомиться с множеством  других

- Склонности (интересы, мотивы) Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. При выборе профессии обращайте внимание на то, что доставляет вам удовольствие, чем интересно заниматься.

- необходимы определенные способности. Для того, чтобы играть на скрипке, мало одной любви к музыке, необходим и музыкальный слух и т.д.

- Уровень притязания и самооценка – важный внутренний регулятор человека, в том числе и планирования карьеры. Например, девочка хочет быть актрисой, как бабушка, но не любит читать литературу и учить наизусть.

- Мнение родителей, семьи тоже немаловажно. Обычно близкие люди принимают активное участие  в нашем выборе. Не стоит выбирать учебные заведения по принципу: я хочу и дальше учиться с другом.

- Мнение друзей, одноклассников, товарищей безусловно важно. Порой им со стороны виднее, какой вы. Их советы могут подтолкнуть к анализу.

- Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение учителей и классного руководителя о его возможностях. Опытом и советом педагогов не слоит пренебрегать. Ведь они наблюдают за вами несколько лет и хорошо знают ваши индивидуальные особенности.

- Личный профессиональный план – это то, чего человек хочет добиться в жизни и в профессии в частности. Самому себе ответить на вопрос, для чего мне это нужно и нужно ли вообще. Надо продумать и запасной план, если возникнут трудности.

Г) Знакомство учащихся с факторами, которые могут помешать правильному выбору профессии. Работу можно выполнить совместно с учащимися.

- Следование чужим советам, выбор за компанию;

- выбор ближайшего учебного заведения или внешне привлекательной, престижной профессии;

- отсутствие информации о профессии;

- незнание личных особенностей, склонностей;

- перенос отношения к человеку , носителю профессии, на отношение к самой профессии;

- отожествление учебного предмета  с профессией.

Д) диагностика (анкетирование) позволит выявить, насколько учащиеся поняли теоретическую составляющую мероприятия. Учащиеся заполняют анкету ( Приложение №2)

  1. Рефлексия

Проводится в виде упражнения «Плюс – минус – интересно». Учащиеся заполняют таблицу из трех граф. В графу «Плюс»  записывается все, что понравилось на занятии, информация или формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо  могут быть  полезны для достижения каких-то целей. В графу «Минус» записывается все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, осталось непонятным, или информация оказалась бесполезной для ребенка. В графу «Интересно» обучающиеся записывают все интересные факты, о которых они узнали на мероприятии ,  что бы еще хотелось узнать по данной теме, вопросы педагогу.

Упражнение также можно выполнить устно: учащиеся каждый или в группе высказывают свое мнение

III Заключение

Мероприятие рассчитано на учеников 9 – 11  классов. Целью  мероприятия являлось формирование у учащихся готовности  к

профессиональному самоопределению, подготовка к сознательному выбору профессии и реализация собственных замыслов в реальных социальных условиях. Данная цель должна была реализоваться через следующие задачи: дать представление учащимся  о факторах, влияющих на выбор профессии, способствовать развитию умения соотносить свои способности и возможности с выбором профессии, формирование уважительного отношения к труду и воспитания чувства ответственности за свое будущее.

Тема, цели и задачи мероприятия актуальны для современных старших школьников. Форма проведения мероприятия в виде психологического тренинга  позволили учащимся раскрепоститься и активно включиться в работу по обсуждению факторов, влияющих на самоопределение. А следующее за тренингом  знакомство с теоретическим материалом позволило расширить и закрепить знания. Сложность возникла при выполнении Второго упражнения «Что я могу?», так как учащимся оказалось сложным соотносить свои индивидуальные особенности с определенным видом профессии. В дальнейшем возможно продолжить работу, чтобы помочь учащимся раскрыть свои индивидуальные особенности и склонности.

Для более эффективной работы в психологических тренингах лучше использовать малые группы учащихся.

Для улучшения качества работы над данной темой желательно привлекать  профессионального психолога.

IV Приложения

Приложение №1

Анкета

Наиболее важные факторы при выборе профессии

п/п

Факторы выбора

Да

Нет

1

Соответствующий вашим способностям характер работы(умственная, физическая, опасная, безопасная, творческая, монотонная и т. д.)

2

Благоприятные условия работы (характеристика рабочего места, напряженность рабочего графика и т.д.)

3

Возможность профессионального роста, успешной карьеры

4

Востребованность на рынке труда

5

Достаточная престижность профессии

6

Достойный уровень оплаты труда

7

Примеры, опыт друзей, знакомых

8

Советы родителей и других родственников

9

Профессии родителей

10

Желание учиться в конкретном учебном заведении

11

Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ

12

Дополнительное (внешкольное) образование

13

Рекомендации учителей

14

Собственный практический опыт профессиональной работы

15

Мечта и вера в свои силы

Приложение №2

Анкета

Факторы успешного самоопределения

п/п

Факторы самоопределения

Да

Нет

1

Увеличить объем информации о мире профессий

2

Увеличить возможности диагностирования профессионально важных качеств

3

Увеличить объем сведений об особенностях обучения в различных учебных заведениях

4

Чаще проводить экскурсии на различные предприятия

5

Приблизить содержание образования к практической деятельности людей

6

Организовывать психологическое консультирование учащихся для поддержки их профессионального самоопределения

7

Учитывать склонности учащегося на уровне преподавания школьных предметов

8

Организовывать предпрофессиональные практики

9

Ввести в школах преподавание профориентационных курсов

10

Ничего менять не надо

Приложение №3

Плюс

Минус

Интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС второго поколения

Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС втьорого поколенияПереход на  новые образовательные стандарта является событием, определяющим в ближайшей пе...

Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС

Рекомендации  по переходу на ФГОС второго поколения в основной школе...

"Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ООО"

Выступление на районном семинаре "Организация обучения по ФГОС основного общего образования" 26.02.2016., доклад заместителя директора по УВР Мартьянововй О.В....

Профессиональная компетентность педагогов в условиях введения ФГОС.

Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно ...

Курсовая работа по программе «Основы профессиональной деятельности педагога в условиях введения ФГОС» (72 часа)

Сегодня в общественном сознании происходит переход от понимания социального назначения школы как простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Главно...

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решенияФГОС второго поколения… Модернизация образования… Стратегия развития образования…. Как часто сегодня м...

Программа индивидуального развития профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС

Введение ФГОС в средней общеобразовательной школе ставит перед педагогическим сообществом новые задачи, одна из которых - повышение профессиональной компетентности, личностного и профессионального пот...