Использование природного материала в коррекционнной работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста
методическая разработка

Пояркова Надежда Евгеньевна

Игра имеет большое значение в развитии ребёнка с ОВЗ. Широкое использование разнообразных игр в коррекционно-развивающей работе  с данной категорией детей – необходимое условие их успешного физического и личностного развития. На первом этапе обучения с детьми проводятся разнообразные игры и игровые упражнения, в ходе которых формируется элементарный игровой опыт детей. В том числе это и игры с природным и бросовым материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование природного материала в коррекционнной работе

с детьми с ОВЗ дошкольного возраста

Игры с природным материалом

            Игра имеет большое значение в развитии ребёнка с ОВЗ. Широкое использование разнообразных игр в коррекционно-развивающей работе  с данной категорией детей – необходимое условие их успешного физического и личностного развития. На первом этапе обучения с детьми проводятся разнообразные игры и игровые упражнения, в ходе которых формируется элементарный игровой опыт детей. В том числе это и игры с природным и бросовым материалом.

В обучении играм с природным материалом используются совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию взрослому, действия по образцу.

Игры с природным материалом как
естественная и доступная
каждому ребенку форма деятельности

Игры с природным материалом:

-развивают тактильные ощущения у ребёнка, стимулируя его реакции на прикосновение;

-развивают у детей стремление  действовать вместе со взрослым, получать удовольствие от игры с природным материалом;

-учат выражать радость и удовольствие, огорчение, удивление в процессе совместных игр с водой, песком, разнообразными сыпучими материалами, листьями, плодами и т.п.

-знакомят детей с различными природными материалами и их свойствами;

-формируют у детей навыки и умения адекватно, бережно и осторожно действовать с природными материалами;

-развивают у детей орудийные действия: использование предмета для достижения цели, например, пересыпать песок совком, манку ложкой из одной миски в другую;

-развивают познавательные   функции рук: координацию движений обеих рук  со зрительным прослеживанием (захват, удерживание, приближение, поворачивание, вкладывание и т.п.)

-формируют у детей первичные представления о количестве: много, мало, пусто(нет), один;

-развивают пространственно-величинные представления о предметах и объектах контрастного размера («большая шишка-маленькая шишка», «полная миска-пустая миска»);

-стимулируют речевую активность детей  в процессе игр с природными материалами.

Игры с песком как естественная и доступная каждому ребенку

 форма деятельности

В играх с природными материалами используются:

  • Листья
  • Семена
  • Сухие цветы и растения
  • Плоды, ягоды, косточки
  • Желуди
  • Шишки
  • Веточки
  • Хвою
  • Каштаны
  • Различные крупы (манка, греча, рис, пшено, горох, фасоль, чечевица)
  • Яичная скорлупа
  • Пушистые материалы (растительный и животный пух, перья птиц)
  • Камни
  • Ракушки
  • Глину
  • Песок

      Дети с ОВЗ характеризуются большими трудностями поведения и контакта со взрослым, отсутствием целенаправленного внимания, слабой и некоординированной моторикой. Они почти не понимают речевых инструкций и объяснений. Им трудно или недоступно выполнение даже самых лёгких заданий практического характера, а при попытках выполнения их действия хаотичны, бессмысленны. Большой трудностью в обучении является то, что у этих детей нет принятия предлагаемой задачи, трудно привлечь их внимание и побудить к действиям.

      Игры с песком выступают одним из простых, но эффективным средством развития ребенка. Песок обладает «волшебными» свойствами, прикасаясь к пальцам рук ребенка, песок оставляет положительные эмоции и впечатления.

      Песок может «захватить» все внимание ребенка. Даже очень активный и подвижный ребенком может долго перебирать и пересыпать песок, наблюдать за тем, как золотые песчинки скатываются с каждого пальчика. Концентрируясь на действия с песком, ребенок незаметно для себя и, не прилагая больших усилий, успокаивается, расслабляется, отрицательные эмоции и обиды уходят, исчезают.

       На следующем этапе детям интересно оставлять отпечатки рук, различных предметов и игрушек, различных геометрических форм, что способствует лучшему запоминанию сенсорных эталонов.  Подходят такие игры: «Отпечатки наших ладоней», «Отпечатки наших кулачков, пальцев», «Следы животных», «Что может оставлять следы?».

Игры с песком сопровождаются рассказами, потешками, песенками, загадками:

 «Кто оставил на песочке

  Эти разные следочки?

  Может, это был зайчишка?

  Может, котик пробегал?

  Ну а, может, воробьишка

  С мышкой польку танцевал?»

«У меня пропали руки.

 Где вы, рученьки мои

 Раз, два, три, четыре, пять —

 Покажитесь мне опять».

        Параллельно с этим детям предлагаются игры с песком, направленные на развитие мелкой моторики: («Печём куличики», «Спрячь шишку в песок», «Найди шишку (каштан, жёлудь)» «Песочные прятки» и т. д.).

     На третьем этапе мы играем в серию игр-упражнений «Узоры на песке»: «Длинная и короткая дорога»,  «Волшебные превращения», «Бусы для куклы».          Для того чтобы сделать бусы для куклы нам понадобятся мелкие камешки (орешки, жёлуди, шишки и т. п.). Рисуем на песке кружок и  выкладываем камешки по его контуру. Это и будут «бусы для куклы». Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, рекомендуется предварительно намочить песок водой.

Рисуем на песке простой узор и просим ребёнка продолжить его. Например: «Дорожки на песке»

Материал:

-Песок

-Надувной бассейн

-Ракушки

-Камешки

Цель: формировать умение по подражанию манипулировать предметами

«Волшебные рисунки»

Материал:

-Заготовка «Солнышко»

-Фасоль

Цель: формировать захват фасоли тремя пальцами (щепоткой) и накладывать фасоль на пластилиновую основу (совместно со взрослым и по подражанию)

Читаем стишок и рисуем на песке смешного человечка.

   «Точка, точка, запятая»

Точка, точка, запятая:

Вышла рожица кривая.

Ручки, ножки, огуречик-

Получился человечек».

      Затем совместно  с ребёнком изображаем такого же человечка или просим самостоятельно выполнить задание.  Аналогично можно попросить  ребёнка нарисовать  себя, воспитателя, друга и т.д.

       Таким же способом можно изобразить  любую игрушку: нарисовать её контур на песке и выложить камешками. Можно знакомить ребенка с геометрическими фигурами, выкладывая камешки по контуру треугольника, квадрата, прямоугольника, круга, овала, трапеции, ромба.

«Волшебные превращения». Нарисуйте на песке круг и спросите ребёнка, на что он похож, а затем вместе с ребёнком попробуйте дорисовать картинку, чтобы сразу стало понятно, что это такое. Круг можно превратить в солнышко, шарик, блинчик, колобок, арбуз, мяч, яблоко, пуговицу, часы и многое другое.

      Аналогичное задание выполняется с квадратом: дом, кубик, сумка, ящик, подушка, И с треугольником: крыша дома, ёлка, пирамидка, колокольчик  и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода для развития выразительности речи у детей дошкольного возраста посредством художественного слова и театрализованной деятельности

этот проект  мы задумывали как результат нашей работы с детьми подготовительной группы над выразительностью речи...

Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога с детьми раннего и дошкольного возраста и их родителями.

Здоровье  – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым....

Материал по исправлению звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Представлен речевой материал для автоматизации и дифференциации нарушенных звуков у детей старшего дошкольного возраста...

Сценарий праздника ко Дню Матери «А ну-ка мамочки…» для старшего дошкольного возраста

Цель: развитие игровой и творческой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной принадлеж...

Статья:" Работа с детьми аутистического спектра дошкольного возраста в условиях ДОУ."

Работа с детьми аутистического спектра дошкольного возраста в условиях ДОУ....

Использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего и дошкольного возраста.

Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталоно...