Внеклассное занятие: "Мой уголочек России!"
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Дебольская Людмила  Адимовна

Данное  занятие  знакомит  воспитанников с историей  возникновения села,  жизнью и  бытом его  жителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое  внеклассное  занятие:

«Мой   уголочек   России! »

Цель: Познакомить  учащихся  с исторической  справкой развития села,

           старообрядчеством .

Задачи: - прививать  любовь к  национальным  традициям, Родине,

                  к родному  краю;

              - развивать у учащихся навыки познавательной , творческой

                деятельности;

              - развивать  внимание, память, воображение, моторику,

                коммуникативные навыки;

              - воспитывать уважение к достижениям прошлого, умение ценить и

                сохранять  созданное  трудом  многих поколений;

             

 

Оборудование: презентация  по теме;  план  улиц села;  пословицы; карточки с названиями   улиц; шаблоны учреждений, расположенных на территории села; карточки со словарными словами; шаблон дома ; накладная резьба из бумаги ,костюмы  для танца, музыкальное сопровождение.

Орг. момент:  настрой детей на работу, сидят полукругом на стульях, празднично  одеты.

Ход  занятия:

  1. Введение в тему.

Киволя Ю. - В родных местах ромашкой пахнет ветер

                       И до  травинки вся  земля – своя,

                       В родных  местах и солнце ярче светит,

                       И серебристый  голос  у ручья.

                       Пусть  мне  твердят, что есть  края  иные,

                       Что в мире есть другая красота,

                       А я люблю свои  места  родные,

                       Свои  родные, милые  места!    

Дети, вы прослушали стихотворение и  о чём же оно вам напомнило?

- О родных местах, о  Родине.

-А какие пословицы  вы  знаете о Родине, родном крае, назовите?  Объясните их смысл.

               Ответы:  

-  Человек  без  родины, что соловей  без песни.

-  Своя  земля и в горсти мила.

-  Всякая  сосна  своему  бору  шумит.

Воспитатель:

  Девочки, предлагаю вам ещё такое  задание: каждая пословица разделена  на  две части, соедините её  правильно и прочитайте, объясните.

- Где родился, там / и пригодился.

- Дома и стены / помогают.

- Каждому мила / своя  сторона.

- Родимая  сторона - / мать, чужая – мачеха.

Хорошо, справились с заданием.

Воспитатель:  У всех у нас есть маленькая Родина, где человек родился и живёт. В данное время вы учитесь в селе Елионка и проживаете, поэтому его можно также считать маленькой вашей Родиной.

     Тема нашего  занятия: «Мой уголочек России!» ( воспитатель открывает тему  занятия )

СЛАЙД :  1-2

             1682 г      ЕЛИОНКА     2012г

                                330 лет

                   В этом году ,  летом исполнилось 330 лет со  дня образования села  Елионка  и  мы с вами посвятим этому событию наше занятие.

  1. Основная  часть:  

Хор девочек исполняет песню

  «Деревня  моя» ,   автор текста Гундарев, композитор Кудрин Н.

Деревня моя, деревянная  дальняя,

Смотрю  на тебя я прикрывшись рукой,

Ты в лёгком платочке  июльского  облака,

В веснушках черёмух стоишь над рекой.

Ты в лёгком платочке июльского облака,

В веснушках черёмух стоишь над рекой.

Родная  моя деревенька-колхозница

Смущённой  улыбкой меня  обожгла,

К тебе моё сердце по-прежнему просится,

А я всё не еду, дела и дела.

К тебе моё сердце по-прежнему просится

А я всё не еду, дела и дела.

Мне к южному  морю нисколько не хочется,

Душой не кривлю я, о том говоря,

Тебя называю по имени-отчеству,

Святая как  хлеб  деревенька моя.

Тебя называю по имени –отчеству,

Святая как хлеб  деревенька  моя.

Воспитатель:

        Когда во второй  половине 17-го века произошёл раскол церкви на новую и старую веры, одним из первых старообрядческих  поселений Стародубщины  была Елёнка при ручье Еленка «осажена Михаилом и Ильёй Рубцами» в 1682 году (так написано в Румянцевской  описи).

Привёл сюда старообрядцев московский  священник Кузьма, поэтому местное  население  их прозвало «москалями».

        Кто же такие  старообрядцы? (вывешивает словарное слово) 

    Это  жители России, которые отказались принимать новые  обряды и молитвы священника Никона в 1647 году. Их за  это преследовали  и  они  стали укрываться в отдаленных уголках государства  Российского.

Так появились  первые поселения на Стародубщине.

   Некоторыми  отличительными  чертами  старообрядцев было: мужчины не  брили  бороду, а  женщины носили платок, который  застёгивался под бородой на булавочку. Когда молились крест « ложили»  двумя перстами  и  при земных поклонах руки клали  на специальные подручники ( небольшой коврик), кресту молятся   восьмиконечному .

СЛАЙД:  3 - 7

 

  С начало село называлось   ЕЛЁНКА.

    Со временем  название   ЕЛЁНКА   изменилось  в ЕЛИОНКУ  (какие  буквы  были заменены? Скажет и покажет Шевелева Т.). 

А также  изменилось  административное  название:  слобода – посад – село.

 Словарные  слова : (вывешиваются  на  доске)

- слобода  - отдельные  поселения, жители которых освобождались от

                     налогов и повинностей ;

- посад -  торгово-промышленное  поселение, небольшой  посёлок

                городского  типа;

- село – населённый  пункт не городского типа, имеющий   церковь.

 (в Российском  государстве  до 1917 года)

 

Воспитатель:     Чем же старообрядцы  Стародубья  привлекали внимание?

 

  Хлистунова К 

 В отличии от  окружающих селений, поселения  старообрядцев  отличались  плановостью  застройки.

Исконно Стародубские  поселения  строились не по плану. Такой тип  поседений  называется «звездообразный», т.к. все улицы  начинались с центра. Улицы  были не ровные, дома приспосабливались к местности.

     А улицы старообрядческих  поселений строились по единому  плану, хотя планировки  местности учитывались. Улицы  были ровные, дома ставились по одной  линии.

Наумова Л.

     - План села Елионка имеет  форму  перевёрнутой  лодки:  три  линии улиц  идут с  севера на  юг вначале  параллельно, а потом  соединяются.  Лодка-ковчег у христиан это символ спасения. Такая  планировка  села Елионка  является  особенной. Это объяснялось ещё и тем, что своих взрослых  детей  родители  отселяли  за огороды. Так  возникали  новые улицы.

Воспитатель открывает  детям  план  села, на котором  даны  старые названия  улиц: (на  школьной доске),

( дети по очереди прочитывают вслух названия улиц)

- Старый Черниговский  тракт,

- Средняя улица,

- Новая  улица,

- Бочанка,

- Климовский  шлях

Воспитатель предлагает учащимся вспомнить и дать современные названия  улицам. (дети выбирают  правильно шаблоны с названиями улиц и прикрепляют к карте):

- Октябрьская,

- Школьная,

- Пионерская,

- Лесная,

- Магистральная),

Правильность  проверяем по  

СЛАЙД:  8  (  план  села Елионка)

 

     Чем же занимались наши предки?

Лабуз А.

- В основном «упражнялись в промыслах и торговле, извозе товаров у купцов в ближайшие селения  и  за границу – Варшаву, Кёнигсберг. Занимались  обменом  товаров;  меняли  соль, рыбу, мыло, сало, пеньку, конопляное масло. А также возделывали  землю и  выращивали скот для  своих  нужд.

  Некоторые  жители  занимались иконописанием.

СЛАЙД:  9, 10

 Воспитатель:

   Уже через 100 лет (1897г)  население  Елионки   начало  идти  на  убыль

  (3201 чел), это  объяснялось  тем, что  старообрядцы  были народом  предприимчивым, грамотным и они  быстрее, чем  другое население края  в поисках  лучшей  жизни уезжали, и порой  навсегда.

     И в этот  момент начинает  развиваться  щетинное  производство. Одни  скупали щетину,  другие  перерабатывали, третьи  занимались  сбытом  товара.

   Разбогатевшие  купцы  Гусевы  открыли  щетинную  фабрику, где работать стало местное  бедное  население.

СЛАЙД: 11, 12

Они  имели  роскошную усадьбу в самой  Елионке.

СЛАЙД: 13, 14

  Богатство  леса, который  раскинулся  вокруг  села  Елионка,  использовалось  жителями. Сбор грибов  и  ягод. Древесина  нужна  была  в строительстве и  для  заготовки дров.

  Население села не только  работало , но  любило отдыхать:  петь песни, водить  хороводы. Соблюдались все церковные  праздники.

СЛАЙД:  15,  16

Чтение стихотворения: Родное село.

Борисенко Сн.          Над  лесными  родными просторами

Солнце красное  взошло

И плывёт  пшеничным  морем

Наше  древнее  село

Шевелева Т                         За околицей  берёзки

           Тоже  просятся в  поля.

           И шумят на перекрёстке

           Молодые тополя

Халецкая В                В небе  ласточкам  раздолье,

В поле- зреет урожай…

Расцветай, село  родное,

Деревенский  милый край!

Хоровод:  «Берёзка». (исполняет группа  девочек)

Воспитатель:

    Интерес к знаниям всегда  был  присущ сторонникам  старой  веры. Из поколения в поколение  передавались  знания  старославянского языка и крюковой  нотной грамоты, которые изучались в церковно-приходской школе села.

  Киволя Ю.

 -  В 1892 году  было открыто  высшее  начальное  городское  училище по инициативе купцов  Гусевых. Учение  было платным, поэтому учиться  здесь  мог не каждый. Но слава об  этой  школе  шла  далеко. Здесь  учились дети из Семёновки, Трубчевска, Климово, Клинцов, Стародуба.

 -   Куртенок Оля

 В 1896 году  открылась  земская  начальная  школа ( для  детей из  бедных  семей), было три класса, а учитель один.

  -  Хмелевская Т.

     В 1913 году  была построена  церковь на средства купцов Гусевых, которая в настоящее время действует и названа в честь Георгия Победоносца.

СЛАЙД:  17, 18

 Воспитатель:  

  В этом же году было построено  здание  начальной  школы,  в котором  занимаются  сейчас учащиеся средней школы.

СЛАЙД:  19

      В 1917 году в селе Елионка  была открыта  семилетняя  школа, средняя  была организована  в 1944 году,  в 1978 году  было построено  новое  здание средней  школы (кирпичное).

СДАЙДЫ:  20,  21

- Куртенок Оксана

    В начале XX века Елионка  была  известна, как  торговое  село. Всего  было 42  лавки.  А в районе современного парка  была  открыта «Народная  чайная и бесплатная  библиотека-читальня».

   СЛАЙД:  22

 

  Воспитатель:    

    Говоря  о старообрядцах,  мы  должны  иметь в виду не только их  фанатичную преданность  вере, стремление разбогатеть, но и как  людей с широким кругозором, уважающих грамотность, чтение.

    Старообрядцы были  талантливы  во всём. Они  не только  писали иконы, украшая  их  высокохудожественными  окладами, и не  только печатали свои  книги.

   СЛАЙД:  23  -  26

 Архитектурные строения  до сих пор восхищают  своей   добротностью и красотой. Дома  строились  массивные, иногда на подвалах.

СЛАЙД:  27 - 29

Хозяйственные  постройки  купеческих  подворий  обносились  высоким, часто кирпичным  забором с внушительными  воротами и наличниками, как бы в  обликах  крепостей.

СЛАЙД: 30,  31

    Но  живая  душа  умельцев  стремилась  сгладить суровость сложившегося  быта. Природные, особенно растительные  мотивы покорили  воображения  мастеров и  они  воплотили их в дереве, камне, железе. Каждый мастер стремился  украсить  объект по своему, неповторимо. Основным  излюбленным  средством  декора  была  резьба  по  дереву, которой  украшали дома.

СЛАЙДЫ:  32 - 36

   

    Не смотря,  на  все  гонения, на все  потери  старообрядчество  выстояло. Оно  сохранило  неповторимый  колорит  ушедшей  от нас России, свою  исконно  русскую  многогранную  культуру.

    И в настоящее время дома украшаются резьбой и постройки отличаются  своей  индивидуальностью.

СЛАЙДЫ: 37 - 48

Воспитатель:

 -   Девочки, вы  ходите на прогулки , экскурсии и я бы  хотела, чтобы вы дополнили   план  села, теми постройками, которые  вам запомнились.

(Учащиеся берут  шаблоны с рисунками зданий  соц-культ. быта  и прикрепляют  к плану).

 Воспитатель:  Молодцы! Посмотрите сюда (на план) и вы увидите, что у нас получилось?  Что?

Ответ детей: план  современного  села  Елионка.

3.Заключение.    

   - А чтобы нам  счастливо всем  жилось в школе и в селе  давайте вместе  украсим вот этот  дом.

(дети  украшают дом резьбой из бумаги).

Воспитатель:

 Получился  замечательный  дом и пусть всегда в нём  будет радость, счастье  благополучие и гостей  побольше.

Дети исполняют песню: «Мой уголочек России» слова А.В.Коваленко

Вновь я и вновь возвращаюсь сюда

Где  бы  меня не носило.

В край Елионский , мне  милый всегда,

Мой уголочек России.

Снова я падаю, руки в разброс

В травы, дожди, … вольный ветер

Ветром с полей, шумом берёз

Душу мою исцелите.

Здесь среди тихих полей

Даже  молитвы слышней

Здесь  я  душою  воскресенье

Под  сенью  синих  небес

Мама, отец и родня

Здесь окрестили меня

Даже молитва слышней

Здесь, среди тихих полей.

Полем  пройду над духмяным  жнивьём,

По-над   рекой,  перелеском

Может  забытое  встречу  своё

Здесь  босоногое  детство.

4.Подведение  итога:

Воспитатель:

                        Скажите,  что  вы  узнали  сегодня  на  занятии?

                        Вам понравилось  наше  занятие?

 Ответы  детей:

Воспитатель:

                        Всем  большое спасибо!

                        Девочки, вы,  работали  отлично!

                        Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Символы России. Россия всё -чем я живу.

Патриотическая игра, состоящая из нескольких этапов. победитель определяется путем проверочного экзамена по билетам....

Российский Союз молодёжи Саратовская областная организация Конкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!» НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему: « Россия – Родина моя»

Российский Союз молодёжиСаратовская областная организацияКонкурс «Я люблю тебя, моя Россия! Я с тобой, моя страна!»     НОМИНАЦИЯ Сочинение - эссе на тему:« Россия ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.

Тесты  истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...

Культурное пространство России в первой половине XIX в. художественная культура народов России. История России 9 класс

Культурное пространство России в первой половине XIX в.: художественная культура народов России...