Программа филологического кружка
рабочая программа (6 класс) на тему

Неволина Елена Александровна
Материал представляет собой рабочую программу филологического кружка для 6-ых классов.Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фонтанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя. Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь целостный анализ литературного произведения: -умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте; -постижение идеи литературного произведения; -знакомство с различными аспектами литературного мастерства. Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с учащимися 6 классов в возрасте 12-13 лет. Занятия проводятся из расчёта 34 часа в год. Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются: -добровольность; -учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка; - доброжелательный психологический климат на занятиях; -личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса; - оптимальное сочетание форм деятельности; -доступность. Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: обзоры литературных нови-нок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_filologicheskogo_kruzhka.doc112 КБ
Файл filologicheskiy.pptx2.14 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Протвино

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель методического объединения

____________/                      ./

ФИО

Протокол № ___

от «__»__________20___г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора  по ВР МБОУ «СОШ №1»

_____________/                      ./

ФИО

 «__»___________20___г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ «СОШ №1»

_____________/ Чеснокова Т.Н./

ФИО

Приказ № ___

от «__»__________20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                  ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО  КРУЖКА

класс                    6 классы__________________________________

ступень образования  основное общее образование

общее количество  учебных  часов       _34___________

количество учебных часов в  неделю  __1___________

 

УЧИТЕЛЯ (ПЕДАГОГА)

                               ВЫСШЕЙ______________   категории

                               НЕВОЛИНОЙ ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ 

Ф.И.О.

                                            2015 - 2016  учебный год

                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена с учетом следующих нормативно-методических документов:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего  образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9.03.2004, № 1312 (ред. от 01.02.2012)).
  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования  Российской  Федерации от 5.03.2004, №1089).
  • Устав МБОУ «СОШ №1»
  •  Образовательная программа  МБОУ «СОШ №1»  на 2015-2016 учебный год   

Рабочая программа литературного кружка для 6 классов разработана на основе  

 авторской программы  О.А.Ереминой «Литературный кружок в школе» (-М.: Просвещение, 2011)

Цель и задачи программы

Цель: планирование, организация, управление  процессом  внеурочного занятия.

Задачи:

-конкретизировать содержание тем занятий кружка;

-определить  объем  и порядок внеурочного процесса.

Цели и задачи работы литературного кружка

Цели: формирование  культурологичекой компетентности учащихся;  через знакомство с аспектами литературного  мастерства русских и зарубежных писателей развитие  умения создавать поэтические и прозаические произведения  собственного сочинения ; развитие  творческого  потенциала  учащихся.

Задачи:

-расширять и углублять знания  учащихся о произведениях  русской и зарубежной литературы,

- расширять и углублять знания  учащихся  по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);

-формировать у учащихся творческое мышление: ассоциативные образы, фантазию, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

 - развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;

 -развивать эстетические качества, самостоятельность суждений при восприятии

литературного  произведения;

 -воспитывать  у детей уважение и любовь к мировой литературе;

 -формировать  трудолюбие и требовательность к себе;

-формировать  адекватную  самооценку учащихся, развивать  коммуникативные навыки, культуру  общения со сверстниками.

Место кружка в образовательной программе МБОУ «СОШ №1»

Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фонтанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

        Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь целостный анализ литературного произведения:

-умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;

-постижение  идеи литературного произведения;

-знакомство с различными аспектами литературного  мастерства.

Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с учащимися 6 классов в возрасте 12-13 лет. Занятия проводятся из расчёта 34 часа в год.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

-добровольность;

-учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- доброжелательный психологический климат на занятиях;

-личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

- оптимальное сочетание форм деятельности;

-доступность.

     

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах:  обзоры литературных  новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах,  дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.

 

           Используются следующие педагогические технологии:  культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.

Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей. Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.

Ожидаемый результат:

-рост познавательной  и творческой активности учащихся;

-увеличение числа школьников, занимающихся творческой, исследовательской работой.

-формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;

-развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления учащихся;

-повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области литературы, культурологии, эстетики.

Оценка результативности:

-электронные сборники творческих работ учащихся 6а,6б классов;

- 100% участие учащихся 6а,6б классов  в международных играх - конкурсах по русскому языку «Русский медвежонок» и литературе «Пегас» в 2015-2016 учебном году;

-участие учащихся в школьном и муниципальном конкурсе чтецов;

-участие учащихся во Всероссийской многопредметной олимпиаде школьников на школьном уровне;

-участие учащихся в школьной и муниципальной научно-практической конференции в 2015-2016 учебном году;

-участие учащихся в различных творческих конкурсах по русскому языку и литературе на школьном, муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 Ф.Г.Лорка.«Как улитка отправилась путешествовать и кого она встретила в пути»

Знакомство с фильмом по книге А.С.Грина«Алые паруса»

Л.В.Соловьёв. «Зверь, именуемый кот» (отрывок из «Повести о Ходже Насреддине» )

В.П.Крапивин. Фантастическая повесть «Выстрел с монитора»

Подвиг ГалиенаТукка. Выход на Дорогу

«Куда ведёт Дорога?» Творческая мастерская

Афанасий Никитин. «Хождение за три моря». Удивительная Индия

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Чудеса, увиденные протопопом

«Литературная газета». Творческая мастерская

 «В гостях у Мнемозины». Конкурс чтецов

Жизнь детей в разные эпохи. А.Н.Толстой.«Пётр Первый» (отрывки)

Сто лет спустя: жизнь дворянских детей. А.С.Пушкин.«Капитанская дочка» (отрывки)

Жизнь крестьянских детей. Н.А.Некрасов. Стихотворения, посвящённые русским детям. К.М.Станюкович.«Максимка»

А.П.Чехов. «Ванька»

В.А.Осеев.«Динка», «Динка прощается с детством»

«Дети и эпохи». Читательская конференция

Ю.В.Друнина. «Зинка»

Дети и война.Творческая мастерская

Дж. Лондон.«Как вешали Калтуса Джорджа»

В.К.Арсеньев. «ДерсуУзала»

И.А.Ефремов. «Белый Рог»

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

        

 Источник планирования:

  1. О.А.Еремина  «Литературный кружок в школе» (-М.: Просвещение, 2011)
  2. Е.Д.Волжина «Олимпиады по литературе» (-М.:ВАКО,2012)
  3. Г.В.Цветкова «Литература .5-11 классы. Проектная деятельность учащихся» (Волгоград: Учитель, 2013)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

№ занятия

Дата проведения занятия

Тема занятия

По плану

По факту

1

04.09

04.09

Вводный инструктаж по безопасности труда. Что такое чудо? Ф.Г.Лорка «Как улитка отправилась путешествовать и кого она встретила в пути»

2

11.09

11.09

Знакомство с фильмом по книге А.С.Грина «Алые паруса»

3

18.09

18.09

Знакомство с фильмом по книге А.С.Грина«Алые паруса»

4

25.09

25.09

Л.В.Соловьёв. «Зверь, именуемый кот» (отрывок из «Повести о Ходже Насреддине» )

5

09.10

09.10

Л.В.Соловьёв. «Зверь, именуемый кот» (отрывок из «Повести о Ходже Насреддине» )

6

16.10

16.10

В.П.Крапивин. Фантастическая повесть «Выстрел с монитора»

7

23.10

23.10

Подвиг ГалиенаТукка. Выход на Дорогу

8

30.10

30.10

Подвиг ГалиенаТукка. Выход на Дорогу

9

06.11

06.11

«Куда ведёт Дорога?» Творческая мастерская

10

13.11

13.11

Афанасий Никитин. «Хождение за три моря». Удивительная Индия

11

27.11

20.11

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Чудеса, увиденные протопопом

12

04.12

4.12

«Литературная газета». Творческая мастерская

13

11.12

11.12

«Литературная газета». Творческая мастерская

14

18.12

18.12

«В гостях у Мнемозины». Конкурс чтецов

15

25.12

25.12

Жизнь детей в разные эпохи. А.Н.Толстой «Пётр Первый» (отрывки)

16

15.01

Повторный инструктаж по безопасности труда А.Н.Толстой. «Пётр Первый» (отрывки)

17

22.01

Сто лет спустя: жизнь дворянских детей. А.С.Пушкин.«Капитанская дочка» (отрывки)

18

29.01

Жизнь крестьянских детей. Н.А.Некрасов. Стихотворения, посвящённые русским детям.

19

05.02

К.М.Станюкович.«Максимка»

20

12.02

А.П.Чехов. «Ванька»

21

19.02

В.А.Осеев.«Динка», «Динка прощается с детством»

22

04.03

«Дети и эпохи». Читательская конференция

23

11.03

«Дети и эпохи». Читательская конференция

24

18.03

«Литературная газета». Творческая мастерская

25

25.03

Ю.В.Друнина. «Зинка»

26

01.04

Дети и война.Творческая мастерская

27

08.04

Дж. Лондон.«Как вешали Калтуса Джорджа»

28

15.04

В.К.Арсеньев. «ДерсуУзала»

29

29.04

И.А.Ефремов. «Белый Рог»

30

06.05

«Литературная газета». Творческая мастерская

31

13.05

«Литературная газета». Творческая мастерская

32

20.05

«В гостях у Мнемозины». Конкурс чтецов

33

21.05

Читательский дневник

34

27.05

Заключительное занятие . Летнее задание

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект учителя русского языка и литературы МБОУ»СОШ№1»г.Протвино Неволиной Елены Александровны Филологический кружок

Слайд 2

Цель проекта ф ормирование культурологической и коммуникативной компетенций учащихся в процессе освоения комплекса умений и навыков работы с информацией; реализация интеллектуального и творческого потенциалов при участии в муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсах, научно-практических конференциях по русскому языку , лингвистике и литературе.

Слайд 3

Задачи проекта 1. Сформировать устойчивую положительную мотивацию при изучении русского языка и литературы. 2. Повысить уровень коммуникативной компетенции учащихся, включающей в себя все виды речевой деятельности. 3.Способствовать интеллектуальному и творческому росту учащихся. 4. Воспитать уважение к русскому языку и толерантность к носителям других языков . 5. Способствовать воспитанию личности каждого учащегося при помощи коллективных форм работы, формированию чувства ответственности, уважения ко всем участникам учебно-воспитательного процесса. 6. Способствовать формированию деятельностной компетенции, развитию логического мышления, творческих способностей и в оображения учащихся.

Слайд 4

Аудитория проекта у чащиеся в возрасте от 11до 17 лет Время реализации проекта 7 лет Ресурсы проекта Временные: 34 занятия в год Финансовые:

Слайд 5

Формы реализации проекта г рупповые и и ндивидуальные занятия у частие в олимпиадах, конкурсах посещение музеев, выставок, театров у частие в научно-практических конференциях л итературное краеведение о рганизация литературных праздников

Слайд 6

Результаты реализации проекта 2014-2016 г.г .- средний показатель КО учащихся по русскому языку и литературе, участвующих в реализации проекта- 2014-2016г.г.- средний показатель УО учащихся по русскому языку и литературе, участвующих в реализации проекта-

Слайд 7

Результаты реализации проекта в 2014-2016г.г. 5 победителей и призёров муниципального этапа Всероссийской многопредметной олимпиады по русскому языку и литературе 8 призёров Международных научно-практических конференций учащихся 51 победитель, призёр международных и всероссийских дистанционных олимпиад, конкурсов по русскому языку , литературе, лингвистике 14 победителей , призёров муниципальных и региональных творческих конкурсов сочинений, чтецов

Слайд 8

Результаты реализации проекта 2014-2016г.г.- проведено 8 экскурсий в музеи , театры в рамках литературного краеведения 2014-2016г.г.-проведено 2 литературных праздника

Слайд 9

Результаты реализации проекта 2016г.,Чеховский праздник 2016г.,литературна игра «По страницам «Конька-Горбунка» 2015г. Никита Ясуда -призёр XIX Международной конференции «Языкознание для всех» 2015г.Липецк, VI Бунинские чтения «Липецкие тропы к Бунину» Вязовая Юлия, Романова Анна- призёры XX Международной конференции «Языкознание для всех» Сергеева Софья-призёр XX Международной конференции «Языкознание для всех»,2016г. Шишанова Таисия –победитель муниципального этапа конкурса «Живая классика» , 2016г.

Слайд 10

Результаты реализации проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа математического кружка 8 класс "За страницами учебника математики"

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления. Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Математические кружки явля...

Программа химического кружка «Исследователи»

Программа химического кружка «Исследователи» направлена на углубление знаний учащихся в области химии, формирование интереса к предмету, развитие любознательности, раскрывает перед учащимися интересны...

Программа работы кружка "Фантазия"

Реализация данной программы направлена на работу с таким материалом как кожа....

Программа поэтического кружка "Живое слово"

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного ...

Образовательная программа вокального кружка "Серебряные нотки"(в рамках ФГОС)

Одним из направлений внеучебной деятельности в школе по новым государственным стандартам является общекультурное направление. В первых классах было выделено три часа в неделю для занятий вокальной дея...

Программа краеведческого кружка "Следопыт"

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования...

ПРОГРАММА Филологического форума Югры – 2021 «Филологическое образование в поликультурном пространстве как условие формирования информационной культуры современного человека»

ПРОГРАММА Филологического форума Югры – 2021 «Филологическое образование в поликультурном пространстве как условие формирования информационной культуры современного чел...