Использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего и дошкольного возраста.
учебно-методический материал по психологии

Беспалько Татьяна Николаевна

Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование сенсорных коробок в образовательном процессе с детьми раннего и дошкольного  возраста»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его  восприятия и формирование представлений о внешних свойствах  предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире.

Одна из главных задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира.

Для решения данной задачи при организации образовательного процесса мы используем разнообразные сенсорные коробки.

Сенсорные коробки имеют ряд преимуществ, которые позволяют их широко использовать:

  • занимают немного времени на подготовку;
  • компактны;
  • доступны;
  • предоставляют множество возможностей для обучения;
  • являются отличным дополнением к тематическим занятиям;
  • сможет сделать любой педагог

Чем полезна сенсорная коробка?

  • Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное  мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений.
  • Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать новые слова (скользкий, шероховатый, гладкий и др.)
  • Помогает формированию элементарных математических представлений: счет,  группировка, сортировка, измерение и взвешивание. Это лишь некоторые из математических преимуществах сенсорной коробки.
  • Помогает изучению цвета, формы, текстуры.
  • Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает.
  • Обеспечивает бесконечные его возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.
  • Способствует развитию любознательности, фантазии, творческих способностей.

Для создания сенсорной коробки нам понадобились:

  • Емкости (пластиковый контейнер, тазик, картонная коробка, большая миска);
  • Наполнитель (любой тактильный материал: сыпучий, жидкий, мягкий)
  • Различные элементы (игрушки и предметы);
  • Инструменты для пересыпания, переливания (совочки, ложки, формочки, ведерки, сачки).

Сенсорные коробки универсальные тем, что могут использоваться во всех возрастных группах.

Для детей до 2-х лет подойдут простые сенсорные коробки с крупными предметами. Используются коробки с наполнителем разными по тактильным ощущениям. Делается это с целью дать ребенку как можно больше ощущений, разработать пальчики и ручки в целом.

Для детей 2-3 лет добавляем в коробки игрушки-предметы и показываем, как с ними играть, даем различные задания. Это необходимо для координации движений и формирования мелкой моторики. А так же дети во время игры с сенсорными коробочками учатся различать предметы по размеру, цветам и свойствам

Какие игры можно проводить с сенсорными коробками?

Малыши в раннем возрасте учатся играть в такие игры, как «Прячем ручки» и «Пальчиковый бассейн» - эти игры направлены не только на снятие психоэмоционального напряжения, но и на знакомство с крупой. Они очень нравятся детям.

В игре «Пересыпаем крупу»  ребенок слушает и сравнивает звук от каждой крупы, например, от гороха – звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучный.

На развитие мелкой моторике и осязания направлена игра «Угадай, что это». Ребенок опускает руки поочередно  в сенсорные коробочки с различной крупой, Обязательно называйте крупу и сравнивайте  ощущения. Через какое-то время можно ему предложите определять их наугад с закрытыми глазами.

«Сортируем предметы» - учимся развивать умение отличать предметы, находить у них то общее,  различать предметы по размерам, цветам, свойствам, а так же  такая игра учит ребенка самостоятельно мыслить.

«Сортируем крупу» - в мелких макаронах  ищут фасоль, такая игра развивает мелкую моторику. Если у ребенка получается это легко, предлагаем проделать то же самое при помощи ложки. Самым ловким предлагаем щипцы, пинцет или прищепку.

«Круглое и квадратное» - малыши ощупывают закопанные предметы и угадывают их.  

Игра «Найди определенную фигуру» - развивает внимательность, учить находить предметы заданной формы.

«Поймай меня» - из контейнера, наполненного водой, можно сачком вылавливать рыбок или другие игрушки, тем самым развивая координацию движений и ловкость.

Дети с удовольствием играют с этими коробками.

Наполнение сенсорных коробок будет изменяться вместе с детьми, отвечая их новым потребностям и познавательным особенностям. Когда детки подрастут, сенсорные коробки будут служить основой для организации сюжетно ролевых или тематических игр, пространством для фантазии, логических и познавательных игр.  Такие коробочки будут способствовать развитию чувства независимости и любознательности ребенка, а так же стимулировать развитие внимания и концентрации.  

https://i0.u-mama.ru/b26/70a/f90/2ff790ed855cf803583015d0e92b4ca8.jpghttps://cdn.st100sp.com/pictures/168450699

https://cdn2.imgbb.ru/user/72/724882/201509/008d1181693a60ca087a729301abcad6.jpg

Информационные источники:

  1. Вайнерман С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С.М., Большов А.С.,  и др. – М.: Владос, 2001.
  2. Венгер  Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Гризик Т.И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2007.
  4. Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  5. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск: Народная асвета, 2007.
  6. https://razvivash-ka.ru/sensornye-korobki-zachem-kak-s-chem/ 
  7. https://docplayer.ru/65258756-Uvlekatelnye-sensornye-korobki.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста с проблемами развития. Особенности логопедической работы. 2007 г. Диплом за победу в III туре конкурса журнала "ЛОГОПЕД"

В докладе представлен краткий обзор существующих методических разработок в коррекционной работе с детьми раннего возраста с речевыми нарушениями, дается описание контингента детей, посещающих коррекци...

Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога с детьми раннего и дошкольного возраста и их родителями.

Здоровье  – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым....

Коррекционно-развивающая программа индивидуальной работы с детьми раннего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями зрения по развитию восприятия в предметной деятельности.

Коррекционно-развивающая программа индивидуальной  работы с детьми раннего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями зрения по развитию восприятия в предметной деятельности....

Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Важность использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного воз...

Статья:" Работа с детьми аутистического спектра дошкольного возраста в условиях ДОУ."

Работа с детьми аутистического спектра дошкольного возраста в условиях ДОУ....

Использование комплекса "РАЗВИТИЕ" логопедом и педагогом-психологом с детьми с особыми образовательными потребностями в ДОУ раннего и дошкольного возраста

     В методическом пособии отражён комплексный подход к формированию структурных компонентов речевой деятельности и развитию познавательной, двигательной и социальной сфер ...

Использование природного материала в коррекционнной работе с детьми с ОВЗ дошкольного возраста

Игра имеет большое значение в развитии ребёнка с ОВЗ. Широкое использование разнообразных игр в коррекционно-развивающей работе  с данной категорией детей – необходимое условие их успешного...