Внеклассное занятие по профориентации "Мир профессий"
учебно-методический материал на тему

Цель: Формирование у учеников представления о многообразии профессий.

Задачи:

1. Формировать знания учащихся о профессиях.

2. Прививать интерес у учащихся к миру профессий.

3. Способствовать активизации речевой деятельности детей, развивать их связную речь.

4. Способствовать обогащению словарного запаса детей.

5. Развивать внимание, логическое мышление, быстроту реакции, смекалку.

7. Воспитывать уважительное отношение к труду, к представителям разных профессий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по профориентации

на тему «Мир профессий» для учащихся 2-4 классов

Подготовила: воспитатель Касымова Н.Л.

Цель: Формирование у учеников представления о многообразии профессий.

Задачи:

1. Формировать знания учащихся о профессиях.

2. Прививать интерес у учащихся к миру профессий.

3. Способствовать активизации речевой деятельности детей, развивать их связную речь.

4. Способствовать обогащению словарного запаса детей.

5. Развивать внимание, логическое мышление, быстроту реакции, смекалку.

7. Воспитывать уважительное отношение к труду, к представителям разных профессий.

Возраст детей: учащиеся 2-4 классов.

Форма организации деятельности детей: работа в парах.

Оборудование: компьютер, проектор, конверты с набором загадок, фишки-купоны, «волшебный мешочек» с набором предметных картинок на тему «Инструменты, атрибуты для представителей разных профессий»

Ход занятия:

1. Организационный момент. Мотивация.

Труд строителя всем… (нужен)
Нужен всем и вкусный… 
(ужин),
Доктор, чтобы всех… 
(лечил),
И учитель, чтоб… 
(учил).
Лётчик нужен, чтоб… 
(летать)
Ну а ты кем хочешь стать?

- Ребята, вы, наверное, уже задумывались над тем, какая профессия вам по душе. Кем вы хотите стать, когда вырастите?

- Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на занятии? (О профессиях.)

- А что такое профессия?

2. Сообщение темы занятия и постановка цели.

Тема нашего занятия «Мир профессий» (На доске или на слайдах)

Побывав здесь, вы встретитесь с разными профессиями, вспомните, что о них знаете и поделитесь своими знаниями с другими ребятами, а кто-то из вас может быть услышит что-то новое, незнакомое.

А ещё вы поучаствуете в весёлых играх и викторинах, а самые активные из вас получат фишки-купоны.

На эти фишки-купоны в конце занятия вы «купите» для себя понравившуюся профессию, ту, о которой вам бы хотелось узнать больше.

Вы будете работать в парах, поэтому, от каждого из вас зависит, сколько купонов заработает ваша пара.

3. Актуализация знаний о профессиях, применение знаний при выполнении заданий викторин, игр, загадок.

Игра-разминка  «Доскажи словечко».

Учитель читает начало предложения, дети заканчивают в рифму, добавляя слово-название профессии.

Названия профессий появляются на доске или на слайдах и к концу занятия должна получиться копилка профессий.

Фишку получает то, кто быстро и правильно даст ответ.

В школе учит нас …(учитель),

А дворец возвёл …(строитель),

Вам лекарство даст … (аптекарь),

Почитать …(библиотекарь),

Булку испечёт вам … (пекарь),

Сварит снадобье вам … (лекарь),

Привезёт домой … (шофёр),

В школе у дверей … (вахтёр),

Вам укол назначит… (врач),

Скрипку в руки взял… (скрипач),

Снимок сделает … (фотограф),

И оставит вам автограф,

В космос мчится …(космонавт)

Или смелый … (астронавт).

Самолётом правит…(лётчик),

Трактор водит… (тракторист),           

Электричку – … (машинист),              

Стены выкрасил … (маляр),               

Доску выстругал… (столяр),               

В шахте трудится … (шахтёр),

В доме свет провёл… (монтёр),

В жаркой кузнице – … (кузнец),

Кто всё знает – молодец!

Ребята, кто из вас отгадал слово «лекарь»?

Что оно означает, объясните.

Давайте прочитаем, как это слово толкуется в словаре С.Ожегова.

На доске или на слайдах: Лекарь - то же, что врач (устаревшее), а также вообще тот, кто лечит.

Обратите внимание, что это слово устаревшее, его сейчас употребляют в речи мало.

А что за снадобье он варит?

Обратимся опять к словарю С.Ожегова: Снадобье – целебный состав, смесь.

Кто сможет объяснить значение слова «астронавт», используя для этого название другой профессии, встретившейся в стихотворении?

Верно, астронавт – это космонавт. Такое название профессии употребляется в других странах.

Игра «Загадки отгадай - товарища не подкачай».

Дети работают в парах. Каждая пара получает конверт с одинаковыми загадками о профессиях.

За три минуты пары должны отгадать как можно больше загадок и написать названия профессий.

При подведении итогов, фишки-купоны выдаются за каждую отгаданную загадку.

4. Загадки:

  1. Он гантели поднимает, далеко ядро бросает?

На ринге противника поражает (спортсмен)

2. Мы всегда на пожаре нужны,

Смертельный огонь победить мы должны (пожарные)

  1. Есть у мамы на прилавке

Куклы, мячики, булавки,

Обувь, платье и платки

Шашки и в горшках цветки.

Всё, что нужно покупайте,

Ничего не забывайте.

Наша мама… (продавец)

Магазин – её дворец.

  1. Она шьёт иголкой медленно и тихо,

Новую одежду нам сошьёт …(портниха)

  1. Он с утра метёт наш двор,

Убирает всякий сор (дворник)

  1. Скажи, кто аппетитно и вкусно

Умеет готовить блюда из капусты (повар)

  1. Его машина - самолет,

аэробус или вертолёт (пилот)

  1. Ножницы, шампунь, расческа -

Всем я делаю прически,

Стригу и взрослых, и детей.

Отгадай меня скорей (парикмахер)

  1. Мой костюм мне не по росту.

Я и грустный, и смешной.

Я смешу детей и взрослых.

Ну, так кто же я такой (клоун)

  1. Громко на рожке играет,

Стадо так он собирает (пастух)

  1. Он всегда играет роль,

Был вчера ещё король,

А сегодня он бедняк,

Не узнать его никак (актёр)

  1. Он на границе нашей стоит,

Ночью и днём он её сторожит (пограничник)

  1. Он совсем не верхолаз,

А скорей «глубоколаз»

Через свой стеклянный глаз

Дно увидит … (водолаз)

  1. -За порядком я слежу

И с законами дружу.

Тем же, кто закон не знает,

Про него я расскажу (полицейский)

  1. Написать могу рассказ,

Басню, повесть или сказ,

Сказку, очерк и статью,

Биографию свою (писатель)

  1. Нарисует он марину:

В синем море субмарину,

Волны по морю бегут,

Чайки по воде плывут (художник)

  1. С нотами давно дружу,

Музыку сложить могу (композитор)

Я знаю очень много,
Но больше знать хочу.

Проделаю я опыт -

Открытие получу. (учёный)

Проверка ответов.

Названия новых профессий появляются на доске или на слайдах, тем самым копилка профессий пополняется.

5. Блиц-викторина.

Вспомните профессии героев литературных произведений.

Фишку получает тот, кто раньше всех ответит на вопрос правильно.

Названия всех профессий вывешиваются на доску под вывеску «Мир профессий».

- Кем был Печкин – персонаж произведения Э.Успенского «Трое из Простоквашино»? (почтальон)

- Профессия героя сказки Корнея Чуковского, который пришёл на помощь заболевшим жителям Африки.  (доктор)

- Кем был старик из сказки о золотой рыбке А.С.Пушкина?  (рыбак)

- Профессия Джузеппе из сказки А.Толстого «Золотой ключик  (столяр)

- Назовите профессию двух сестёр-злодеек и «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина (ткачиха, повариха).

- Какой профессии научились три поросёнка, когда строили свои домики? (строитель).

- Профессия старца, который давал советы царю Дадону в «сказке о Золотом петушке» Пушкина.  (звездочёт, мудрец)

- Профессия коротышки из цветочного города по имени Тюбик (художник)

- Профессия хитрецов из сказки Г.Х.Андерсена «Новое платье короля» (портные)

- Профессия коротышки Пилюлькина из Цветочного городка (доктор)

- Профессия коротышки по имени Гусля (музыкант)

- Кем был отец Алёнушки и двух ее сестер в сказке С. Т.Аксакова «Аленький цветочек»?  (купец)

- Профессия дяди Стёпы из стихотворения С.В.Михалкова  (милиционер)

- В кого превратила фея крысу из сказки Ш.Перро «Золушка»?  (кучер)

- Кто спас Красную шапочку?  (охотники)

- Кем стали животные из Бремена - осёл, собака, кот и петух? (музыканты)

На доске или на слайдах в копилке профессий появляются названия новых профессий.

6. Конкурс «Найди  пару».

Ученики достают из «волшебного мешочка картинки», на которых изображены предметы, инструменты, необходимые разным профессиям. Каждый ученик достаёт только одну картинку, которую он должен повесить на доске напротив названия соответствующей профессии. За правильный ответ выдаётся фишка.

7. Подведение итогов, выбор и «покупка» учениками заинтересовавшей их профессии.

Наше занятие подходит к концу.

Посмотрите на доску, как много профессий сегодня было представлено. На самом деле – это не все профессии, которые существуют.

Мир профессий очень разнообразен и сложен. Мы только начали знакомиться с ним, но обязательно продолжим знакомство с профессиями на других занятиях.

Как вы думаете, все ли профессии важны, или есть не очень важные и нужные, объясните свой ответ.

Конечно, каждая профессия нужна и поэтому важна.

8. Задание: Узнать больше о выбранной профессии с помощью родителей, написать мини-сочинение о любимой профессии.



Предварительный просмотр:

Неделя русского языка в начальной школе ( разработка)

Подготовила: Касымова Н.Л.

Цель:
- прививать любовь к родному языку;
- закреплять знания и умения, полученные на уроках;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову;
- развивать интерес к изучению русского языка;
- расширять словарный запас детей.
Задачи:
- формирование интереса к русскому языку, как к учебному предмету;
- повышение общей языковой культуры.
Оборудование:
- высказывания писателей о русском языке;
- карточки с заданиями.

Ход мероприятия

1-й день. Открытие "Недели русского языка". Конкурс "Найди спрятанное слово"

Учитель.
Уважаемые ребята! Велик и могуч наш русский язык. С рождения и до седых волос мы не устаем наслаждаться его красотой. На этой неделе мы проводим "Неделю русского языка". Каждый день вы будете получать новое задание на знание своего родного языка, в конце недели будут подведены итоги. Участие в конкурсах индивидуальное и командное. Каждый из вас сможет показать, чему он научился, что узнал. Некоторые захотят что-то для себя открыть и поделиться своими знаниями с окружающими. Желаю вам всем успехов.
Учитель. Первый конкурс называется "Найди спрятанное слово". На листочках даны слова. Из каждого слова надо взять только один слог и составить из них новое слово.
Задания:
а) пластинка, картинка, павлин (плас-ти-лин)
б) пастух, плотина, лагерь (пас-ти-ла)
в) автомобиль, тормоз (ав-тор)
г) молоко, реле, лассо (ко-ле-со)
д) мука, рагу, диван (ка-ра-ван)
е) соломка, пора, мель (ка-ра-мель)
ж) пуговица, молоток, лава (го-лло-ва)
з) карта, путина, налёт (кар-ти-на)
и) колос, рота, ваза (ко-ро-ва)
к) сапоги, парашют, фантазия (са-ра-фан)
л) метка, ропот, пора, липа, теннис (мет-ро-по-ли-тен)

Задание 2.  «Составить слова из слогов».
ЛЫ ЧА ПРУ МА НА ША КРЫ ЖИ ШИ ЧАЙ ША НИК ЧА РО КА ВЕЛЬ ВСТРЕ

2-й день. Конкурс "Исправь ошибки"

Все учащиеся получают на листочках текст письма Вани своей сестре Маше. 
Здравствуй маша!
В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу судочкой. Я уже обижал лиса.

Задание: исправить ошибки.

  Конкурс «Назови одним словом»:
1) Глухой шум от трения. (Шорох)

2) Место соединения разных кусков. (Шов)
3) Сделанный из холста. (Холщовый).
4) Детеныш овцы. (Ягненок).
5) Мастер по изготовлению ременной упряжи. (Шорник).
6) Стержень для чистки ствола оружия. (Шомпол).
7) Ощущение жжения в пищеводе. (Изжога).
8) Колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами. (Крыжовник).
9) Водитель автомобиля. (Шофер).
11) Мощеная щебнем или асфальтированная дорога. (Шоссе).
12) Презрительное название ненасытного человека. (Обжора).
13) Цирковой артист. (Жонглер).
14) Наездник на скачках, бегах. (Жокей).

3-й день. Конкурс "Первый каллиграф"

Задание 1. «Списать каллиграфически правильно: соблюдая правила написания и соединения букв, пословицы о русском языке».
Без русского языка не сколотишь и сапога.
Жало остро, а русский язык - острей того.
Велик и могуч русский язык.
Язык русский — стяг, дружину водит, царствами ворочает.
Русский язык сила слабого.
Слова русские не говорят, а правду сказывают.
Русское слово несется не изнови - исстари.
Русский язык и поит и кормит, и спину порет.

Задание 2.Конкурс "Половинки". Дана первая часть пословицы. Ученики должны назвать (записать, найти) вторую часть.
Делу время - потехе час.
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
Жизнь дана на добрые дела.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Не спеши языком, спеши делом.
Пишут не пером, а умом.
Ученье - путь к уменью.
Возьми книгу в руки - не будет скуки.
Не знать - не страшно, страшно - не узнать.
Маленькое дело лучше большого безделья.

4-й день. Конкурс "Лучший знаток русского языка"

Задание 1.Вспомнить и записать 10 птиц, в названиях которых по две буквы О, а в одном из них даже три.
-о-о-
-о-о--
-о-о--
-о-о---
-о-о---
-о-о-----
-о-о-----
-о-о------
---о-о---
---о-о-о-
Ответ: сокол, сорока, ворона, соловей, воробей, коростель, поползень, коноплянка,мухоловка, жаворонок.
Задание 2. Назвать как можно больше слов, в состав которых ходит какое-нибудь число.
1- единица, единство, одинокий, однажды
2-, двойка, двойник, двушка, двойняшки, двойник, двустволка
3- тройка, тройник, трио, трезубец, треножник
4- четверг, четверть, четырехугольник
5- пятница, пятидневка, пятачок, пятилетка, пятиугольник
6- шестигранник, шестиугольник, шестерка, шестилетка,
 
7- семерка, семигранник, семиструнная (гитара, семицветик
8- осьминог, восьмерка
9- "девятый вал", девятилетний, девятиэтажный
10- десятина, десятка
 
Задание 3. Блиц-турнир "Вопросы -Ответы".
1. Если в предложении о чем-либо рассказывается, какой тогда нужен знак препинания на конце такого предложения? (точка)
2. Сколько гласных букв в слове «школьная»? (3)
3. Найди ошибку: в слове «мышь» 4 буквы и 4 звука. (4 буквы, 3 звуа)
4. Сколько слогов в слове «ягода»? (три)
5. Добавь букву к слову «стол», чтобы получилось новое слово. (столб)
6. Какое слово спряталось в «угроза»? (гроза, роза)
7. Убери букву из слова «краска» и получишь новое слово. Какое? (каска)
8. Какое слово написано с ошибкой: «В саду у розы выросла роза»? (у Розы)
9. Придумай, что можно сделать со словом «лес», чтобы в нем стало 2 слога, 3 слога. (лесок, лесочек)
10. В каком слове второй слог ударный: курица, огурец, апельсин, гнездо? (гнездо)


Ответы: 1. Абзац. 2. Хрустальный кубок. 3. «,», «!». 4. Воробьи любят. 5. Суффикс. 6. Пригорок. 7. Дома. 8. «ъ». 9. Спор, сторож, порог. 10. Зашел, пошли, в школу. 

5-й день. Учитель- Предоставляем слово жюри. ( Подведение итогов. Награждение.)

- Сегодняшнее наше мероприятие, посвящённое НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА, завершаем замечательным стихотворением, которое называется…

«Выучи русский язык!».

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спасенных мир необъятно велик.
 
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Моя будущая профессия"

У меня растут годаБудет мне семнадцатьГде работать мне тогда?Чем заниматься?...

Конспект внеклассного занятия на тему: «Профессии, которые мы выбираем».

Самая лучшая профессия – эта та, которая приносит материальное и моральное удовлетворение. Хорошо, когда занимаешься любимым делом, получаешь достойную заработную плату и чувствуешь уверенность в завт...

Внеклассное занятие «Моя будущая профессия»

ЦЕЛЬ: расширение знаний о мире профессионального труда.ЗАДАЧИ: 1. Дать учащимся представления о профессиях. 2. Помочь выявить способности к определённому виду деятельности. 3. Формирова...

Внеклассное занятие по теме "Профессия пчеловод"

Данное занятие проводится для учащихся 5-6 классов с целью профориентационной работы....

Внеклассное занятие "Оформление уголка профессий в пространстве класса"

Данная презентация знакомит учащихся с профессиями....

Внеклассное занятие (защита проектов) «Профессии твоих родителей»

Основной целью данного мероприятия -расширить знания обучающихся о разнообразном мире профессий и важности труда в любой профессиональной деятельности....

Внеклассное занятие "Биология в профессиях"

Информационный проект для выпускников  основной школы "Куда пойти учиться после 9 класса"...