"...Если будут звенеть родники.Будет биться и сердце России.."
творческая работа учащихся (5 класс) на тему

Гринякина Ирина Геннадьевна

Виртуальная тропа.Разработка экскурсии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virtualnaya_tropa.docx219.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Щетиновская средняя общеобразовательная школа»

Районный конкурсе

проектно-исследовательских и

 творческих работ учащихся и педагогов

«Живое серебро Белгородчины»

номинация «Виртуальная тропа»

Тема экскурсии

«..Если будут звенеть родники,

Будет биться и сердце России…»

Выполнила:

Бессонова Елена учащаяся 5 кл.

МОУ «Щетиновской СOШ»

Рукoвoдитель:

Гринякина Ирина Геннадьевна,

учитель истoрии МОУ « ЩетиновскойСOШ»,

рукoвoдитель шкoльнoгo краеведческoгo музея,

с. Щетиновка, ул. Молодежная,1

кoнтактный телефoн (722) 239-01-33(раб.)

с.Щетиновка 2016г

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………3-4
  2. Карта– схема экскурсии «Если будут звенеть родники. ……….

Будет биться и сердце России…………………………………….4-5

  1. Контрольный текст экскурсии «Родник в нашем селе»…………6 - 12
  2. Заключение. Почему эта тема важна для нас…………………….12-13
  3. Используемый материал……………………………………………14

Пояснительная записка 

Родники вы мои, родники,

Цвет небесный, серебряно-синий.

Если будут звенеть родники,

Будет биться и сердце России.

Олег Газманов.

Одним из чудесных природных явлений на земле считаются родники. Вода в родниках свежая, прозрачная как хрусталь, чудодейственная. У родникового ключа душа отдыхает от забот, оберегает покой и бодрость. Еще на заре своей истории люди сознавали великое значение водной стихии. Это подтверждают и мифы разных народов, и философские умозаключения древних, которые поняли бесспорную истину: без воды нет, и не может быть жизни.

Жители не только городов, но и деревень ищут альтернативные источники чистой воды:

- устанавливают фильтры;

- используют фасованную питьевую воду;

- используют родниковую (ключевую) воду.

В связи с социально-экономическим и духовным кризисом произошла утрата традиционных ценностей. Незнание нынешним поколением истории жизни своих родителей и своей местности побудила нас отыскать материалы об истории возникновения родников и отразить их в нашей работе.

Цель нашей работы: изучение истории возникновения родников нашего села на основе воспоминаний старожилов села.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие

задачи:

- привлечь учащихся к изучению истории своего родного села, своей малой Родины;

- активизировать деятельность учащихся на изучение истории родного края;

- воспитывать у учащихся чувств гордости, патриотизма, любви к родному краю.

Методы исследования: 1. Поиск необходимого материала. 2. Изучение литературы.

В процессе исследования нами были использованы следующие методы:

интервью, поиск фотографий.

Практическая значимость нашего исследования - способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению родного края и патриотических чувств к своей малой Родине.

Основные результаты: Получен большой объём информации. Обработав её, я написал творческую работу. Мы полны решимости и дальше заниматься изучением истории родного края.

Выводы. Исследовав данную тему, учащиеся хотят как можно больше узнать об истории родного края. Необходимые рекомендации получены в ходе исследования. Наша работа ещё не окончена. Ребята готовы продолжить исследовательскую работу по изучению родного края.

Данная работа посвящена роднику, который находится в селе Щетинока.

Карта схема маршрута

Карта ЩЕТИНОВКА, Белгородская область, Белгородский район

Схема экскурсии

Здание старой школы

Дорога

Магазин                              

Дорога

Баня

Дмитриевкая плотина

Родник

 «..Если будут звенеть родники,

Будет биться и сердце России…»

Я живу в русском селе Щетиновка. Старинное русское село Щетиновка, находящееся в самом отдаленном уголке Белгородского района. Это мое родное село и мне очень хочется рассказать о нем. На протяжении веков наше село имело богатую историю. Село находится на историческом пути - Муравский шлях, по которой ходили в России крымские татары избегая, переправ через значительные реки, большей частью по безлюдной степи, окруженный по сторонам высокой травой. В нашем селе огромное количество водоем, а так же  через наше село протекает река Уды. Оказывается, маленькая река Уда - один из притоков большой реки Северского Донца. Она протекает через пять областей: через две российские - Белгородскую и Ростовскую, и  три украинские - Харьковскую, Луганскую и Донецкую. Но сегодня я хочу познакомить вас с родником, который носит название Дмитриевский.        По традиции, мы с классом дважды в год, осенью и весной, идем  на природу. Набираем продуктов, берем мячи, гитару. Любимое место нашего отдыха - один из живописных берегов наших прудов в нашем селе. И вот на очередной прогулки, когда у нас закончилась вода, и до ближайшего, магазина было далеко. Мы решили проверить нет ли здесь старого колодца, или родника. В глубине деревьев под насыпным мостом обнаружили маленький ручеек, когда спустились поближе, то увидели огороженный кем – то родник и заросшие ступеньки к нему. Радости нашей не было предела. Вода в нем была прозрачной вкусной и холодной. Пьешь и пить хочется. Решили мы узнать про этот родник по подробней. Оказывается этому роднику около 70  лет. Вырыли и ухаживали за ним местные жители, которые жили на улице Дмитриевской. Сейчас, к сожалению, им никто не пользуется разве только путешественники и рыбаки. Теперь мы каждую весну ходим к роднику, и наводим там порядок, убираем сухие ветки, чистим ступеньки, а для жаждущего путника мы оставляем баночку или стаканчик, чтобы человек мог напиться и мысленно поблагодарить нас.

Родина, родник и родничок - 
Не случайно корень «род» в словах. 
Хоть родник порою одинок, 
Раз родившись, он живет в веках. 

Вода – одно из самых распространённых и в то же время одно из самых загадочных веществ на Земле. Та самая вода, которая заполняет моря, озёра, реки, падает на землю дождём, ложится на неё снежным покровом. Та самая вода, без которой немыслимо существование не только человека, но и всего живого.

С развитием человечества от самых древних времён и до наших дней вода приобретала всё большее значение.

Сначала она несла на себе первые утлые судёнышки. Потом ею начали орошать поля, создали первый примитивный водопровод. И вот она уже вращает турбины современных гидростанций, несёт на себе гигантские корабли…Давайте посмотрим на карту мира. Практически все столицы государств и крупные города расположены либо на берегу моря или океана, либо у реки или озера. Действительно, Москва стоит на реке Москве, Париж – на Сене, Лондон – на Темзе. Конечно, это не случайно. Люди стремились селиться там, где прежде всего была вода. Она необходима не только для питья и бытовых нужд, но и как естественная защита от нападения неприятеля, и, наконец, как удобный путь сообщения и торговли с соседями. Можно утверждать, что и современная цивилизация не может существовать без больших количеств воды. Когда где-то в округе бьёт из-под земли родничок, люди предпочитают брать воду в нём, а не из водопровода, потому что она намного чище и вкуснее. Когда-то эта вода попала на землю в виде дождя, но, просачиваясь через грунт, она профильтровалась, очистилась. Она заполнила все пустоты, поры и трещины в горных породах. Над пластами пород, не пропускающими воду, такими, как глина, скала, лишённая трещин, вечная мерзлота, находится водоносный слой, в котором заключены грунтовые воды, питающие родник. На земле есть материки с пустынями с степями, истосковавшиеся по капле воды. В этом смысле мы не обижены. Края наши богаты реками, ручьями и родниками.

Не льётся песня из груди –

Ключом бурливым бьёт.

И день и ночь к его воде

Торопится народ.

Как человек, рождается родник, 
Его рожденье также велико.
И так же звонок его первый крик,
И также бьется сердце у него.
Он юн и дерзок, пробивая путь,
Он добр и щедр к любому на пути
В его душе не зародилась муть
И он спешит вперед, спешит расти…

Дорога к роднику занимает примерно 20 минут от школы. Нельзя не заметить всей красоты, которая нас встречает на протяжении всего пути. Справа от родника расположился красивый пруд, который своей привлекательностью не может оставить нас равнодушными. Здесь водится вкусная речная рыба карп, пескарь, карась, а однажды в зарослях травы мы увидели большую речную черепаху, которая спешила к воде. Жалко у нас не было фотоаппарата. Вверху на пригорке виднеется старинная татарская дорога Муравский шлях. Вдоль ее дороги  находятся  древние курганы могильники

 Первый 1,4 км к юго-востоку от южной окраины с. Щетиновка

II тыс. до н.э. – I тыс. н.э.

диаметром 34м, высотой 1,5м выявленный объект.

Второй  на южной окраине с. Щетиновка II тыс. до н.э. – I тыс. н.э.

Третий 3,6 км к северо-востоку от дамбы пруда с. Щетиновка

II тыс. до н.э. – I тыс. н.э.

Курганная группа состоит из двух  насыпей. Курган 1 овальный в плане, длиной  60м, шириной 36м, высотой 1,7м. Курган 2 диаметром 42м, высотой 0,6м. Эти археологические объекты находятся на протяжении всего Муравского шляха.

Родник находиться в чаще деревьев под насыпным мостом. Сразу его и не заметишь. Только, знающей человек может показать  где он. Здесь в глубине деревьев в прохладе листвы журчит ручей это и есть наш долгожданный родник.

Дмитриевский родник возник  примерно около 70 лет назад. Природный источник, куда сельчане ходят за водой. Люди ходят сюда за питьевой водой, чтобы приготовить вкусный компот или для консервирования овощей. Трактористы, комбайнёры и весной, и летом, и осенью с удовольствием пьют из него, брали воду, чтобы умыться. И сейчас бывшие механизаторы вспоминают, что родниковая вода придавала им силы, снимала усталость.

У родникового ключа душа отдыхает от забот, оберегает покой, придаёт бодрость.

Когда в селе не было колодцев, то за этим родником ухаживали местные жители, которые живут недалеко от родника.  В 70 – е годы были поставлены кольца в родник, для защиты от разрушения и половодья.

Старожилы села рассказывают, что родниковая вода чудодейственная, волшебная. Действительно, это так. А в начале века, по воспоминаниям старожилов села, это было любимое место влюблённых. Парни назначали свидание своим возлюбленным около родника. А девушки загадывали желания около этого источника, верили, что они сбудутся, действительно, происходило чудо, желания сбывались.

Ах, родник! Он журчит и сверкает,
Растекается озерцом,
А с другой стороны выбегает
Беспокойным ручьем-удальцом.
Изливает с водой источник
Мощь земную. Она - исход:
Цвет и запах и дня, и ночи,
Радость, благо - все влагой живет.
Люди ключ называют жилой,
А еще именуют живцом.
Он - основа всего. Он - сила.
Его гибель грозит концом.
И пускай он не здесь, а где-то.
Ведь о добром источнике речь. 
Он начало тепла и света.
Он живой. Его надо беречь.

На классном часе «Живи, родник живи». Учащиеся нашей школы посвятили роднику свои стихи и рисунки.

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих 
Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться 
- И видно всё до дна,

Течёт вода - водица,

Вкусна и холодна.

(А.Клюкина – 5 кл.)

Случится, в солнечный денёк

Ты в лес уйдёшь поглуше

- Присядь, в лесу ты на пенёк,

Не торопись. Послушай.

Шумит листва. Шуршит трава. 
Не умолкают птицы,

Родник в траве журчит едва,

Спеша на свет пробиться.

Как будто всё поёт вокруг

Про солнце в поднебесье... 
Послушай, маленький мой друг, 
Не та ли это песня?

(Е. Бессонова – 5кл. )

        Жил-был маленький Родничок. Долго спал он в своем домике. И вот пришла пора пробудиться и устремиться к свету. 
- Как же я долго спал! - проснувшись, сказал он сам себе. - Нужно мне выйти и познакомиться со своими братьями и сестрами - ручейками. Он выглянул из-под камня, зажмурился, радуясь первому лучику солнца, и побежал навстречу свету.

Вскоре он встретился с другими ручейками, и они, слившись вместе, стали играть и веселиться. 
Вода Родничка была холодной, быстрой и чистой. Каждый день к Родничку приходили люди: подышать чистым воздухом, посидеть на зеленой травке, послушать стрекот кузнечиков.
Родничок радовался сам и все вокруг него радовались и веселились.

Где-то в лесу, в недрах земли, зародился Родничок. Он был еще очень маленький и ни разу не видел света. Когда же он, наконец, пробился сквозь толщу глины и песка, то познал всю красоту и великолепие мира.
Родничок весело побежал вперед. На его пути стояло много камней, коряг, кочек, но он преодолевал все преграды без труда. Целыми днями пение птиц ласкало слух молодого Родничка, деревья приветливо махали ему своими ветвями. Все вокруг пестрело яркими красками лета.

Какая красота кругом! Молодые деревца шелестят клейкими листочками. В густой траве пестреют цветы. На голубой глади воды блестят лучики солнца и белеют фарфоровые лилии.
Родничок заулыбался и побежал к ним на встречу, радуясь тому, что появился на свет.

Голенка А. – 5 кл.

Ах, родник! Он журчит и сверкает,
Растекается озерцом,
А с другой стороны выбегает
Беспокойным ручьем-удальцом.
Изливает с водой источник
Мощь земную. Она - исход:
Цвет и запах и дня, и ночи,
Радость, благо - все влагой живет.
Люди ключ называют жилой,
А еще именуют живцом.
Он - основа всего. Он - сила.
Его гибель грозит концом.
И пускай он не здесь, а где-то.
Ведь о добром источнике речь. 
Он начало тепла и света.
Он живой. Его надо беречь.

И сейчас люди говорят, что около этого родника сердце успокаивается.

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих 
Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться 
- И видно всё до дна,

Течёт вода - водица,

Вкусна и холодна.

Заключение

Почему эта тема для нас важна

Родниковая вода считалась самой чистой, целебной и привлекала внимание людей своей особой прозрачностью, прохладой, приятным освежающим вкусом. Про родниковую воду всегда говорят, что она вкусная. Люди бережно относились к таким источникам, придавая им статус "живой воды", слагая о них сказки, былины, пословицы. Например, монгольская пословица гласит: "Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник". В наши дни эта пословица звучит особенно актуально. Загрязнив землю и воду, человек ищет новые чистые источники.

Благополучное существование родника часто зависит от отношения к нему человека.

К сожалению, к родникам у нас такое же отношение, как к природе вообще: потребительское в лучшем случае и вандализм - в худшем. Доходит до того, что некоторые родники засоряются бытовым мусором.

Даже теми людьми, которые понимают, что родник — это подарок природы и которые по долгу службы обязаны заботиться о природных объектах, делается очень мало или совсем ничего не делается для улучшения состояния родников.

От нехватки питьевой воды страдает большая часть населения Земли. Однако та вода, которую используют для питья, не всегда для этого пригодна. Неудивительно, что люди всё больше начинают использовать подземные кладовые воды. Подземные воды - более чистые, чем поверхностные. В этом легко убедиться, сравнив речную и колодезную воду.

Оздоровление родников – это прежде всего оздоровление души. Ибо родник – это не только вода, это духовность. Воды наших ключей донесут до потомков духовную теплоту тех, кто возродил их к жизни. Серебряные струи источников исцелят больных, придадут силы труженикам, укрепят дух нации. Возрождая родники, мы приобретаем благословение народа.

Пусть чистые воды родной Земли станут мерилом чистоты наших помыслов. Бегут в темном подземном царстве ручьи. В их чистой воде не плещутся рыбы, к ним не летят птицы и не идут звери, чтобы напиться вкусной воды. Под землей нет ни рыб, ни птиц, ни животных. И ручейки упорно пробиваются наверх, где светит солнце и где все им будут рады. Долго подыскивает чистая струйка место, где можно вырваться из подземного плена. И, наконец, где-нибудь в низинке, где помягче земля, вверх начинает бить маленький фонтанчик. Родник родился!
   В лесной тишине раздается его звонкий хрустальный голос: «Клю! Клю!» Вот почему родник называют и ключом. Он как будто приглашает отведать его студеной чистой воды и послушать его радостную песенку.

Случится, в солнечный денёк

Ты в лес уйдёшь поглуше

- Присядь, в лесу ты на пенёк,

Не торопись. Послушай.

Шумит листва. Шуршит трава. 
Не умолкают птицы,

Родник в траве журчит едва,

Спеша на свет пробиться.

Как будто всё поёт вокруг

Про солнце в поднебесье... 
Послушай, маленький мой друг, 
Не та ли это песня?

Используемый материал

  1. Материалы школьного – историко - краеведческого музея.
  2. Домашнее фото.
  3. Воспоминание старожилов села.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поющее сердце России».(Урок-литературное кафе по лирике Есенина)

На этом нестандартном уроке литературы у учителя есть возможность обобщить изученный материал по лирике Сергея Есенина, научить учеников проводить анализ стихотворного текста, работать с критической и...

Москва-сердце России

Материал позволяет расширить знания о Москве....

Музыкально-познавательная игра «Музыка – сердце России»

Данное занятие является воспитательным. Оно способствует патриотическому воспитанию обучающихся. В основе занятия лежит игровой метод, который позволяет развивать творческую активность обучающихся, по...

В СЕРДЦЕ РОССИИ ИЛИ МОСКОВСКИЙ МАРАФОН

В данных путевых записках описана семейная поездка на летних каникулах в город Москву...

Русская идея - идея сердца. Россия - территория толерантности, школа - место социализации

В статье отражается опыт работы по формированию толерантности......

Методическая разработка урока литературы Тема: Поющее сердце России (С.А.Есенин). 10-11 класс

Методическая разработка урока литературы Тема: Поющее сердце России (С.А.Есенин). Цель: познакомить обучающихся с фактами биографии поэта, с его произведениями, посвящёнными близким людям. ...