Методическая разработка внеклассного мероприятия «Он искал в этих женщинах счастья…», посвященная 120-летию С.А. Есенина
методическая разработка (11 класс) на тему

Бикбаева Линара Касимовна

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Он искал в этих женщинах  счастья…», посвященная 120-летию С.А. Есенина, предназначена для классных руководителей и кураторов. В разработке представлен сценарий литературно- поэтического вечера.                    

         Данное мероприятие посвящено 120-летию великого русского поэта С.А.Есенина.

            Основная цель духовно-нравственного воспитания заключается в ориентации подрастающего поколения на ценности отечественной культуры. Важно прививать студентам интерес к художественному  поэтическому слову и любовь к классической русской литературе.

           В ходе поэтического вечера используется презентация, позволяющая на примере творчества С.А.Есенина наглядно прокомментировать материал,  дать возможность прослушать стихотворения  поэта в исполнении известных актеров и  песни на его стихи, раскрыть особенности любовной лирики.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon внеклассное мероприятие56.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Структурные компоненты мероприятия

Вид мероприятия: поэтический вечер.

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция, посвященная 120-летию С.А.Есенина.

Тема: история создания  шедевров любовной лирики

Цель: воспитание духовно-нравственных ориентиров студентов на любовь к литературе и творчеству С.А.Есенина.

Задачи:

 привить интерес к русской поэзии на примере творчества С.А.Есенина;

 научить студентов выразительному чтению стихотворений.    

Формирование общих компетенций

 ОК 4. Осуществлять поиски использования информации, необходимой для профессионального и личностного развития;

  ОК 6. работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.

     Оборудование:

- сценарий;

- презентация к сценарию;

- компьютер;

- экран и проектор;

- большой портрет С.А. Есенина;

 -книжная выставка произведений поэта и литературы о  нем;

  - свечи и букет осенних цветов.

Методы и приемы:

- вступительное слово преподавателя;

-  работа с презентацией;

- сообщения студентов;

- выразительное чтение наизусть стихов С.А.Есенина студентами.     

  Использованные источники

1.Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство С.Есенина. Книга для учителя. М.,-1990

2.Сергей Есенин в стихах и жизни. Воспоминания современников.- М.,1995.

3.Карпов А.М. Поэмы Сергея Есенина.- М., 1989.

4.Русские писатели. Библиографический словарь.( А.Н.Захаров).

5.Сергей Есенин. Воспоминания родных. Т.Флор., Н.Есенина, С.Митрофанова.

6. http ru wikipedia org wiki есенин,-сергей- александрович

Ход мероприятия

Слово преподавателя:

 У С.Есенина было свое собственное мироощущение, и поэтому чуткое сердце поэта ведет неповторимый диалог с природой, любимой женщиной.

      Что движет солнце и светила? Любовь.  Ради чего мужчины сражались на турнирах, отдавая свои жизни? Ради любви.

       Сегодняшний вечер приоткроет завесу тайны над личной жизнью поэта, познакомит с его прекрасными возлюбленными, которые вдохновляли поэта на создание шедевров любовной лирики.

 АННА АЛЕКСЕЕВНА

 САРДАНОВСКАЯ

(1895-1992)

1-Й ВЕДУЩИЙ: К вершинам поэтического творчества Сергей Есенин поднялся из глубин российской деревни. Детские годы провёл в селе Константиново Рязанского уезда. С 1904 года по май 1909-го он учился в Константиновском земском четырёхклассном училище. Сразу же после успешного окончания училища поступил в Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу.

        Приезжая летом из Спас-Клепиков в родное село, Есенин часто встречался с сестрой своего товарища –Анной Сардановской.

    Константиновский старожил  И.Г .Атюнин писал, что однажды вечером Анна и Сергей держа друг друга за руки, прибежали в дом священника и попросил находившуюся там монашенку разнять их, говоря:” Мы любим друг друга и даём слово жениться. Разнимите нас. Пусть кто первый изменит и жениться или выйдет замуж, того второй будет бить хворостом”.

      Первой нарушила «договор» Анна –вышла замуж за учителя Олоновского в село  Дединово. В это время  Сергей  был в Москве. Узнав о замужестве Анны, он прислал письмо, в котором просил уже знакомую нам монашенку “ взять пук  хвороста  и бить Анну сколько  сих хватит”.
      Своему  юношескому увлечению  Есенин  посвятил  стихотворения “Зачем зовешь…”(которое, к сожалению, до сих  пор не найдено) и “За горами, за желтыми долами”.

1-й ЧТЕЦ

За горамиза желтыми долами

Протянулась тропа деревень.

Вижу лес и вечернее полымя,

И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами

Голубеет небесный песок,

И звенит придорожными травами

От озер водяной ветерок.

   Трепетный, чистый образ ”тургеневской девушки”-Марии Бальзамовой согревал душу поэта в течении нескольких лет. В 1913 году он писал ей:”… люблю безмерно тебя, моя дорогая Маня. Я …готов бы к тебе улететь, да жаль, что все крылья в настоящее время подломаны. Наступит же когда-нибудь время, когда я заключу тебя в свои горячие объятия и разделю с тобой всю свою душу…”

    Надежда поэта на любовь Марии в реальной жизни не сбылись, но и его чувства нашли воплощение в прекрасных стихах, адресованных Бальзамовой. Это стихотворение ”Ты плакала в вечерней тишине…” и “Не бродить, не мять в кустах багряных

2-Й ЧТЕЦ:

Не бродитьне мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук.

Но остался в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котенок, моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи —

К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

3-й чтец

Зеленая прическа,
Девическая грудь.
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил — печальный
Твой предосенний шум.

И мне в ответ березка:
«О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,
Сияли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.

И так, вдохнувши глубоко,
Сказал под звон ветвей:
«Прощай, моя голубка,
До новых журавлей».

1-Й ВЕДУЩИЙ : После  революции Лидия Ивановна Кашина переехала из Канстантинова в Москву, работал в различных учреждениях –переводчицей, машинисткой стенографисткой .

  Умерла в 1937 –м,  пережив  поэта, в судьбе которого  так много значила,  на 12 лет ,но к сожалению, не оставив о нем ни единой строчки  воспоминаний .


Зинаида Николаевна
Райх
(1894-1939)

2-Й ВЕДУЩИЙ: Весной 1917 года Сергей Есенин пришел по делам в редакцию газеты “Дело народа”  и  в ожидании  редактора познакомился  с секретарем – машинисткой.Этой машинисткой была  Зинаида Николаевна Райх. 22-летняя красавица отличалась жизнерадостностью  и чувством юмора.

        Со дня знакомства до венчания Есенина и Райх прошло 3 месяца. Скоропалительный брак то и дело осложнялся конфликтами, что в конце концов привело к разводу. Это случилось в 1921 году, когда у них было двое детей: Таня и Костя.

         Противоречивые отношения поэта с Зинаидой Райх нашли отражение в стихотворении «Письмо к женщине»

5-ый Чтец

             Вы помните,

        Вы все, конечно, помните,

        Как я стоял,

        Приблизившись к стене,

        Взволнованно ходили вы по комнате

        И что-то резкое

        В лицо бросали мне.        

        Вы говорили:

        Нам пора расстаться,

        Что вас измучила

        Моя шальная жизнь,

        Что вам пора за дело приниматься,

        А мой удел -

        Катиться дальше, вниз.        

        Любимая!

        Меня вы не любили.

        Не знали вы, что в сонмище людском

        Я был, как лошадь, загнанная в мыле,

        Пришпоренная смелым ездоком.

                Не знали вы,

        Что я в сплошном дыму,

        В развороченном бурей быте

        С того и мучаюсь, что не пойму -

        Куда несет нас рок событий.         

Айседора Дункан

(1877-1927)

(перед текстом звучит песня в исполнении А.Малинина «Ах. Айседора»).

 7-ой Ведущий:Великую американскую танцовщицу Айседору Дункан называли «царицей жеста». Ее жизнь и восхождение к вершинам танцевального искусства были не из легких.

     Несчастливо складывалась ее личная жизнь. В 1913 году трагически погибли двое детей. В 1914 году умер новорожденный ребенок. Эти тяжкие удары судьбы отразились на Айседоре Дункан.

  8-ой Ведущий: В голодном 1921 году она приехала в Москву, чтобы основать в России школу пластического танца. Во время своего пребывания в Москве Айседора познакомилась с Есениным, который был моложе ее на 18 лет.

    Сергей Есенин произвел на Айседору Дункан незабваемое впечатление, перевернул всю ее душу. В мае 1922 года она вышла за него замуж и они вместе уехали за границу. В авгуте 1923 года они расстаются. Есенин возвращается в Россию

      А 14 ноября 1925 года, незадолго до своей кончины, он напишет поэму « Черный человек». «Черный человек» испытывает угрызения совести, он помнит Айседору Дункан. 6-ой Чтец

Не знаю, не помню,

        В одном селе,

        Может, в Калуге,

        А может, в Рязани,

        Жил мальчик

        В простой крестьянской семье,

        Желтоволосый,

        С голубыми глазами...        

        И вот стал он взрослым,

        К тому ж поэт,

        Хоть с небольшой,

        Но ухватистой силою,

        И какую-то женщину,

        Сорока с лишним лет,

        Называл скверной девочкой

        И своею милою"        

        "Черный человек!

        Ты прескверный гость.

        Это слава давно

        Про тебя разносится".

        Я взбешен, разъярен,

        И летит моя трость

        Прямо к морде его,

        В переносицу..

.Августа Леонидовна Миклашевская

(1891-1977)

3-ий Ведущий: С.Есенин всю свою жизнь мечтал побывать в Персии. Стремился создать поэтическое творение, достойное наследия древних персидских лриков. Ему удалось создать удивительный поэтический шедевр «Персидские мотивы». В них часто встечается имя Шаганэ. Прототипом этой есенинской персиянки была преподавательница литературы Шагандухт Нерсесовна Тертерян. , с которой Есенин познакомился в 1924 году.

7-ой чтец

Ты сказала, что Саади

целовал лишь только в грудь.

Подожди ты, Бога ради,

Обучусь когда-нибудь!

Ты пропела: «За Ефратом

Розы лучше смертных дев».

Если был бы я богатым,

То другой сложил напев.

Я б порезал розы эти,

Ведь одна отрада мне —

Чтобы не было на свете

Лучше милой Шаганэ.

И не мучь меня заветом,

У меня заветов нет.

Коль родился я поэтом,

То целуюсь, как поэт.

Галина Артуровна Бениславская

(1897-1926)

 (Повествование ведется на фоне музыки романса «Отговорила роща золотая»)

Включается записанный голос учителя.

     У поэта, уставшего от своей жизни, появляется стремление к новой жизни. Но его намерениям не суждено было осуществиться. В ночь на 28 декабря 1925 года Есенин кончает жизнь самоубийством.

      А 3 декабря 1926 года на могиле горячо любимого ею поэта, оборвала свою жизнь Галина Бениславская. Она была самым преданным другом поэта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по изучению творчества Н.Н. Носова (100-летию посвящается)

В разработке внеклассного мероприятия представлена творческая игра для детей младшего школьного возраста "Фантазёры" с использованием креативных тестов...

Методическая разработка внеклассного мероприятия со школьниками 5-8 классов, посвященная "Дню Матери"

Методическая разработка внеклассного мероприятия со школьниками 5-8 классов, посвященная "Дню Матери"Указом Президента Российской Федерации от 30 января 1998 года установлено, что в последнее воскресе...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Командная этапная игра «Наука побеждать», посвященная Дню взятия Измаила русской армией под командованием А.В.Суворова

Российский народ имеет   славные исторические, боевые и созидательные традиции. Одной из таких традиций является боевой подвиг при защите Отечества. Во все века героизм, мужество воинов Росс...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 9-11 классов, посвященная 120 - ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Литературно-музыкальная гостиная "Я сердцем никогда не лгу...".

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку внеклассного мероприятия, посвященную 120-ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Мероприятие раскрывает важные этапы жизни поэта, дает пре...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного творчеству С.Есенина "Пишу тебе с есенинских лугов"

Литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов, посвященная жизни и творчеству С.Есенина...

Методическая разработка классного часа «Надо помнить об этой войне», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Для всех нас, Великая Отечественная война – история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких....

Методическая разработка классного часа "Надо помнить об этой войне" , посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Методическая разработка классного часа "Надо помнить об этой войне" , посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне...