Главные вкладки

    Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога с детьми раннего и дошкольного возраста и их родителями.
    статья по психологии по теме

    Здоровье  – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Применения здоровьесберегающих технологий в работе  педагога-психолога с детьми раннего и дошкольного возраста и их родителями.

            Количество новорожденных детей с различными недостатками неуклонно растет. Все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психического расстройства у детей. Психологическое здоровье-индикатор физического здоровья. Поэтому в течение всего учебного года в свою работу обязательно включаю здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки. Широко использую в работе с детьми сухой бассейн, музыкотерапию, сказкотерапию, релаксацию , пальчиковые игры, дыхательную гимнастику, Су-джок терапию, арт – терапию, психогимнастику, а так же артикуляционную и кинезиологическую гимнастику.

    Применение сухого бассейна способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения, регулированию мышечного тонуса. Способствует развитию: кинестетической и тактильной чувствительности, образа тела, пространственных восприятий и представлений. Также использую для коррекции уровня тревожности и агрессивности. С целью профилактики глистных инвазий проводилась регулярная санитарная обработка содержимого сухого бассейна (1 раз в месяц ) .

    В занятия с детьми раннего возраста, помимо упражнений и игр на развитие психических процессов, я включила  упражнения, направленные на  саморегуляцию и расслабление, использую упражнения направленные на развитие межполушарного  взаимодействия головного мозга, динамические паузы, пальчиковые игры и артикуляционные гимнастики, минутки эмоциональной разгрузки, дыхательные упражнения, психогимнастику. Работая с детьми раннего возраста, активно использую пальчиковые  и музыкально-ритмические игры, т.к. речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от пальцев. Пальчиковая гимнастика  повышает работоспособность коры головного мозга, снимает тревожность, умственную усталость, а также снимает напряжение не только с самих рук, но и с губ.

      Результатом работы является положительная динамика в активизации и развития речи детей раннего возраста уже после 4-5 занятия.  

     Музыкотерапия - использую музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, проблемах в общении, страхах… Музыка положительно влияет на мозг ребенка, активизируя соединения между нервными клетками. Для детей раннего возраста активно использую песенки и попевки собственного исполнения в сочетании с движениями. Пение песен, слушанье музыки создают для ребёнка чувство психологического комфорта и расслабления. Использование потешек является своеобразным методом телесной терапии в раннем возрасте, помогающей налаживанию отношений между взрослым и ребёнком, развитие общей моторики и развитие мелкой моторики рук способствует закреплению полезных привычек.

    Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Способствует развитию речи и коррекции эмоциональных состояний, снятия тревожности, повышения самооценки, снятия агрессивных проявлений. Использую различные методы работы со сказкой: от простого рассказа до обыгрывания ситуации.

    Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяю в комплексе с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы).

    Су-джок терапия – оказывает тонизирующее действие на ЦНС, в результате чего улучшается ее регулирующая роль в работе всех систем органов. Преобладание наглядно-образного мышления у детей раннего и дошкольного возраста вызывает необходимость ко многим массажным комплексам подбирать стихотворные тексты или соответствующие образы.

    Дыхательная гимнастика – способствует профилактике заболеваний дыхательных путей, выработке речевого выдоха, помогает очистить слизистую оболочку дыхательных путей и улучшает дренажную функцию бронхов, укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает самочувствие ребёнка, активизирует кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

    Особое внимание уделяю работе с родителями. На каждом занятии предлагаю им новые игровые формы проведения массажа и самомассажа для детей, упражнения для развития двигательной активности и мелкой моторики для проведения в домашних условиях.

    Таким образом, применение в работе перечисленных  технологий, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка коррекционно-развивающей среды повысило результативность коррекционно-развивающего  процесса, помогло сформировать у  родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья своих детей, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. По результатам мониторинга после проведения курса занятий значительно улучшилось психоэмоциональное самочувствие и соматическое здоровье не только у детей, но и у их родителей,  повысилась устойчивость к стрессу, снизился уровень тревожности по поводу поступления ребенка в ДОУ или школу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

    В материале рассматриваются здоровьесберегающие технологии коррекционной работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома....

    Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

    Материал содержит комплексы зрительной гимнастики, снимающие напряжения глаз, позволяющие укрепить и сохранить здоровье детей....

    "Применение здоровьесберегащих технологий в воспитательной работе с детьми с ОВЗ"

    Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои сил...

    Педагогический проект на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».

    В  сентябре 2016 года  в соответствии с годовым планом работы учителя-логопеда  проведена диагностика  речевого развития детей подготовительной к школе   группы МБО...

    Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей раннего и дошкольного возраста»

    Распространение плоскостопия у детей (по данным разных авторов, от 15 до 50% и более) ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей....

    Использование комплекса "РАЗВИТИЕ" логопедом и педагогом-психологом с детьми с особыми образовательными потребностями в ДОУ раннего и дошкольного возраста

         В методическом пособии отражён комплексный подход к формированию структурных компонентов речевой деятельности и развитию познавательной, двигательной и социальной сфер ...

    ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ

    ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУЛарина Т.Ю.Хакасский государственный университет им Н.Ф. Катанова, г. АбаканМуниципальное бюджетн...


     

    Комментарии

    Kолтыгина Юлия Сергеевна

    Благодарю за полезную статью! Очень интересно, возьму для работы, с вашего позволения!Важно с самого раннего возраста применять здоровьесберегающие технологии!