Общественный диалог как условие становления ценностно-ориентационного единства на территории сельского поселения
статья на тему

 Шабарова Надежда Васильевна

Из опыта работы  по воспитанию детей сельской школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dialog.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Общественный диалог как условие становления ценностно-ориентационного единства на территории сельского поселения

                                                                                        Шабарова Н.В.,

 учитель  математики            

                                                                                    школы с. Анциферово

    Правомерность воспитания детей никогда не подвергалась сомнению в истории человечества. Разумеется, формы  его были разные и столь же различным и непохожим было его содержание. Определяется «воспитание»- как питание человека всеми достижениями человеческой культуры, а не вне её. Мы осознаём, что духовные и материальные ценности «присваиваются» в ходе духовных усилий самой личности.

     Присваивание социально-культурных ценностей протекает во взаимодействии ребёнка с окружающей реальностью: присвоить мир знаний, включить в структуру личности все его проявления как личностно значимые, видеть себя в контексте протекания событий жизни, понимать связь своего существования и существования окружающих, брать на себя ответственность за характер протекания жизненных явлений.

     Существуют различные взгляды на воспитание с точки зрения социального заказа, с точки зрения востребования рабочей силы или с позиции государственных интересов.

    Нас интересует, прежде всего, культурологический взгляд на воспитание.

Культурологический взгляд на воспитание вынудил нас очертить, обозначить круг вопросов о содержании воспитания, его целях, ожидаемых результатах, средствах, методах и так далее. Таким образом, нами были определены некоторые признаки культуры, которые могли бы служить опорой в организации воспитания детей:

-культура школьного быта, материально - технического оснащения и т.д.;

-культура пространственной среды в школе (её интерьер, оборудование школьного двора, создание благоприятных условий для  хорошего самочувствия всех участников школьной жизни);

-культура внешнего облика  учащихся и работников, развитие творчества, духовности, создание условий для насыщенной, интересной жизни и деятельности детей в школе, которая позволяет ему обретать чувство сопричастности к тому, что происходит вокруг;

-культура взаимоотношений в школьном коллективе, атмосфера школьной жизни;

    При этом, каждое образовательное учреждение определяло свою траекторию развития с учётом имеющихся возможностей (материально-технических, кадровых, финансовых и так далее), а также с учётом потребностей детей и их родителей.

       Включение детей в литературное, художественно-эстетическое, интеллектуальное творчество, спортивную, туристическую, трудовую деятельность – всё это способствовало духовному развитию детей, обеспечивало их занятость, ориентировало их на выбор будущей профессии.

Однако, стремительные изменения, происходящие сегодня в социально- экономической жизни нашего  общества высвечивают сейчас много проблем для педагогического сообщества.

       К сожалению, мы наблюдаем сегодня, что интересная жизнь, которую нам удаётся организовать в рамках образовательного учреждения, да и в целом внутри системы образования, не даёт ожидаемого эффекта.

Мы наблюдаем в течение некоторого периода школьного воспитания, когда идеологический вакуум  общества парализовал сознание педагогов, такую проблему, как несогласованность в ценностях и целях воспитания, отсутствие цели и ценностно-ориентационного единства в среде педагогической, и тем более - в обществе в целом. Это предопределило бесцельное, лишённое смысла содержание работы с детьми. При этом, необходимо констатировать факт, который заключается в том, что этот вакуум очень быстро заполнился негативной информацией всякого рода, содержания и качества, поставляемой  по телевидению, видео, Интернету и другим источникам.

       К этому необходимо добавить ещё и то, что в условиях рынка родители забыли о детях, сосредоточив своё внимание на зарабатывании денег, а те, кто растерялся - ударились в пьянство и как результат – появилось много детей социально необустроенных ( с точки зрения материальной или нравственной).

     Среди подростков наметился рост правонарушений, преступности, бездуховности, лжеценностей и других проявлений негативного поведения.

Профессиональное же назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс формирования личности ребёнка как постоянное восхождение к культуре, взаимодействие с миром  на уровне не временных её достижений, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности, и на уровне  данного развития он входил в контекст социальной жизни. А что же делать педагогу, если эта социальная жизнь имеет такой страшный облик?  Как переключить своих воспитанников с деятельности, носящей разрушительный характер, на деятельность созидательную, творческую, ориентирующую на высшие духовные ценности, при этом, предоставив личности свободный выбор в организации собственной жизни, а значит, поставив её в постоянные духовные усилия по решению жизненных проблем?

       Ведь персональная иерархия ценностей строго  индивидуальна. Сам субъект не всегда осознаёт личностную иерархию ценностей, меру значимости их для своей жизни. Столь же трудно сделать это и педагогу, стремящемуся прослеживать духовное становление ребёнка. Принято считать, что экстремальные условия до конца выявляют истинные предпочтения. Но если учитывать, что в таких условиях часто нарушается психическое равновесие человека, то  и они, пожалуй, не могут служить окончательной проверкой.  Хотя, может быть, дело  не в хитроумных способах обнаружения и фиксирования ценностей, избирательности, а в динамичности отношений, которые, как текущая река, не позволяют войти в себя дважды.

     Таким образом, всё же имеет смысл говорить о ценностно-ориентационном единстве воспитательной среды.

В связи с этим, наша дальнейшая работа была направлена на то, чтобы объединить усилия, интегрировать здоровую часть социума в деле воспитания детей.

    Так возник проект на базе школы с. Анциферово под названием «Школа  - центр развития села». Целью  работы по этому проекту было объединение усилий педагогов, родителей, учащихся, дома культуры, работников ОВД, работодателей и других добрых, творческих, заинтересованных людей по решению проблем в обустройстве села Анциферово. В школе появилась сеть клубов по интересам, в работе которых приняли участие  дети и  взрослые. Работа клубов была направлена на решение проблем не только обустройства школы, развития её материально-технической базы, но и проблем самого села.

     Открытие магазина в школе помогло решить проблему обеспечения канцелярскими товарами населения с.Анциферово, музей создавали всем миром, создание минисвинофермы позволило занять взрослых, не имеющих работы, объединение усилий дома культуры и школы по проведению дискотек повысило уровень культуры их проведения, вовлечение работодателей в работу по благоустройству села позволило сделать его краше и привлекательнее.

     Но главное - совместная, творческая, активная деятельность, которая расценивается как нечто значимое для жизни местного сообщества и каждого человека в отдельности. Люди ( в том числе и дети) приобретают уверенность, не боятся изменений, а учатся жить в таких условиях, и, более того, приобретают способность к совместному проектированию, прогнозированию, творчеству, совместной деятельности, приобретают навыки в групповой деятельности, совместной оценки  результатов труда и бесконфликтному , корректному поведению.

      Опыт работы по проекту в школе с. Анциферово был обобщен в районе на уровне конференции и заинтересовал руководителей других сельских территорий.  В районе  началась работа  по внедрению его на территории других сельских администраций. Таким образом, в работу по воспитанию детей оказались вовлечёнными не только родители, работники других социальных институтов и работники производственной сферы, но также и власть на местах, что позволяет ещё более активно решать проблемы села, вовлекая детей в настоящие взрослые дела, обустройство жизни села.

      Главной и определяющей  составляющей  во всей этой деятельности был  общественный  диалог как форма поиска  решения различных  проблем между взаимодействующими сторонами (между  детьми и взрослыми, подчинёнными и руководителями, независимо от ранга и возраста), как   средство  обучения и как  эффективное средство развития сознания и мышления.

      Всё это способствует формированию активной жизненной позиции, становлению ценностного выбора у школьника, обеспечивает непосредственное проживание с детьми, взаимодействие с окружающей действительностью, осмысление ими же содержания и форм проявления и общего значения ценности в жизни человека.

      Такое осмысление протекает в ходе самой предметной деятельности, когда ребёнок (да и взрослый), переживая удовлетворение либо неудовлетворение происшедшим, приходит сам к выводу о роли той или иной ценности. «Ценность- то, что значимо для жизни человека, тот предпочтительный объект, присутствие которого оказывает влияние на содержательный ход жизни. Ценность духовна, не имеет предметной субстанции, ощущениями её не обнаружить». Таким образом, в районе создаётся ценностно- ориентационное единство среди всех субъектов воспитательной деятельности.

Литература

1.Аверина О.И., Мелькина Н.Н., Краковская И.Н. Стратегические ориентиры развития муниципального образования.

2.Любимова Т.Г. Уроки жизни. Занятия по развитию социального интеллекта у школьников.- Чебоксары, 2000, 44 стр.

3.Хасаинов М.Ж. Социально-педагогическое  проектирование как фактор самоорганизации муниципальной системы образования. Г.В. Новгород, 2000- 183 стр.

4. Цветков В.В.Формирование социальной компетентности сельских школьников. г.В.Новгород, 2002- 23 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Экологическое состояние Саклов-Башского сельского поселения""

В содержании программы  предусмотрена реальная практическая деятельность обучающихся по экологической оценке окружающей среды, предоставляющая широкие возможности для саморазвития учащихся, выпол...

Ценностно-ориентационные технологии

материалы для подготовке к аттестации...

Календарный план спортивно-массовых мероприятий сельского поселения п. Горноправдинск 2012-2013

План спортивно-массовых мероприятий сельского поселения п. Горноправдинск...

Творческий проект "Организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения Нялинское"

Творческая работа ученицы 11 класса, победителя окружного конкурса  ХМАО- Югры "Моя законотворческая инициатива", как результат проектно- исследовательской работы по географии. В проекте раскрыты...