Музей живых картин
статья (7, 8, 9, 10 класс) на тему

В статье представлен опыт интерактивного обучения через проектную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_filatova.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Искусство есть одно из средств единения людей.

Л.Н. Толстой

Одним из действенных средств современной педагогики является использование в обучении и воспитании детей и подростков образовательного пространства музеев мира, больших и маленьких, содержащих коллекции экспонатов, посвященных самым разным сторонам человеческой деятельности. Сегодня музейная педагогика заняла значительное место в реализации задач образования в России.

Во многих школах нашей страны существуют школьные музеи. В советское и постперестроечные времена такие музеи существовали почти в каждой городской и сельской школе. Многие из них сохранились и сейчас, благодаря убежденности педагогов в полезности таких музеев для учеников. Большинство таких музеев посвящено знаменитым соотечественникам, Великой Отечественной войне, выпускникам школы, истории своего края и родного учебного заведения.

В основе организации таких музеев лежат постоянные экспозиции, состоящие из экспонатов, собранных учителями и учениками вместе с родителями и друзьями школы. Эти экспозиции, по возможности, обновляются. При этом (в идеале!) постоянно меняется состав учеников, принимающих участие в исследовательской и экскурсионной работе в музее. При этом ребята выполняют исследовательскую и общественно-полезную работу, приобретают опыт публичных выступлений, осознают общественную значимость своей работы в музее, получают уроки гражданственности и патриотизма. Однако при всей значимости традиционных школьных музеев, нельзя не задумываться о том, что все они в известной мере становятся некими застывшими формами предъявления находящихся в них исторических экспонатов. По собственному желанию, скорее всего, посетители придут в такой музей лишь однажды, так как последующие посещения вряд ли откроют для них что-либо существенно новое, так как экспозиции такого музея не меняются годами.

В предлагаемом проекте речь пойдет о школьном музее, не имеющим как постоянно действующей экспозиции в некоем специально отведенном пространстве, так и определенного   назначения. Тематика и состав экспонатов этого музея ежегодно меняются, а открывается он на один день в году в рамках проведения ежегодной традиционной школьной Недели истории. Общей темой всех его экспозиций является история искусств, а экспонатами – произведения искусства, которые воссоздают сами ребята в виде «живых» картин и скульптур.

Как уже говорилось, школьные музеи должны стать площадками для организации полезной деятельности учеников, средством получения ими новых знаний, приобретения жизненного опыта в процессе работы в особых условиях музейного пространства. И чем разнообразнее и активнее будет эта деятельность, тем больше пользы должна она принести ребенку. При этом сохраняется главная цель музея как такового – побудить ученика к познанию прошлого опыта, вызвать его интерес. Самая же главная задача организаторов школьных музеев – организовать самостоятельную творческую деятельность учеников.

Проект «Музей живых картин» - для детей. Он о них самих и об искусстве. О том, что самый важный предмет - это искусство, потому что он самый «человеческий». Искусство, как и образование, кстати сказать, делается только людьми и для людей. Очень важно, взрослея, становиться Человеком, т.е. существом, способным творить и сопереживать. Сегодня это оказалось еще более актуально, чем 14 лет назад, когда наш Музей только начинался. Что означает «приобщить ребенка к миру искусства»? Прежде всего, помочь ему научиться видеть и понимать как рождается замысел произведения, как возникают образы, как эпоха диктует автору стилистику, нормы и правила? Каково содержание в крови художника тоски по совершенству, мятежа, мечты... и какова себестоимость этого одержимого стремления к совершенству (или, как это обозначается в искусствоведческих исследованиях, «творческого поиска»).

 

Как всякий проект «Музей живых картин» состоит из нескольких последовательных этапов: от замысла к воплощению. Подготовка каждой выставки длится не один месяц (хотя живет экспозиция только один день!)

Итак, экспонатами нашего Музея становятся творения как великих, так и не очень известных художников и скульпторов, «отреставрированные» нашими «музейщиками». Термин «реставрация» того или иного художественного произведения в нашем случае употребим не в буквальном значении, а имеет смысл «воспроизведение» или «воссоздание», так как в Музее экспонируются не сами артефакты, не их копии, а изображения этих произведений в виде живых пространственных инсталляций, персонажей которых изображают наши ученики.

Первый этап проекта - выбор темы и утверждение состава экспонатов выставки.

Тематика наших вернисажей определяется разными обстоятельствами: это могут быть воспоминания о посещении разных стран, как, скажем «Шедевры из коллекции музеев Лувра и Клюни» (2005/2006 г.), «Три великих испанца: дон Диего Веласкес, сеньор Эстебан Мурильо, сеньор Франсиско де Гойя» (2006/2007 г.). Или отклик на великое общественное и культурное событие - 60-летие Победы в Великой Отечественной войне в 2004/2005 учебном году. Наши «музейщики» готовили к этой дате экспозицию, посвященную советским солдатам, спасшим шедевры Дрезденской картиной галереи весной 1945 года. Они принесли мир, эти события и дали название экспозиции «Мир, спаси красоту!».

1616 – год смерти двух великих людей (Сервантеса и Шекспира, знаменовал собой конец великой эпохи европейского Ренессанса. Выставка книжной иллюстрации к произведениям этих литераторов стала откликом на событие и попыткой осмысления (через их биографию и творчество) самой эпохи.

После определения общей тематики выставки начинается второй этап - отбор экспонатов. Мы обговариваем с рабочей группой ребят реальные возможности и пути воссоздания артефактов. При этом, как во всякой ролевой игре, для выполнения ее игровой и учебной целей происходит распределение ролей.

Первая группа берет на себя задачу «реставратора» и выступает в роли художников-декораторов, бутафоров и конструкторов декораций.

Вторая группа учеников – им предстоит выступить в роли персонажей, - обдумывает грим, костюмы, прически и т.п. (т.е. все визуальные детали образов).

Третья группа берет на себя создание текстов будущих экскурсий. В ее задачу входит отбор всех текстовых материалов, найденных всеми участниками проекта. Исследовательской работой занимаются все ребята, но группа экскурсоводов должна отобрать самые интересные, яркие и значимые факты, составить текст экскурсии (длительность которой не должна быть более 3-4 минут). При этом вариантов речи гида должно быть два: для детей начальной школы (в нем указываются самые общие сведения о художнике и эпохе; внимание маленьких детей привлекает сюжет, они воспринимают и запоминают информацию через яркую деталь; это следует учитывать) и для взрослых посетителей (здесь все должно быть по взрослому). Но при составлении своего авторского текста надо всегда помнить о двух моментах:

- о своем собственном опыте посещения музеев (Почему бывает скучно на экскурсии? Что делает ее малоинтересной: переизбыток информации, монотонность и невыразительность речи, что?);

- о том, что на речь гида отведено очень мало времени (3 – 4 минуты), а она должна включать в себя все необходимые составляющие настоящей экскурсии (автор, эпоха, сюжет, герои, приемы изображения, история самого артефакта, его судьба и т.п.).

Авторы экскурсии в нашем Музее не только должны осваивать поле исследовательской деятельности: собирать необходимый материал о предполагаемом экспонате, но и воспитывать внутреннюю интеллектуальную самодисциплину, так как они вынуждены работать в жестких рамках ограничений, как в плане содержания будущего изложения текста, так и в длительности его озвучивания.

Группы не работают изолированно. Практически все участники проекта выполняют исследовательскую роль, многие ребята стремятся выступить не только в качестве, скажем, персонажа, но и поработать гидом. Это позволяет «пережить» разные социальные роли, поработать в команде единомышленников, объединенных общей целью.

В этом плане «Музей живых картин» позволяет не только обратиться к задачам обучения и воспитания (развитие интеллекта ребенка, приобщение его к пониманию искусства, расширение его кругозора), но через коллективное творчество побудить его к приобретению коммуникативных навыков, реализации различных видов общения, развитию лучших личных качеств, в том числе и волевых.

Общеизвестно, что дети и подростки часто учатся общению в придуманных ими самими или взрослыми играх. Возможно, поэтому наши ученики (и окружающие их взрослые) уже двадцатый год играют в игру под названием «Музей».

В разные годы в разных экспозициях участвовало от 30 до 87 ребят. Почему, зачем, из года в год большое количество ребят остается после уроков, ползает по полу, раскрашивая картон, ломая голову над тем, как плоское сделать объемным, как успеть к установленному сроку выполнить необъятный объем, как, находясь в режиме deadline, не рассориться, не сорваться, не наговорить лишнего, заставить себя услышать чужое мнение и принять его, признать его более интересным, чем твое собственное. Как овладеть великим искусством понимать других людей и научиться ценить их достоинства (при всех имеющихся, по личному мнению, недостатках).

Все участники проекта – творцы: «реставраторы», воссоздающие интерьер; ребята, играющие героев (персонажей) картины, экскурсоводы – они понимают, что если одно из этих «звеньев» «порвется», то не возникнет впечатления целостности, «Музей живых картин» не состоится. Декорации станут раскрашенным картоном (часто не очень-то и умело), персонажи соседями по этажу, наряженными в какие-то тряпки, гиды – это «вообще ни о чем». Все три звена, взятые по отдельности, абсолютно бессмысленны, нелепы, и только их совокупность дает необходимый эффект Музейного пространства, заставляет принять правила игры и поверить в нее. Только у фей тыквы одним мановением руки превращаются в кареты, а замарашки – в принцесс. А в жизни все по-другому: к балу готовятся буднично долго, нелегко и тщательно.  

Что должен делать организатор проекта? Каковы его задачи на разных этапах его реализации?

Прежде всего, организовать координационную и рабочую группы по направлениям их деятельности и составить график их работы и консультаций с учетом учебного расписания и графиком занятости ребят во внеурочное время (кружки, секции и т. п.).

Куратор должен быть рядом с детьми на протяжении всего периода подготовки.

Следует помогать, особенно новичкам, в организации поиска информации. С учетом того, что «учительского» опыта у будущих гидов нет, надо обговорить с ними все необходимые составляющие экскурсии выбранного ими объекта (для малышей и для взрослых), провести хронометраж речи. Обратить внимание на роль гида. Из чего складывается идеал экскурсовода? Каким он должен быть? У него должна быть богатая речь (образно и интонационно), он должен уметь владеть аудиторией. При этом надо учитывать, что аудитория может быть разной: внимательной и доброжелательной, или скептической и равнодушной, даже враждебной. Выдержка и самообладание, дружелюбное отношение к публике, корректность и твердость — необходимые качества экскурсовода. И, разумеется, владение материалом. Экскурсия не всегда ограничивается тремя минутами: надо быть готовым к вопросам. Желательно подготовить вопросы, уместные в экскурсионном тексте, для маленьких детей (1 - 3 классы). Дети легче воспринимают информацию в диалоге, это необходимо учитывать.

Оттого как гид представит экспонат, зависит очень многое: его герои неподвижны, беззвучны, они абсолютно беззащитны. Именно экскурсовод фокусирует внимание, в его власти сделать так, чтобы его герои запомнились, чтобы замыслы автора стали понятны. Гид - ключевая фигура в музее, он приоткрывает тайны, делает доступным ранее неизвестное, приближает зрителя к автору, доносит смысл произведения.

 Подготовка текста экскурсии проходит в несколько этапов:

- исследовательская часть: поиск и изучение литературы по заданной теме (автор, биография, эпоха, идеи, само произведение, его герои, особенности художественных средств и т.п.)

- по алгоритму, отбор материала, создание композиций (1 группа)

- литературная отработка текста (2 группа)

- хронометраж, отработка речевых приемов (интонации, паузы и т.п.)

Работа с группой «художников-реставраторов» начинается с составления общего плана экспозиции (имеется в виду, то что в музейном деле называют развеской). Вычерчивается масштабный план специально отведенного для выставки помещения (в нашем случае это актовый зал Гимназии) и в его пространстве с учетом размеров размещаются объекты. В настоящее время функцию рам у нас выполняют специальные сборные конструкции постоянных размеров, обтянутые холстом и оснащенные подсветкой. Они были изготовлены специально для наших музейщиков рабочими Гимназии: всего 5 таких конструкций.

Попутно замечу: опыт показывает, что оптимальное число экспонатов выставки 5-6. Время одной экскурсии 15-18 минут. Распределяют роли и выбирают «реставрируемую» картину ребята самостоятельно. Куратор помогает с организацией «мастерской». Картонные полотнища размещаются на полу, поэтому площадь должна позволять разложить полотно трехметровой длины. Если в группе имеется человек с имеющимися знаниями и художественными навыками - это замечательно. Если такового нет, то в задачу куратора входит организация консультации с художником. Конечно, надо помочь ребятам сформулировать вопросы к художнику (как выверить пропорции, как соотнести плоское изображение с объемными бутафорскими деталями и ростом персонажа). Надо продумать дополнительные детали интерьера (следует помнить, что изделия из стекла стоит заменить пластмассовыми, все колющие и режущие атрибуты: шпаги, кинжалы и т. п. надо заранее снабдить необходимыми защитными деталями).

Особую трудность для воспроизведения представляют картины с перспективой. Необходимо продумать возможные вспомогательные средства, с помощью которых можно достичь хотя бы приблизительного эффекта перспективы (сделать картину разноуровневой). Этот прием мы пробовали применить в картинах «Пряхи» Веласкеса или «Корабль дураков» Босха.

Работа наших «реставраторов» - это тяжелый (в том числе и физически) труд. Расписать 10,5 м2 картона дело очень непростое. Поэтому они по праву уважаемы всеми участниками проекта.   Условия работы в нашей «мастерской» достаточно скудны: мольберта нет, холста нет, есть кисти, валики, краски и картон, разложенный на полу. Каждый «реставратор» понимает: есть иллюстрация, которую надо воссоздать. Есть собственная фантазия, есть товарищи, перепачканные красками и переполненные идеями, есть куратор, который лишен каких-либо художественных дарований вообще, но который помогает мыть кисти, и готовит чай и бутерброды, когда объявляют перерыв.

Группа ребят, которая будет изображать персонажей, отобранных для экспозиции картин и скульптур, начинают свою работу с изучения биографии художника и своего героя. Это основа работы над ролью. Сюжет произведения, история его создания - главная составляющая в процессе «оживления» персонажа. Каждый исполнитель должен понимать своего героя, знать о нем все, представлять себе его жизнь, его взаимоотношения с другими персонажами, если картина много-фигурная (как, скажем, «Весна» Боттичелли, или «Менины» Веласкеса). Очень важно, чтобы человек понимал, что на эти три минуты перед публикой он перестает быть самим собой, на эти три минуты он должен стать другим человеком... Читая у окна письмо, надо если не представить себе его содержание, то так захотеть узнать его, как героиня картины Вермеера, чтобы зрители почувствовали это и увидели, как видел художник, изобразивший ее (Вермеер Делфтский, «Девушка, читающая письмо у открытого окна»).

Роль модели в картине - очень непроста. Для того чтобы донести до зрителя именно то, что художник изобразил в картине (или скульптуре), его видение, смысл произведения, у исполнителя нет никаких актерских средств, кроме статичных: пластики (поза его героя в соответствии с подлинником) и мимики. Все остальное - движения, речь и ее интонации, жесты, слезы - все за скобками. И если у человека не хватит духа (и физической выносливости) три минуты своей жизни в абсолютной неподвижности прожить жизнью своего героя (реального человека, мифологического или библейского персонажа), сохраняя его осанку, позу, в которой художник его запечатлел, выражение лица; и выдержан» при этом взгляд 20 пар глаз, устремленных на него, то очарования не произойдет.  В раме окажется лишь вешалка для костюма, в лучшем случае – красивый манекен. Но это уже не «об искусстве» … Особой подготовки – и в первую очередь эмоциональной – требуют ребята, играющие роли единичных героев.  У них нет партнеров по сцене, они один на одни с публикой. Это психологически непросто. Им следует уделить особое внимание   не только в период подготовки Музея, но и во время его работы: чаще подходить в перерывах между экскурсиями, разговаривать с ними, просто постоять рядом.

В числе правил проекта обязательными являются следующие:

все члены команды равны;

все проявляют активность и вносят свой вклад в общее дело;

ответственность за конечный результат несут все члены команды, участвующие в проекте;

участники не соревнуются;

все члены команды получают радость от общения друг с другом и от совместной деятельности.

Конечно, в процессе совместной работы отношения между членами группы претерпевают разные состояния, но они неуклонно развиваются.

Одной из самых значимых составляющих проекта я назвала бы «открытие человека». Увидеть по-иному того, кто казался тебе знакомым и малоинтересным в обычной ситуации повседневности. Открыть для себя, что в обстоятельствах неординарных в людях, которые тебя окружают, можно найти понимание и поддержку; молчаливые и безликие, оказывается, обладают чувством юмора и выдержкой, качествами бесценными в моменты усталости, неудовлетворенности результатом, разочарования, понимания, что все придется переделывать. Именно в такие моменты особенно необходимо чувство товарищества.

Ни одно стоящее дело не делается в одиночку. Очень важно, чтобы ребята понимали это. Проект «Музей» - это командная игра, в которой важны не только умения держать кисть, находить информацию, писать тексты... Правило игры «Последний герой» (ничего безнравственнее и отвратительнее, надо сказать, я в своей жизни не видела) - «каждый за себя» - здесь неприемлемо.

Здесь   действует правило Атлантов: «Из низ ослабнет кто-то, и небо упадет…».

Его мало декларировать, спеть, записать в дневник. Для того чтобы оно стало частью жизненного кредо, надо пережить ситуацию общего напряжения, усталости, тревоги, душевного подъема и радости, достичь которых можно только вместе, делая одно большое дело, требующее усилий многих ночей.

Что считать итогом проекта? Конечный продукт? Но после выставки следует день, когда собираются все участники: смотрят видео, обсуждают, оценивают увиденное, вновь переживают день вчерашний. Это значимый этап. Участник в процессе презентации себя не видит и не слышит. Видеопленка позволяет увидеть себя глазами окружающих, заставляет что-то переосмысливать, пересматривать. В этот день подведения итогов прочитываются отзывы зрителей, оставленные посетителями в «Книге почетных гостей».

В этот день рождаются вопросы о будущей экспозиции.

Что для нас этот Музей?

Для меня это возможность поговорить с моими детьми о жизни и об искусстве, показать им этот неисчерпаемый мир и взглянуть на него их глазами. Это возможность наблюдать за тем, как проявляют себя мои ученики в выбранных ими ролях, как меняются их взгляды (и не только на искусство), как они взрослеют. Возможность участвовать в этом взрослении.

Что этот Музей для ребят?

Полагаю, для каждого из них значимость его определяется тем, сколько себя самого он вложил в этот проект.

Образец экскурсий участников проекта

«Тайная вечеря»

Перед вами фреска Леонардо да Винчи, датируемая 1498 годом. Она находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие, в Милане. В этом произведении художник проявил себя как экспериментатор, драматург, хранители великих тайн. Фреска – это живопись по сырой штукатурке. Леонардо реши выполнить ее масляными красками. Результат, разочаровал мастера – фреска поплыла. После смерти мастера произведение повергалось трем реставрациям, но ни одна из них не дал ожидаемого результата. Судьба этой фрески драматична как и драматично ее содержание.

Сюжетом для мастера послужило Библейское писание о тайной вечере последней трапезе Христа сего учениками, будущими апостолами, перед выездом в Иерусалим, где ему придется сделать последние шаги на этой земле. Христос знает свою судьбу, и о том, что один из его учеников предаст его. По легенде, в разгар последней трапезы Иисус сказал об том: «Один из вас предаст меня». Именно этот момент изобразил Леонардо. Представьте себе, что за несколько секунд до этих слов за этим столом царило совсем другое настроение – сосредоточенность, грусть разлуки, тихая радость, что учитель еще с нами. Вдруг все изменилось за несколько секунд: «Один из вас предаст меня». Посмотрите какая буря эмоций, негодование, невозможность поверить, ужас, рассеянность. Христос не называет имя предателя, возможно давая ему шанс одуматься.

Существует еще один вариант прочтения этой фрески. Мы видим, что Христос протягивает руки к чаше с вином и к хлебу – это воплощение таинств Святого причастия, когда Христос изрекает: «Примите хлеб мой, сие есть Тело Мое, примите вино, сие есть Кровь Моя, и помните обо мне».

Но что примечательно, влады Христа широко раскрыты, так что кажется, когда он протягивает руку к чаше с вином, в то же самое врем протягивает ее и к тарелке. Одновременно тянется к ней и Иуда, Иуда – тот, кто собирается предать Христа. Лицо Христа умиротворенное, взгляд опущен. Справа от него группа из трех человек, среди них Иуда.   Он отворачивается от нас в тень, его шея повернута, что напоминает нам о его скором самоповешении, он отстраняется, а Святой Петр – защитник Христа, устремляется к Христу, держа за спиной нож, будто вопрошая: «Кто же это? Мне нужно защитить тебя». Третья фигура в этой тройке – Святой Иоанн, самый юный и впечатлительный.

Леонардо да Винчи создает четыре тройки – это связывает образы вместе. Они будто наслаиваются друг на друга, создавая накал страстей. Жест Фомы – указ вверх, будто произнося: «Это ли преодолено Создателем? Не задумано ли то Господом, одному из нам предать тебя?».

Итальянский музыкант и компьютерный специалист Джованни Марио Пала считает, что великий живописец специально зашифровал в своем произведении музыку, которая сопровождает сцену вечери. За четыре года исследований, Джованни Пала пришел к выводу, что буханки хлеба и руки Иисуса и апостолов представляют собой ноты. «Она звучит как реквием. Это как звуковая дорожка, подчеркивающая страдания Иисуса.» - говорит он.

(Звучит музыка, воссозданная Д.Пала.)

Эта фреска – попытка создать ощущение вечного и совершенного в условиях человеческого хаоса. С этим творением Леонардо связан эпизод, невероятный, граничащий с чудом. В годы II мировой войны в здание церкви попала бомба. Прямое попадание снаряда разрушило кровлю и три стены. Осталась стоять одна, с которой на ужас и хаос из под опущенных век смотрел Иисус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова

Цель Научно-исследовательского  проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...

Рассказ Чехова "Хамелеон". Живая картина нравов

Разработка урока (с конспектом и презентацией). Урок был проведен в качестве открытого на предметной неделе 27.01.2015 в 7Б классе МБОУ СОШ 39...

А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов.

Данный урок является первым в системе уроков, посвященных судьбе и творчеству А.П. Чехова. Урок начинается с рассмотрения личности писателя-драматурга, далее переходим к изучению рассказа «Хамелеон». ...

Живая картина нравов в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон"

Урок литературы в 7 классе по учебнику Коровиной В.Я. по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон"...

Урок литературы по теме: "А.П. Чехов. Рассказ "Хамелеон" - живая картина нравов общества. Осмеяние трусости и угодничества".

Обучающиеся расширяют свои знания о жизни и творчестве А.П. Чехова, совершенствуют навыки самостоятельной работы, монологической речи, анализа художественного текста....

Конспект внеурочного занятия "Живая картина" для 6 класса по картине С.А.Рачинского "Устный счёт"

Технология занятия способствует развитию речи ребенка при  описании картины, вызывая у детей различные эмоции и создавая положительный эмоциональный фон деятельности. Оживление картины...