Сценарий вечера по творчеству Ю.Друниной
методическая разработка (9 класс) на тему

Шехмаметьева Румия Кямилевна

Литературный вечер "Я родом не из детства из войны", посвященный тврчеству поэта-фронтовика

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                    «Я родом не из детства - из войны»

(литературная гостиная по творчеству                      Юлии Друниной)

Ход мероприятия

Ведущий: - Есть что-то общее, что роднит все поколения людей - живших прежде, живущих ныне и - надеюсь - тех, кто придёт на эту Землю после нас. Испытания на долю каждого поколения выпадают разные. Меняется мир, меняется в чём-то человек. Но нечто общее, глубинное, близкое каждому всегда - остаётся. Сегодня мы с вами познакомимся с биографией и творчеством Юлии Друниной, будут звучать только её стихи, посмотрим слайды с фотографиями       (слайд № 1). На сегодняшнем  мероприятии присутствует наша односельчанка, жительница блокадного Ленинграда (представление).

                                    Ученик: - Словно по воде круги от камня,
                                                            По земле расходятся слова,
                                                            На бумагу брошенные нами
                                                            В час любви, печали, торжества.
                                                            Те слова порой врачуют раны,
                                                            Те слова бичуют и корят.
                                                            И ещё - как это и не странно -
                                                            Рукописи правда не горят.
                                                            Потому-то сквозь огонь угрюмый
                                                            Всем святошам и ханжам назло
                                                            Яростное слово Аввакума
                                                            К правнукам из тьмы веков дошло. (
слайд № 2)

Ведущий: - 10 мая, у учителя истории Владимира Друнина и его жены Матильды Борисовны родилась дочь Юля, в Москве, в обычной коммунальной квартире. Читать стала рано - от Лидии Чарской  до "Одиссеи" Гомера. Писала стихи. В 1931 году Юля поступает в школу. Посещает литературную студию при Центральном Доме Художественного воспитания детей, помещавшуюся в здании Театра юного зрителя. В конце 30-х годов участвует в конкурсе на лучшее  стихотворение (слайд № 3).

Так начинался творческий путь еще юной  девочки, даже не подозревающей о том, что ее ждет. Ее поколение пока мечтает о подвигах, жалеет о своем незрелом возрасте, сетуя на то, что главное проходит мимо. " Спасение челюскинцев, тревога за плутающую в тайге Марину Раскову, покорение полюса, Испания - вот чем жили они в детстве. И огорчались, что родились слишком поздно…». Удивительное поколение! Вполне закономерно, что в трагическом сорок первом оно стало поколением добровольцев. Действительно, удивительное поколение, поколение романтиков, без колебаний вставшее на защиту Родины. Окончание школы и начало войны совпало для Юли, и это стало переломным событием в жизни юной девушки. После окончания школы в 1942 году работала санитаркой в глазном госпитале в Москве, затем на строительстве оборонительных сооружений в народном ополчении под Можайском. Потом, вопреки воле родителей, она становится санинструктором в пехотном полку. Следом - окружение, прорыв, выход в Подмосковье, ранение. Она возвращается в Москву, и вместе с семьей уезжает в Сибирь. Но Друнина не отказалась от цели, она все равно стремилась на фронт любыми путями. Пройдя в Хабаровске школу младших авиаспециалистов, снова возвращается в ряды своей "любимой Советской армии».

                                             Ученик: - Не знаю, где я нежности училась, -

                                                           Об этом не расспрашивай меня.

                                                           Растут в степи солдатские могилы,

                                                           Идет в шинели молодость моя.

                                                           В моих глазах обугленные трубы.

                                                           Пожары полыхают на Руси.

                                                           И снова нецелованные губы

                                                           Израненный парнишка закусил.

                                                         Нет!

                                                         Мы с тобой узнали не по сводкам

                                                         Большого отступления страду.

                                                         Опять в огонь рванулись самоходки,

                                                         Я на броню вскочила на ходу.

                                                         А вечером над братскою могилой

                                                         С опущенной стояла головой...

                                                         Не знаю, где я нежности училась, -

                                                         Быть может, на дороге фронтовой...

 Ведущий: - Решительность и твердость помогли ей преодолеть все препятствия. Похоронив отца, Юлия снова попадает в пехоту. " Два с лишним года понадобилось мне, чтоб вернуться в дорогую мою пехоту, " – пишет Юлия Друнина, она вновь вернулась на передовую сестрой милосердия. В 1943 году она попадает в Белоруссию в Киевскую стрелковую дивизию. И почти одновременно ею получены медаль "За отвагу", самая что ни на есть солдатская, и – ранение, "осколок застрял рядом с сонной артерией". Тут же приказ: непригодна к военной службе с исключением с учета. Но нет худа без добра – в тыловом эвакогоспитале в Горьковской области ее впервые за всю войну потянуло к стихам: "  Впрочем, "потянуло" – не то слово. Просто кто-то невидимый диктовал мне строки, я их только записывала. Этот невидимый назывался Войной…"

                                                          Я только раз видала рукопашный.
                                                         Раз наяву. И тысячу во сне.
                                                         Кто говорит, что на войне не страшно,
                                                         Тот ничего не знает о войне.

 В 1944 году, выйдя из госпиталя, она пытается поступить в Литературный институт им. Горького, но получает отказ. Но и это не стало преградой. Юля возвращается на фронт, но уже с повышением – старшина мед-службы. Вновь фронт – Белоруссия, но уже 1038-й КСАП (отдельный Калинковичский самоходный артполк). И снова, уже в Прибалтике, ранение и " негоден к несению военной службы", потому что сказалась поначалу показавшаяся пустячной контузия.

                                   Ученик: - Я порою себя ощущаю связной
                                                          Между теми, кто жив
                                                          И кто отнят войной.
                                                          Я - связная.
                                                          Пусть грохот сражения стих:
                                                          Донесеньем из боя
                                                          Остался мой стих...

   Ведущий: - 21 ноября 1944 года ее комиссуют из-за контузии. В конце декабря того же года она самовольно приходит в середине учебного года в Литинститут. "Литературный институт Юля взяла приступом. Просто вошла и села в аудитории. А потом, как она пишет, " прижилась" и сдала сессию. На войне, как на войне". Это было не бессознательное стремление, и это был не последний бой в ее жизни. Еще не раз ей придется бороться за место в жизни. Поступление в институт было первой точкой отсчета.

     В Литинституте она знакомится со своим будущим мужем Николаем Старшиновым (слайд № 4). Как выяснилось позже, они были знакомы до войны: оба ходили в литературную студию при Доме художественного воспитания детей в конце тридцатых годов – после войны они снова знакомятся, и это знакомство перешло в супружество.

   Ученик: -  "Два вечера"                                                

                                                    Мы стояли у Москвы-реки,

                                                    Теплый ветер платьем шелестел.

                                                     Почему-то вдруг из-под руки

                                                     На меня ты странно посмотрел --

                                                     Так порою на чужих глядят.

                                                     Посмотрел и -- улыбнулся мне:

                                                     -- Ну какой же из тебя

                                                     Солдат?

                                                     Как была ты, право,

                                                     На войне?

                                                     Неужель спала ты на снегу,

                                                     Автомат пристроив в головах?

                                                     Я тебя

                                                     Представить не могу

                                                     В стоптанных солдатских сапогах!..

                                                     Я же вечер вспомнила другой:

                                                     Минометы били,

                                                     Падал снег.

                                                     И сказал мне тихо

                                                     Дорогой,

                                                     На тебя похожий человек:

                                                      -- Вот лежим и мерзнем на снегу,

                                                     Будто и не жили в городах...

                                                     Я тебя представить не могу

                                                     В туфлях на высоких каблуках...

     Ведущий: - В 1946 году у них родилась дочь Лена. С рождением дочери Друнина вынуждена на три года уйти  из Литинститута. Послевоенная жизнь была нелегкая, но и это не сломило дух молодого поэта:" Все трудности военной и послевоенной жизни Юля переносила стоически – никто не услышал от нее ни одного упрека, ни одной жалобы. И ходила она по-прежнему в той же шинели, гимнастерке и сапогах еще несколько лет…"

    В 1948 году выходит ее первый сборник стихов "В солдатской шинели". Первая книга была хорошо принята критиками, она вошла в ряд сборников военных стихов и заняла свою нишу. Юлия Друнина навсегда будет зачислена в ряды поэтов-фронтовиков, и на протяжении всего творчества критики будут относить ее к военному поколению, объясняя этим ее главные тенденции в лирике.

Для многих Юлия Друнина началась с "Зинки" - поэмы, посвящённой памяти однополчанки, Героя Советского Союза Зинаиды Самсоновой, а вместе с ней - десяткам погибших молодых девчат, которые, как и Друнина, в семнадцать, встав из-за парты, шагнули  "из школы в блиндажи сырые, от Прекрасной Дамы в "мать" и "перемать"..."  Давайте послушаем отрывок поэмы в исполнении самого автора.

(Звучит голос Друниной – «Фонотека»).

Далее ученик читает всю поэму «Зинка»

Ведущий: - Сейчас многие задаются вопросом о том, а нужно ли вообще нынешнему, далёкому от войны, поколению погружаться в горнило драматических событий прошлого, в ту боль, которую мы всё равно не сможем прочувствовать и осознать в полной мере, потому что определённые вещи можно познать лишь на собственном горьком и страшном опыте? В ту боль, что затушёвывается уже пылью времени, отступая в музейное прошлое под напором живого пульса настоящего. Нет войны - и слава богу. Отгремело, отболело, отошло... Зачем ворошить? Тяжёлые это воспоминания, не наши...

Почему же снова берут в руки любимый томик? Почему не отпускают, не блёкнут знакомые уже наизусть строки? Может быть, потому, что это стихи не только о войне - они о тех вечных ценностях, что являются точками отсчёта для людей любой эпохи - о дружбе, любви, человеческом достоинстве... о сложности нравственного выбора... трудности победы над собой... хрупкости и неповторимости жизни... чуде обретения и мучительной боли потери... надежде и вере... стойкости духа... чуткости души, не черствеющей даже в самых трудных, подчас нечеловеческих, условиях... Эти ценности подвергались испытанию войной, проверяясь на истинность и прочность. Эти же ценности подвергаются испытанию сейчас, в наше время, только иначе. И, может быть, нам чуть-чуть поможет не потерять внутренние ориентиры, не сбиться с пути, не пойти на компромиссы с совестью и душою то горячее послание человечности, что донёс до нас голос поэта из суровых фронтовых лет.                                    

                                              Ученик: - «Ты должна»

                                                           Побледнев,
                                                          Стиснув зубы до хруста,
                                                          От родного окопа
                                                          Одна
                                                          Ты должна оторваться,
                                                          И бруствер
                                                          Проскочить под обстрелом
                                                          Должна.
                                                          Ты должна.
                                                          Хоть вернёшься едва ли,
                                                          Хоть "Не смей!"
                                                          Повторяет комбат.
                                                          Даже танки
                                                         (Они же из стали!)
                                                          В трёх шагах от окопа
                                                          Горят.
                                                          Ты должна.
                                                          Ведь нельзя притвориться
                                                          Пред собой,
                                                          Что не слышишь в ночи,
                                                           Как почти безнадёжно
                                                           "Сестрица!"
                                                           Кто-то там,
                                                           Под обстрелом, кричит.

Ведущий: - Невольно спрашиваешь себя: а ты? Предъявляешь ли ты к себе столь высокие требования? Здесь, сейчас, в своё мирное время, способен ли ты, человече, на мужественный, самоотверженный поступок, на преодоление себя, своих слабостей, страхов и сомнений? Способен ли не смалодушничать, не пройти мимо чужой беды, несправедливости, не остаться в стороне, не притвориться перед собой, что не слышишь, не видишь, не замечаешь?..

Поэзию Юлии Друниной недаром называют "поэзией человеческого достоинства". Она даёт высокие нравственные ориентиры, подталкивая к новым осознаниям, заставляя требовательней относиться к жизни и строже спрашивать с себя. Будучи сама человеком требовательным и неравнодушным, с чуткой, горячей душой, она  всегда умела находить "те самые", бьющие в цель, слова, которые затрагивали сердце.

                                              Ученик: - «Заслуженный отдых»

                                                           Ветераны в подземных
                                                          Дрожат переходах.
                                                          Рядом - старый костыль
                                                          И стыдливая кепка.
                                                          Им страна подарила
                                                         "Заслуженный отдых",
                                                          А себя пригвоздила
                                                          К Бесчестию крепко.

                                                          Только как позабуду
                                                          Отчаянных, гордых
                                                          Молодых лейтенантов,

                                                           Солдатиков юных?..
                                                          Ветераны в подземных
                                                          Дрожат переходах,
                                                          И давно в их сердцах
                                                          Все оборваны струны.

                                                          Ветераны в глухих
                                                          Переходах застыли.
                                                          Тихо плачут монетки
                                                          В кепуре помятой.
                                                          Кепка с медью -
                                                          Осиновый кол на могиле,
                                                          Над могилою юности нашей
                                                          Распятой...

Ведущий: - Горько и стыдно читать эти строки, написанные той же рукой, что и "Зинка". На их фоне ещё актуальней звучит сегодня голос "связной" Юлии Друниной, несущей "донесением из боя" свой искренний стих - частицу живой истории человечества, того опыта, который нам важно впустить в себя и осознать - чтобы сквозь его призму иначе увидеть и понять настоящее. Опыта, который, затронув, взволнует и что-то посеет в нас:

                                                           Что ж, дать в забвенье утонуть
                                                          Прошедших этот адский путь? -
                                                          Тогда он снова повторится.
                                                          Листайте Прошлого страницы,
                                                          Переплавляя в Правду боль...

Война изломала много судеб, а эту судьбу она словно выковала в горниле. Доказав тем самым в очередной раз, что судьба человека зависит не столько от привходящих в его жизнь извне событий и испытаний,  сколько от внутренней настройки его личности, от того, как он переносит эти испытания, чему учится  в них. Юлия Друнина потом не раз скажет спасибо своей фронтовой юности, которая научила её верности солдатской дружбы, дала высокие точки отсчёта, заставив предъявлять и к жизни, и к себе строгие требования, сформировала как поэта, и -  обострила чуткость души, сердечную доброту, нежность и сострадание, научив острее ценить неповторимость каждого мгновения жизни, каждого мгновения теплоты человеческого сердца:

                                             Ученик: - Я родом не из детства — из войны.
                                                            И потому, наверное, дороже,
                                                            Чем ты, ценю я радость тишины
                                                            И каждый новый день, что мною прожит.

                                                            Я родом не из детства — из войны.
                                                            Раз, пробираясь партизанской тропкой,
                                                            Я поняла навек, что мы должны
                                                            Быть добрыми к любой травинке робкой.

                                                            Я родом не из детства — из войны.
                                                            И, может, потому незащищённей:
                                                            Сердца фронтовиков обожжены,
                                                            А у тебя — шершавые ладони.

                                                            Я родом не из детства — из войны.
                                                            Прости меня — в том нет моей вины...

          Ведущий: -  Примером своей жизни и строками своих стихов Юлия Друнина несёт людям веру в человека, напоминая о том, сколь великая нравственная и душевная сила сокрыта в хрупкой на вид женщине - дарительнице и хранительнице жизни, способной пронести сквозь пепел беды и огонь тяжёлых испытаний веру, надежду, любовь:

                                                              Наши души сильны и гибки -
                                                             Привыкаешь к беде, к войне.
                                                             Только к чуду твоей улыбки
                                                             Невозможно привыкнуть мне...

 В статье "Безумно страшно за Россию...", посвящённой творчеству Юлии Владимировны, её автор Г. Красников писал: "Женщины любили (и продолжают любить!) поэзию Юлии Друниной за то, что в её лирических стихах нежность и чистота не были безвольными, умели за себя постоять. Кажется, именно в ней сбылись, обернувшись неожиданным буквальным смыслом, пророческие слова Фёдора Достоевского - "красота спасёт мир": мир - от на земле, мир в Отечестве, мир в семье, в доме...».        

                                              Ученик: - Стало зрение сердца

                                                           Острее,

                                                           Если сердце прошло

                                                           Через ад...

                                                            Дорогие,

                                                            Миритесь быстрее-

                                                            Не существенно,

                                                            Кто виноват.

                                                            Я прошу вас,

                                                           Давайте не будем

                                                           Рвать мосты за собой

                                                           Сгоряча...

                                                           Почему это

                                                           Близкие люди

                                                           Рубят прямо по душам

                                                           Сплеча?

                                                          Я прошу вас,

                                                          Поймите быстрее-

                                                          В битве душ

                                                          Победителей нет.

                                                          Стало зрение сердца

                                                          Острее

                                                          После всех испытаний

                                                          И бед.

Ведущий: - После 15 лет брака Юлия разводится со Старшиновым. "…Николай прожил с Юлей очень много – если учесть, что у поэтов всегда своеобразные характеры… Были у них и радость, и счастье молодой любви, дружба, взаимоуважение. Многие им отчаянно завидовали – почти все "литературные" браки быстро распадались … Люди не остаются всю жизнь одними и теми же. Появляются недопонимания, вначале мелкие, потом более крупные, и Бог знает, что еще".  Несмотря ни на что, они остаются друзьями.

                                             Ученик: - Не бывает любви несчастной.

                                                          Может быть она горькой, трудной,

                                                          Безответной и безрассудной,

                                                          Может быть смертельно опасной.

                                                          Но несчастной любовь не бывает,

                                                          Даже если она убивает.

                                                          Только кто того не усвоит,

                                                          И счастливой любви не стоит...

Ведущий: - В 1954 она поступает на сценарные курсы при Союзе кинематографистов. Здесь она знакомится с человеком, который позже станет для нее самым близким и родным человеком, ее судьбой, опорой и другом – Алексеем Яковлевичем Каплером (слайд №  5). (Каплер Алексей Яковлевич (1904-79) - российский кинодраматург, заслуженный деятель искусств России (1969). Написал сценарии фильмов: "Ленин в Октябре" (1937) и "Ленин в 1918 году" (1939, совместно с Т. С. Златогоровой), "Котовский", "Она защищает Родину" (оба 1943), "Принимаю бой" (1966), «Полосатый рейс» и др. Государственная премия СССР (1941). Вёл «Кинопанораму»).

Алексей Яковлевич Каплер очень сильно изменил жизнь Юлии  Владимировны. Он "относится к Юли очень трогательно… Все заботы по быту брал на себя. Он помогал ей выйти к широкому читателю.

                                            Ученик: - Я не привыкла, чтоб меня жалели, 
                                                         Я тем гордилась, что среди огня 
                                                         Мужчины в окровавленных шинелях 
                                                         На помощь звали девушку - меня... 

                                                         Но в этот вечер, мирный, зимний, белый, 
                                                         Припоминать былое не хочу, 
                                                         И женщиной - растерянной, несмелой - 
                                                         Я припадаю к твоему плечу.

Ведущий: - Но самое главное – он сумел приучить ее к постоянному литературному труду. Если прежде она писала от случая к случаю, по вдохновению, то теперь она стала много и упорно работать все время. Расширился  не только круг ее тем, но и жанров; она обратилась к публицистике, к прозе.

Окажется, что с 1943 по 1960 год, то есть за семнадцать лет, она написала вдвое меньше стихов, чем за такой же следующий отрезок времени. А если к этому прибавить написанную в эти же годы прозу, то получается, что ее " производительность" возросла вчетверо, а то и впятеро …". Это книги Юлии Друниной (слайды № 6, 7, 8).

                                               Ученик: - Ты - рядом, и все прекрасно: (слайд №  9)
                                                           И дождь, и холодный ветер.
                                                           Спасибо тебе, мой ясный,
                                                            За то, что ты есть на свете.

                                                            Спасибо за эти губы,
                                                            Спасибо за руки эти.
                                                            Спасибо тебе, мой любый,
                                                            За то, что ты есть на свете.

                                                            Ты - рядом, а ведь могли бы
                                                            Друг друга совсем не встретить..
                                                            Единственный мой, спасибо
                                                            За то, что ты есть на свете!

Ведущий: - В 1963 году Юлия Владимировна избирается секретарем Союза писателей СССР и Союза писателей России. В этот период  Друнина добивается не только литературных высот, но и продвигается по служебной лестнице, благодаря  своей целеустремленности. Хотя она никогда не мечтала занимать высокие служебные посты (слайд № 10).

В это время Друнина занимается и общественной работой. Внешне в ее жизни все складывалось удачно – к фронтовым наградам прибавилось трудовые ордена. Ее награждали престижными премиями, избирали секретарем правления разных союзов писателей, председателем Совета по военно-художественной литературе, членом редколлегии центральных газет и журналов (слайд № 11). А тем временем доходили слухи, что вся эта литературно-общественная работа, а чаще – суета, все эти звания, награды и посты совсем ей не по душе.

Ее дело поэзия. Ее дело – забота об армии, ее родной армии, которую клевали, кому не лень.

        В 1979 году скончался Алексей Каплер.

                                           Ученик: - Смиряемся мы с мыслью о кончине,

                                                          Смиряемся ещё с ребячьих пор,

                                                          И кровь моя от ужаса не стынет,

                                                          Хоть вынесен мне смертный приговор.

                                                          Но сколько раз с пронзительным испугом

                                                          Я снова вспоминаю, дорогой:

                                                          Из двух людей, живущих друг для друга,

                                                          Один уходит раньше, чем другой…

Ведущий: - После смерти Каплера, лишившись его опеки, она оказалась в растерянности. По мнению многих ее знакомых и друзей, именно в этот момент что-то сломалось у нее внутри, она потеряла тот стержень, который поддерживал в будничной суете. Вообщем, она не вписывалась в наступавшее прагматическое время, она стала старомодной со своим романтическим характером.

                                             Ученик: - Убивали молодость мою

                                                          Из винтовки снайперской,

                                                          В бою,

                                                          При бомбежке

                                                          И при артобстреле...

                                                          Возвратилась с фронта я домой

                                                          Раненой, но сильной и прямой -

                                                          Пусть душа

                                                          Едва держалась в теле.

                                                          И опять летели пули вслед:

                                                         Страшен быт

                                                         Послевоенных лет -

                                                         Мне передохнуть

                                                         Хотя бы малость!..

                                                         Не убили

                                                         Молодость мою,

                                                         Удержалась где-то на краю,

                                                         Снова не согнулась,

                                                         Не сломалась.

                                                         А потом -

                                                         Беды безмерной гнет:

                                                         Смерть твоя...

                                                         А смерть любого гнет.

                                                         Только я себя не потеряла.

                                                         Сердце не состарилось

                                                         Ничуть,

                                                         Так же сильно

                                                         Ударяет в грудь,

                                                         Ну, а душу я

                                                         В тиски зажала.

                                                         И теперь веду

                                                         Последний бой

                                                         С годами,

                                                         С обидами,

                                                         С судьбой -

                                                         Не желаю

                                                         Ничему сдаваться!

                                                         Почему?

                                                         Наверно, потому,

                                                         Что и ныне

                                                         Сердцу моему

                                                         Восемнадцать,

                                                         Только восемнадцать!

Ведущий: - В этот период Друнина активно занимается общественной деятельностью, в 1990 году избирается депутатом Верховного Совета Росси. Для человека романтического было почти невероятным, что она стала депутатом, но и здесь не было корыстной цели, хотя было известно, что "депутату-писателю легче и лишнюю книгу пробить, и гонорар получить по высшей ставке, и пяток восторженных статей о себе увидеть в самых популярных газетах и журналах – с портретом, да написанных знаменитейшими критиками, - да квартиру получить получше, да автомобиль, да за границу скатать в депутатской группе на халяву." Но не этого Друнина искала. Пришла и слава, и известность, и почет, но это ей было ни к чему. И в 1991 году Юлия Владимировна добровольно оставляет свою должность. "Мне нечего там делать, там одна говорильня. Я была наивна и думала, что смогу как-то помочь нашей армии, которая сейчас в таком тяжелом положении… Пробовала и поняла: все напрасно! Стена. Не прошибешь!"

И здесь, тоже, чаша терпения переполнилась.

Двадцатого ноября 1991 года добровольно остановилось сердце Юлии Друниной. Почему? Этим вопросом задавались многие.

           Конец жизни Юлии Владимировны полон трагизма. Она могла тысячу раз погибнуть на войне, а ушла из жизни по своей воле.
          Юлия Друнина закрылась в своем гараже в поселке Советский писатель Подольского района и задохнулась от выхлопных газов собственных «Жигулей».
                                           
Ученик: - Есть круги рая,
                                                        А не только ада.
                                                        И я сквозь них,
                                                        Счастливая, прошла.
                                                        Чего ж мне надо,
                                                        Да, чего ж мне надо?
                                                        Ни на кого
                                                        Держать не стану зла.
                                                        За всё, что было,
                                                        Говорю - "спасибо"!
                                                        Всему, что будет,
                                                        Говорю - "держись!"

                                                         Престолы счастья
                                                        И страданий дыбы:
                                                        Две стороны
                                                        Одной медали -
                                                        "Жизнь".

    Ведущий: - В предсмертном письме она попыталась объяснить причины своего решения: «Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл... А я к тому же потеряла два своих главных посоха — ненормальную любовь к Старокрымским лесам и потребность творить... Оно лучше — уйти физически неразрушенной, душевно несостарившейся, по своей воле. Правда, мучает мысль о грехе самоубийства, хотя я, увы, неверующая. Но если Бог есть, он поймет меня...»
                                                        Потому выбираю смерть.
                                                        Как летит под откос Россия,
                                                        Не могу, не хочу смотреть!
 Все было  продумано до мелочей. К этому времени она подготовила к изданию свой последний сборник "Судный час", один из разделов книги – Ее стихи Ему и Его письма, записки, телеграммы Ей.

Ее уход был, как выяснилось продуман до мельчайших подробностей еще как минимум год назад. По той же короткой тропинки на даче в Пахре, где каждая пылинка помнила о двух неразлучных, о Нем и о Ней, Юлия прошла в последний раз двадцатого ноября.

И если это решение было принято, а Юлия Владимировна Друнина была решительным человеком, значит, на то были свои причины.

Причин много, но главное то, что она решила так сама и осуждать мы не вправе.


       
Ее главное желание – быть похороненной в одной могиле с Алексеем Каплером – исполнилось.
          В посёлке Старый Крым на кладбище есть две парные могилы (
слайд № 12). В одной из них похоронены писатель Александр Грин и его жена, в другой — Алексей Каплер и поэтесса Юлия Друнина. Здесь, в Коктебеле, они бывали и вместе, и отдельно. В 1979 году, когда Каплер умер, он был похоронен, согласно его воле, на кладбище Старого Крыма. Там же, в Старом Крыму, в Литературно – художественном музее (слайд №  13) есть экспозиция, посвящённая Юлии Друниной и Алексею Каплеру (слайд № 14). А это автограф Юлии Друниной (слайд № 15)
         Крымские астрономы Юлия и Николай Черных назвали одну из далеких планет Галактики именем Юлии Друниной. И это стало лучшим памятником Юлии Друниной: свет далекой звезды, свет, пронзающий время и расстояния, негасимый свет…   

Каждая эпоха испытывает своих детей по-разному. Наше время испытывает нас низвержением прежних идеалов, нивелированием этических ценностей, потерей нравственных и духовных ориентиров, толкает к поискам и осознаниям каких-то новых (или хорошо забытых старых?) ключевых вех. Мы - как кораблики в тумане - плывём подчас без карты и радиосвязи по одному лишь внутреннему компасу, который может и ошибаться, путать полюса... Ветер дует то в одну, то в другую сторону... Мы теряемся в тумане... Не всегда хватает твёрдости и веры развернуть корабль против ветра, побороться с волнами сомнений, не плыть по течению...  Но есть люди, которые своей жизнью и творчеством зажигают в тумане маячки-ориентиры. Такой была поэт и человек Юлия Друнина.

             А сейчас мне бы хотелось дать слово нашей гостье. Жительница блокадного Ленинграда волею судьбы попала в наше село. Прекрасный педагог, учитель русского языка и литературы, многие годы проработала в нашей школе, сейчас находится на заслуженном отдыхе. (Ответное слово).

Ведущий: - На доске у нас прикреплено большое сердце как знак уважения к людям, прошедшим ту страшную войну. Я предлагаю вам показать, что мы помним этих людей, что наша память вечна – прикрепим маленькие сердечки на одно большое. (Учащиеся прикрепляют сердечки). Большое спасибо вам за внимание, до новых встреч! (слайд № 16).

Использованные ресурсы Интернета

www.http//drunina.ru

www.http//kompas.ru

www.http//litera.ru

www.http//wikipedia.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий вечера, посвященного творчеству А.С.Пушкина “Вся жизнь – один чудесный миг”

Сценарий вечера, посвященного творчеству А.С.Пушкина “Вся жизнь – один чудесный миг”...

Открытый урок, посвященный творчеству Ю. Друниной

план окрытого мероприятия в 9 классе...

Сценарий вечера, посвященного творчеству А. Милна «По страницам любимых произведений»

можно использовать как во внеурочной работе, так и на уроке при изучении творчества А.Милна в 7 классе по УМК О.В. Афанасьевой...

Сценарий вечера, посвященного творчеству Булата Окуджавы

Сценарий вечера знакомит с творчеством известного поэта-барда, стихи и песни которого мы знаем с детства....

Предлагаю сценарий вечера, посвященного творчеству С.А.Есенина

Один из вариантов внеклассной работы по поэзии Сергея Есенина...

Сценарий вечера посвященного творчеству группы "The Beatles"

Данный сценарий знакомит учащихся с творчеством британской группы   группы "The Beatles"....

Сценарий вечера, посвященного творчеству С. Есенина

Сценарий вечера, посвященного творчеству С. Есенина (8-9 классы)...