рабочая программ " Юный пожарный"
методическая разработка (7 класс) на тему

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_yunyy_pozharnyy.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная развивающая программа социально-педагогической направленности «Юный пожарный» составлена на основании нормативных правовых документов:

  1. «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,  утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008
  2.  Федерального  закона  от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ                      

  "Об образовании  в Российской Федерации".

Сведения о программе

Программа детского объединения «Юный пожарный» составлена на основании примерной программы внеурочной деятельности «Отряд юных пожарных» под редакцией В.А.Горского 2013 г. Программа рассчитана на учащихся 10-14 лет. Она обеспечивает непрерывность образовательного процесса – каникулярные периоды используются для проведения экскурсий, соревнований практических занятий.

Цель программы:

Задачи:

  • Формирование и развитие творческих способностей учащихся;
  • Удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом.
  • Обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся. Создание и обеспечение условий профессионального самоопределения и творческого труда учащихся.
  • Выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающихся способности.
  • Повышение уровня знаний учащихся по пожарной безопасности, подготовка юношеских пожарных дружин.
  • Знакомство с основными причинами пожаров, со степенью их опасности.
  • Привитие элементарных навыков борьбы с огнем, умения правильно действовать в случае обнаружения пожара.
  • Знакомство со средствами пожаротушения.
  • Развитие умения пропагандировать знания по противопожарной безопасности.
  • Воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой личности, готовой к созидательной, творческой деятельности и нравственному поведению.
  • Пропаганда знаний по пожарной безопасности.
  • Ознакомление учащихся с историей пожарных.
  • Приобщение к правилам поведения во время пожаров.
  • Предупреждение пожаров.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(Занятия проводятся 1 раз в неделю)

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I. Пожарно-профилактическая подготовка

Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны добровольных пожарных организаций в России

1

1

Что такое огонь? Пожар как явление.  Основные характеристики горючей среды и источников зажигания

2

1

1

Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах

2

1

1

Правила пожарной безопасности в школе и в быту

4

2

2

Что делать при возникновении пожара?

4

2

2

Ответственность за нарушение правил пожарной безо  пасности.

2

1

1

II. Тактико-техническая подготовка

Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения

4

2

2

Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование

4

2

2

Основы профессии пожарного

2

1

1

Первичная доврачебная помощь при пожаре

4

2

2

Противопожарное водоснабжение

2

1

1

Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт

1

1

Подведение итогов. Соревнование по пожарно-спасательному спорту

1

1

1

Итого:

34

17

17

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 1 год – 34  часа

I. Пожарно-профилактическая подготовка

1.        Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России

Цели и задачи пожарных дружин. Ознакомление учащихся с историей создания и развития пожарной охраны. Первые попытки организовать борьбу с, пожарами при Иване Грозном; развитие пожарной охраны при Петре I, Екатерине II; пожары Москвы; научно-технические достижения в области предупреждения и тушения пожаров; направления деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.

Практическая работа: составление словарика научно-технических терминов, оформление альбома по истории пожарного дела в России.

2.        Что такое огонь?  Пожар как явление.  Основные
характеристики горючей среды и источников зажигания

Понятие о физико-химических основах горения. Огонь — друг и враг человека; какую пользу приносит огонь человеку;

как человек научился управлять огнём. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в обращении с огнём; недопустимость игр детей с огнём.

Практическая работа: лабораторные работы (демонстрация особенностей возгорания различных горючих материалов; демонстрация действия различных средств пожаротушения).

3.        Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год.  Рассказы о некоторых характерных пожарах

Основные причины пожаров. Основы профилактики пожаров. Предупреждение травматизма и несчастных случаев во время пожаров. Рассказы о некоторых крупных пожарах.

Практическая работа: составление таблиц по результатам изучения материалов местной печати о пожарах, произошедших в данном регионе.

4.        Правила пожарной безопасности в школе и в быту
Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в образовательных и культурно-зрелищных учреждениях, в быту. Правила содержания зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах.

Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном образовательном учреждении и в других муниципальных учреждениях.

5.        Что делать при возникновении пожара?
Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация
 из пожарной зоны. Правила действия в случае возникновения пожара. Практическое освоение приёмов тушения возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре.

Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств пожаротушения.

6.        Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации. Административная ответственность граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности.

Практическая работа: подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях.

II. Тактико-техническая подготовка

1. Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения

Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения пожаров. Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации. Основные параметры станции пожарной сигнализации, пожарных извещателей. Принцип действия, устройство систем водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией.

Практическая работа: распределение обязанностей между членами отряда юных пожарных; проведение организационно-деятельностной игры по отработке действий юных пожарных при возникновении возгорания.

2.  Первичные средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и противопожарное оборудование

Виды, назначение, правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров. История возникновения и развития огнетушащих веществ. Технические характеристики огнетушащих веществ. Классификация огнетушителей, область их применения. Выбор огнетушащих веществ при тушении различных материалов. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение.

Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе и т. д.

3.   Основы профессии пожарного

Понятие о героической профессии пожарного. Встреча с ветеранами пожарного дела. Формирование у ребят необходимых волевых и морально-психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы.

Практическая работа: подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории противопожарной службы в России.

4.  Первичная доврачебная помощь при пожаре Освоение приёмов оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма.  Сердечно-сосудистая система. Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах. Отравление продуктами горения, первая помощь.

Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.

5. Противопожарное водоснабжение

Понятие о свойствах воды как основного вида огнетушащих средств; способы подачи воды при пожаре.

Виды водопроводов и их технические характеристики. Пожарные водоёмы, пожарный гидрант и пожарный кран; их назначение. Индивидуальное и групповое обучение. Основа профессиональной подготовки. Физическая подготовка учащихся. Спортивные игры и требования (нормативы) спортивной классификации. Правила проведения соревнований по различным видам пожарно-прикладного спорта (общие положения, старт, бег на дистанцию, финиш).

Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке.

7. Подведение итогов. Соревнование по пожарно-спасательному спорту

Подведение итогов работы объединения «Юный пожарный». Подготовка к соревнованию.

Практическая работа: проведение соревнования по пожарно-спасательному спорту.

Планируемый уровень подготовки

По   окончании   курса  обучения  учащиеся должны ЗНАТЬ:

  • основные положения нормативных документов по организации тушения пожаров и ведения аварийно-спасательных работ;
  • принципы организации и порядок тушения пожаров;
  • особенности применения специальных средств пожаротушения, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений;
  • приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;
  • способы переноски и транспортировки пострадавший при различных травмах.

А также дети научатся:

  • применять и эффективно использовать спасательную технику, средства пожаротушения, приборы, оборудование и средства связи;
  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
  • контролировать личное морально-психологическое состояние при пожарах и других чрезвычайных ситуациях.

Литература:

  1. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. – М., 2002.
  2. Подготовка спасателей-пожарных. – М., 2004.
  3. Пожарная тактика в примерах. – М., 2006.
  4. Пожарная тактика. Основы тушения пожаров. – М., 2006.
  5. Пожарно-техническая подготовка, - М., 2005.
  6. Пожаротушение в жилых и общественных зданиях, - М., 2003.
  7. Педагогам и родителям о пожарной безопасности: учебное пособие. – М., 2005.

Электронные ресурсы по пожарной безопасности.

  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/92178f2b-02ec-40f0-96db-bc60c2b5ecba  Основы пожарной безопасности
  2. http://pozarnyi.ru/ - Пожарный сайт
  3. http://www.01club.ru/ - информационный сайт о пожарной безопасности
  4. http://www.youtube.com/watch?v=PWKoqorDLbM – Азбука безопасности
  5. http://www.youtube.com/watch?v=5hQEwTINIE8 – серия мультфильмов «Пожарный Сэм»
  6. http://www.youtube.com/watch?v=qpKPD901j3I – серия мультфильмов «Финли. Пожарная машина»
  7. http://www.youtube.com/watch?v=CulQrojIDXk – Фиксики – Огнетушитель
  8. http://www.youtube.com/watch?v=cTpyJ8lQUZs – Правила пожарной безопасности для детей

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Темы

I. Пожарно-профилактическая подготовка

Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие пожарной охраны добровольных пожарных организаций в России

Что такое огонь? Пожар как явление.  Основные характеристики горючей среды и источников зажигания

Практическая работа: составление словарика научно-технических терминов, оформление альбома по истории пожарного дела в России

Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы о некоторых характерных пожарах

Практическая работа: составление таблиц по результатам изучения материалов местной печати о пожарах, произошедших в данном регионе.

Правила пожарной безопасности в школе и в быту

Правила содержания зданий и помещений, виды и назначение путей эвакуации при пожаре. Движение во время эвакуации. Требования к содержанию эвакуационных путей. Анализ причин гибели людей при пожарах.

Практическая работа: проверка состояния средств пожаротушения в данном образовательном учреждении и в других муниципальных учреждениях.

Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны.

Правила действия в случае возникновения пожара. Практическое освоение приёмов тушения возгораний. Освоение навыков эвакуации при пожаре.

Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств пожаротушения.

Практическая работа: тренинги по правильному использованию средств пожаротушения.

Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации. Административная ответственность граждан, должностных, юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности.

Практическая работа: подготовка иллюстративных материалов для проведения бесед по профилактике пожарной безопасности дома и в образовательных учреждениях.

II. Тактико-техническая подготовка

Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения пожаров. Назначение, область применения автоматических систем пожаротушения и сигнализации.

Основные параметры станции пожарной сигнализации, пожарных извещателей. Принцип действия, устройство систем водяного, пенного, газового, порошкового пожаротушения. Назначение и устройство систем оповещения и управления эвакуацией.

Практическая работа: распределение обязанностей между членами отряда юных пожарных;

Практическая работа: проведение организационно-деятельностной игры по отработке действий юных пожарных при возникновении возгорания.

Первичные средства тушения пожаров.

Пожарные автомобили и противопожарное оборудование

Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе

Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования различных средств пожаротушения в быту, в школе

Основы профессии пожарного

Практическая работа: подготовка и проведение конкурса эрудитов по истории противопожарной службы в России.

Освоение приёмов оказания первой доврачебной помощи. Анатомия и физиология человека. Органы дыхания, значение их для деятельности организма.  Сердечно-сосудистая система.

Степени ожогов, доврачебная помощь при ожогах. Отравление продуктами горения, первая помощь

Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.

Практическая работа: тренинги по освоению приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.

Противопожарное водоснабжение

Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке

Пожарно-строевая подготовка и пожарно-спасательный спорт

Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарно-строевой и физической подготовке.

Подведение итогов. Соревнование по пожарно-спасательному спорту

Практическая работа: проведение соревнования по пожарно-спасательному спорту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Юный горожанин" 2 класс

Рабочая программа "Я и город" ,предназначена для внеурочной работы во 2 классе по краеведению Пояснительная записка Рабочая программа,  к курсу «Юный горожанин» 2класс,  составлена  н...

Рабочая программа "Юный горожанин" 2 класс

Программа предназначена для внеурочной деятельности...

Рабочая программа "юный стрелок"

В ходе изучения предмета юноши и девушки формируют адекватное представление о военной службе и качества личности, необходимые для ее прохождения освоение знаний о безопасном поведении человека в опасн...

Программа "Юных пожарных"

ПРОГРАММА «Подготовка членов юношеских добровольных пожарных дружин»...

рабочая программа "Юный географ" учителя географии МАОУ "Гимназия №1" Вильгельм Ларисы Геннадьевны

Пояснительная запискак программе кружка «Юный географ»   Изучение географии членами кружка «Юный географ» направлено на достижение следующих целей:·     ознакомление...

Рабочая программа «Юные друзья пожарных», возраст учащихся 11-14 лет

Рабочая  программа «Юные друзья  пожарных»,возраст учащихся 11-14 лет,повышение уровня знаний учащихся  по пожарной безопасности, подготовка  членов добровольной пожарн...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный пожарный» Направленность: физкультурно-спортивной Возраст: 13-15 лет Срок реализации: 1 год (35 часов)

Адресат программы: обучающиеся 13-15 лет. Состав группы – 10 обучающихся.Объем и  срок  освоения  программы: 35 часов  (9 месяцев). Первое полугодие–Второе полугод...