Самая великая роскошь на земле. Общешкольная беседа по культуре общения.
план-конспект по русскому языку по теме
Конспект общешкольной беседы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.55 КБ |
![]() | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Самая великая роскошь на земле
Цели: расширить представления детей о правилах этикета, о культуре общения, о правилах ведения беседы;
Цели и задачи:
- способствовать развитию коммуникативных качеств, умению вести беседу;
- развивать умение правильно оценивать себя и других;
- формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни; формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе; формировать навыка в толерантной манере выражать свои мысли и чувства;
- формировать толерантного отношения к окружающим людям;
- воспитывать культуру общения.
Ход занятия.
- Организационный момент. (1 слайд)
Здравствуйте, дорогие ребята.
- Интерактивная беседа. Мотивация к занятию.
- Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая яблоня от культурной, породистой яблони? (2 слайд)
Примерные ответы детей:
– Дикая яблоня растет, где и как попало, а культурная – в саду.
– За дикой яблоней никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают.
– Плоды у дикой яблони некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.
- Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?
Примерные ответы детей:
– Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно. (3 слайд)
- Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?
Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.
- Яблоне можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?
Примерные ответы детей:
– Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.
– Можно привить правила культуры, хорошие манеры.
– Можно привить хорошие навыки, привычки.
- Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?
Дети хором отвечают: культурным.
- Что значит быть культурным человеком? (4 слайд)
– Это значит соблюдать правила культурного поведения.
– Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить.
– Значит вести себя так, чтобы никому за тебя не было стыдно.
- Я с вами согласна. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»?
– Человека невоспитанного, необразованного, некультурного.
– Того, который ничему не учился.
– Того, которого никто не уважает.
- Действительно. Обтесать бревно или камень – значит сделать их гладкими блестящими. Неотесанный – значит необработанный. А в переносном значении неотесанный - значит невоспитанный, невежественный человек, болван. Так объяснятся значение этого слова в словаре Даля. - Хотите ли вы быть культурными людьми?
Дети отвечают утвердительно.
- Беседа об этикете. Введение понятия «Речевой этикет».
(5 слайд)
- Ребята, правила культурного поведения называются «этикет».
(6 слайд) Послушайте стихотворение об этикете.
(7 слайд) Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе, в общении. Но все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься! Сегодня мне хотелось бы с вами поподробнее остановиться на правилах общения или еще можно сказать на культуре общения.
(8 слайд) Культура общения – это та часть культуры поведения , которая выражается главным образом в речи , во взаимном обмене репликами , в беседе. Естественно , что существуют определенные правила ведения беседы, которые можно назвать этикетом речи.
(9 слайд) То, что понимают под речевым этикетом, используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно.
(10 слайд) Таким образом, речевой этикет представляет собой совокупность словесных форм учтивости, вежливости, то есть то, без чего нам с вами нельзя обойтись, в каком бы уголке Земли мы ни находились.
- «Проблемные вопросы».
(11 слайд)
- Какое значение имеет общение в жизни каждого человека? Можем ли мы обойтись без общения?
- Что значит быть общительным?
- Какое значение имеет воспитанность человека в общении?
- С кем вам интересно общаться?
- Что дает вам общение с родными и близкими друзьями?
(12 слайд) -Ребята, речевой этикет зависит от участников беседы. Личность собеседников в первую очередь влияет на форму обращения: ты или вы. Форма ты указывает на неформальный характер общения, Вы – на уважение и большую формальность в разговоре. Культурные и этические табу существуют в любом обществе. Пренебрежение этическими речевыми запретами является не только грубым нарушением этикета, но и нарушением закона.
- Работа в группах.
- А сейчас мы с вами будем работать в группах – отвечать на вопросы.
(13 слайд) 1. Итак, первая группа: Почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей)
- Вторая группа: Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека)
- Третья группа: Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться? (Потому что это неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать)
- Четвертая группа: Почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что это неуважение к труду дворников, и к другим людям, которым неприятно видеть мусор)
- Пятая группа: Почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках? (Потому что это неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы)
- Шестая группа: Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой? (Это неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится)
- Игра «Пословица за пословицей».
Правила поведения присущие тому или иному народу, нашли свое отражение в фольклоре: пословицах и поговорках. Есть такие пословицы и у русского народа. Давайте вспомним их!
- В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
- Даренному коню в зубы не смотрят.
- Семеро одного не ждут.
- Худой мир лучше доброй ссоры
- Не бросай камня в чужой огород.
- Яйца курицу не учат.
- Всяк сверчок знай свой шесток.
- Учись доброму – дурное на ум не пойдет.
- Про доброе дело говори смело.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Как проживешь, так и прослывешь.
- Худо жить без ласкового слова.
- Не мудрен привет, а сердце покоряет.
- Ласковое слово лучше мягкого пирога.
- Спасибо – великое дело.
- Встречают по одежке, провожают по уму.
- Лена до позднего вечера была в гостях у подруги. Пришла домой усталая, устроилась на диване и облегченно сказала маме одну пословицу. Какую? (В гостях хорошо, а дома лучше.)
- Когда друзья возвращались с рыбалки, уже стемнело. Известный трусишка Мишка вдруг схватил Колю за руку: “Смотри, вон там кто-то стоит!” оказалось, это был обыкновенный столб. Какую пословицу, смеясь, напомнил Мише товарищ? (У страха глаза велики.)
- Сказала Нина что-то подружке по секрету. Та не утерпела, рассказала другой, другая – третьей, и вскоре об этом узнали все. Какая пословица есть на этот счет? (По секрету всему свету.)
- Задачи на вежливость. Игра «Беспроигрышная лотерея».
- А теперь, ребята, у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда всех наших мальчиков.
Мальчики выходят к доске.
- Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на которой будет записано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете награду – аплодисменты наших девочек.
Итак, начинаем. Кто первый?
Мальчики подходят к учителю, вытягивают из коробки билетики с номерами заданий, Учитель читает текст задания по книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.
Задания для карточек:
- Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь.
(Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед)
С девочкой учителю нужно договориться заранее, что как только выпадет этот билет, она выйдет к доске и медленно направится к двери
- Пригласить (имя, фамилия девочки) на танец.
(Нужно подойти к девочке, наклонить голову и сказать: «Можно пригласить тебя на танец?», затем взять девочку за руку и вывести ее к доске)
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она ответила: «Хорошо»
- Помочь (имя, фамилия девочки) надеть куртку.
(Нужно взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади поправить воротник на куртке)
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, вышла к доске с курткой, пиджаком или пальто
- За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.
(Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?»
- Позвоните по телефону (имя, фамилия девочки), узнайте, что задано по математике. И, если девочки нет дома, поговорите с ее мамой.
(Нужно взять трубку, сказать «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, (имя девочки). Передайте, пожалуйста, что звонил (имя, фамилия мальчика). Я хотел узнать, что задано по математике.
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, подыграла мальчику, ответив, будто она мама: «Ее нет дома. А кто это звонит? Что ей передать?»
- Подойти к (имя, фамилия девочки) и предложить ей сесть.
(Нужно сказать: «Присаживайся, пожалуйста»)
Нужно договориться с девочкой, чтобы она вышла к доске
- Вы чихнули (Скажи «ап-чхи!»). Ваши действия.
(Нужно сказать: «Простите»)
- Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.
(Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста, войти»)
Для этого упражнения мальчик должен выйти за дверь, постучать и войти.
- Вы звоните другу. Но вам отвечают: «Здесь таких нет». Ваши слова в ответ.
(Нужно сказать: «Извините, пожалуйста, я, наверное, ошибся номером»)
- Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия
(Нужно встать, обратиться к учителю и сказать: Садитесь, пожалуйста, (имя, отчество учителя)»
- Поздравьте (имя, фамилия девочки) с днем рождения, пожелай ей чего-то хорошего.
- Поздравьте всех девочек с хорошим весенним днем, пожелай им чего-нибудь хорошего
- Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.
(нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я вам помогу»)
Нужно попросить одну из девочек сыграть роль старушки (надеть платочек и взять большую сумку)
- Скажи всем девочкам: «Доброе утро, девчонки!»
- Вы сидите у друга в гостях. Внезапно в комнату входит бабушка вашего друга. Ваши действия.
(Нужно встать и стоять, пока бабушка не сядет, или не выйдет из комнаты, или сама не предложит вам сесть)
Нужно попросить одну из девочек сыграть роль бабушки
- Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется «беспроигрышной»? Что вы выиграли в этой лотерее?
– Мы выиграли аплодисменты девочек, значит, мы вели себя культурно.
– Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл.
– Мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.
- Подведение итогов.
(слайд 17)
- Итак, общение- необходимая для человека радость. Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил общения?
Примерные ответы детей.
– Сейчас правила общения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга
– Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся
– Правила очень нужны. Дети должны учиться у взрослых, как себя вести, иначе они превратятся в дикарей
(слайд 18) - Ребята, спасибо большое за работу и добро пожаловать в страну культурных и воспитанных людей!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О чём нам говорит словарь « ЭТИКЕТ – правила поведения человека среди других людей» « Этикет - (франц. etiquette ) установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. Толковый словарь русского языка Ожегова С. И.
Этикет – не этикетка И не новенький костюм, Это – жизненная сметка, И воспитанность, и ум. Во дворе и в школьном классе, Дома и когда в гостях Прост и вежлив оставайся – Это вовсе не пустяк. Вместо окрика злого Лучше доброе слово И улыбку не надо стеречь.
Виды этикета В школе За столом На улице В театре На работе В гостях и т.д.
Культура общения – это та часть культуры поведения , которая выражается главным образом в речи , во взаимном обмене репликами , в беседе . Естественно , что существуют определенные правила ведения беседы , которые можно назвать этикетом речи .
То , что понимают под речевым этикетом , используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно .
Таким образом , речевой этикет представляет собой совокупность словесных форм учтивости , вежливости , то есть то , без чего нам с вами нельзя обойтись , в каком бы уголке Земли мы ни находились .
Какое значение имеет общение в жизни каждого человека? Можем ли мы обойтись без общения? Что значит быть общительным? Какое значение имеет воспитанность человека в общении? С кем вам интересно общаться? Что дает вам общение с родными и близкими друзьями?
12 Речевой этикет зависит от участников беседы. Личность собеседников в первую очередь влияет на форму обращения: ты или вы . Форма ты указывает на неформальный характер общения , Вы – на уважение и большую формальность в разговоре . Культурные и этические табу существуют в любом обществе. Пренебрежение этическими речевыми запретами является не только грубым нарушением этикета, но и нарушением закона. 7
Работа в группах 1-я группа – «Школьный этикет» 2-я группа – «Этикет в гостях» 3-я группа – «Этикет с друзьями» 4-я – «Этикет в транспорте»
Игра «Беспроигрышная лотерея».
Запомни : грубость вредит всегда и везде , никому и ни при каких обстоятельствах не позволено грубить! Давайте запомним и другое : слово доброе может делать чудеса с человеком . Да что там с человеком ! Блистательная дрессура Дурова , как известно , основана именно на “ поглаживаниях ”.” Доброе слово и кошке приятно ” ! А злое всегда обижает .
Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил общения?
Добро пожаловать в страну КУЛЬТУРНЫХ И ВОСПИТАННЫХ ЛЮДЕЙ!
Спасибо за работу
Литература: А.В. Давыдова. Классные часы 5 класс. Москва «Вако» 2014. Толковый словарь С.И. Ожегова www.knigge.ru Правила хорошего тона. http://images.yandex.ru картинки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/24/picture-26305-1561383820.jpg)
Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения.
Никогда никого не упрекайте ни в чем. Правда, говорящему нередко кажется, что он не упрекает, а высказывает справедливые замечания....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/08/picture-161620-1575822869.jpg)
"Культура общения" - беседа с учащимися 9-11 классов
Мы педагоги!!! И наша задача вырастить "людей с большой буквы". И мы не перестаем сражаться с проблемой общения между учащимися, между учащимися и их родителями, учащимися и педагогами. Я стараюсь дон...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/08/picture-161620-1575822869.jpg)
"Культура общения" презентация к беседе с учащимися 9-11 классов
Презентация к беседе "Культура общения". 9-11 классы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/09/picture-561209-1420821125.jpg)
Классный час на тему: "Самая большая роскошь на земле - роскошь человеческого общения"
Сценарий классного часа содержит материалы о культуре общения, о правилах ведения беседы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/07/picture-1008004-1517978311.jpg)
Экологическая беседа "«Экология стала самым громким словом на земле…»
Экологическая беседа "«Экология стала самым громким словом на земле…» Знаменитый писатель Валентин Распутин считает, что самым громким словом,даже гро...