рабочая программ " Юный пожарный"
методическая разработка (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная развивающая программа социально-педагогической направленности «Юный пожарный» составлена на основании нормативных правовых документов:
- «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации".
Сведения о программе
Программа детского объединения «Юный пожарный» составлена на основании примерной программы внеурочной деятельности «Отряд юных пожарных» под редакцией В.А.Горского 2013 г. Программа рассчитана на учащихся 10-14 лет. Она обеспечивает непрерывность образовательного процесса – каникулярные периоды используются для проведения экскурсий, соревнований практических занятий.
Цель программы:
Задачи:
- Формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- Удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.
- Обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся. Создание и обеспечение условий профессионального самоопределения и творческого труда учащихся.
- Выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающихся способности.
- Повышение уровня знаний учащихся по пожарной безопасности, подготовка юношеских пожарных дружин.
- Знакомство с основными причинами пожаров, со степенью их опасности.
- Привитие элементарных навыков борьбы с огнем, умения правильно действовать в случае обнаружения пожара.
- Знакомство со средствами пожаротушения.
- Развитие умения пропагандировать знания по противопожарной безопасности.
- Воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой личности, готовой к созидательной, творческой деятельности и нравственному поведению.
- Пропаганда знаний по пожарной безопасности.
- Ознакомление учащихся с историей пожарных.
- Приобщение к правилам поведения во время пожаров.
- Предупреждение пожаров.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(Занятия проводятся 1 раз в неделю)
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I. Пожарно-профилактическая подготовка | ||||
Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны добровольных пожарных организаций в России | 1 | 1 | ||
Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания | 2 | 1 | 1 | |
Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах | 2 | 1 | 1 | |
Правила пожарной безопасности в школе и в быту | 4 | 2 | 2 | |
Что делать при возникновении пожара? | 4 | 2 | 2 | |
Ответственность за нарушение правил пожарной безо пасности. | 2 | 1 | 1 | |
II. Тактико-техническая подготовка | ||||
Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения | 4 | 2 | 2 | |
Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование | 4 | 2 | 2 | |
Основы профессии пожарного | 2 | 1 | 1 | |
Первичная доврачебная помощь при пожаре | 4 | 2 | 2 | |
Противопожарное водоснабжение | 2 | 1 | 1 | |
Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт | 1 | 1 | ||
Подведение итогов. Соревнование по пожарно-спасательному спорту | 1 | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 17 | 17 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 1 год – 34 часа
I. Пожарно-профилактическая подготовка
1. Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России
Цели и задачи пожарных дружин. Ознакомление учащихся с историей создания и развития пожарной охраны. Первые попытки организовать борьбу с, пожарами при Иване Грозном; развитие пожарной охраны при Петре I, Екатерине II; пожары Москвы; научно-технические достижения в области предупреждения и тушения пожаров; направления деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.
Практическая работа: составление словарика научно-технических терминов, оформление альбома по истории пожарного дела в России.
2. Что такое огонь? Пожар как явление. Основные
характеристики горючей среды и источников зажигания
Понятие о физико-химических основах горения. Огонь — друг и враг человека; какую пользу приносит огонь человеку;
как человек научился управлять огнём. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в обращении с огнём; недопустимость игр детей с огнём.
Практическая работа: лабораторные работы (демонстрация особенностей возгорания различных горючих материалов; демонстрация действия различных средств пожаротушения).
3. Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах
Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Рассказы о некоторых крупных пожарах.
Практическая работа: составление таблиц по результатам изучения материалов местной печати о пожарах, произошедших в данном регионе.
4. Правила пожарной безопасности в школе и в быту
Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах.
Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном образовательном учреждении и в других муниципальных учреждениях.
5. Что делать при возникновении пожара?
Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. Правила действия в случае возникновения пожара. Практическое освоение приёмов тушения возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре.
Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств пожаротушения.
6. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности
Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации. Административная ответственность граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности.
Практическая работа: подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях.
II. Тактико-техническая подготовка
1. Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения
Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения пожаров. Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации. Основные параметры станции пожарной сигнализации, пожарных извещателей. Принцип действия, устройство систем водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией.
Практическая работа: распределение обязанностей между членами отряда юных пожарных; проведение организационно-деятельностной игры по отработке действий юных пожарных при возникновении возгорания.
2. Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование
Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих веществ. Технические характеристики огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение.
Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе и т. д.
3. Основы профессии пожарного
Понятие о героической профессии пожарного. Встреча с ветеранами пожарного дела. Формирование у ребят необходимых волевых и морально-психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы.
Практическая работа: подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории противопожарной службы в России.
4. Первичная доврачебная помощь при пожаре Освоение приёмов оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечно-сосудистая система. Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах. Отравление продуктами горения, первая помощь.
Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.
5. Противопожарное водоснабжение
Понятие о свойствах воды как основного вида огнетушащих средств; способы подачи воды при пожаре.
Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоёмы, пожарный гидрант и пожарный кран; их назначение. Индивидуальное и групповое обучение. Основа профессиональной подготовки. Физическая подготовка учащихся. Спортивные игры и требования (нормативы) спортивной классификации. Правила проведения соревнований по различным видам пожарно-прикладного спорта (общие положения, старт, бег на дистанцию, финиш).
Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке.
7. Подведение итогов. Соревнование по пожарно-спасательному спорту
Подведение итогов работы объединения «Юный пожарный». Подготовка к соревнованию.
Практическая работа: проведение соревнования по пожарно-спасательному спорту.
Планируемый уровень подготовки
По окончании курса обучения учащиеся должны ЗНАТЬ:
- основные положения нормативных документов по организации тушения пожаров и ведения аварийно-спасательных работ;
- принципы организации и порядок тушения пожаров;
- особенности применения специальных средств пожаротушения, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений;
- приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;
- способы переноски и транспортировки пострадавший при различных травмах.
А также дети научатся:
- применять и эффективно использовать спасательную технику, средства пожаротушения, приборы, оборудование и средства связи;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других чрезвычайных ситуациях.
Литература:
- Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. – М., 2002.
- Подготовка спасателей-пожарных. – М., 2004.
- Пожарная тактика в примерах. – М., 2006.
- Пожарная тактика. Основы тушения пожаров. – М., 2006.
- Пожарно-техническая подготовка, - М., 2005.
- Пожаротушение в жилых и общественных зданиях, - М., 2003.
- Педагогам и родителям о пожарной безопасности: учебное пособие. – М., 2005.
Электронные ресурсы по пожарной безопасности.
- http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/92178f2b-02ec-40f0-96db-bc60c2b5ecba Основы пожарной безопасности
- http://pozarnyi.ru/ - Пожарный сайт
- http://www.01club.ru/ - информационный сайт о пожарной безопасности
- http://www.youtube.com/watch?v=PWKoqorDLbM – Азбука безопасности
- http://www.youtube.com/watch?v=5hQEwTINIE8 – серия мультфильмов «Пожарный Сэм»
- http://www.youtube.com/watch?v=qpKPD901j3I – серия мультфильмов «Финли. Пожарная машина»
- http://www.youtube.com/watch?v=CulQrojIDXk – Фиксики – Огнетушитель
- http://www.youtube.com/watch?v=cTpyJ8lQUZs – Правила пожарной безопасности для детей
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Темы |
I. Пожарно-профилактическая подготовка | |
Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны добровольных пожарных организаций в России | |
Что такое огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и источников зажигания | |
Практическая работа: составление словарика научно-технических терминов, оформление альбома по истории пожарного дела в России | |
Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах | |
Практическая работа: составление таблиц по результатам изучения материалов местной печати о пожарах, произошедших в данном регионе. | |
Правила пожарной безопасности в школе и в быту | |
Правила содержания зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах. | |
Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном образовательном учреждении и в других муниципальных учреждениях. | |
Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны. | |
Правила действия в случае возникновения пожара. Практическое освоение приёмов тушения возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре. | |
Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств пожаротушения. | |
Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств пожаротушения. | |
Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации. Административная ответственность граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности. | |
Практическая работа: подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях. | |
II. Тактико-техническая подготовка | |
Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения пожаров. Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации. | |
Основные параметры станции пожарной сигнализации, пожарных извещателей. Принцип действия, устройство систем водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией. | |
Практическая работа: распределение обязанностей между членами отряда юных пожарных; | |
Практическая работа: проведение организационно-деятельностной игры по отработке действий юных пожарных при возникновении возгорания. | |
Первичные средства тушения пожаров. | |
Пожарные автомобили и противопожарное оборудование | |
Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе | |
Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе | |
Основы профессии пожарного | |
Практическая работа: подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории противопожарной службы в России. | |
Освоение приёмов оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма. Сердечно-сосудистая система. | |
Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах. Отравление продуктами горения, первая помощь | |
Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре. | |
Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре. | |
Противопожарное водоснабжение | |
Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке | |
Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт | |
Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке. | |
Подведение итогов. Соревнование по пожарно-спасательному спорту | |
Практическая работа: проведение соревнования по пожарно-спасательному спорту. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Юный горожанин" 2 класс
Рабочая программа "Я и город" ,предназначена для внеурочной работы во 2 классе по краеведению Пояснительная записка Рабочая программа, к курсу «Юный горожанин» 2класс, составлена н...
Рабочая программа "Юный горожанин" 2 класс
Программа предназначена для внеурочной деятельности...
Рабочая программа "юный стрелок"
В ходе изучения предмета юноши и девушки формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения освоение знаний о безопасном поведении человека в опасн...
Программа "Юных пожарных"
ПРОГРАММА «Подготовка членов юношеских добровольных пожарных дружин»...
рабочая программа "Юный географ" учителя географии МАОУ "Гимназия №1" Вильгельм Ларисы Геннадьевны
Пояснительная запискак программе кружка «Юный географ» Изучение географии членами кружка «Юный географ» направлено на достижение следующих целей:· ознакомление...
Рабочая программа «Юные друзья пожарных», возраст учащихся 11-14 лет
Рабочая программа «Юные друзья пожарных»,возраст учащихся 11-14 лет,повышение уровня знаний учащихся по пожарной безопасности, подготовка членов добровольной пожарн...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный пожарный» Направленность: физкультурно-спортивной Возраст: 13-15 лет Срок реализации: 1 год (35 часов)
Адресат программы: обучающиеся 13-15 лет. Состав группы – 10 обучающихся.Объем и срок освоения программы: 35 часов (9 месяцев). Первое полугодие–Второе полугод...