Внеклассное мероприятие по русскому языку "Дело в шляпе"
план-конспект занятия (6, 7 класс) на тему

Гумерова Минлия Миннирязановна

Внеклассное мероприятие в форме ролевой игры: иностранные школьники обращаются за помощью  в интерпретации русских фразеологизмов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     

Описание. Внеклассное мероприятие : «школьники» из Европы просят помощи у русских сверстников.

В игровой форме дети узнают значение и происхождение русских фразеологических оборотов, параллельно решаются задачи социализации, общения, самоутверждения подростков.

Цели: способствовать углублению интереса к русскому языку, воспитанию бережного отношения к его прошлому, развивать навыки общения, воспитывать толерантность  к представителям других национальностей.

Форма проведения: ролевая игра.

Действующие лица: англичанка, француженка, немец

Ход мероприятия

Театральная зарисовка: в исполнении учащихся  демонстрируются  сценки «Все дело в шляпе»

Сценка 1

Дама : Я, пожалуй, возьму эту шляпу. Сколько за нее заплатить?

Продавец: Нисколько, вы в ней пришли.

Сценка 2

Дама: Ах, какая у тебя очаровательная шляпа! Дорого стоит?

Подруга: Очень дорого: одна истерика, две разбитые вазы и почти весь чайный сервиз…

Сценка 3

Дама: Правда, я в этой шляпе помолодела на 10 лет?

Знакомая: А сколько вам лет?

Дама: В шляпе или без нее?

Сценка4

Муж: 70 долларов за шляпу? Безумие! На эти деньги можно купить 2 пары обуви!

Жена: Согласна, дорогой! Но я представить не могу как башмаки носить на голове…

Сценка5

Жена: Представляешь, у соседки шляпа точь-в-точь как у меня!

Муж: Не переживай, я тебе другую шляпу куплю, хочешь?

Жена: Нет. Давай лучше переедем отсюда и купим новый дом…

Лицом к классу расположены дети -«иностранцы». Они обращаются к помощи российских детей ..

Немец:

Послушайте наш первый вопрос. Я забыл тетрадь и сочинение написал на листике. Но учитель сказал, что это Филькина грамота. Сначала я обрадовался, решив, что меня наградят грамотой, а потом огорчился и стал доказывать , что никакого Фильки я не знаю, и ни у кого не списывал .  А  учитель засмеялся .

(учащиеся объясняют значение фразеологизма «филькина грамота» так называют ничего не значащую бумажку. Грамотой в старину называли документ: купчая, духовная грамота. А «филька» - это глупый, недалекий человек)

Француженка: Еще одна трудная ситуация. У нас было собрание, на котором мы выбирали, куда нам пойти на каникулы. Сначала мы решили, что пойдем в зоопарк, потом передумали и захотели пойти в кино, потом в парк, потом в театр. И наш учитель сказал, что у нас семь пятниц на неделе. Мы очень огорчились, потому что не хотим, чтобы неделя состояла из одних пятниц. Мы очень любим субботу и воскресенье, когда у нас нет уроков.

(Семь пятниц на неделе – так говорят о непостоянном человеке, который часто меняет свое мнение.

В старину пятница была базарным днем. В пятницу, получая товар, купцы давали слово привезти деньги через неделю, в следующий базарный день . О тех ,кто нарушал это обещание, говорили, что у них семь пятниц на неделе. Это значит, что верить ему нельзя.)

Англичанка:

Мы читали сказку  о бедном крестьянине. Только эту сказку, наверное, детям до шестнадцати лет читать нельзя. Потому что  крестьянин был почему-то гол как сокол. Нас очень удивила эта сказка, потому что мы никогда не видели голых соколов.

(Гол как сокол значит бедный, нищий. К птице сокол это выражение не имеет отношения. сокОл – это древнее стенобитное орудие, вроде тарана. Это была гладкая, т.е  « голая » металлическая болванка, подвешенная на цепях. Кстати, фамилия Соколов у одних могла произойти от птицы, у других- от орудия)

Немец:

Мы часто спрашиваем у учителя, куда он нас поведет на каникулах. Когда мы слишком ему надоедаем, он отвечает, что поведет нас на кудыкину гору. Мы изучили всю карту Германии, но такой горы не нашли. Может быть, она находится в России?

(Это выражение родилось в охотничьей среде. У охотников был запрещен вопрос о том, куда они направляются. Существовало поверье, что нельзя называть место охоты, если хочешь добиться успеха. Отсюда же и пословица: «Не кудыкай, счастья не будет»

Француженка:

Наши мальчишки ничего не боятся, Ни двоек, ни замечаний в дневнике, ни родителей, ни учителей. Им все нипочем! И наш учитель сказал, что им все как с гуся вода. Все девчонки засмеялись, потому что наши мальчишки и правда чем-то напоминают гусей, особенно когда дерутся и нападают друг на друга.

(как с гуся вода- эта поговорка является частью  древнего заклинания, которое произносили знахарки или родителя, купая детей: «Как с гуся вода , так и с нашего ребенка худоба»)

 Англичанка:

Я получила дойку, и учитель потребовал у меня дневник. Мне не хотелось портить новый дневник двойкой, и я сказала, что родители мне еще не купили дневника, а учитель назвал меня казанской сиротой. Что бы это значило?

(Казанская сирота – так называют человека, который прикидывается бедным, несчастным, чтобы разжалобить кого-либо и получить для себя выгоду. Это выражение после завоевания Иваном Грозным Казани. Татарские князья не хотели платить дань, а за свои заслуги все время требовали наград и поощрений)

Немец:

На уроке наш класс ходил в бассейн. Мы там плавали, ныряли от души. Потом все очень долго одевались и опоздали на урок. А наш учитель сказал, что мы  специально тянули канитель, чтобы опоздать на уроки. Но в бассейне никакой канители не было.

(канитель тянуть- значит медлить, мешкать. Канителью в старину называли тонкую золотую и серебряную проволоку, которой украшали одежду, погоны. Эту проволоку изготавливали вручную : раскаляли металл и осторожно вытягивали клещами тонкую нить . Делалось это очень долго, поэтому и стали говорить: «Канитель тянуть». Отсюда и значение слова «проволока», ее приходилось долго волочить, тянуть.

Француженка:

Наши мальчики уже давно обещали, что научат всех девочек играть в футбол, но как только им попадет мячик, они самим начинают играть, мы пожаловались учителю, и он сказал, что мальчики водят нас за нос. Мы теперь свои носы закрываем, чтобы нас за них не водили.

(Водить за нос- обманывать, обещать, но не выполнять обещания. В старые времена цыгане водили по ярмаркам медведя за продетое в нос кольцо. Они заставляли медведя выполнять разные трюки, показывая ему приманку, которую не давали. Отсюда и появилось выражение «водить за нос» 

Англичанка: мы работали в школьном саду. Но работать нам не хотелось, мы ждали, когда закончится урок труда и начнется перемена. За работу нам поставили по троечке, а учитель нам сказал, что мы работали спустя рукава. Но у нас были футболки  с короткими рукавами, и мы не могли спустить рукава.(Спустя рукава- значит работать плохо, небрежно. Это выражение пришло из глубокой древности, когда еще не было ни рукавиц, ни перчаток. Чтобы согреть руки, на одежде делали длинные рукава.)

Немка:

Когда мы ничего  не делаем на уроках, наш учитель говорит, что мы бьем баклуши. Мы не знаем, что это за баклуши такие, но бить их – это приятное занятие! Только нас беспокоит один вопрос: а этим баклушам не больно, когда их бьют?

(баклуши- заготовки для деревянных ложек, представляющие длинные чурочки, которые откалывали от бревна. что считалось легкой работой. )

Рефлексия :

-о какой единице русского языка говорили?

-с какими фразеологическими единицами столкнулись ваши иностранные сверстники, из- за чего вышло недоразумение?


Приложение

Англичанка: 

-Мы читали сказку  о бедном крестьянине. Только эту сказку, наверное , детям до шестнадцати лет читать нельзя. Потому что  крестьянин был почему-то гол как сокол. Нас очень удивила эта сказка, потому что мы никогда не видели голых соколов.

-Я получила дойку, и учитель потребовала у меня дневник. Мне не хотелось портить новый дневник двойкой, и я сказал, что родители мне еще не купили дневника, а учитель назвал меня казанской сиротой. Что бы это значило?

-Мы работали в школьном саду. Но работать нам не хотелось, мы ждали, когда закончится урок труда и начнется перемена. За работу нам поставили по троечке, а учитель нам сказал, что мы работали спустя рукава. Но у нас были футболки  с короткими рукавами, и мы не могли спустить рукава.

Немец:

-Послушайте наш первый вопрос. Я забыл  тетрадь, и сочинение написал  на листике. Но учитель сказал, что это Филькина грамота. Сначала я обрадовался, решив, что меня наградят грамотой, а потом огорчился  и стал  доказывать, что никакого Фильки я не знаю, и ни у кого не списывал.  А  учитель засмеялся.

-Мы часто спрашиваем у учителя, куда он нас поведет на каникулах. Когда мы слишком ему надоедаем, он отвечает, что поведет нас на кудыкину гору. Мы изучили всю карту Германии, но такой горы не нашли. Может быть, она находится в России?

-На уроке наш класс ходил в бассейн. Мы там плавали, ныряли от души. Потом все очень долго одевались и опоздали на урок. А наш учитель сказал, что мы  специально тянули канитель, чтобы опоздать на уроки. Но в бассейне никакой канители не было.

-Когда мы ничего  не делаем на уроках, наш учитель говорит, что мы бьем баклуши. Мы не знаем, что это за баклуши такие, но бить их – это приятное занятие! Только нас беспокоит один вопрос: а этим баклушам не больно, когда их бьют?

Француженка:

- Еще одна трудная ситуация. У нас было собрание, на котором мы выбирали, куда нам пойти на каникулы. Сначала мы решили, что пойдем в зоопарк, потом передумали и захотели пойти в кино, потом в парк, потом в театр. И наш учитель сказал, что у нас семь пятниц на неделе. Мы очень огорчились, потому что не хотим, чтобы неделя состояла из одних пятниц. Мы очень любим субботу и воскресенье, когда у нас нет уроков.

-Наши мальчишки ничего не боятся. Ни двоек, ни замечаний в дневнике, ни родителей, ни учителей. Им все нипочем! И наш учитель сказал, что им все как с гуся вода. Все девчонки засмеялись, потому что наши мальчишки и правда чем-то напоминают гусей, особенно когда дерутся и нападают друг на друга.  

-Наши мальчики уже давно обещали, что научат всех девочек играть в футбол, но как только им попадет мячик, они самим начинают играть, мы пожаловались учителю, и он сказал, что мальчики водят нас за нос. Мы теперь свои носы закрываем, чтобы нас за них не водили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели

знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета;            обучение применению этикетных формул в разных этик...

внеклассное мероприятие по русскому языку "На чистом русском"

воспитывать бережное отношение к слову, развивать интерес к изучению русского языка как на уроках, так и во внеурочное время...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе ФГОС " Школа России" "Лексиколёт - 1" Лексика 5 клВнеклассное мероприяти разработано на основе системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку

Внеклассное мероприятие по лексике в 5 классе разработано на снове системно-деятельностного подхода к обучению русскому языку. используются элементы игры. ИКТ. Ребусы. Работа в группах....