Курс внеурочной деятельности "Основы жизненного самоопределения", программа "Я среди людей" для 5 класса.
календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему

Васильева Нина Феликсовна

Программа для 5 класса «Я среди людей» носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

cредняя общеобразовательная школа № 255

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Курс внеурочной деятельности

«ОСНОВЫ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»

Программа «Я среди людей»

5 класс

Учитель: Васильева Н.Ф.

2016-2017 учебный год.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Основы жизненного самоопределения» (программа «Я среди людей»)  для 5 класса создана на основе программы элективного курса «Основы жизненного самоопределения: 5 класс: Пропедевтика обществознания» / автор Е.В. Чжан-Имашева (festival.1september.ru/articles/511481).

Программа для 5 класса «Я среди людей» носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

2. Цели обучения.

Изучение программы «Я среди людей» направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
  • формирование правовой культуры школьников посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей; самостоятельной познавательной деятельности; семейно-бытовых отношений.

3. Курс «Основы жизненного самоопределения» (программа «Я среди людей») рассчитан на 34 учебных часа в год (1 час в неделю).

4. Требования к уровню подготовки учащихся. 

В результате изучения курса «Основы жизненного самоопределения» ученик 5 класса должен

знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

  • оперировать терминами и формулировками;
  • сравнивать суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.);
  • отстаивать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • первичного анализа и использования социальной информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

5.  ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Мы пришли в школу (2 ч.)

Цели и задачи предмета. Цели и задачи саморазвития.

Тема 1. Я - человек (3 ч.)

Зачем человек рождается. Цели и ценность человеческой жизни. Человек — биологическое существо. Отличие человека от животных. Что человек наследует от своих родителей.

Здоровье человека. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность. Свободное время и занятия физкультурой.

Как я отношусь к другим людям. Ты и другие ребята. Презентация «О нас и нашем классе»

Тема 2. Я отличаюсь от других (3 ч.)

Способности человека. Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека.

Потребности. Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.

Мои интересы и увлечения. Отрочество — особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости.

Тема 3. Я выбираю (4 ч.)

Свобода выбора. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Опыт выбора в конкретных ситуациях. «Я чувствую себя взрослым. Это означает…»; «Если ты ссоришься с другом, как ты поступаешь…»

Результаты выбора и их последствия. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека. Личностная готовность принять ответственность за результаты выбора.

Ценностные основания выбора. Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Тема 4. Мораль и я (4 ч.)

Мораль. Ценности. Добро и зло. «Золотое правило морали». Смелость. Страх. Отвага. «Я говорю злу нет».

Тема 5. Я и другие (4 ч.)

Межличностные отношения: возможные проблемы и пути их решения. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.

Проблемы общения. Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Конфликтная ситуация и способы выхода из нее. Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта.

Умение договариваться.

Тема 6. Я и моя семья (4 ч.)

Значение семьи для человека и общества. Семья — ячейка общества. Семья под защитой государства Любовь и забота. Семейные обязанности. Семейное хозяйство. Заботы членов семьи. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.

Взаимоотношение родителей и детей. Домохозяйство и домоводство. Свободное время. Семейный кодекс. Права ребенка. Виды семей. Отношения между поколениями.

Тема 7. Я – гражданин (4 ч.)

Наша Родина - Российская Федерация. Наша родина — Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Черты патриота.

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва — столица России.

Права и обязанности.

Гражданин – отечества достойный сын. Права и обязанности граждан РФ. Обязанности граждан. Гражданственность. Россия – многонациональное государство. Толерантность. Малая Родина. Историческая память. «Плоха та птица, которой родное гнездо не мило».

Тема 8. Я и экономика (4 ч.)

Труд – основа жизни. Что создается трудом. Как оценивается труд. Труд — основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд — условие благополучия человека.

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Благотворительность и меценатство. Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.

Тема 9. Я взрослею (3 ч)

Самооценка себя и изученного курса: что я узнал в этом учебном году и что мне пригодится.

6. Предполагаемые результаты обучения.

Результаты изучения  курса «Основы жизненного самоопределения» предполагают реализацию деятельностного и  личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной практической жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Ученик 5 класса должен научиться усваивать и осознанно воспроизводить учебный материал; использовать более сложные виды деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, решать разнообразные жизненные задачи.

7. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Литература для учащихся:

  • Ахметова И.Ф., Иванова Т.Ю., Иоффе А.Н., Прутченков А.С., Смирнова Г.К. Учебно-методический комплекс «Мой выбор». - М.: Ижица, 2005.
  • Школьный словарь по обществознанию / под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аве-рьянова.- М.: Просвещение, 2001.

Литература для учителя:

  • Ахметова И.Ф., Иванова Т.Ю., Иоффе А.Н., Прутченков А.С., Смирнова Г.К. Учебно-методический комплекс «Мой выбор». - М.: Ижица, 2005.
  • Боголюбов Л.Н. Учебно-методический комплекс «Обществознание». - М.: Просвеще-ние, 2010.
  • Соколов Я.В. Учебно-методический комплекс «Граждановедение». - М.: НВЦ «Граж-данин», 2006.
  • Шемшурина А.И. Этическая грамматика (экспериментальный материал для воспита-телей и классных руководителей) / Академия Педагогических Наук СССР. - М., 1984.

Интернет – ресурсы:

  • Федеральный центр ИОР www.fcior.edu.ru
  • Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru
  • Единое окно доступа к ОР window.edu.ru

8. Техническое обеспечение образовательного процесса.

Материально-техническое обеспечение кабинета:

  • персональный компьютер с доступом к локальной сети и сети Интернет;
  • проектор;
  • экран;
  • акустические колонки;
  • принтер.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «Я СРЕДИ ЛЮДЕЙ»

 5 КЛАСС (2016-2017 УЧ. ГОД)

Название темы программы

Колич. часов

Дата проведе-ния урока по факту

урока

Тема урока

Тип и форма урока

Понятия и основное содержание урока

Основные умения и навыки

Формы контроля

всего

в т.ч. практ. р.

Введение.

Мы пришли в школу

2

05.09.2016

1

Цели и задачи предмета.

Изучение нового материала

Цель, задачи.

Уметь объяснять, почему нужно изучать обществознание.

Беседа

12.09

2

Цели и задачи саморазвития.

Изучение нового материала

Самоопределение, развитие, саморазвитие.

Уметь исп-ть ранее изученный материал для решения познават-ных задач.

Беседа

Тема 1.

Я – человек.

3

1

19.09

3

Зачем человек рождается.

Изучение нового материала

Человек, жизнь.

Уметь анализ-ть, делать выводы.

Подобрать материал по теме.

26.09

4

Здоровье человека.

Изучение нового материала

Здоровье, наследствен-ность.

Уметь развивать способности к самоопределению и самореал-ции.

Диспут

03.10

5

Как я отношусь к другим.

Изучение нового материала

Отношения

Уметь принимать на себя личную ответствен-ность за свое решение.

Привести примеры о том, как дружат разные ребята: как они вместе играют, работают, помогают друг другу.

Тема 2.

Я – отличаюсь от других.

3

1

10.10

6

Мои способности.

Комбини-рованный урок

Способности, самосознание, самооценка,

самопознание

Уметь анализиро-вать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять точку зрения.

Покажи свои достоинства!

Удиви окружающих!

Это прибавит тебе уважения и повысит твою самооценку.

17.10

7

Потребности.

Комбини-рованный урок

Потребности, духовный мир, чувства.

Уметь анализ-ть наиболее типичные социальные ситуации.

Индивидуальность – плохо или хорошо (привести примеры).

24.10

8

Мои интересы и увлечения.

Комбини-рованный урок

Интересы, увлечения, самостоятель-ность.

Уметь анализ-вать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять точку зрения.

Рассказать о себе: внешний вид, привычки, любимые занятия, игры, черты характера.

Тема 3.

Я – выбираю.

4

3

9

Свобода выбора и ответственность.

Изучение нового материала

Свобода и ответствен-ность.

Уметь анализир-ть собственные помыслы и поступки.

«Я люблю тебя любого» (творческие задания).

10

Практикум (выбор в конкретных ситуациях).

Практикум

Формир-ние социальной компетенции.

Творческие задания

11

Результаты выбора и их ответственность.

Изучение нового материала

Выбор, самоконтроль.

Уметь принимать на себя личную ответствен-ность за свое решение.

Проект «Народная мудрость». Ответить самому себе честно и прямо: хватало ли тебе мужества поступать по совести.

12

Ценностные основания выбора.

Комбини-рованный урок

Мировоззре-ние,

ценности, личность.

Уметь анализиро-вать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять точку зрения.

Составить словесный портрет сильного человека.

Тема 4.

Мораль и я.

4

3

13

Мораль, ценности.

Изучение нового материала

Мораль, ценности.

Умение моделиро-вать ситуации и анализ-ть их.

Ролевая игра.

14

Добро и зло.

Комбини-рованный урок

Добро, зло.

Умение моделир-ть ситуации и анализир-ть их.

Подготовить рассказ о добром человеке, которого ты встретил в жизни.

15

«Золотое правило морали».

Комбини-рованный урок

Правило

Уметь анализир-ть, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять точку зрения.

Творческие задания

16

Практикум « Я говорю злу нет».

Практикум

Гуманизм

Умение моделир-ть ситуации и анализир-ть их.

С чего начинается доброта. Подобрать примеры к трем основным правилам.

Тема 5.

Я и другие.

4

2

17

Межличностные отношения.

Изучение нового материала

Межличн. отношения.

Уметь анализир-ть, делать выводы, отвечать на вопросы.

Подобрать материал к уроку.

18

Проблемы общения.

Изучение нового материала

Общение, лояльность, взаимо-понимание.

Уметь анализир-ть, делать выводы, отвечать на вопросы.

Составить таблицу «Цели общения».

19

Конфликтная ситуация и способы выхода из нее.

Комбини-рованный урок

Агрессивное поведение, межличн-ые конфликты, способы разрешения, солидарность, лояльность, толерантность

Уметь анализир-ть, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять точку зрения.

Составить памятку «Как победить обиду и установить контакт».

20

Практикум «Умение договариваться».

Практикум

Умение моделир-ть ситуации и анализир-ть их.

Придумать себе дела доброго волшебника.

Тема 6.

Я и моя семья.

4

2

21

Самое главное – это семья.

Комбини-рованный урок

Семья, брак

Уметь работать с нормативно-правовыми документами.

Эссе «Вся семья вместе, так и душа на месте».

22

Семейные обязанности.

Изучение нового материала

Обязанности

Уметь разумно вести домашнее хозяйство.

Составить памятку «Это должен уметь каждый хозяин дома».

23

Родители и дети.

Изучение нового материала

Отношения между поколениями.

Уметь анализир-ть, делать выводы, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии.

Есть ли совместные дела в твоей семье. Кто принимает в них участие.

24

Практикум « Моя семья».

Практикум

Умение моделир-ть ситуации и анализир-ть их.

Составить свои правила ведения домашнего хозяйства.

Тема 7.

Я – гражданин.

4

3

25

Наша Родина – Россия.

Изучение нового материала

Патриотизм, гражданствен-ность.

Уметь анализир-ть, делать выводы, отвечать на вопросы.

Подготовить плакаты, рисунки на тему: «С чего начинается Родина».

26

Государственные символы.

Комбини-рованный урок

Флаг, герб, гимн.

Уметь рассказать историю государствен-ных символов.

Что можно рассказать об истории городов по их гербам.

27

Права и обязанности.

Комбини-рованный урок

Права, обязанности.

Уметь объяснять, какого человека можно считать достойным гражданином своей страны.

Сочинение-эссе «Гражданин – Отечества достойный сын».

28

Малая Родина.

Изучение новго материала

Предки, родословная.

Уметь объяснять, что такое малая родина.

Напиши письмо своему сверстнику, живущему далеко от твоего дома. Расскажи

ему о твоей малой Родине.

Тема 8.

Я и экономика.

4

4

29

Труд - основа жизни.

Изучение нового материала

Труд, экономика.

Уметь анализир-ть, делать выводы, отвечать на вопросы.

Составить памятку «От чего зависит достаток в твоем доме».

30

Труд и творчество.

Комбини-рованный урок

Творчество, ремесло.

Давать определение понятий. Уметь анализир-ть, делать выводы.

Презентация «Поспешишь – людей насмешишь».

31

Богатство и бедность.

Изучение нового материала

Богатство, бедность.

Уметь анализир-ть, делать выводы, отвечать на вопросы.

Составить схему слагаемых успеха «Учимся трудиться и уважать чужой труд».

32

Благотворительность и меценатство.

Комбини-рованный урок

Благотвори-тельность и меценатство.

Уметь принимать на себя личную ответствен-ность за свое решение.

Творческие задания

Тема 9.

Я взрослею.

3

2

33

Как я поработал в этом году.

Урок применения знаний

Цели, задачи, результаты.

Умение обобщать и систематизи-ровать изученное ранее.

Защита проектов

34

Мне это в жизни пригодится

Итоговое занятие.

Урок применения знаний

Уметь анализир-ть, делать выводы, объяснять свою точку зрения.

Защита проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.

Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...

Программа курса внеурочной деятельности по английскому языку для 5 класса "Увлекательное страноведение" 2014-2015г.г.

Ограниченное количество учебных часов и рамки школьной программы не позволяют в полной мере удовлетворять интересы подростков. Решению данной проблемы поможет наличие яркой эмоциональной составляющей,...

рабочая программа курса внеурочной деятельности по информационно-коммуникационным технологиям 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по ИКТ составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями...

Авторский элективный курс «Личностное и профессиональное самоопределение» для учащихся 9 классов

В жизни каждого человека наступает момент, когда предстоит сделать выбор своего дальнейшего пути профессионального самоопределения. Данный курс знакомит учащихся 9 классов  с многообразием м...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» в 5-6 классах (для 5 а класса)

В рабочей программе  курса «Наглядная геометрия»   учитываются основные идеи и положения Про­граммы развития и формирования универсальных учебных действий обучющихся. Рабочая программа разра...

Методическая разработка: «Как организовать курс внеурочной деятельности ГБОУ СОШ на примере курса внеурочной деятельности по математике в 5-х классах ГБОУ СОШ №4 Кусто»

В настоящей методической разработке я представлю методы организации внеурочной деятельности по математике в пятых классах....

Рабочая программа курса «Проектные технологии жизненного самоопределения», 10 класс

Рабочая программа курса «Проектные технологии жизненного самоопределения», 10 класс, 2 часа в неделю...