Самая большая роскошь на земле-роскошь общения
план-конспект на тему

Степаненко Светлана Александровна

конспект занятия по этикету

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели:  расширить представления детей о правилах этикета,  о культуре общения, о правилах ведения беседы;

Цели и задачи:

  • способствовать развитию коммуникативных качеств, умению вести беседу;
  • развивать умение правильно оценивать себя и других;
  • формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;  формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе; формирование  толерантного отношения к окружающим людям;
  • воспитывать культуру общения.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.    (1 слайд)

Здравствуйте, ребята.

  1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию.

- Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая яблоня от культурной, породистой яблони? (2 слайд)

Примерные ответы детей:

– Дикая яблоня растет, где и как попало, а культурная – в саду.

– За дикой яблоней никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают.

– Плоды у дикой яблони некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды  хорошие.  

- Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?

Примерные ответы детей:

– Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно. (3 слайд)

- Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?

Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.

- Яблоне можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить? 

Примерные ответы детей:

– Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.

– Можно привить правила культуры,  хорошие манеры.

– Можно привить хорошие навыки, привычки.

- Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он  станет?

Дети хором отвечают: культурным.

-  Что значит быть культурным человеком? (4 слайд)

– Это значит соблюдать правила культурного поведения.

– Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить.

– Значит вести себя так, чтобы никому за тебя не было стыдно.

-  Я с вами согласна. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»?

– Человека невоспитанного, необразованного, некультурного.

– Того, который ничему не учился.

– Того, которого никто не уважает.

-  Действительно. Обтесать бревно или камень  – значит сделать их гладкими блестящими. Неотесанный – значит необработанный.  А в переносном значении неотесанный - значит невоспитанный,  невежественный человек, болван. Так объяснятся значение этого слова в словаре Даля. - Хотите ли вы быть культурными людьми?

Дети отвечают утвердительно.

  1. Беседа об этикете. Введение понятия «Речевой этикет».

(5 слайд)

- правила культурного поведения  называются «этикет».

(6 слайд)   Послушайте стихотворение об этикете.

(7 слайд)   Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе, в общении.  Но  все эти правила сводятся к одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься! Сегодня мне хотелось бы с вами поподробнее остановиться на правилах общения или еще можно сказать на культуре общения.

(8 слайд)   Культура общения – это та часть культуры поведения , которая выражается главным образом в речи , во взаимном обмене репликами , в беседе. Естественно , что существуют определенные правила ведения беседы, которые можно назвать этикетом речи.

(9 слайд)   То, что понимают под речевым этикетом, используется в речи каждого из нас  ежедневно и многократно.

(10 слайд)   Таким образом, речевой этикет представляет собой совокупность словесных форм учтивости,  вежливости, то есть то, без чего нам с вами нельзя обойтись, в каком бы уголке Земли мы ни находились.

  1. «Проблемные вопросы».

(11 слайд)   

  • Какое значение имеет общение в жизни каждого человека? Можем ли мы обойтись без общения?
  • Что значит быть общительным?
  • Какое значение имеет воспитанность человека в общении?
  • С кем вам интересно общаться?
  • Что дает вам общение с родными и близкими друзьями?    

         Что же такое общение?

Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями, способ передачи чувств радости, гнева.  Один из способов общения – это беседа.

Как вы думаете, без чего невозможна беседа?

(Без слов, речи, букв, языка и т.д.)

С чего начинается беседа?

(С приветствия, со знакомства)

А что такое беседа?

(Разговор одного человека с двумя или более людьми)

Беседа – это разговор на одну тему. Настоящая беседа напоминает игру в мяч. Брошенную кем-то реплику надо умело подхватить и ловко отпарировать.

В любой игре есть правила. А есть ли  правила хорошего общения?

Примерные правила общения:

- внимательность к говорящему;

- доверие друг к другу;

- недопустимость насмешек;

- не выносить обсуждение за пределы разговора;

- право каждого на свое мнение.

Что значит общаться правильно?

Это значит — учись общаться так, чтобы не только не вызывать у окружающих неприязни, но и быть приятным и нужным. «Ты — человек среди людей и живешь в обществе.

Общепринятые правила поведения, которые помогают человеку устанавливать полноценные контакты с миром, — это и есть этикет.

 

(12 слайд)   речевой этикет зависит от участников беседы.  Личность собеседников в первую очередь влияет на  форму обращения: ты или вы.  Форма ты указывает на неформальный характер общения, Вы – на уважение и большую формальность в разговоре. Культурные и этические табу существуют в любом обществе.  Пренебрежение этическими речевыми запретами является не только грубым нарушением этикета, но и нарушением закона.

 (13 слайд)   1. Почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей)

  1.  Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека)
  2.  Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться? (Потому что это неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать)
  3.  Почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что это неуважение к труду дворников, и к другим людям, которым неприятно видеть мусор)
  4.  Почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках? (Потому что это неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы)
  5.  Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой? (Это неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится)

  1. Игра «Пословица за пословицей».

Правила поведения присущие тому или иному народу, нашли свое отражение в фольклоре: пословицах и поговорках. Есть такие пословицы и у русского народа. Давайте вспомним их!

  1. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
  2. Даренному коню в зубы не смотрят.
  3. Семеро одного не ждут.
  4. Худой мир лучше доброй ссоры
  5. Не бросай камня в чужой огород.
  6. Яйца курицу не учат.
  7. Всяк сверчок знай свой шесток.
  8. Учись доброму – дурное на ум не пойдет.
  9. Про доброе дело говори смело.
  10. Жизнь дана на добрые дела.
  11. Как проживешь, так и прослывешь.
  12. Худо жить без ласкового слова.
  13. Не мудрен привет, а сердце покоряет.
  14. Ласковое слово лучше мягкого пирога.
  15. Спасибо – великое дело.
  16. Встречают по одежке, провожают по уму.
  • Лена до позднего вечера была в гостях у подруги. Пришла домой усталая, устроилась на диване и облегченно сказала маме одну пословицу. Какую? (В гостях хорошо, а дома лучше.)
  • Когда друзья возвращались с рыбалки, уже стемнело. Известный трусишка Мишка вдруг схватил Колю за руку: “Смотри, вон там кто-то стоит!” оказалось, это был обыкновенный столб. Какую пословицу, смеясь, напомнил Мише товарищ? (У страха глаза велики.)
  • Сказала Нина что-то подружке по секрету. Та не утерпела, рассказала другой, другая – третьей, и вскоре об этом узнали все. Какая пословица есть на этот счет? (По секрету всему свету.)
  1. Правила общения от мистера Карнеги:

«Улыбайтесь!» — говорит мистер Карнеги, и он прав. Улыбка — это сигнал того, что человек открыт для общения и испытывает положительные эмоции, без которых общение не получается. Держись проще, не замыкайся в себе: это провоцирует настороженность и напряженность. Демонстрируй тот факт, что тебе нечего скрывать, даже если это не совсем так. Улыбайся, но искренне. Если ты будешь изображать кривую вымученную улыбку в сопровождении злобного взгляда исподлобья, то вряд ли кого-то очаруешь.

«Учитесь слушать!» — говорит мистер Карнеги, и он снова прав. Мало того, что ты краснобай и острослов. Это еще ничего не значит, если ты способен слушать только себя. Все люди хотят любви и внимания, и нужно помнить об этом. Ты не будешь считаться приятным собеседником до тех пор, пока не покажешь другому, что он тебе интересен. Пусть тот (или та), с кем ты общаешься, больше говорит о себе, чувствуя, что его (ее) внимательно слушают. Задавай вопросы и поддерживай разговор, и если тебе действительно нравится то, что тебе рассказывают, не скрывай этого. Людям приятно, когда они ощущают свою значимость в глазах собеседника.

«Уступайте!» — еще один совет мистера Карнеги, совет настоящего дипломата и тактика. Уступать собеседнику — это не значит быстренько отказываться от собственной точки зрения и поддакивать чужим глупостям. Это значит не ввязываться в бессмысленные конфликты, связанные с разными подходами к жизни. Уверенный в себе человек никогда не станет с визгом оспаривать каждый пустяк и «вправлять» мозги каждому, кто на его взгляд неправ. Он просто отойдет в сторонку и останется при своем мнении, давая понять, что он не хочет продолжать разговор. В итоге таких людей больше уважают и слушаются, ибо чувствуют в них внутреннее превосходство.

Итак, старайся быть внимательным, открытым, доброжелательным, уверенным и самостоятельным в суждениях. Уважай себя и других людей. Все эти вещи никогда не выходили и не выйдут из моды.

  1. Подведение итогов.

(слайд 17)

- Итак, общение- необходимая для человека радость. Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил общения?

Примерные ответы детей.

– Сейчас правила общения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга

– Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся

– Правила очень нужны. Дети должны учиться у взрослых, как себя вести, иначе они превратятся в дикарей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Самые большие и самые маленькие".

Животный мир нашей планеты чрезвычайно богат и разнообразен.В разных уголках планеты встречаются животные - гиганты и совсем крошечные создания.....

Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения.

Никогда никого не упрекайте ни в чем. Правда, говорящему нередко кажется, что он не упрекает, а высказывает справедливые замечания....

Россия - самая большая страна по площади

Интеграция с литературой, изобразительным искусством. Воспитание чувство патриотизма, любви к природе....

Классный час "Роскошь и нищета человеческого общения"

Разработка классного часа для учащихся 9-11 классов....

Классный час на тему: "Самая большая роскошь на земле - роскошь человеческого общения"

Сценарий классного часа содержит материалы о культуре   общения, о правилах ведения беседы....

Мастер-класс для педагогов и родителей " Большая роскошь и мастерство общения"

Ведущий: Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня мы проведем для Вас мастер-класс, который будет посвящён развитию коммуникативных навыков. Для начала я предлагаю познакомиться! Упражнение «Знак...