Программа "Юных пожарных"
рабочая программа по теме

Григорьева Ольга Васильевна

ПРОГРАММА «Подготовка членов юношеских добровольных пожарных дружин»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pozharnykh.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«Подготовка членов юношеских добровольных пожарных дружин»

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами:

Противопожарная пропаганда среди детей и подростков должна занимать одно из важных мест в воспитательном процессе. Статистика показывает, что часто виновниками пожара становятся дети. Большая часть пожаров происходит от небрежности в обращении с огнем.

За пожары по вине детей и подростков несут ответственность родители и воспитатели. Поэтому большое значение в организации работы с детьми имеют соблюдение правил пожарной безопасности, а также выработка навыков правильного поведения в случае пожара.

Одним из эффективных средств снижения пожаров и загораний является противопожарная агитационно-пропагандистская работа. Настоящая программа рассчитана на подготовку членов юношеских добровольных пожарных дружин к проведению пожарно-профилактической и массово-разъяснительной работы среди населения, обучению их правилам пожарной безопасности и приемам самоспасения при пожаре на базе общеобразовательного учреждения.

Занятия с учащимися по изучению правил пожарной безопасности проводятся в соответствии с Правилами пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ – 101 – 89), утвержденными Госкомитетом по народному образованию.

Работу по предупреждению пожаров и детского травматизма при пожарах проводят учителя, классные руководители, воспитатели, педагоги – организаторы. При подготовке и выборе формы проведения занятий необходимо определить степень подготовки ребят, тщательно изучить соответствующие разделы Правил пожарной безопасности, подобрать наглядные пособия, плакаты, слайды, фотографии, ознакомиться с пожарной обстановкой в поселке, районе, подобрать конкретные случаи пожаров по вине детей и подростков.

Противопожарная пропаганда должна быть действенной и целенаправленной. Работу с детьми следует проводить с учетом их возрастных интересов.

Цель программы — подготовить членов юношеских добровольных пожарных дружин к проведению пожарно-профилактической и массово-разъяснительной работы среди населения.

Задачи:

  • выработать у учащихся активную жизненную позицию;
  • познакомить с основными причинами пожаров;
  • привить элементарные навыки борьбы с огнем;
  • научить правильно действовать в случае обнаружения пожара;
  • составить комплексный план мероприятий для изучения, закрепления и совершенствования умений и навыков по предупреждению пожаров, практических действий при устранении возгораний;
  • развивать смекалку и инициативу;
  • приобретать моральную и психическую устойчивость в условиях повышенной опасности;
  • разработать систему проверки вышеназванных знаний, умений и навыков учащихся.

Сроки реализации программы:                программа засчитана на 3 этапа

1 этап — работа с младшими школьниками

2 этап — противопожарная профилактика среди детей среднего школьного возраста

3 этап — организация работы с учащимися старших классов.2006

Ожидаемые результаты:

  •  побуждение педагогов, учащихся, родителей к осознанию необходимости формирования навыков безопасного поведения при пожарах;
  • формирование:
  • устойчивой мотивации поведения, обеспечивающего личную безопасность;
  • ответственности за свое благополучие;
  • необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовать;
  • у юного гражданина потребности предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации, выработать навык правильного анализа и адекватного поведения, т. е. грамотные действия в тех условиях, которые могут сегодня встретиться на его жизненном пути;
  • воспитание культуры безопасности.

                        Законодательные основы обеспечения безопасности

 Конституция Российской Федерации.

Закон Российской Федерации «О безопасности» от 05.03.92 № 2446-1 устанавливает правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему мер безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

 Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы общие принципы возмещения вреда пострадавшему причинителем вреда.

 Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы требования к обеспечению безопасности работников во время исполнения ими своих трудовых обязанностей.

 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), в котором сформулированы требования к должностным лицам по соблюдению законодательства об обеспечении безопасности.

 Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором сформулированы положения об уголовной ответственности за нарушение требований безопасности.

 Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

 Закон Российской Федерации «Об образовании», в котором сформулированы обязанности и ответственность образовательных учреждений и должностных лиц по соблюдению требований в части охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса.

 Федеральный закон «О пожарной безопасности», в котором установлены требования к федеральным органам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, работодателям в области пожарной безопасности.

 Федеральный закон от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

 Соблюдение санитарно-технических требований осуществляется в соответствии с ГОСТ 120006-91 «Управление обеспечением безопасности в образовании».

       Программа Минобразования России на 2004–2007 годы «Безопасность образовательного учреждения».

1. Работа с младшими школьниками

Основной задачей в работе с младшими школьниками является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае возникновения пожара. Дети младшего школьного возраста чаще всего сами становятся причиной пожара, получают тяжёлые ожоги и травмы из-за того, что вовремя не получили знаний об опасности игры с огнём.

Формы работы:

  • беседа;
  • тематические обучающие игры;
  • тематические классные часы;
  • противопожарные конкурсы;
  • кукольные и драматические спектакли;
  • экскурсии в пожарные части и пожарно-техничекие центры.

Тематический план:

Наименование тем

Время занятия

Предлагаемая форма занятий

1

Огонь – друг и враг человека.

30-35мин

Беседа с применением наглядного материала

2

Причины возникновения пожаров.

30-35мин

Беседа, тематические обучающие игры.

3

Что нужно делать при пожаре?

30-35мин

Тематический фильм, обучающие игры, конкурсы

4

Цели и задачи юношеских добровольных пожарных дружин (ЮДПД)

30-35мин

Встреча с ветеранами пожарной охраны, экскурсия в пожарную часть.

Содержание тем:

ТЕМА 1. Огонь – друг и враг человека.

Содержание:

Что такое огонь? Польза огня для человека. Как человек научился управлять огнем.

Какой вред приносит огонь, когда он вырывается из повиновения человека. Последствия пожаров в жилых домах и других зданиях. Почему надо знать и строго соблюдать меры предосторожности в обращении с огнем. Недопустимость игр с огнем детьми.

Практическое занятие:

Создание противопожарных буклетов, плакатов.

Просмотр мультфильма «Прометей прикованный».

ТЕМА 2. Причины возникновения пожаров.

Содержание:

После того, как ребят ознакомили с тем, какую пользу приносит огонь и какой он причиняет вред, приступают к непосредственному изучению правил пожарной безопасности.

Практическое занятие:

Проведение тематической обучающей игры.

ТЕМА 3. Что нужно делать при пожаре?

Содержание:

Действия ребёнка или юного пожарного при обнаружении пожара: сообщение в пожарную часть или добровольную пожарную дружину о том, что горит, и адреса пожара; встреча пожарных подразделений и проводы их к месту пожара. Выполнение поручений руководителя пожаротушения; охрана эвакуированного имущества.

Практическое занятие:

Составление памятки или компьютерной презентации «Что нужно делать при пожаре».

ТЕМА 4. Цели и задачи юношеских добровольных пожарных дружин (ЮДПД)

Содержание:

Юношеские добровольные пожарные дружины создаются для проведения среди детей разъяснительной, агитационно-массовой и воспитательной работы, направленной на предупреждение пожаров от детской шалости с огнем, оказания помощи органам Госпожнадзора и добровольным пожарным органам в проведении профилактической работы и ликвидации пожаров.

Юношеские добровольные пожарные дружины обязаны распространять среди населения памятки, плакаты, открытки и другие материалы по пожарной безопасности; проводить с детьми младшего школьного возраста беседы о недопустимости игр с огнем;

участвовать в дозорах по охране от пожаров хлебных массивов, лесов, животноводческих построек и населенных пунктов; следить за содержанием в исправном состоянии первичных средств пожаротушения; вызывать пожарную помощь в случае возникновения пожара и принимать активное участие в охране имущества, эвакуированного из горящих зданий.

Практическое занятие:

Встреча с ветеранами и начальником Госпожнадзора Судиславского муниципального района.

2. Противопожарная профилактика среди детей среднего школьного возраста

Обучение правилам пожарной безопасности детей среднего возраста хорошо начать с тестирования. Во-первых, школьники охотно проверяют свои знания самостоятельно, во-вторых, преподавателю сразу станет ясно, в каком направлении нужно строить свою работу. Учащиеся этого возраста уже владеют достаточной информацией, поэтому работу с ними следует строить с учётом практического применения этих знаний.

Формы работы:

  • беседа;
  • лекция;
  • тематические обучающие игры;
  • тематические классные часы;
  • противопожарные конкурсы;
  • тесты и опросные листы;
  • смотр тематических спектаклей;
  • экскурсии в пожарные части и пожарно-техничекие центры.

Тематический план:

Наименование тем

Время занятия

Предлагаемая форма занятий

1

Отчего происходят пожары?

40-45мин

Беседа, лекция с показом тематических фильмов и спектаклей

2

Первичные средства тушения пожаров.

40-45мин

Практические занятия в классе, УКК или пожарной части, деловая игра

3

Берегите жилище от огня.

40-45мин

Беседа, тематический фильм, обучающие игры, конкурсы

4

Историческая справка о пожарной охране.

40-45мин

Встреча с ветеранами пожарной охраны, экскурсия в пожарную часть.

Содержание тем:

ТЕМА 1. Отчего происходят пожары?

Содержание:

Небрежность – основная причина возникновения пожаров. Пожарная безопасность бытовых нагревательных приборов (плитки, утюги, обогреватели и т.д.). Тепловое воздействие электрического тока. Короткие замыкания, перегрузки, большие переходные сопротивления и т.п. – основная причина пожаров от электрохозяйства. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузок и т.п.

Понятие о пожарной профилактике.

Ответственность за несоблюдение или нарушение правил пожарной безопасности.

Практическое занятие:

Беседа с учителем физики по теме «Электричество и пожар». Обучающие игры с целью закрепления знаний.  Противопожарная викторина.

ТЕМА 2. Первичные средства тушения пожаров.

Содержание:

Вода, песок, земля, покрывала как средства тушения пожаров. Пожарные щиты. Применение этих средств в условиях горения тех или иных веществ и материалов. Особенности горения пластиков и нефтепродуктов.

Ручные, пенные, порошковые и углекислотные огнетушители, область их применения. Правила содержания и порядок применения первичных средств тушения пожаров.

Способы оказания первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре.

Практическое занятие:

Тематическая викторина «Чем потушить пожар?»

Беседа со школьным фельдшером на тему «Оказание первой медицинской помощи при пожаре».

ТЕМА 3. Берегите жилище от огня.

Содержание:

Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня для отогревания замороженных систем центрального отопления, эксплуатации неисправных нагревательных приборов, использование керосина, бензина и других легкогорючих жидкостей для растопки печей, устройства на путях эвакуации кладовок и др.

 Предупреждение пожаров от неосторожного обращения и шалостей детей с огнем. Массово-разъяснительная работа среди населения. Роль дружин юных пожарных.

Практическое занятие:

Составление теста (опросного листа и т.д.) для учащихся на противопожарную тематику и проведение его в ОУ.

ТЕМА 4. Историческая справка о пожарной охране.

Содержание:

Краткая историческая справка о советской пожарной охране и ее боевых традициях. Значение ленинского декрета от 17 апреля 1918 года «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Предупреждение пожаров – основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Научно-технические достижения российской пожарной охраны в области предупреждения и тушения пожаров.

Подвиги пожарных в годы гражданской и Великой Отечественной войн, в годы мирного строительства. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью «За отвагу» и другими правительственными наградами и ценными подарками.

Практическое занятие:

Сбор материалов о пожарных-судиславцах, чья работа отмечена правительственными наградами.  Создание альбома и компьютерной презентации.

3. Организация работы с учащимися старших классов

Старшеклассник начинает анализ возникшей перед ним задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создаёт различные предположения об их связях, а затем проверяет гипотезы. Поэтому работу по профилактике пожаров среди старшеклассников следует строить по двум направлениям:

  • привлечение внимания старшеклассников к проблемам пожарной безопасности;
  • непосредственное участие старшеклассников в сбережении от огня народного достояния.

Формы работы:

  • беседа;
  • лекция;
  • тематические классные часы;
  • тесты и опросные листы;
  • разработка игр для различных возрастных групп;
  • разработка игрушек, конструкторов, с возможностью моделирования действий пожарных и пожарную технику;
  • разработка наглядных средств обучения;
  • разработка эффективных форм работы с младшими школьниками;
  • экскурсии в пожарные части и пожарно-техничекие центры.

Тематический план:

Наименование тем

Время занятия

Предлагаемая форма занятий

1

Причины возникновения пожаров по вине детей и подростков. Ответственность за несоблюдение правил пожарной безопасности.

45мин

Беседа, лекция с показом тематических фильмов и презентаций.

2

Противопожарный режим в школе.

45мин

Лекция с применением наглядных пособий, проведение противопожарной викторины.

3

Пожарные автомобили и пожарное оборудование.

45мин

Экскурсия в пожарную часть.

4

Прикладной спорт юных пожарных.

45мин

Практическое занятие с отработкой приёмов работы пожарных. Эстафета.

Содержание тем:

ТЕМА 1. Причины возникновения пожаров по вине детей и подростков. Ответственность за несоблюдение правил пожарной безопасности.

Содержание:

Рассказать об основных причинах пожаров, дать анализ пожаров за последние 2 года, акцентируя внимание на росте или снижении пожаров по вине подростков. Рассказать о мерах предупреждения пожаров, о том, что 9 из 10 пожаров происходит по вине людей, что самым важным средством предупреждения пожара является обучение правилам пожарной безопасности. Необходимо ознакомить учащихся с мерами ответственности за пожары от детской шалости с огнём, административной и уголовной ответственности за пожары, повлекшие за собой гибель людей и большой материальный ущерб.

Практическое занятие:

Разработать настольную игру для младшего и среднего школьного возраста, с помощью которой можно эффективно обучать детей правилам пожарной безопасности и вырабатывать у них навыки принятия решений в случае пожара.

ТЕМА 2. Противопожарный режим в школе.

Содержание:

Требования к территории и помещениям школы, правила эксплуатации отопительных приборов, электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в производственных мастерских. Меры предосторожности при проведении лабораторных работ. Задачи юных пожарных во время проведения массовых мероприятий: вечеров, спектаклей, концертов, новогодней елки и т.д., а также во время пребывания в  лагерях.

Практическое занятие:

«Что должен знать и уметь ответственный за электрохозяйство школы?» - беседа с элетриком ОУ и зам.директора по АХЧ.

Составление рекомендаций для учащихся и педагогов «Противопожарный режим при проведении массовых мероприятий».

ТЕМА 3. Пожарные автомобили и пожарное оборудование.

Содержание:

Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна, автолестница, автомашина связи и освещения и т.п.). Мотопомпы как средство подачи воды на пожар. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожара.

Практическое занятие:

Экскурсия в пожарную часть с целью ознакомления с пожарной техникой.

Разработать конструкцию многоцелевого водного насоса.

ТЕМА 4. Прикладной спорт юных пожарных.

Содержание:

Цель соревнований: физическая тренировка и отработка приемов работы с пожарно-техническим вооружением.

Виды соревнований: преодоление шестидесятиметровой полосы с препятствиями; подъем по штурмовой лестнице в окно второго этажа учебной башни; пожарная эстафета (4/ 60), двоеборье (преодоление шестидесятиметровой полосы препятствий и подъем по штурмовой лестнице).

Ход соревнований: личные, командные и лично-командные.

Порядок проведения и оценка результатов соревнований.

Практическое занятие:

Физическая подготовка по программе ЮДПД.

К работе по обучению школьников правилам пожарной безопасности необходимо отнестись со всей серьёзностью: если мы не обучим детей, начиная с младшего школьного возраста, мы тем самым запланируем настоящие и будущиу пожары из-за незнания элементарных правил пожарной безопасности.

        Соблюдение правил пожарной безопасности должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение основных гигиенических норм. Помочь им в этом обязаны мы — члены юношеских добровольных пожарных дружин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профессия – пожарный» (Экскурсия в пожарную часть)

Цель:  - организация полезного досуга детей, посещающих 2 смену лагеря             «Родник»...

Библиотечный час «Пожарник или пожарный? Книги о пожарных для детей»

В презентации "Библиотечный час «Пожарник или пожарный? Книги о пожарных для детей» раскрываются понятия "пожарник" и "пожарный" и их различия. Даётся краткий обзор книг о пожарных с примерами их...

Конспект образовательной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе на тему: «Закрепление правил пожарной безопасности»

Конспект образовательной деятельности, направленной на:Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.Вооружение детей знаниями, умениями и навык...

История пожарной охраны в России. Как вызвать пожарную охрану. Информационный час

Цели: 1) дать сведения об истории развития пожарной охраны в России; 2) познакомить учащихся с алгоритмом вызова службы «01»....

ПОЛОЖЕНИЕ о отряде юных пожарных МОУ СОШ №18 «Бесстрашные, отважные, смелые пожарные»

Настоящее Положение определяет порядок создания, деятельности отряда, задачи и условия осуществления деятельности отряда юных пожарных, их финансовое и материально-техническое обеспечение, устанавлива...

Конспект тематического занятия по пожарной безопасности «Пожарный номер - 01»

Это познавательное занятие по правилам пожарной безопасности с элементами игры, задачи которого - отработать модели поведения обучающихся в пожароопасных ситуациях, формировать основы их внутренней уб...