"Применение здоровьесберегащих технологий в воспитательной работе с детьми с ОВЗ"
учебно-методический материал (6 класс) на тему

Оводкова Галина Анатольевна

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. 
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их 
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, 
прочность знаний, вера в свои силы… 


В.А.Сухомлинский 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. 
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их 
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, 
прочность знаний, вера в свои силы… 


В.А.Сухомлинский 

Одна из главных целей моей работы с детьми – сохранять и укреплять их здоровье.

Для достижения поставленной цели я решаю следующие задачи:

- охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма;

- формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью;

- повышение эффективности к процессу обучения за счет средств здоровьесберегающих технологий.

В систему оздоровительной работы включаю следующие здоровьесберегающие технологии:

 Утренняя гимнастика, является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Каждый день начинается с зарядки. Она даёт возможность включить ребёнка в ритм дневной деятельности. Сначала зарядку проводила сама, (сейчас проводит физорг класса). Во время выполнения упражнений слежу за дыханием детей, т.к. правильное дыхание повышает работоспособность организма. Упражнения подобраны на разминку всех групп мышц. Требую, чтобы дети выполняли их бодро, энергично, организованно. Гимнастика компенсирует 10% суточного объёма двигательной активности детей, способствует хорошей организации учебного дня. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики.

  •   Санитарно-гигиенические процедуры. Строго слежу за порядком в классе, ведь чистота-залог здоровья. Приучаю к тому, чтобы дети умели провести влажную уборку спальни, класса. Поэтому у каждого ребёнка нашего класса есть определённые  обязанности по поддержанию порядка. Обязанности эти меняются между детьми каждую четверть. Приучаю правильно заправлять кровати, складывать аккуратно свои вещи в шкафу. Ежедневная кропотливая работа дает результаты. Для отдельных детей соблюдение порядка уже входит в привычку.

Приучаю детей следить за чистотой одежды, в которой они ходят. Школьные блузки и рубашки меняем один раз в неделю. Все дети очень любят ходить в баню. Слежу за тем, чтобы они надевали после бани всё чистое. В этом году дети уже самостоятельно собираются в баню. Крупные вещи после бани сдаём в прачечную, мелкие стираем сами.

Санитарно-гигиенические процедуры дети выполняют под присмотром воспитателя. Ослабевает контроль – страдает качество выполнения процедур.  Ребёнок должен видеть, что воспитатель не просто наблюдает за его действиями, а искренне заинтересован в том, чтобы он всё делал быстро и хорошо.

В классе ведётся журнал санитарного состояния воспитанников.

         • Обширное умывание – как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Провожу его после сна.

Физминутка. Ежедневно, в процессе НОД детей и по мере необходимости, я провожу физкультминутки, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. В работе использую разные виды физкультминуток: с текстом, с музыкальным сопровождением, в форме подвижной игры.

Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мелкой моторики  являются действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Колечко” Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

“Кулак – ребро - ладонь” На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

“Лезгинка” Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.

Дыхательная гимнастика, проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность.

«Свеча” Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

“Дышим носом” Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

“Ныряльщик” Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

  •   Упражнения на релаксацию

“Дирижер” Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

“Путешествие на облаке” Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

• Гимнастика для глаз. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они лишь во время сна. Вот почему выполнение гимнастики для глаз полезно для гигиены и профилактики нарушения зрения.

“Взгляд влево вверх” Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

“Горизонтальная восьмерка” Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

“Глаз – путешественник” Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

• Подвижные игры – служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств.  Огромное значение для оздоровления имеют ежедневные прогулки и игры на свежем воздухе. Активное участие в подвижных играх обогащает детей новыми впечатлениями.

Большое влияние на здоровье детей оказывает психологический климат. Большинство детей имели нарушения эмоционально-волевой сферы. Очень сложно адаптировались, постоянно конфликтовали, ссорились, обзывались. Некоторые были замкнутыми, необщительными. Поэтому стараюсь привлекать всех детей к творческой деятельности, к участию в классных и общешкольных мероприятиях, стараюсь при этом учитывать их интересы, чтобы любое дело было одновременно полезным и увлекательным.

Очень эффективно выполнение коллективных работ, когда одно целое собирается из частичек, выполненных каждым учеником. Каждый ученик чувствует ответственность за общее дело, старается довести дело до конца, работу выполнить аккуратно. В областном конкурсе плакатов «Скажи «Нет» наркотикам» заняли первое место, в областной спартакиаде также занимали призовые места.

Провожу в классе беседы по пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек.

Благодаря такой работе дети стали эмоционально спокойнее, дружнее, меньше конфликтуют, переживают друг за друга, оказывают друг другу взаимовыручку, общение среди детей стало более вежливым.

Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит и от активного участия в этом процессе родителей. С этой целью в классе было проведено родительское собрание на тему: «Организация совместной деятельности родителей и педагогов по профилактике дорожно-транспортного травматизма»  

Большую роль в работе с родителями играет наглядная агитация. В классе оформляются стенды с памятками: «Как узнать, употребляет ли ребёнок наркотики?», «Как помочь подростку?», проводятся индивидуальные беседы с родителями, инструктажи по технике безопасности.

Таким образом, школа может и должна быть местом укрепления здоровья учащихся. Одна из первых задач педагога – научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье физическое, психическое и душевное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые на логопедических занятиях....

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В материале рассматриваются здоровьесберегающие технологии коррекционной работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома....

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Здоровьесберегающие технологии – это специально организованное взаимодействие детей и педагога;  процесс , направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Забота о здоровье ребенка в настоящее время стала занимать приоритетные позиции, так как в любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые....

Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности»

Выступление на ШМО классных руководителей по теме: « Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе средства развития личности. «Технологии обеспечения безопасн...