рекомендаций по проведению коррекционной работы с девиантными подростками, попавшими в кризисную ситуацию.
статья (9 класс) на тему

Рекомендаций по проведению коррекционной работы с девиантными подростками, попавшими в кризисную ситуацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gjlhjcnjr.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по формированию

адаптивного совладающего поведения у девиантных подростков

социальный педагог Н.И.Чернобылова

При оказании психологической помощи девиантным подросткам следует помнить, что одни ситуации решаются быстро, а другие требуют времени и терпения.

Оказывая помощь в разрешении затруднительного для подростка вопроса, можно использовать различные способы. Тактичность, чувствительность, гибкость, изобретательность, умение отказаться от неработающих способов или модифицировать их - залог успешности воздействия. При индивидуальной и групповой работе с девиантными подростками, попавшими в кризисную ситуацию, могут использоваться следующие способы:

  1. Информирование. Расширение (изменение, корректировка) информированности подростка, повышение его психологической грамотности в области обсуждаемых вопросов за счет примеров из обыденной жизни, обращения к литературным источникам, научным данным, опыту других людей.
  2. Метафора (метод аналогий). Суть метода заключается в использовании аналогий – образов, сказок, притч, случаев из жизни, пословиц, поговорок для иллюстрации актуальной ситуации (темы, вопроса) подростка. Метафора имеет косвенное влияние на установки, стереотипы, мнения человека, позволяет взглянуть на ситуацию как бы со стороны. Благодаря этому снижаются субъективная значимость и ложное ощущение уникальности проблемы. Кроме того, удается разрядить излишне напряженную атмосферу беседы.
  3. Установление логических взаимосвязей. Психолог вместе с подростком устанавливает последовательность событий, выделяет роль внутренних (субъективных) факторов в происхождении событий жизни и их взаимосвязи. Данный способ позволяет расширить и уточнить понимание.
  4. Проведение логического обоснования. Данный способ позволяет отсортировать возможные способы решения актуальной жизненной задачи для подростка за счет логического анализа, позволяющего прогнозировать (обосновать) последствия (эффективность) разных путей решения.
  5. Самораскрытие. Психолог косвенно побуждает подростка «стать самим собой», делясь собственным личным опытом, выражая терпимое отношение к различным высказываниям, чувствам консультируемого.
  6. Конкретное пожелание. Пожелание может содержать
    рекомендацию попробовать какой-либо конкретный способ действия при решении актуальной задачи. Подросток оценивает ситуацию, приемлемость предлагаемых способов, планирует шаги для их реализации.
  7. Парадоксальная инструкция. Для того чтобы вызвать чувство протеста и активизировать подростка, позволить ему лучше понять происходящее, можно предложить ему: «Продолжайте делать то, что вы делаете. Повторите свои действия (мысли, поступки) по крайней мере три раза...»
  8. Убеждение. Данный способ целесообразно использовать на фоне уравновешенного эмоционального состояния, его применение предполагает хорошее развитие образного и абстрактного мышления, устойчивости внимания. Психолог, используя понятные аргументы для подростка, позволяет ему убедиться (утвердиться) в понимании определенных событий, способов, мыслей.
  9. Эмоциональное заражение. При установлении доверительных отношений психолог становится фигурой для эмоциональной идентификации. За счет этого он может поменять (откорректировать) эмоциональное состояние подростка, заражая его собственным эмоциональным состоянием.
  10. Релаксация. Помощь подростку в освоении и осуществлении способов расслабления, достижения внутреннего покоя и комфорта. Может осуществляться в форме медитации, аутотренинговых и релаксационных упражнений.
  11. Переоценка. При наличии негативных чувств, мыслей позволяет выработать новый взгляд (отношение) на ситуацию - «сменить рамку». Переоценка включает выделение негативных переживаний (мыслей, образов), их фиксацию, поиск положительного (трансформацию в положительное), концентрацию на положительном и объединение положительного с негативным с целью изменения (переоценки) негатива.
  12. Ролевое проигрывание. Данный способ предполагает моделирование различных реальных и идеальных ситуаций для тренировки (отработки) новых способов поведения в значимых ситуациях.
  13. Анализ ситуаций. В ходе консультирования можно проводить совместный анализ как реальных жизненных ситуаций подростка, так и ситуаций из жизни других людей, включая литературные примеры. Данный способ вместе с информированием помогает повысить психологическую грамотность, а также развить навыки использования психологической информации при анализе ситуаций.
  14. Внутренние переговоры. Данный способ может использоваться для устранения внутренних конфликтов подростка. Он предполагает выделение конфликтующих сторон (субличностей), их наименование и осуществление диалога между ними. Психолог не может бороться вместо подростка, но он может помочь осознать конфликтную ситуацию и организовать внутренние переговоры, ведущие к компромиссу. После специальных тренировок подросток обучается подключать к переговорам своего Творца - мудрую, творческую силу, которая есть у каждого человека. Это помогает не только находить компромиссы, но и создавать новые оригинальные решения.
  15. Трансформация личной истории. Целенаправленное погружение в собственную историю для мысленного субъективного завершения незакрытых событий прошлой жизни, изменения навязанных программ и сценариев. Это способствует также снятию напряжения, создаваемого эффектом незаконченного действия. Если нельзя изменить реальные события жизни, то можно изменить отношение к ним. В тех случаях, когда подросток страдает от мыслей, что он не сказал или не сделал что-то, можно предложить ему сделать это, актуализировав соответствующую ситуацию в ходе психологической работы (мысленно или реально в игровой модели).
  16. Целеустроение. Имеет смысл заняться поиском новых жизненных целей и смыслов, когда подросток чувствует некоторую опустошенность, малоценность собственного существования, хочет изменить свою жизнь, но не знает, в каком направлении двигаться. Для целеустроения можно использовать как рациональные техники, так и способы творческого воображения.
  17. Наполнение смыслом «обыденных» жизненных событий. Этот способ имеет большое значение для подростков, которым жизнь кажется скучной, все занятия неинтересными; он предполагает работу по повышению значимости происходящих событий, наполнению смыслом выполняемых действий (аналогично Тому Сойеру, который смог превратить в удовольствие скучное занятие по покраске забора).
  18. Социальные пробы. Осуществление конкретных действий подростком как в специально запланированных жизненных ситуациях, так и в игровых процедурах позволяет лучше понять собственные возможности, пройти свое образное социальное закаливание, освоить новые формы и способы поведения .

Индивидуальная работа с девиантными подростками основывается преимущественно на методах разговорной терапии. Консультант должен соблюдать такие аспекты в своей работе как: полное принятие подростка таким, какой он есть, умение консультанта проявлять эмпатию и быть самим собой (конгруэнтность). Подросток очень четко чувствует любую фальшь в поведении взрослых, поэтому только абсолютная правдивость самого консультанта поможет установить контакт .

Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации:

  1. Установление контакта с подростком. Установление контакта осуществляется через объединение консультанта с подростком с помощью вербальных и невербальных средств (голос, жесты, поза, слова).
  2. Запрос подростка. Описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации, критической ситуации, в которую он попал.
  3. Диагностическая беседа. Диагностическая беседа с подростком более быстродейственна с применением ряда проективных методик, которые позволяют быстрее разговорить подростка . К ним могут относиться:
  • методика «Несуществующее животное»: подростка просят нарисовать несуществующее животное, и придумать про него историю;
  • методика «Рисунок семьи»: подростка просят нарисовать его семью, и объяснить рисунок;
  • методика «Семья животных»: подростку предлагается представить, что пришел волшебник и превратил всех членов семьи в различных животных;
  • методика «Методика Гарднера»: подростку предлагается придумать сказку по данному началу: далеко отсюда за горами жил (а) – был (а)
  • методика «Раннее воспоминание»: подростку предлагается вспомнить и рассказать что-либо из своего детства .

4) Интерпретация. Словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка. Наиболее эффективным и безопасным для подростка является не прямое сообщение ему своей гипотезы, а косвенное – с использованием метода «анализа чужих проблем». Подростку сообщается, что похожие трудности испытывают многие. Ему предлагаются отрывки из протоколов бесед с несколькими подростками. Его просят сначала сформулировать «чужие» проблемы, а затем подумать, чем похожи они на его собственные проблемы.

5) Переориентация. Совместная выработка конструктивных способов

преодоления трудностей. Этот этап предполагает не поиск способов избавления от проблемы, а направление ее в конструктивное русло, т.е. нахождение ее обучающего воздействия. Это можно сделать с помощью методики «Кот в сапогах». Подростку предлагается вспомнить сказку о коте в сапогах. Далее вместе с подростком продумывается, какую пользу может принести ему данная трудная ситуация — его собственный кот в сапогах: в чем сделала его сильнее? Какие новые возможности откроет?

Существует немалое количество рекомендаций по проведению коррекционной работы с девиантными подростками, попавшими в кризисную ситуацию. Охватить все методы и приемы в одной работе невозможно. Однако приведенные способы помогут специалистам, работающим с данной категорией подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации к проведению коррекционных занятий в речевой группе детского сада

Работа воспитателя на логопедических группах главным образом подчинена устранению дефектов речи и развитию общих качеств и свойств личности ребенка.Педагогический эффект в решении этой сложной проблем...

Театральная деятельность - неотъемлемая часть воспитательного компонента в работе с девиантными подростками

Учитывая, что внутренний мир подростка, злоупотребляющего ПАВ сложен и противоречив, основная задача данного рода деятельности помочь воспитаннику увидеть, услышать, почувствовать и осознать всё много...

Рекомендации социальному педагогу по работе с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Формы и методы, с помощью которых удается решать проблемы ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации/Карта семьи.Посещение неблагополучной семьи (цели и результаты)Акт обследования семьи обуча...

Тема: «Психолого –педагогические рекомендации для педагогов в работе с девиантными детьми».

Часто мы не можем до конца понять, как нам справляться с такими детьми, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкоголь и пробуют наркотики и, в силу свои...

Памятка "Рекомендации педагогам при работе с трудными подростками и в кризисных ситуациях"

В памятке "Рекомендации педагогам при работе с трудными подростками и в кризисных ситуациях" представлены:Основные трудности подростковПорядок поведения педагога при возникновении конфликта во время у...

Рекомендации к проведению коррекционных занятий в речевой группе детского сада.

Работа воспитателя на логопедических группах главным образом подчинена устранению дефектов речи и развитию общих качеств и свойств личности ребенка.Педагогический эффект в решении этой сложной проблем...