Использование природного материала (дерева) в промыслах и ремеслах
творческая работа учащихся на тему

Торунов Иван Николаевич

Конкурсная работа в номинации промыслы и ремесла. Цель работы: показать значимость промысла и ремесла, связанных с природным материалом - деревом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_i_traditsionnaya_kultura.docx940.07 КБ

Предварительный просмотр:

Нижегородская область

  Шатковский муниципальный район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лесогорская средняя школа»

Конкурс исследовательских и проектных работ

"Природа и традиционная культура"

Номинация: Промыслы и ремёсла (технология обработки природных материалов)

Тема: Использование природного материала (дерева) в промыслах и ремеслах

Выполнил: учащийся 6 класса

  Федоров Роман

Руководитель: учитель истории

           И.Н.Торунов

р.п.Лесогорск, 2015 год

Введение

Тема моей работы относится к числу наиболее актуальных, так как именно дерево (древесный материал) являлся основой ремесла и промысла на протяжении множества веков у огромного числа населения нашего края, губернии.

Несмотря на то, что «на дворе» XXI век, используется большое количество нового материала (бетон при строительстве, пластик, железобетонные конструкции, нанотехнологичные материлы), по-прежнему без дерева нам не обойтись. Издавна люди занимались различными промыслами и ремеслами, которые составляли основу их трудовой деятельности.

Целые поколения сельских жителей работали с деревом в различных направлениях, и нужно отдать должное, знали о нем значительно больше, чем нынешнее поколение. В современном мире люди стали более практичные. Постепенно уходят в прошлое различные виды работы, связанные с деревом. Однако, не приемлемо забывать основы, с которыми были связаны наши предки.

В своей работе мы попытаемся раскрыть лишь маленький аспект работы с деревом, и по дереву, где он используется, так как невозможно описать все то, что дает человеку этот природный дар.

Предметом исследования является промыслы и ремесла с использованием техники обработки природного материала – дерева.

Цель работы изучить и показать значимость промысла и ремесла, связанных с природным материалом – деревом.

        Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников.

1. Технология изготовления бочек и кадушек в нашей местности

Одним из широких направлений промыслов в нашей местности  является изготовление бочек и кадушек. Их изготовление требовало большого знания. Бочки делают из разных пород дерева – ели, дуба, сосны. Дерево распиливают, толщина «распиловки» была 30 мм. Пилили так, чтобы не было отходов. Затем материал высушивали. В народе это называется тесом. Из теса делают заготовки, по высоте кадушки, что также требует четкой распиловки. Потом их строгают на специальном строгальном станке. Мастер мог доработать рубанком, что также являлось тонкой работой, т.к. небольшая неровность - и заготовка приходила в негодность. Далее из заготовок делают фаску на ребрах доски. Дощечка делается на клин. Готовые дощечки назывались клепкой. Клепка вставлялась вдоль обруча. После сборки готовые клепки обжимались обручем. Особая технология требовалась для изготовления дна. Изнутри зачищают скобелем, снаружи - машинкой. Где будет установлено дно кривым стругом, убирают неровности и делают паз с помощью специального инструмента – зуторника, под дно бочки. Затем обруч ослабляют и делают само дно. Дно делается из нескольких дощечек. Циркулем в зуторе дно делится на шесть частей, соответственно получается диаметр бочки.

H:\Край Нижегородский\Край Нижегородский\IMG_2831.JPG

Торунов Н.И. использует циркуль для деления дна

 Вычерчивают и удобной лучковой пилой вырезают дно. Прямым стругом снимают фаски до дна бочки и вставляют в дно. Бочка готова.

Такова технология изготовления. На словах это выглядит несложно. На самом деле этим ремеслом владели немногие, так как требовало большого мастерства, терпения и сил.

H:\Край Нижегородский\Край Нижегородский\IMG_2819.JPGH:\Край Нижегородский\Край Нижегородский\IMG_2860.JPG

Бочка                                         Кадушка

(работа бондаря Торунова И.И.)

2. Технология изготовления деревянных колодцев

Большее количество населения раньше проживало в деревнях и поселках. И одним из главных вопросов, который стоял перед населением, был вопрос водоснабжения. Понятно, что ни о каких благах цивилизации раньше речи не шло. Поэтому в народе были в почете мастера изготовления колодцев (колодезники). Меня заинтересовал вопрос: так ли легко строились ремесленникам колодцы?

В первую очередь я отправился за исторической справкой. Колодцы для добывания воды стали применяться сравнительно поздно, когда (с развитием городов, ростом их территории и загрязнением рек)  речную воду перестали применять для   приготовления   пищи.   До этого колодцы устраивали только в крепостях на случай осады. Древнейшие колодцы крепления не имели. Крепление вертикально вбитыми горбылями (так, что внутрь колодца выходила их выпуклая неошкуренная часть) применялось в Москве в XV веке. В XIX веке такое крепление могло быть уже только временным. Колодцы, закрепленные срубом (квадратным, реже -шестигранным), находят в слоях XV-XIX веков. Углы сруба крепились в обло или в лапу, как и у современных колодцев. Водоразборный колодец в отличие от дренажного обычно имеет расширение («шатром» или куполом) в нижней части. Иногда колодцы (особенно в крепостях) достигали значительной глубины. Так, опись XVII века в Борисовом городке отмечает, что там не было тайника для добывания воды, но имелся колодец глубиной около 20 м. Крепостные колодцы были и по площади больше обычных (в только что описанном случае - 4X4 м). Весьма разнообразны бывали надколодезные сооружения - навесы, обычно на 4 фигурных столбиках, с затейливой кровлей, - немало украшавшие городские улицы и дворы.[1]

Для строительства срубов нужно было определиться с древесиной. Лучшими считаются ольха, липа, береза, придающие воде меньший привкус, но эти породы непрочны.  Дуб сохраняется долго, но портит вкус воды. Некоторые считали, что нижние венцы лучше делать из ольхи, ивы, а верхние - из березы. Но так или иначе, древесина должна быть без гнили, грибков, пороков.

Древесину берут толщиной 180-220 мм. Сруб рубят так, чтобы венцы плотно примыкали друг к другу, а сторона бревен, обращенная вовнутрь, стесывалась на плоскость. Это было и необходимо для более легкого опускания-оседания сруба в шахту. Угловые соединения выполняются в лапу. Для прочности венцы сруба соединяют круглыми или прямоугольными шипами одним, а некоторые мастера и двумя с каждой стороны

http://www.mirpodelki.ru/assets/images/kolodez/08_02_3.jpg

Отдельные венцы скрепляют между собой брусьями, жердями. Такое скрепление выполняют посередине сруба с каждой стороны. Нижний венец (его еще называют большой венец) делают для уширения из более толстых бревен, но так чтобы, чтобы это уширение приходилось на наружную сторону. [2]

При глубине колодца не более 6 м, когда стенки шахты не обрушиваются и не вспучиваются, а приток воды не сильный, сруб может быть возведен непосредственно со дна готовой шахты. В этом случае сначала вырывают шахту на полную глубину с временным креплением стенок. Затем на дне шахты устанавливают раму-основание, на которой и производят сборку сруба. Иногда на дно шахты кладут лежни - бревна, распиленные вдоль, на них пришивают пол и уже на этом основании собирают сруб.

Наращивание сруба сверху применяют для колодцев глубиной более 6 м. Работа здесь идет в такой последовательности. Сруб устанавливают на основание после отрыва шахты на глубину 3 м и выводят его из земли на три венца. Потом углубляют шахту, подрывая грунт каждый раз на глубину примерно 25 см, сначала под серединой стенок, не трогая углов. Обходят так все стороны сруба и затем подпирают их клиповыми подкладками. После этого подрывают грунт в углах, выбивают клиповые подкладки и равномерно опускают сруб. В рыхлых и сыпучих грунтах сруб может застревать в шахте, тогда его осаживают по верхнему венцу. Если это не помогает, то из бревен и досок на верхнем венце устраивают настил, на который наваливают груз массой до 30-35 т. Если и такая нагрузка не дает желаемого эффекта, работу заканчивается наращиванием сруба снизу. Если грунт плотный и колодец сравнительно неглубокий, сруб, наращиваемый сверху, можно подвесить в шахте на веревках. Этот способ дает значительные удобства в работе потому, что сруб практически не мешает углублять шахту, так как основание сруба поддерживают на высоте 0,5 - 1 м от дна шахты. Веревки подводят под каждый угол сруба серединой, а концы несколькими витками закрепляют на раме из бревен, установленных над шахтой. [3]

http://www.mirpodelki.ru/assets/images/kolodez/08_02_4.jpg

Интересно проходит процесс наращивания стенок колодца снизу. С двух противоположных сторон роют продолговатые ямы (их называют – печуры или заклады), в которые затем закладывают куски бревна  - «залоги». Они должны быть длиннее бревен сруба на 500-700 мм. Сначала такое бревно ставят с одной стороны сруба, а затем – с другой и после под все остальные. Таким образом, сруб удерживается в одном и том же положении. Далее поочередно вынимают залоги, подводя три-четыре венца, и закладывают вновь залоги. Концы залогов с внутренней стороны сруба подклинивают деревянными клиньями.

Однако при всех этих способах встречаются проблемы. Это наличие плывуна – это очень мелкий песок, насыщенный водой. И поставить колодец без отлива воды невозможно. Что же делать? И тут наши мастера нашли выход. Когда плывун расположен непосредственно над водоносным слоем - источником питания колодца или сам дает воду для колодца, пройти его можно с помощью внутреннего шпунтового ящика.

http://www.mirpodelki.ru/assets/images/kolodez/08_02_5.jpg

Забивают шпунт строго по отвесу деревянным обухом или ручной бабой на глубину 30-35 см между направляющей и распорной рамами. Затем удаляют породу, не обнажая концы досок шпунта, после чего шпунт опять забивают. При глубине плывуна более 1 м забивать шпунт вручную почти невозможно, и тогда его забивают с помощью копра и чугунной бабы, скользящей по направляющим. В сильноразжиженных плывунах используют донный ящик с крышкой и режущим стальным башмаком.

http://www.mirpodelki.ru/assets/images/kolodez/08_02_6.jpg

Такой ящик опускают на дно шахты и вдавливают вниз, в плывун, при помощи клиньев или домкратов, которые упирают в брус, прибитый к срубу. Домкраты или клинья устанавливают с двух противоположных сторон ящика. По мере заполнения ящика плывуном крышку открывают, породу вычерпывают и поднимают наверх. Одновременно сруб осаживают ударами обуха или нагрузкой. Донный ящик позволяет пройти промежуточные плывуны толщиной 0,5 - 1 м. Более мощные плывуны (1 -1,4 м) проходят, вбивая у основания сруба ряды косого шпунта длиной 0,7-0,9 м. Нижний ряд такого шпунта закрепляют каждый раз следующим рядом, расположенным выше.

http://www.mirpodelki.ru/assets/images/kolodez/08_02_8.jpg

Затем косой шпунт укрепляют внутренним срубом или внутренним шпунтом с распорками. Водоприемную часть колодца в плывунах, особенно когда песок очень мелок и сильно разжижен, выполняют часто в виде двойного шатра.

http://www.mirpodelki.ru/assets/images/kolodez/08_02_7.jpg

Вскрыв такой пласт, наращивание, сруба прекращают и устанавливают второй шатер водосборный, отступив на 0,35-0,4 м от стенок основного шатра. Сборку водосборного шатра надо производить очень тщательно снизу вверх с проконопачиванием его мхом и расшивкой рейками. Песок из внутреннего шатра при углублении шахты забрасывают между стенками, а воду откачивают.

Иногда возникает необходимость изолировать вышележащий водоносный пласт с плохой водой, пройти его шахтой. Добиваются этого также с помощью шпунтового ряда досок, которые забивают снаружи сруба. Между шпунтом и срубом в этом случае устраивают глиняный замок.

Таким образом, можно сделать вывод насколько искусными мастерами были наши предки, что изобрели множество способов работы по постройке колодцев практически в любых условиях. Прекрасно разбирались в технологиях постройки и работы с древесным материалом.

3. Домовая резьба по дереву

Проходя мимо деревенских домов, не надолго останавливался и смотрел на узоры, которые украшают тот или иной дом. Я знал, что это называется резьбой по дереву и все. Придя домой, я узнал из сети Интернет о множестве разновидной резьбы по дереву (плоскорельефная, глухая, скульптурная, ажурная, плосковыемчатая, геометрическая и другие). Но все же свое внимание я решил уделить домовой резьбе.

           Вообще выделяют две большие группы техник домовой резьбы: глухая и сквозная. Глухую резьбу выполняют на поверхности заготовки и с помощью стамесок, резаков и ножей, а сквозную резьбу выпиливают, высверливают, то есть прорезают насквозь. В зависимости от технических приемов сквозная резьба может быть более или менее сложной по исполнению (прорезной, ажурной). Она часто выполняется накладной и комбинированной, поскольку включает некоторые приемы глухой резьбу. Глухая резьба, в свою очередь, подразделяется на плосковыемчатую, плоскорельефную и рельефную.

К плосковыемчатой резьбе относятся следующие виды резьбы: контурная и геометрическая.[4]

Наиболее простой в технике исполнения является контурная резьба. Она характеризуется небольшими тонкими желобками, слегка врезанными в дерево, которые проходят по всему контуру рисунка. Часто на домах эту технику используют для изображения листьев, орнаментов природных мотивов, цветов и т.д. Основные элементы контурной резьбы – это тонкие двугранные или закругленные выемки. Двугранные выемки выполняются с помощью ножа-косячка, а полукруглые с помощью стамесок. Контурная резьба выполняется в два приема: надрезание и подрезание. Когда элемент будет надрезан с одной стороны, нож отрывают и заносят снова к началу той же линии. Делают подрезку уже подрезанного контура: отступив от надрезанного контура буквально миллиметр, резчик наклоняет нож в противоположную сторону, проводя вторую линию, надрезая дерево на глубине. Мастерство заключается в том, чтобы расстояние между двумя линиями постоянно было одинаково, а лезвие погружалось на одинаковую глубину и под постоянным углом. Итог – это двугранная выемка. Ширина и глубина двугранных выемок может варьироваться. При резьбе крупных орнаментов в контурной технике используются полукруглые стамески с высокими бортами, оставляя полукруглые выемки.

Положение рук резчика и инструмента при контурной резьбе    http://etotdom.com/wp-content/uploads/2014/09/Foto-7-%E2%80%93-Konturnaja-rezba.jpg

Геометрическая резьба считается одной из самых древних. Особое распространение она получила в нашей местности.

Рисунок геометрической резьбы представляет собой узор из фигур – треугольников, квадратов, окружностей, которые образуются с помощью прямых или кривых линий и сочетаний различных выемок – двугранных, трехгранных, различной ширины и глубины. Например, основной элемент клинорезной резьбы представляет собой заглубленную внутрь трехгранную пирамиду. Комбинации таких пирамидок, ромбов, елочек, звездочек могут быть бесконечны. При мягких породах дерева двугранные выемки делаются следующим образом. Носок ножа-косячка ставят на начало линии, и с нажимом прорезают линию на нужную глубину, затем нож наклоняют в противоположную сторону, режут вторую грань. Обе грани должны пересекаться на одной глубине. В твердых породах дерева, где требуется большая глубина, работа начинается с выполнения средней линии выемки, потом с боковых выемок идут к средней. Это основы геометрической резьбы.

Существует множество других техник различных геометрических фигур. Мастера-резчики используют различные формы:

1. витейка – орнамент из двух рядов треугольников со смещением одного ряда относительно другого на полшага вниз или вверх

Секреты резьбы по дереву;

2. змейка – орнамент из двух рядов треугольников, вдвинутых один в другой

Секреты резьбы по дереву;

3. но самым красивым и выразительным узором трехгранно-выемчатой резьбы является сияние – узор из удлиненных треугольников, расходящихся из одной точки

Геометрическая резьба Резьба по дереву.

Вторая разновидность геометрической резьбы – ногтевидная, - получила свое название благодаря форме основного элемента – «ноготка».

В основном эта техника отличается плавными округлыми линиями и мягким переходом светотеней в желобчатых выемках. Основной инструмент – полукруглая стамеска.

Плоскорельефная резьба — это резьба с невысоким условным рельефом, расположенным в одной плоскости с уровнем украшаемой поверхности.

Плоскорельефная резьба является переходным видом от контурной резьбы к рельефной. Свое название она получила оттого, что фигуры изображения, оставаясь в основном плоскими, не только обрисованы выемкой по контуру, но и обработаны по краям, что создает иллюзию рельефа. Этот вид резьбы дает резчику возможность выполнять различные композиции с растительным орнаментом, изображением птиц, человека, животных.

Плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей:

Резьба с заоваленными контурами, как и контурная, выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка, но выемки режутся более глубокими, а их грани закругляются (заоваливаются).

Резьба с подушечным фоном. В некоторых случаях фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским. Такой фон называют подушечным, а резьбу - заоваленной с подушечным фоном. По технике выполнения, внешнему виду и назначению такая резьба мало отличается от обычной заоваленной резьбы.

Плоскорельефная резьба с выбранным фоном выполняется так же, как и обычная заоваленная резьба. Фон в этой резьбе выбирают на небольшую глубину, поэтому орнамент как бы лежит на ровной плоскости. Для игры светотени и контраста фон иногда чеканится.

Плоскорельефную резьбу выполняют в основном на мелких предметах и отделывают полированием.

Photos 3

В рельефной резьбе изображение выпукло по отношению к фону и художественно обработано в пределах глубины фона. Рельефная резьба почти не имеет плоской поверхности. Формы орнамента выявляются рельефом разной высоты. Изображение может быть углублено по отношению к фону. Такой рельеф называется вогнутым. Этот вид резьбы наиболее распространен.

Рельефная резьба имеет следующие подвиды:

- барельефная резьба — резьба с низким рельефом; узор выступает над фоном незначительно, характер рельефа - силуэтный.

- горельефная резьба - резьба с более высоким рельефом, ярче выраженным и имеющим более богатую игру светотени. Обычно узор выступает над уровнем фона на половину своей толщины, это создает многоплановые композиции, способствует лучшему выявлению формы изображения.

Художественная и профессиональная резьба по дереву

Сквозная или прорезная резьба. Такую резьбу еще часто называют ажурной за ее внешнее сходство с кружевами. Ее элементы не имеют фона как такового и часто не имеют внутренних площадей фигур - все это выпиливается (прорезается - отсюда и название) лобзиком или пилой. Множественными зубчатыми и ступенчатыми орнаментами украшали те же самые наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверями, перила лестниц и карнизы крылечек. Русское крестьянское жилище сочетало в себе практичность и необыкновенную красоту. Различные архитектурные детали несли определённое образное значение (древние функции оберега) и в то же время играли декоративную роль. Так, например, необходимость закрыть щели, неизбежно возникающие между бревенчатой стеной дома и рамой окна, вызвало появление наличников, которые украшают дом и являются своеобразной границей его с внешним миром. Ну а границы должны иметь свою защиту - тут и приходят на помощь защитные знаки и орнаменты. Большое распространения прорезная резьба получила в нашей Нижегородской области, где проживало большое количество мастеров этого дела.

Фигурная резьба

           Таким образом, мы изучили только основные виды работы по домовой резьбе. Мастера сочетали различные виды резьбы по дереву, подбирали нужный материал, фон рисунка, инструмент и т.д. Как много труда, кропотливой работы заложено в этом ремесле.

Заключение

           Новое время диктует новые представления об эстетике и практичности в жизни. В своей работе я постарался дать лишь некоторые возможности, которые нам дает природа, что она сотворила, и как  человек пользуется ее дарами благодаря своему труду, таланту.

           Многие, наверное, согласятся с тем, что у современного человека, не представляющего комфортной жизни без новейших достижений, словосочетание «загородный дом» проассоциируется с коттеджем из стекла и бетона, чем с деревянным сельским домиком с аккуратными наличниками на окнах, которые неизвестный умелец украсил затейливой резьбой. У этого домика стоит колодец. Люди даже не задумываются, как сложно его сделать. Сколько нюансов нужно учитывать с породой дерева, техникой выполнения, местным грунтом.

           В этом доме есть бочки, кадушки, которыми пользовались целые поколения. Было долгое время, когда предметы из стекла еще не вошли в обиход, и первичным материалом для хранения пищевых продуктов играли бочки и кадушки.

           В своей работе я постарался раскрыть основные виды резьбы по дереву, показать ее красоту. Показать технологию работы по строительству деревянных колодцев. Рассказать, как изготавливались бочки и кадушки в нашей местности.

           Таким образом, в своей работе я стремился показать лишь некоторые направления промысла и ремесла, связанные с древесным материалом.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов

1. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. – Нива, Россия., 1994

2. Волина Н.В. Домовая резьба. – М.: Эксмо, 2005.- стр. 177-181

3. Шепелев А.М. Как построить сельский дом. - М., 1988. – стр.29-31

4. www.mirpodelki.ru

5. www.rezbawood.ru

6. www.rusarch.ru – Рабинович М.Г. Деревянные сооружения городского хозяйства в Древней Руси

7. Из воспоминаний Торунова Н.И. по изготовлению бочек и кадушек


[1] www.rusarch.ru – Рабинович М.Г. Деревянные сооружения городского хозяйства в Древней Руси

[2] А.М.Шепелев. Как построить сельский дом. - М., 1988. – стр.29-31

[3] www.mirpodelki.ru

[4] Н.В.Волина. Домовая резьба. – М.: Эксмо, 2005.- стр. 177-181


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Использование природного материала - соломки в декоративно-прикладном творчестве. Аппликация из соломки". презентация

В данной презентации показано как выполнить творческий проект используя природный материал - соломку. В последние годы уделяется большое внимание изучению и возрождению угасающих видов народного декор...

Занятие - путешествие «Изготовление оберега с использованием природного материала»

Занятие - путешествие «Обереги славян.Изготовление оберега с использованием природного материала»...

"Изготовление панно "Фантазия" с использованием природного материала"

Выступление на районном семинаре на базе школы Тема занятия: «Изготовление панно «Фантазия» с использование природного материала»...

Использование природного материала в коррекционнной работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста

Игра имеет большое значение в развитии ребёнка с ОВЗ. Широкое использование разнообразных игр в коррекционно-развивающей работе  с данной категорией детей – необходимое условие их успешного...