Цикл мероприятий по направленности Толерантность
план-конспект урока на тему

Карижская Екатерина Анатольевна

Данный цикл мероприятий позволяет учителю провести несколько классный часов или внеклассных уроков на тему Толерантность. Всем известно, что тема межнациональной, межконфессиональной и т. д. терпимости сейчас очень актуальна. Проведение таких занятий позволяет сформировать чувство патроитизма. доброты. понимания и гражданской отвественности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_karizhskaya_e_a.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Лицей № 590 Красносельского района Санкт-Петербурга

Конкурс классных руководителей общеобразовательных учреждений

Санкт-Петербурга

Номинация «Дебют», средняя школа

Методическая разработка цикла внеклассных мероприятий по тематике «Толерантность».

Выполнила Карижская Е. А.

Учитель истории ГБОУ лицей № 590

Красносельского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург – 2015.

Оглавление представленного материала:

1. Методическая разработка классного часа на тему «Толерантность» к Международному дню толерантности                                                                                                        Стр 3 - 10

2. Методическая разработка праздника ко Дню Пожилого Человека 1 октября     Стр 11

3. Методическая разработка социальной акции «День Добрых писем»                   Стр 12

Методическая разработка классного часа по теме «Толерантность»

Пояснительная записка.

Актуальность и практическая значимость темы. Данный классный час проводится для освещения 16 ноября Международного дня толерантности. Этот праздник создан для формирования взаимного уважения между людьми разных наций, религий, полов и возрастов. В современном образовательном учебном заведении все участники образовательного процесса очень разные, но должны помнить о взаимоуважении и согласии между друг другом.

В 5-7 классах идет новый этап развития школьников, связанный с появлением непонимания друг друга, желанием занять лидерское место в коллективе и не редкостью становится отчуждение некоторых учеников в классе. Данный классный час проводит профилактику этих процессов, включая всех учеников в работу и показывая, что все они равны.

Политическая, экономическая, национальная мировая политика и обстановка требуют поднятия темы толерантности в классе и дома. Современный мир полон вражды, которая не должна передаваться на моральном уровне ученикам начально и среднего звена школы. Данное мероприятие учитывает возрастные особенности детей. Объем содержания материала соответствует возрасту детей, их интеллектуальным способностям, особенностям восприятия. Такой классный час поможет сплотить классный коллектив; развить  умения учащихся общаться, будет способствовать развитию толерантного отношения к друг – другу.

Цели:

1.Создание условий для формирования интеллектуальной, духовно-нравственной, творчески развитой личности учащегося.

2. Терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности.

Задачи:

1.        совершенствовать систему работы по организации идеологического, идейно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания;

 2. учиться уважать друг друга как личность, самостоятельно определяющих свою самобытность, религиозную и культурную принадлежность.

3. формирование  гражданской и социальной позиции  личности, владеющей ключевыми компетенциями, посредством активизации идеологической и воспитательной работы.

4. повышение качества социального и психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса;

5. создание необходимых условий для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Материалы предназначены для заместителей руководителей образовательных организаций по воспитательной работе, классных руководителей, преподавателей и учителей общественных дисциплин, социальных педагогов.

Целевая аудитория. Учащиеся 5-7 классов общеобразовательных учебных заведения.

Метод проведения. Использование коллективной формы, постановки проблемного вопроса, игровой формы, творческой формы, изучение нового материала, проведение обратной связи говорят о использовании смешанного метода в данном классном часе.

Оборудование: Компьютер с проектором, экран проекторный, листы с заданиями для тестирования, ручки или карандаши, презентация к классному часу «Толерантность», поговорки и пословицы на раздаточных листах, оборудованный классный кабинет или внеклассное помещение.

Планируемые результаты:

- актуализация проблемы формирования толерантного сознания молодежи в образовательной среде;

- проведение Дня толерантности станет традиционными и ляжет в основу разработки комплекса мероприятий, объединенных идеей воспитания толерантности;

- уменьшение проявлений межличностной, этнической, религиозной, политической и т.п. нетерпимости в образовательном пространстве.

Ход классного часа на тему «Толерантность»

1. Вступительное слово учителя.

Учитель: - Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

2. Постановка проблемного вопроса.

На доске появляется слайд с фразой «Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены».

Учитель: - Ребята, давайте ответим на вопросы:

Как вы понимаете это высказывание?

Ученики: - Иногда люди не хотят общаться и закрываются от других. Это не приносит им пользы, они остаются одни.

Учитель: - А что значит «стены» между людьми?

Ученики: - Это преграды в отношениях людей. Это ссоры, споры, конфликты, это нежелание общаться. Все это приводит к одиночеству.

Учитель: - А как построить мосты друг к другу?

Ученики: - Нужно общаться. Нужно принимать другого человека таким, какой он есть. Не ссориться по пустякам. Уметь прощать. Не обижать другого, уважая его достоинство.

Учитель: - Правильно! Вот такие отношения и называются толерантными.

3. Определение для термина «толерантность».

Учитель: - Дорогие ученики, давайте выберем правильное определение для слова «толерантность» из предложенных:

1.Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

2. Толерантность – это уступка другому человеку, снисхождение, терпимость.

Ученики: - Верно первое определение, но хочется сказать, что и во втором определении есть правильные слова, например, толерантность – это терпимость.

Учитель: - Ребята, определение «Толерантность - уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности» абсолютно верно. А вот слово терпимость не означает толерантность.

Ученик: - Но как же, я в газете читал 16 ноября – День терпимости.

Учитель: - К сожалению, я тоже в нескольких СМИ видела такое сравнение, однако это не верно. Терпеть – значит соглашаться, не желая этого искренне, обманывать себя и других. Когда мы терпим какого-то человека, мы не понимаем его, не проявляем к нему уважения, огораживаемся от него, а это уже не толерантное отношение. Вы поняли различие?

Ученики: - Да. А каким другим словом можно заменить слово толерантность?

Учитель: - Словами взаимоуважение или согласие.

4. Появление слова «толерантность» и праздника День толерантности.

Слово «толерантность» появилось в 18 веке. Затем сторонники реформ в России использовали его с начала 20 века.

В 1995 г. – принята Декларация принципов терпимости. Так, например, статья 4.1 гласит: «Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других». К событию принятия данной Декларации и был приурочен праздник Международный День Толерантности.

Конечно, толерантность должна присутствовать между людьми разных национальностей, религий, между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками, здоровыми людьми и людьми с ОВЗ, сильными и слабыми, двоечниками и отличниками, людьми красивыми и с особенностями во внешности, людьми разных возрастов.

Дружба – это лучшее проявление толерантности: «Мы такие разные, но все равно лучше быть вместе».

Далее учитель может показать фотографии для иллюстрации этих примеров дружбы. Желательно, чтобы эти фото были с учениками класса или школы, чтобы наглядно показать примеры толерантности.

5. Практическая часть. Кейс-метод.

Учитель: - Ребята, сейчас вам для инсценировки я хочу предложить такую ситуацию.

Ученик после болезни приходит в класс, но его место занято другим учеником.

Он возмущен, в его голове вспыхивает только одна мысль: «Сейчас же освободи мою парту!» Разыграйте, пожалуйста, ситуацию в следующих вариантах:

-угроза

-указания и обучение (надо было тебе убедиться, что парта свободна)

-критика (если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать чужую парту)

-не обращение внимания (он не достоин моего внимания)

Ученики по желанию распределяют варианты ситуаций друг между другом и разыгрывают сценки с диалогами.

Учитель: - Как можно было бы выйти из конфликта?

Ученики: - Разными способами. Можно подойти к учителю и уточнить как теперь сидят ученики в классе. Возможно, учитель разрешит ученику сесть на свое место, а другого пересадит. Еще можно вежливо уточнить у ученика или других ребят в классе, где есть свободное место. Угрожать, ругаться и кричать тут не к чему, это не решит конфликт.

Учитель: -Для чего нужно решать конфликты?

Ученики: - Чтобы не ссориться, не драться. Конфликты нельзя допускать, они портят дружбу. Нужно быть толерантными.

Учитель: - Все правильно! Молодцы!

«Жизнь такая разная и сложная, не стоит делать её одинаковой и простой. Живите так, как хотите жить… и не мешайте другим, кто живёт иначе».

6. Тест-игра «Умеете ли вы слушать?»Учитель: Учащиеся, предлагаю вам следующую игру на вашу внимательность друг к другу. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать «да» или «нет», но это нужно делать быстро, долго не размышляя над ответами. Начинаем?

Вопросы:

Часто ли ты отвлекаешься, когда с кем-то разговариваешь?

Часто ли ты делаешь вид, что слушаешь, а сам думаешь о другом?

Ты часто перебиваешь собеседника?

Ты слушаешь или только делаешь вид, что слушаешь?

Возможно ты обдумываешь что сказать, когда слушаешь другого?

Можно выбрать разные варианты работы с ответами в зависимости от количества и состава учеников: писать их на подготовленных листочках, поднимать или не поднимать руку, показывать предметы разных цветов и т.д.

Учитель: - Подводим результаты нашего теста. Чем больше у вас ответов «да», тем хуже вы умеете слушать. Вам нужно еще учиться стать приятным собеседником. Ребята, а что мешает слушать других?

Ученики: - Невнимательность, шум, нежелание, отсутствие интереса.

7. Игры «Испорченный телефон» и «Пойми меня».

Учитель: - Давайте еще поиграем и посмотрим на сколько вы внимательны к собеседнику.

Все мы знаем детскую игру «Испорченный телефон»? Напомните мне, пожалуйста, правила.

Ученики: - Участники по цепочке передают друг другу слово, которое ведущий сказал на ухо первому учащемуся.

Учитель: - Правильно! Только я хочу эту игру немного усложнить, вместо слова у нас будет целая пословица. Справитесь? Хорошо, тогда начнем.

Если ребята находятся в классе, то вызывается по одному ученику с 1 или последней парты, которые читают заранее подготовленную учителем пословицу, возвращают лист учителю и отправляются на свою колонку, откуда они и передадут пословицу соседу. Так по цепочке пословицу узнает весь ряд ребят и последний, показав, что колонка закончила выйдет вперед и громко продекламирует поговорку. Если ребята во внеклассном кабинете, можно выполнить это задание в группах, в парах, в произвольной форме и т.д.

Предлагаю на выбор следующие пословицы и поговорки: 

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Верный друг лучше сотни слуг.

Друг познается в беде.

Как аукнется, так и окликнется.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Ласковое слово лучше сладкого пирога.

Все эти пословицы о дружбе, поэтому прекрасно подойдут к тематике классного часа.

Учитель: - Ребята, вы молодцы! Все узнали пословицы и правильно их передали, никто не потерял ни единого слова! Так внимательно и нужно слушать собеседника, проявляя взаимоуважение.

Учитель: - Еще одна игра «Пойми меня». Все участники одновременно и громко произносят одно задуманное слово, а водящий повторяет все слова, которые удалось услышать.

Стоит провести игру несколько раз с разными ребятами, чтобы показать, что никто не сможет услышать абсолютно все слова.

Учитель: - Дорогие ученики, а почему же у нас такой результат? Почему не были услышаны все слова?

Ученики: - Не было слышно. Все говорили одновременно. Был шум. Были сложные слова. Было слишком много слов. Все не запомнить.

Учитель: - Подводим итоги. Действительно, бывает так, что мы очень стараемся быть услышанными и мешаем всем остальным этим. В любых отношениях необходимо проявлять сотрудничество и толерантность.

8. Подведение итогов.             Очень важно в нашем мире,

В век прогресса, скоростей,

Быть добрее и терпимей,

И открытым для людей.

Меньше зла, добро творите,

Без него никак нельзя,

Доброту в сердца впустите,

Всех вас с праздником, друзья.

Быть толерантным так не сложно,

Друзья, так будем же отныне,

Возможно это или невозможно,

Стремится быть добрее и терпимей!

Толерантность нужна для каждого человека и для всякой группы людей. Без умения слышать друг друга, желания понять, способность уважать и дружить коллектив постоянно будут подстерегать ссоры и конфликты. Желаю, чтобы наш класс был толерантен!

9. Обратная связь.

Звучит песня «Мир, который нужен мне». Автор слов: Золотухин С., композитор:      Ермолов А

Ребята заполняет заранее распечатанные учителем анкеты или работают со слайдом презентации.

Пример анкеты:

1. Понравилась ли тебе игра - викторина «Мы – за толерантность!»?

2. Узнали ли вы что – нибудь новое из игры-викторины?

3. Помогла ли тебе игра научиться работать в команде?

4. Хотелось бы тебе, чтобы в классе проводились такие познавательно - развлекательные мероприятия?

Литература.

  1. Декларация принципов толерантности.
  2. Гудошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44.
  3.  Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8
  4.  Родионов В. П., Ступицкая М. А., Кардашина О. В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.

Методическая разработка праздника ко Дню Пожилого Человека 1 октября.

Актуальность: В России в 1992 г. принято специальное постановление президиума Верховного Совета «О проблемах пожилых людей», в котором на основе значимости рекомендаций ООН 1 октября объявлено Днём пожилых людей. В этом постановлении правительству предложено проводить приуроченные к Международному дню пожилых людей специальные мероприятия, для координации которых постановлено организовать специальную комиссию. В рамках направления «Толерантность» в классе обязательно проводится этот семейный праздник, который позволяет пообщаться детям и взрослым, послушать интересные рассказы, подарить подарки.

Цель: воспитывать чуткое, бережное, внимательное отношение к своим близким, к пожилым людям.

Задачи: Способствовать формированию нравственной культуры учащихся, сопереживания; уважительного отношения к пожилым людям, собственным бабушкам и дедушкам, их памяти, взаимопонимания и терпимости в отношении взрослых и детей.

Формировать потребность в общении взрослых и детей, необходимость друг в друге.

Воспитывать доброту, понимание, сострадание и великодушие.

Целевая аудитория: ученики 5-7 классов и их бабушки и дедушки, приглашенные пожилые люди из микрорайона.

Методы: организация коллективного праздничного мероприятия.

Подготовка классного часа: Сочинение о бабушке и дедушке.

Подготовка художественных номеров для дедушек и бабушек.

Фотоаппарат для совместной съемки.

Подготовка поздравительных листков ко Дню пожилого человека.

Подготовка сценария классного часа.

Подготовка презентации «День пожилого человека».

Оборудование: реквизит для выступлений, гитара, поздравительные открытки, цветы, сочинения учеников о своих родных, компьютер, проектор и мультимедийная доска, презентация, фотоаппарат, чай и угощения к чаю, сервированные столы.

Методическая разработка социально значимой акции «День Добрых Писем»

Актуальность: Блок «Толерантность» можно дополнить в любое время благотворительной акцией поддержки детей с ОВЗ, детей из детских домов, пожилых одиноких людей, детей из малообеспеченных семей и т.д. Проведением такой акции ученикам можно показать, что толерантность может проявляться и в помощи нуждающихся людям, для чего совсем не обязательно вкладывать материальные средства. Ведь можно вложить частичку своего духовного мира.

Цели: воспитывать чуткое, бережное, внимательное отношение к нуждающимся в поддержке людям, людям с ОВЗ, детям из детских домов, пожилым людям.

Задачи: Способствовать формированию нравственной культуры учащихся, сопереживания, уважительного отношения к людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Практиковать навыки толерантности.

Формировать потребность в общении способом почтовой переписки.

Формировать культуру письменной речи к собеседнику.

Воспитывать доброту, понимание, сострадание и великодушие.

Целевая аудитория: ученики 5-11 классов и адресаты, выбранные из программы Добропочта http://vk.com/dobropochta

Методы: индивидуальные консультации по написанию письма для своего адресата

Возможно с совмещением с походом на почтовое отделение, просмотр работы почты.

Оборудование: тетрадные листы, ручки, открытки или материалы для творчества для их создания, фломастеры, карандаши, конверты, марки, презентация с историями адресатов и их почтовыми адресами или индивидуальные карточки с указанной на них информацией.

Планируемые результаты: Каждый ученик, прослушав рассказ учителя с просьбой нуждающихся о поддержке, выберет себе одного адресата и напишет ему письмо, изготовит открытку или поделку. В душе каждого ученика такая работа останется как благотворительная, толерантная по отношению к нуждающимся. Ученики научатся правильно заполнять почтовые данные, запечатывать конверты, отправлять письма на почте. Возможно, адресат напишет ответ со словами благодарности и сформируется не только культура написания писем, но общения по переписке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность МО учителей информационно-математического цикла по реализации направлений ФГОС ООО.

В данной статье рассказано о деятельности МО учителей информационно-математического цикла по реализации направлений ФГОС ООО.В современных условиях перед учителями стоит вопрос: как обучать детей в но...

Внеклассное мероприятие "Учимся быть толерантными"

Воспитание толерантности у подростков – очень актуальная сегодня проблема. В нашем регионе, в нашей школе разработана целенаправленная программа по национальному вопросу. В школе обучается 80% д...

Цикл мероприятий духовно-нравственной направленности

План общешкольных мероприятий духовно-нравственной направленности...

Презентация "Счастье" для классного часа по направлению "Толерантность"

Материал помогает учащимся расширить представление о понятие "Счастье", для более осознанного подхода в формировании мировоззрения учащихся....

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ КОМПОЗИТОРОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Настоящая публикация посвящена использование творческого наследия популярных детских композиторов при организации и проведении мероприятий творческой направленности. Приводится обширная информация о м...

Воспитательное мероприятие «День Героев Отечества» (Из цикла мероприятий «Помню… Горжусь»)

         Воспитательное мероприятие  «День Героев Отечества»(Из цикла мероприятий ...

«Поликультурное образование как одно из направлений толерантности на уроках географии»

Участие в XXI Всероссийской научно-практической конференции "Башкатовские чтения"...