Рабочая программа кружка "Путь к Олимпу"
рабочая программа (6 класс) на тему

Ющенко Ксения Александровна

Кружок «Путь к Олимпу» предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой. Однако занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью: занимательный – это значит «интересный, связанный с процессом познания нового». Материал подобран таким образом, что каждое занятие  призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий кружка – это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку.Развитие познавательных интересов школьников – одна из важнейших задач школы. Наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами, поэтому основу занятий кружка составляют игры, турниры, решение и составление кроссвордов и ребусов, путешествия, грамматические сказки, викторины, а также практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_put_k_olimpu.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Школа № 10 г. Белогорск»

  Утверждено:

  Директор  МАОУ «Школа №10 г. Белогорск»

_________________/ __________________

Приказ от «____»___________20___г.№___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«ПУТЬ К ОЛИМПУ»

уровень основного общего образования, 6 класс

(уровень, ступень образования)

2016-2017 учебный год

 (срок реализации программы)

Количество часов  всего: _17_, в неделю 0,5_

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

Ющенко Ксения Александровна, учитель русского языка и литературы

Рассмотрено:

  Руководитель методического объединения

____________/_______________________

Протокол от ___________________№___

    Согласовано:

      Заместитель директора по УВР

     __________/___________________

       «___»______________20____г.

г. Белогорск

Пояснительная записка

Программа составлена на основе:

- Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1015 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -  образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 08. 2013 года №1014 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);

- Постановления главного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08 апреля 2015 года № 1/15;

- Приказа Министерства образования и науки Амурской области от 31.03.2010 №509 «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;  

- Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Школа №10 г. Белогорск» (ФГОС) на 2015-2019 годы, утвержденной приказом от 28.08 2015 года №311, с изменениями;

- Устава Школы, утвержденного постановлением администрации г. Белогорск от 30 сентября 2015г. №1782.


Общая характеристика предмета

 

Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку. В отличие от программы классных занятий программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Работа в кружке, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких – либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно  новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают  интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.

Кружок «Путь к Олимпу» предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой. Однако занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью: занимательный – это значит «интересный, связанный с процессом познания нового». Материал подобран таким образом, что каждое занятие  призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий кружка – это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку.

Развитие познавательных интересов школьников – одна из важнейших задач школы. Наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами, поэтому основу занятий кружка составляют игры, турниры, решение и составление кроссвордов и ребусов, путешествия, грамматические сказки, викторины, а также практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.

Как всякая игра, решение кроссвордов, ребусов и т. п. требует смекалки, сообразительности, находчивости. Отгадывание различных занимательных загадок способствует формированию внимания и усидчивости, выдержки и терпения, готовности к волевым усилиям, настойчивости, повышению работоспособности. В то же время у детей расширяется кругозор, они приобретают сведения из различных областей знаний, обогащается их словарный запас.

Материал подобран в такой форме, что позволит подготовить детей к олимпиадным заданиям.

 

Цели обучения

Основная цель - пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям, желание познать  богатства языка.

Программа кружка «Путь к Олимпу» ставит следующие задачи:

  • выявление и поддержка одарённых учащихся;
  • развитие индивидуальных способностей учащихся;
  • расширение и углубление программного материала;
  • воспитание любви к великому русскому языку;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
  • совершенствование общего языкового развития школьников.

Организация деятельности  школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Программа данного курса  удовлетворяет познавательные потребности учащихся в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к  кружку «Путь к Олимпу» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружка следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка на примерах текстов художественных произведений.

Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, кружок «Путь к Олимпу позволяет работать не только над основными разделами русского языка, но и над  развитием правильной речи.

Содержание программы и используемые методы кружка «Путь к Олимпу» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:

  • игры на языковом материале;
  • вопросы занимательной грамматики;
  • инсценировки языковых ситуаций;
  • краткие увлекательные рассказы о жизни языка;
  • практическая работа с различными рода словарями;
  • работа с тестами художественных произведений.

Виды деятельности:

теоретические:

- лекция с элементами беседы;

- составление кроссвордов и ребусов;

-  путешествие;

- грамматические сказки;

- викторина;

- выступление, рассказ;

практические:

-  игра, турнир;

- выполнение тестов;

-  работа над словом, работа с книгой, словарем;

-  составление диалогов, лингвистических сказок;

-  редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр;

-  выборка материала из художественной литературы, его анализ;

-  подготовка сообщений;

- практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Личностные результаты

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

- способность определять цели предстоящей деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты

- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

- объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

- аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

- извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Содержание курса «Путь к Олимпу»

Тема  1. Введение. «Понемногу о многом».

Тема  2. Великий и могучий.

Тема  3. Звук и буква.

Тема  4. Великие тайны письма.

Тема  5. Откуда взялись названия букв? 

Тема  6. Жизнь слов. 

Тема  7. Почему мы так называемся? 

Тема  8. Слова – родственники.

Тема 9. Словари – наши добрые спутники.

Тема 10. «Тезки наоборот». О словах разных, одинаковых, но разных. 

Тема 11. «Прочь с дороги!» 

Тема 12. Фразеологические обороты. 

Тема 13. Расскажи о фразеологизме.

Тема 14. «Голос возвысил и бросил крылатое слово». 

Тема 15. Биография слов.

Тема 16. Язык имеет свои краски. 

Тема 17. Урок грамматических игр.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

РУССКИЙ ЯЗЫК

6 КЛАСС

п/п

Название раздела, тема урока

Кол-во часов

Дата

Вид (форма) контроля

план

факт

1

Введение. «Понемногу о многом».

1

Язык – хранитель всего с древнейших времен до современности. Русский язык – наша гордость. Великие люди о языке. Игра «Дежурная буква».

2

Великий и могучий.

1

«Дождевые слова» К. Паустовского. Полминутки шутки (ребусы, занимательные вопросы, шарады).

3

Звук и буква. 

1

Основные фонетические процессы. Омолаживание слов (процессы аллитерации в поэзии). Игра «Звук заблудился», «Кто больше», «Кто скорее».

4

Великие тайны письма.

1

Письменность Древней Руси. Головоломки «На каком языке написано?», «Расшифруйте».

5

Откуда взялись названия букв? 

1

Индивидуальные сообщения «Веселая буква»

6

Жизнь слов. 

1

Разница между неологизмами и словами-старичками, но с новым значением (дружина, звено). Книга Л. Успенского «Слово о словах».

7

Почему мы так называемся? 

1

Неологизмы и историзмы.  Исследовательские сообщения. Игра «Почему мы так называемся?»

8

Слова – родственники.

1

Слова с общими корнями. Способы образования гнезда слов. Значения суффиксов и приставок. Практическая работа «Образование слов от одного корня с помощью различных суффиксов».

9

Словари – наши добрые спутники.

1

Виды словарей. Толковые словари. «Собирал человек слова…» (о толковом словаре В. Даля).

10

«Тезки наоборот». О словах разных, одинаковых, но разных. 

1

Понятие антонимов. Анти - «против», нома – «имя». Названия известных произведений, где есть антонимы. Антонимы в пословицах и поговорках. Игра «Найдите спрятанные слова».

11

«Прочь с дороги!» 

1

Театрализованное представление с героями: мать, Маша, Имя Прилагательное, Половина, Надеть, Одеть, Кушать и т.д.). Правильное употребление слов в речи, профилактика речевых ошибок. Чтение отрывка «Как его зовут? » (В. Масс и М. Червинский). Употребление вежливых слов в речи.

12

Фразеологические обороты. 

1

Роль фразеологизмов в речи. Практическая работа по замене фразеологизмов синонимами, слов фразеологизмами, нахождение антонимов к фразеологизмам.

13

Расскажи о фразеологизме.

1

Самостоятельный подбор материала и сообщение учащихся о происхождении, значении и употреблении фразеологизма (как с гуся вода, держи карман шире, из-под земли достань, подготовить почву, проглотить пилюлю, играть роль, петь с чужого голоса, на точке замерзания, великое переселение, гордиев узел, прокрустово ложе.

14

«Голос возвысил и бросил крылатое слово». 

1

«Крылатые слова» - меткие, образные выражения. Исследование басен И.А. Крылова. Прослушивание и чтение басен «Щука», «Ларчик», «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Гуси», «Чиж и голубь», «Пустынник и медведь», «Лжец», «Волк и журавль», и т.д. (групповая работа).

15

Биография слов.

1

Викторина по фразеологии:

Откуда пришли выражения?

Пять фразеологизмов из сказок.

Шарады.

16

Язык имеет свои краски. 

1

Анализ отрывков из художественных произведений. А.П. Чехов. «Степь» (картина грозы). Аллитерация. Тютчев «Люблю грозу…». Н.В. Гоголь «Чуден Днепр…». Звукопись. Музыкальность и благозвучие языка.

17

Урок грамматических игр.

1

Запишите как можно больше слов из букв слова ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.

Соберите слова из разбежавшихся в разные стороны букв: рбаанаб (бабаран), ририятоет (территория), ыакамрон (макароны), сивкагтинил (лингвистика), турретаила (литература).


Учебно-техническое обеспечение

№ п/п

Средства

Перечень средств

1

технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

Настенные таблицы с терминами и понятиями;

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия, 6 класс;

2

цифровые образовательные ресурсы

Электронные учебные модули Открытых Мультимедиа Систем (ОМС);

Список используемой литературы

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1

«Язык родной, дружи со мной».

А.А. Шибаев.

Москва: Детгиз, 2008.

2

Эти мудрые слова.

Э.Н. Вартьян

М.: Просвещение, 2005.

3

Занимательная грамматика.

Н.Ф. Александрович

М.: Просвещение, 2004.

4

Внеурочная деятельность: сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов

Н.А. Криволапова

М.: Просвещение, 2012.

5

5000 игр и головоломок для школьников

Н.К. Винокурова

М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

6

Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии.

В.В. Гузеев

М.: НИИ школьных технологий, 2004.

7

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5-6 классы

Н.В. Егорова

М.: ВАКО, 2012.

8

Методика организации и проведения занятий по развитию у школьников интеллекта и творческого мышления: 6 кл.

Н.А. Криволапова

Курган: ИПК и ПРО Курганской области, 2008.

9

Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс

Малюшкин А.Б.

М.: ТЦ Сфера, 2011.

10

Творческие задачи по русскому языку (Из опыта работы со словом).

Л.В. Машевская,

Л.В. Данбицкая

СПб.: КАРО, 2003.

11

Нестандартные уроки по русскому языку: 5-8 классы

Ю.В. Долбилова

Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

12

Турниры знатоков русского языка: Дидактические материалы

Н.М. Лебедев

М.: Вербум-М, 2006.


Лист корректировки рабочей программы

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Олимп"

Рабочая программа кружка "Олимп" для учащихся 8 - 9 классов...

Программа «Восхождение на Олимп» пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей при МБОУ «СШ № 10»

В настоящее время общество осознало необходимость принятия культурных ценностей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в пришкольн...

Лингвистический Олимп. Рабочая программ внеурочной деятельности

  Школьная олимпиада является действенным средством выявления, поддержки и сопровождения  большого количества детей. Олимпиада способствует развитию у школьников интереса к самостояте...

Рабочая программа факультативного курса по географии "Олимп"

Основные цели курса: углубление знаний по школьному курсу географии, формирование умений применять географические знания на практике, в нетиповых ситуациях, при решении заданий повышенной сложности....

Рабочая программа учебного курса по русскому языку «Школьный Олимп» для 8 класса

Актуальность введения учебного курса "«Школьный Олимп»  для 8 класса определяется необходимостью решать проблему успешной  подготовки  к  олимпиаде по русскому язы...

Рабочая программа по подготовке к олимпиаде «Олимп по технологии»

Олимпиада по предмету - это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по подготовке к олимпиаде «Олимп по технологии»

     Всероссийская олимпиада школьников по технологии проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный, заключительный, каждый этап включает три тура: тестировани...