Викторина по сказкам А.С.Пушкина
классный час (5 класс) на тему

Кобринская Ольга Павловна

Викторина по сказкам А.С.Пушкина была подготовлена и проведена к дню рождения поэта. В ней собраны интересные вопросы по многим сказкам, которые дают возможность ребятам продемонстрировать свои знания произведений  А.С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_skazkam_a.s.pushkina.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГКОУ «СЕВАСТОПОЛЬСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:

« ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ ! »

  (Мир героев А.С. Пушкина)

                                                                                                         Составила:                                                                                                                                                                                                                                                  

        Кобринская О.П.

Севастополь  2015

Тема: ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ  (Мир героев А.С. Пушкина)

Цель:  1.Обобщить и систематизировать знания кадет о произведениях А.С. Пушкина.

            2.Развивать внимание, смекалку, память.

            3.Воспитывать интерес к классической литературе, прививать любовь к книге.

 

 Оборудование: шесть красиво оформленных конвертов с номерами от 1 до 6; кубик   (шестигранник) с цифрами от 1 до 6; жетоны, для победителей – приз, презентация с названием темы и  портретом А.С. Пушкина)

 Форма: Литературное лото

Ход игры

На столе лежат шесть конвертов с вопросами. Играющие по очереди выходят к столу и бросают кубик. Ведущий достает вопрос из того конверта, цифра которого совпала с цифрой на грани кубика. Время на размышление — пять секунд. Правильно ответивший на вопрос получает жетон и имеет право выйти к столу еще раз. Не ответивший- садится на место и может продолжать игру только среди зрителей. Зрители тоже активно играют: тот, кто первый поднял руку и правильно ответил, также получает жетон. По второму и так далее разу выходят к столу те, у кого уже есть жетоны. Выигрывает тот, кто первым соберет 6 жетонов. Играть может любое количество человек.

Примечание. Если играющий, выйдя к столу с жетоном, не ответил, то он отдаст свой жетон тому, кто правильно ответит, и переходит к зрителям.

Вопросы из первого конверта - «Сказка о золотом петушке»

1.К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи?

«Обратился к мудрецу,

Звездочету и скопцу...»

2.Что пообещал царь Дадон мудрецу в награду за петушка?

«Волю первую твою

Я исполню как мою...»

3.Сколько времени никто не беспокоил царство Дадона?

«Год, другой проходит мирно;

Петушок сидит все смирно...» (2года.)

4.Откуда пришла беда в царство Дадона?

«Видит, бьется петушок,

Обратившись на восток...»

5.«Царь скликает третью рать...» Что такое рать?

«Царь к востоку войско шлет...»

6.Сколько сыновей было у царя Дадона?

«Что за странная картина!

Перед ним его два сына

Без шелемов и без лат

Оба мертвые лежат...»

7.Сколько времени пировал царь Дадон в шатре царицы?

«И потом, неделю ровно,

Покоряясь ей, безусловно,

Околдован, восхищен,

Пировал у ней Дадон...»

8.Кто встретил царя Дадона:

«В сарачинской шапке белой,

Весь как лебедь поседелый,

Старый друг его, скопец...»?

(Мудрый звездочет.)

9.Как благодарил царь Дадон мудреца за помощь?

«Царь хвалил его жезлом по лбу; тот упал ничком,

Да и дух вон...»

10.Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

«Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок...»

Вопросы из второго конверта — «Сказка о попе и работнике его Балде»

1.За какую плату согласился работать Балда у попа?

«В год за три щелчка тебе по лбу...»

2.Когда договаривались о питании, Балда сказал попу: «Есть же мне давай вареную полбу...»    Что такое полба? (Каша из пшеницы, полба — особый вид пшеницы.)

3.Как работал Балда?

«Работает за семерых;

Досветла все у него пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закупит...»

4.Как попадья учила попа Балду без расплаты отправить?

«Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь;

А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь...»

5.За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей?

«Лучшего б ненадобно дохода,

Да есть на них недоимка за три года...»

6.Кого послал старый бес соревноваться с Балдой в хитрости?

«... вышлю к тебе внука...»

7.Как Балда перехитрил бесенка в первый раз?

«Пошел Балда в ближний лесок,

Поймал двух зайков да в мешок»

8.Когда Балда сказал бесенку эти слова: «Глупый ты, бес, куда ж ты за нами полез?»

Когда «бедненький бес под кобылу подлез...»

9.Как Балда перехитрил бесенка во второй раз?

«Да жду вон этой тучки;

Зашвырну туда твою палку,

Да и начну с вами, чертями, свалку...»

10.Слово «балда» имеет значения: дурак, тупица, бестолковый. А почему А. С. Пушкин дал герою такое имя?

(Ответы детей.)

Вопросы из третьего конверта — «Сказка о рыбаке и рыбке»

1.Сколько лет рыбачил старик?

«Он рыбачил тридцать лет и три года...»

2.Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку?

«В третий раз закинул он невод, - Пришел невод с одною рыбкой...»

(Два раза.)

3.Кем предстала перед стариком старуха:

«В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги сгрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки...»?

(Столбовою дворянкой.)

4.Сколько времени была старуха царицей?

«Вот неделя, другая проходит...»

(Две недели.)

5.Когда народ над стариком посмеялся:

«Поделом тебе, старый невежа!

Впредь тебе, невежа, наука:

Не садися не в свои сани!..»?

(Когда пришел кланяться старухе — царице.)

6.Сколько просьб старика выполнила рыбка?

(Четыре просьбы: корыто, изба, дворянка, царица.)

7.Сколько раз старик ходил к рыбке с просьбами?

(Пять раз.)

8.Как менялось море по мере того, как старик приходил с различными просьбами?

(1. Море слегка разыгралось. 2. Помутилося синее море. 3. Не спокойное синее море. 4. Почернело синее море. 5. На море черная буря.)

9.Почему рыбка отказалась сделать старуху владычицей морскою?

(Ответы детей.)

10.За что рыбка наказала старика со старухой?

(Ответы детей.)

 Вопросы из четвертого конверта — «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1.Чей это портрет:

 «Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива...» ?

(Портрет царицы-мачехи.)

2.Какое приданое приготовил царь своей дочери?

«Семь торговых городов

Да сто сорок теремов...»

3.Кому отдала царица приказ:

«Весть царевну в глушь лесную

 И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам...»?

(Чернавке, сенной девушке своей.)

4.Чем угощали царевну семь богатырей?

«Подносили пирожок,

Рюмку полну наливали,

На подносе подавали...»

5.«Раз царевна молодая,

Милых братьев поджидая,

Пряла, сидя под окном...»

Почему братьев, ведь она была единственной дочерью царя? «Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица...»

(Потому что семь богатырей сами назвали ее сестрицей)

6.Кто дал царевне отравленное яблоко?

(Чернавка)

7.Кличка собаки семи богатырей. (Соколко.)

8.К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи?

«Свет наш солнышко...»,

«Месяц, месяц, мой дружок...»,

«Ветер, ветер! Ты могуч...»

9.Зачем пошел королевич Елисей к горе, узнав, что его невеста умерла?

«... пошел к пустому месту,

На прекрасную невесту

Посмотреть еще хоть раз...»

10.От чего умерла мачеха?

«Тут тоска ее взяла...»

Вопросы из пятого конверта — «Сказка о царе Салтане...»

1.Когда царь Салтан подслушал разговор трех сестер?

«Говорит он, - будь царица

                                                               И роди богатыря

Мне к исходу сентября...»

(Под Новый год.)

2.Какой величины родился ребенок у царицы

«Сына дал им бог в  аршин...»

3.О чем подумал царевич, когда они с матерью оказались на воле?

«Сын подумал: добрый ужин

Был бы нам, однако, нужен...»

4.Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря?

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?..»

5.В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана?

(В комара, муху, шмеля.)

6. Какой тетке впился комар в правый глаз ?

«А комар-то злится, злится —

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз...»

 (Поварихе.)

7.Почему «... ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой  около царя сидят —

четырьмя все три глядят...»?

(Бабариха смотрит двумя глазами, повариха левым, а ткачиха правым.)

8.Какую песенку пела белочка «при честном при всем народе?

«Во саду ли, в огороде...»

9.Почему            «... ткачиха с поварихой

                           С сватьей бабой Бабарихой

                           Не хотят царя пустить

                           Чудный   остров навестить...»?

(Ответы детей.)

10.  Что такое ретивое?

              «Царь глядит - и узнает...»

           В нем взыграло ретивое!..»

           

 (Сердце.)

         

Вопросы из шестого конверта - общие вопросы по сказкам А. С. Пушкина

1.Какое произведение А. С. Пушкина так начинается:

«У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

 Все ходит по цепи кругом...»?

(Поэма «Руслан и Людмила».)

2.Из какой это сказки:

«Выбрал я жену себе,

Дочь послушную тебе.

Просим оба разрешенья,

Твоего благословенья...»?

(Из «Сказки о царе Салтане»)

3.Как правильно называется сказка о царе Салтане?.)

(Сказка о царе Салтане, о его сыне славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.)

4.О ком идет речь:

«И, кого ни спросит он,

Всем вопрос его мудрен;

Кто в глаза ему смеется,

Кто скорее отвернется...»?

(О королевиче Елисее.)

5.Какой царь забыл про смерть своих детей при виде красавицы царицы?

(Царь Дадон)

6.О какой бабушке идет речь:

«А царевич хоть и злится,

Но жалеет он очей

Старой бабушки своей...»?

(О бабе Бабарихе.)

7.Из какой это сказки:

«Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна Села ждать его одна...»?

(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.)

8.«Вдруг шатер распахнулся... и девица,

Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя...»

Что это за девица?

 (Шамаханская царица из «Сказки о золотом петушке».)

9.В какой сказке царица умерла от радости?

«На него она взглянула,

Тяжелехонько вздохнула,

Восхищенья не снесла

 И к обедне умерла...»

(В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».)

10.Из какой это сказки:

«Пошел, сел у берега моря;

Там он стал веревку крутить

Да конец ее в море мочить...»?

        (Сказка «О попе и работнике его Балде».

 Подведение итогов игры. Награждение команды-победителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "По сказкам А.С.Пушкина"

Викторина для учащихся 1-2 классов КРО...

Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!". 5 класс

Конспект урока, приложение, презентация, бланк ответов для команд, бланк ответов для жюри, музыка из к/ф "Руслан и Людмила" композитор Т. Хренников....

Викторина по сказкам А.С.Пушкина «Сказки в гости нас зовут»

Цель: Формирование интереса к родному слову, положительного образа «Я» - любящего свою родную литературу. Закрепление интереса к Пушкинским сказкам....

Викторина по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 5-6 классов "Что за прелесть эти сказки!"

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-6 классов. Цели: прививать учащимся любовь к чтению; расширять читательский кругозор, учить ребят выразительно читать, играть на сцене, раскрывая о...

Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки»

Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки»...

Викторина по сказкам А.С.Пушкина "Наши любимые сказки"

Цель: формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина....