Сценарий конкурса "Музыкальный Олимп"
статья на тему

Гришина Надежда Андреевна

Сценарий конкурса "Музыкальный Олимп" может быть интерес  для учителей музыки в проведении внеклассных мероприятий  и предметных недель. Материал конкурсных заданий составлен с учетом различных форм работы, как индивидуальной, так и коллективной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnyy_olimp.docx63.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Гришина Надежда Андреевна

учитель  музыки

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

СЦЕНАРИЙ   КОНКУРСА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ  ОЛИМП»

Цель:

Образовательная:

  • развитие интереса к познанию музыкального материала венских классиков на примере творчества В.А.Моцарта;
  • знание основных событий творческой биографии композитора;
  • умение учащихся дать оценку значения творчеству В.А.Моцарта – как символу идеальной красоты и гармонии в музыке;
  • знакомство с симфонической, оперной и инструментальной музыкой В.А.Моцарта.

Воспитательная:

  • развитие интереса учащихся к зарубежной музыкальной культуре XVIII века;
  • формирование музыкального вкуса учащихся, восприятия венской классической музыки;
  • развитие музыкального восприятия музыки, как отражения гармонической целостности картины мира.

Оборудование: 

  • портреты композитора, цитаты, высказывания, выставка рисунков по произведениям В.А Моцарта;
  • ручки, краски, карандаши, альбомные листы, мольберты, баночки с водой;
  • карточки для жеребьевки (размер 5х10), прономерованные столы (3 штуки для участников команд и 1 стол для жюри); конверты с заданиями, ответы для жюри, кроссворд (для каждой команды); запись музыкальных отрывков для конкурса «Музыкальная угадайка»; шумовые музыкальные инструменты.

Ведущий 1:Добрый день, дорогие участники игры «Музыкальный Олимп», добрый день, уважаемые гости, дорогие друзья!  Мы надеемся, что сегодняшний день, будет для всех нас, не только добрым, но интересным и полезным.

Ведущий 2: Мы очень рады, что сегодня, в этом замечательном, уютном зале  мы проведем музыкальную игру, посвященную композитору, который к двенадцати годам – стал признанным композитором во всей Европе, а к тридцати двум годам написал самые яркие произведения. О ком идет речь, ребята? Кого я имела ввиду? Вы правы. Эта игра посвящена творчеству музыканта, своей ранней одаренностью удививший весь мир, и впоследствии ставший гениальным композитором – В.А. Моцартом.                                                                                                                                                                 (Фоном звучит отрывок из музыкального сочинение В.А. Моцарта).

Ведущий 1: Говорят, что Моцарт – это музыка счастья, что его музыка дарует радость. Она призывает человека быть счастливым, верить в возможность радости, в свою активность и способность изменять мир, быть верным и дружественным к самому себе и другим людям.

Ведущий 2: Здесь обитает Моцарт. Он верил в Нечто,

                         Чему названья нет,

                         И нету слов, чтоб это объяснить.

                         Он музыкой сумел сказать об этом.

                         Когда он умер,

                         Был отнят лишь его телесный облик.

                         Сказали, что его не опознать и труп зарыли в общую могилу.

                         Но мы предпочитаем верить,

                         Что никогда он не был похоронен,

                        Поскольку никогда не умирал.

Ведущий 1: Так давайте же вместе докажем правоту этих замечательных слов и начнем наш «Музыкальный Олимп».

Ведущий 2:Но прежде, чем мы начнем игру, нам бы хотелось вас настроить. Команды, девиз игры:

«Чтобы победить – надо быть находчивым!»

Чтобы быть находчивым – надо быть веселым!

Чтобы быть веселым – надо победить!»

Итак, мы  приглашаем всех участников к жеребьевке. Это самый волнующий момент. Необходимо подойти к столу жюри, выбрать понравившуюся карточку, и, по номеру карточки, занять место за столом (которые стоят на сцене).                                                  (Номер карточки должен соответствовать номеру стола).

Ведущий 1:Все участники заняли места за своими столами, и теперь самое время познакомиться с ними поближе. За первым столом у нас команда… (представление участников). Со всеми участниками мы познакомились, еще раз болельщики аплодисментами поддержите свои команды. Спасибо!

Ведущий 2:У нас сегодня не просто игра, а конкурсная игра. А что за конкурс без компетентного жюри?

Ведущий 1:Представляем вам наше в меру строгое, без меры увлеченное, доброжелательное жюри.

(Представление  участникам команд – членов  и председателя жюри).

Ведущий 2:Итак, начинаем наш I конкурс. Мы назвали его «Знаете ли вы?» Мы попросим подойти по одному участнику из каждой команды, выбрать билет. Задание выполняется всей командой. На размышление и обдумывание – 1 минута. Время пошло!                                                                                                                               Максимальная оценка – 5 баллов.

Ведущий 1: Кто смелый, кто решится ответить первым? По – моему, все справились, переходим ко II части конкурса «Знаете ли вы?»

Ведущий 2:Знаете ли вы города, которые посетил В.А. Моцарт? Сейчас вам раздадут карточки. Если вдруг на вашей карточке вы обнаружили  название города, где В. Моцарт никогда не был, (ну, к примеру, город Нижнекамск),  то нужно просто – на просто этот город вычеркнуть, и оставить только нужное. Задание понятно, ребята? Приступаем. Максимальная оценка – 5 баллов.  (Выполнившие  задание,  передают  карточку на стол жюри).

Ведущий 1: –Хочется заметить, что команда за столом №3 справилась раньше других. А пока идет подсчет баллов, мы проведем  игру с болельщиками.                 Чтоб пыл веселья не угас, чтоб время шло быстрее,                                                                   Друзья, мы приглашаем вас к разгадкам поскорее!                                               Предоставляем слово жюри.

Ведущий 1: II конкурсное задание мы назвали «Восстанови порядок». Команды сейчас получат по конверту, в который вложена карточка с названием шести опер В.А. Моцарта.                                                                                                                                   «Похищение из сераля», «Притворная простушка», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Мнимая садовница», «Волшебная флейта»                                                    Задание: Необходимо за 1 минуту расставить на карточке цифры, чтобы оперы были восстановлены в хронологическом порядке, т.е., по мере их написания. Задание понятно?                                                                                                                                      Максимальная оценка – 5 баллов. (Выполнившие  задание,  передают  конверт на стол жюри).

Ведущий 2:  III конкурсное задание – «Музыкальная угадайка».                              Задание: Прозвучат несколько музыкальных отрывков из произведений В.А. Моцарта. Необходимо на листочках написать название произведения.                      Максимальная оценка – 5 баллов. (Готовые листочки с ответами команды передают на стол жюри).

Ведущий 1: Следующий конкурс  называется «Разгадай кроссворд».                        Время на разгадывание кроссворда –  10 минут.                                                       Максимальная оценка – 10 баллов.

Пока команды заняты решением кроссворда, жюри – подсчетом голосов, Болельщики могут насладиться выступлением нашей  Тойминцевой Алены. В нее исполнении прозвучит песня «Гимн музыке» Александра Ермолова.

Слово  предоставляется жюри для подведения итогов после 2 –х конкурсных заданий.

 Ведущий 2: Переходим к самому интересному, к самому супер увлекательному конкурсу «Блиц».                                                                                                                            Задание: Нужно из каждой команды выбрать только одного участника, который без предварительной подготовки будет отвечать на 4 вопроса. Кто готов? Пожалуйста,  к микрофону! Просьба к жюри – зафиксировать количество правильных ответов. Максимальная оценка – 4 балла.                                                                                                    Слово предоставляем членам жюри.

Ведущий 1: Следующее конкурсное задание  называется «Фантазия на тему». Постарайтесь, пожалуйста, за 10 минут выразить через рисунок (можно акварелью или просто графически – карандашом) ваши впечатления о музыке этого гениального композитора, о состоянии души, образности. Это может быть коллективная работа или индивидуальная от своей команды.

Ведь недаром говорят, что Моцарт – это «солнечный композитор», поэтому ваша задача – не только нарисовать, но и доказать соответствие.                                    Максимальная оценка – 5 баллов.

А пока художники заняты своим творчеством, проведем игру с болельщиками.                Предоставляется слово членам жюри.

Ведущий 2: Переходим к последнему заключительному  конкурсу «Музыкальная импровизация». Это творческое задание выполняется всей командой.

 Задание: Необходимо каждой команде выбрать шумовые  музыкальные инструменты и в течение 10 минут создать свой ансамбль, который будет исполнять произведение В.А.Моцарта  Соната ля мажор для фортепиано, III часть “В турецком стиле” . Но исполнять будете не все произведение, а только отдельные части по показу дирижера.                                                                                                                            Состоит задание из трех этапов:  I этап – слушание музыкального произведения; II этап – генеральная репетиция;  III этап – само исполнение.

А задача жюри оценить исполнение  команд по следующим критериям: ритмическая аранжировка, разнообразие инструментов, оригинальность, артистичность, и слаженность исполнения.                                                                                                    Максимальная оценка – 10 баллов.                                                                           Предоставляется слово председателю жюри. Подводится общий счет.  

                                                             Награждение победителей. 

Ведущий 1: Вот и подошел к концу наш «Музыкальный Олимп».  Атмосфера игры была творческой, деловой, и в тоже время праздничной. И хотя, одни команды набрали чуть больше очков, другие чуть меньше, все участники продемонстрировали  в процессе игры глубокие и разносторонние знания, а большинство – и хороший исполнительский уровень, поэтому все  команды достойный ваших аплодисментов и уважения.

Ведущий 2: Мы желаем всем участникам  новых творческих побед.

Ведущий 1: А для всех участников игры «Музыкальный Олимп», гостей, болельщиков прозвучит песня « Музыка» в исполнении вокального ансамбля «Серебряный голосок».  

ПРИЛОЖЕНИЕ К ИГРЕ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ  ОЛИМП»

I (А)                                                                                                                                                 Конкурсное задание «Знаете ли вы?»

1.Кто является автором  «Маленькой трагедии» одноименной оперы «Моцарт и Сальери?» (А.С. Пушкин, 1830 г.)

2.Кто завершил гениальное произведение «Реквием?» (ученик В.А. Моцарта  - Франц Ксавер Зюсмайер)

3.Кому принадлежат слова: «Я считаю вашего сына величайшим композитором из тех, о ком я когда – либо слышал?  (Й.Гайдну)

4. Кому были посвящены шесть знаменитых струнных квартетов? (Йозефу Гайдну)

I (Б)                                                                                                                                                                                 «Знаете ли вы?»  города, которые посетил В.А. Моцарт? (ненужное зачеркнуть)

Лондон, Милан, Варшава, Мюнхен, Вена, Париж, Амстердам, Гаагу, Москва, Женева, Венеция, Флоренция, Италия.

II конкурсное задание «Восстанови прядок».  

1. «Притворная простушка» (1768 г.)

2. «Мнимая садовница» (1774 – 1775 г.)

3. «Похищение из сераля» (1782 г.)

4. «Свадьба Фигаро» (1786 г.)

5. «Дон Жуан» (1787 г.)

6. «Волшебная флейта» (1791 г.)

Вопросы к конкурсу «Блиц»

1.Назовите город, в котором родился В.А.Моцарт?

2.Перечислите инструменты, на которых играл В.А. Моцарт?

3. Сколько симфоний написано В.А.Моцартом?

4. Во сколько лет начал концертную деятельность?

5.Кто был первым учителем В.А.Моцатра?

6.Назовите языки, которыми владел В.А.Моцарт?

7.Назовите крупнейший оперный театр, в котором работал В.А.Моцарт?

8.Назовите круг увлечений великого  В.А.Моцарта.

9.Назовите комическую оперу, написанную для Венского оперного театра, но так и не поставленную на сцене.

10.Назовите города, где проживал В.А.Моцарт?

11.Какому жанру композитор отдавал предпочтение?

III конкурс «Музыкальная угадайка» 

  • “Маленькая ночная серенада”
  • Опера “Свадьба Фигаро”, увертюра Симфония 40, I часть
  • “Реквием”, “Лакримоза
  • Симфония № 40

IV конкурс Разгадай кроссворд

Ну что ж, удачи вам в отгадывании кроссворда по Моцарту!

 кроссворд на тему моцарт

Вопросы по горизонтали:

1. Последнее сочинение Моцарта, заупокойная месса.

2. Во время путешествия в Италию в 1769-1770 годах семья Моцарт’ов побывала в Сикстинской капелле в Риме. Там юный Вольфганг услышал хоровое сочинение Григорио Аллегри, а после этого по памяти записал партитуру этого 9-тиголосного хора. Как называлось это сочинение?

3. Ученик Моцарта, который после смерти композитора закончил работу над Реквиемом.

4. В опере «Волшебная флейта» Папагено своей игрой околдовал коварного Моностатоса и его слуг, которые вместо того, чтобы ловить Папагено, пустились в пляс. Что это был за музыкальный инструмент?

5. В каком итальянском городе Вольфганг Амадей познакомился со знаменитым учителем полифонии падре Мартини и даже стал членом филармонической академии?

6. Для какого инструмента написано знаменитое «Турецкое рондо» Моцарта?

7. Как звали доброго волшебника и мудрого жреца, погубить которого хотела Царица Ночи в опере «Волшебная флейта»?

8. Австрийский музыковед и композитор, который первым собрал все известные сочинения Моцарта и объединил их в единый каталог.

9. Кто из русских поэтов создал маленькую трагедию «Моцарт и Сальери»?

10. В опере «Свадьба Фигаро» есть такое действующее лицо: молодой мальчик, его партию исполняет женский голос, ему адресует свою знаменитую арию «Мальчик резвый, кудрявый, влюблённый…» Фигаро… Как зовут этого персонажа?

11. Какой персонаж в опере «Свадьба Фигаро», потеряв в траве булавку, поёт арию со словами «Уронила, потеряла…».

12. Какому композитору Моцарт посвятил 6 своих квартетов?

13. Как называется 41-я симфония Моцарта?

Вопросы по вертикали:

1. Известно, что знаменитый «Турецкий марш» написан в форме рондо и является финальной, третьей частью 11-ой фортепианной сонаты Моцарта. В какой форме написана первая часть этой сонаты?

2. Одна из частей Реквиема Моцарта называется Lacrimosa. Что означает это название (как переводится)?

3. Моцарт женился на девушке из семейства Вебер. Как звали его жену?

4. В симфониях Моцарта третья часть, как правило, носит название французского трёхдольного танца. Что это за танец?

5. Какой французский драматург является автором сюжета, который Моцарт взял для своей оперы «Свадьба Фигаро»?

6. Отец Моцарта был не безызвестным композитором и педагогом-скрипачом. Как звали отца Вольфганга Амадея?

7. Как гласит история, в 1785 году Моцарт познакомился с одним итальянским поэтом – Лоренцо да Понте. Что написал этот поэт для опер Моцарта «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Все они таковы»?

8. Во время одной из детских гастрольных поездок Моцарт познакомился с одним из сыновей И.С. Баха – Иоганном Христианом Бахом и много с ним музицировал. В каком городе это произошло?

9. Кто автор этой цитаты: «Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе Моцарт»?

10. Кто из персонажей оперы «Волшебная флейта» поёт песенку «Известный всем я птицелов…»?

11. У Моцарта была сестра, её имя Мария Анна, но в семье её называли по-другому. Как?

12. В каком городе родился композитор Моцарт?

Ответы на кроссворд

По горизонтали: 

1. Реквием 2. Мизерере 3. Зюсмайр 4. Колокольчики 5. Болонья 6. Фортепиано 7. Зарастро 8. Кёхель 9. Пушкин 10. Керубино 11. Барбарина 12. Гайдн 13. Юпитер.

По вертикали: 

1. Вариации 2. Слёзная 3. Констанца 4. Менуэт 5. Бомарше 6. Леопольд 7. Либретто 8. Лондон 9. Рубинштейн 10. Папагено 11. Наннерль 12. Зальцбург.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытия интеллектуальных игр «К вершинам школьного Олимпа»

Сценарий открытия сезона интеллектуальных игр  «К вершинам школьного Олимпа»Разработка праздника, посвященного открытию интеллектуальных  игр среди школьников Дубовского района....

Сценарий выпускного вечера "На вершине Олимпа"

Самым знаменательным событием школьной жизни всегда был выпускной вечер. И всегда хочется, чтобы этот праздник прошел необычно и интересно. Мы со своими учениками получение аттестов сравнили с восхожд...

Сценарий спортивного праздника " Чудесная страна Олимпия"

«Приглашаем всех  в чудесную страну Олимпию. Предлагаем взять с собой быстроту, смелость, находчивость, смекалку - ведь не случайно девиз Олимпийских игр «Быстрее, выше, сильнее!»  «Вы все л...

Сценарий спортивного праздника " Чудесная страна Олимпия"

«Приглашаем всех  в чудесную страну Олимпию. Предлагаем взять с собой быстроту, смелость, находчивость, смекалку - ведь не случайно девиз Олимпийских игр «Быстрее, выше, сильнее!»  «Вы все л...

Сценарий новогоднего тематического театрализованного представления по правилам дорожного движения " Дорога к новогоднему Олимпу"2013г

Герои сценария  действуют  только по правилам  дорожного  движения и  спасают Деда Мороза. Для детей 6-12 лет...

Сценарий спортивного праздника «Путь к Олимпу»

Сценарий праздника  посвящается популяризацией физической культуры и спорта как первого этапа совершенствования спортивного мастерства; воспитанию чувства коллективизма и взаимовыручки посре...

Сценарий "Звездный Олимп -2014"

Ежегодно в образовательных учреждениях проводится торжественная церемония в честь победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников. Представленный сценарий может быть интересен всем педагогам...