Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога с детьми раннего и дошкольного возраста и их родителями.
статья по психологии по теме

Здоровье  – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применения здоровьесберегающих технологий в работе  педагога-психолога с детьми раннего и дошкольного возраста и их родителями.

        Количество новорожденных детей с различными недостатками неуклонно растет. Все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психического расстройства у детей. Психологическое здоровье-индикатор физического здоровья. Поэтому в течение всего учебного года в свою работу обязательно включаю здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки. Широко использую в работе с детьми сухой бассейн, музыкотерапию, сказкотерапию, релаксацию , пальчиковые игры, дыхательную гимнастику, Су-джок терапию, арт – терапию, психогимнастику, а так же артикуляционную и кинезиологическую гимнастику.

Применение сухого бассейна способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения, регулированию мышечного тонуса. Способствует развитию: кинестетической и тактильной чувствительности, образа тела, пространственных восприятий и представлений. Также использую для коррекции уровня тревожности и агрессивности. С целью профилактики глистных инвазий проводилась регулярная санитарная обработка содержимого сухого бассейна (1 раз в месяц ) .

В занятия с детьми раннего возраста, помимо упражнений и игр на развитие психических процессов, я включила  упражнения, направленные на  саморегуляцию и расслабление, использую упражнения направленные на развитие межполушарного  взаимодействия головного мозга, динамические паузы, пальчиковые игры и артикуляционные гимнастики, минутки эмоциональной разгрузки, дыхательные упражнения, психогимнастику. Работая с детьми раннего возраста, активно использую пальчиковые  и музыкально-ритмические игры, т.к. речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от пальцев. Пальчиковая гимнастика  повышает работоспособность коры головного мозга, снимает тревожность, умственную усталость, а также снимает напряжение не только с самих рук, но и с губ.

  Результатом работы является положительная динамика в активизации и развития речи детей раннего возраста уже после 4-5 занятия.  

 Музыкотерапия - использую музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, проблемах в общении, страхах… Музыка положительно влияет на мозг ребенка, активизируя соединения между нервными клетками. Для детей раннего возраста активно использую песенки и попевки собственного исполнения в сочетании с движениями. Пение песен, слушанье музыки создают для ребёнка чувство психологического комфорта и расслабления. Использование потешек является своеобразным методом телесной терапии в раннем возрасте, помогающей налаживанию отношений между взрослым и ребёнком, развитие общей моторики и развитие мелкой моторики рук способствует закреплению полезных привычек.

Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Способствует развитию речи и коррекции эмоциональных состояний, снятия тревожности, повышения самооценки, снятия агрессивных проявлений. Использую различные методы работы со сказкой: от простого рассказа до обыгрывания ситуации.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяю в комплексе с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы).

Су-джок терапия – оказывает тонизирующее действие на ЦНС, в результате чего улучшается ее регулирующая роль в работе всех систем органов. Преобладание наглядно-образного мышления у детей раннего и дошкольного возраста вызывает необходимость ко многим массажным комплексам подбирать стихотворные тексты или соответствующие образы.

Дыхательная гимнастика – способствует профилактике заболеваний дыхательных путей, выработке речевого выдоха, помогает очистить слизистую оболочку дыхательных путей и улучшает дренажную функцию бронхов, укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает самочувствие ребёнка, активизирует кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Особое внимание уделяю работе с родителями. На каждом занятии предлагаю им новые игровые формы проведения массажа и самомассажа для детей, упражнения для развития двигательной активности и мелкой моторики для проведения в домашних условиях.

Таким образом, применение в работе перечисленных  технологий, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка коррекционно-развивающей среды повысило результативность коррекционно-развивающего  процесса, помогло сформировать у  родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья своих детей, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. По результатам мониторинга после проведения курса занятий значительно улучшилось психоэмоциональное самочувствие и соматическое здоровье не только у детей, но и у их родителей,  повысилась устойчивость к стрессу, снизился уровень тревожности по поводу поступления ребенка в ДОУ или школу.



 

Комментарии

Kолтыгина Юлия Сергеевна

Благодарю за полезную статью! Очень интересно, возьму для работы, с вашего позволения!Важно с самого раннего возраста применять здоровьесберегающие технологии!