Классный час. Семья и Отечество
классный час (5 класс) на тему
«Семья и Отечество в моей жизни». Что значат для нас эти слова? Слово «отечество» является однокоренным слову «отчество» - имя отца. Следовательно, Отечество – земля наших отцов, а наша семья – маленькое Отечество. Если же мы возьмем понятие слова «семья» в более широком смысле, то и школу мы можем представить, как большую семью. Какой же семьёй были мы в течение этого года, насколько хорошо узнали друг друга, – это, ребята, вы и должны понять сегодня.
Я приглашаю вас на территорию детства, адрес счастливого детства – Кубань. Дети любят познавать жизнь через игры, и мы не станем исключением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
24.05.16_kl._chas_semya_i_otechestvo.docx | 38.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий Единого классного часа
«Семья и Отечество в моей жизни»
Хмелёва Оксана Михайловна,
классный руководитель
5 «б» класса МБОУ СОШ №2
Педагог: Ребята, тема Единого классного часа: «Семья и Отечество в моей жизни». Что значат для нас эти слова? Слово «отечество» является однокоренным слову «отчество» - имя отца. Следовательно, Отечество – земля наших отцов, а наша семья – маленькое Отечество. Если же мы возьмем понятие слова «семья» в более широком смысле, то и школу мы можем представить, как большую семью. Какой же семьёй были мы в течение этого года, насколько хорошо узнали друг друга, – это, ребята, вы и должны понять сегодня.
Я приглашаю вас на территорию детства, адрес счастливого детства – Кубань. Дети любят познавать жизнь через игры, и мы не станем исключением.
Предлагаю сыграть в «НЕиспорченный телефон». Вам необходимо разбиться на две команды, каждая получает слово, которое необходимо передать друг другу по цепочке, не исказив звучания. Побеждает та команда, которая по «телефонному проводу» правильно передаст больше слов.
Слова для игры: доверие, забота, понимание, поддержка, единство, традиции.
Слова демонстрируются капитанам команд, которые проговаривают их следующим участникам. Слова вывешиваются на доску.
Ребята, как вы думаете, что это за слова? Что они характеризуют? Вы правы:доверие, забота, понимание, поддержка – то, что мы получаем в семье. Мы свято чтим традиции школьные, семейные, традиции нашей страны. В единстве наша сила – это характеризует нас как граждан своего Отечества.
Предлагаю проверить, насколько хорошо вы знаете традиции своей страны, сыграв в «Интеллектуальный дартс». Вы выбираете баллы, я задаю вам вопросы. Если вы метко стреляете и попадаете в цель, то вам начисляются баллы. Побеждает та команда, результат которой будет выше.
Вопросы «Интеллектуального дартса»:
20 баллов
Какой праздник отмечают в России 4 ноября?
Какой праздник отмечают в России 8 июля?
15 баллов
Назовите, из какого произведения взяты строки: «Светит солнце и зори алеют, чист над нашей землей небосклон…»
Назовите, из какого произведения взяты строки: «Многоводная, раздольная, разлилась ты вдаль и вширь…»
10 баллов
Как официально называют нашу страну?
Как в старину называли Россию?
5 баллов
Традиция печь куличи соблюдается россиянами на праздник…
Блины в России пекут на ….
Для справок:4 ноября – День народного единства! Каким событиям посвящен этот праздник? Какой смысл в словах – народное единство?
Единство народа – спасло Россию в трудные времена. В начале 17 века наше государство было ослаблено, в стране царило безвластие. Это время бандитских шаек и воровского разгула. Бесконечные смуты и интервенция поляков – Россия гибла!
В один из осенних дней после службы в Спасо-Преображенском соборе и напутствия протопопа Саввы Евфимьева выступил Нижегородский земский староста Кузьма Минин. Он говорил страстно и проникновенно, призывая народ на защиту отечества. Рассчитывать, кроме как на самих себя не на кого! В завершение своей горячей речи, Минин объявил о необходимости сбора средств на покупку оружия и прочих запасов. Сам же он отдал одну треть своего состояния. Народ сдавал по одной пятой, а то и треть своего имущества. Закупка оружия и припасов шла полным ходом. Ополчение крепло. Военачальником стал Дмитрий Пожарский.
В город потянулся народ разных сословий: дворяне, мещане, военные, церковные служащие. Народ объединялся независимо от национальности и вероисповедания. Всех сплачивала одна цель – спасение Земли русской! Произошло рождение истинного гражданского общества!
4 ноября 1612г. ополченцы объединились с казаками, взяли штурмом Китай-город и освободили Москву от польских захватчиков.
В благодарность за избавление России от интервентов в 1612г. церковь объявила праздник Казанской иконы пресвятой Богородицы, который отмечается по сей день.
Другого такого дня не было в истории нашей страны! Судьбу государства решил сам народ! Осознав всю значимость сложившейся ситуации, объединившись – спасли Россию!
Это великий пример того, что мы должны быть едины. Вместе мы сила!
Всероссийский праздник 8 июля (впервые в 2008 году) – День семьи, любви и верности – появился благодаря муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII веке. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей семьи и брака.
Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
Педагог: Добрые традиции России отражены в её праздниках. А кто знает, что является символом праздника семьи, любви и верности, который отмечается ежегодно 8 июля?
Ромашки! Я дарю вам три ромашки, ваша задача – записать на каждом лепестке пожелание своей семье и Родине, которое будет идти от самого сердца(затем ромашки прикрепляются магнитами к доске).
Ребята пишут пожелания на лепестках.
Педагог: А теперь хотелось бы вспомнить о традициях семейных и школьных. Одна из добрых традиций – посещение театра. 2016 год в России объявлен годом кино, и мы отметили его поездками в кинотеатр. В следующем году нам предстоит открыть мир театра, поэтому давайте попробуем себя в роли актеров. Мне нужны 7 команд по 3-4 человека в каждой. Предлагаю разделиться с помощью считалочек. Считалки, как пословицы, поговорки, загадки, – относятся к устному народному творчеству, и в них заключена мудрость народа. А на сегодняшний день и в стране, и в семье очень важно быть мудрыми, чтобы не допустить конфликтов, раздоров, непонимания. Поэтому, не ссорясь, без обид, мы рассчитываемся.
Материал для справок:
Тише, мыши, кот на крыше,
а котята ещё выше.
Кот пошёл за молоком,
а котята кувырком.
Кот пришёл без молока,
а котята ха-ха-ха.
Эники-беники
Эники-беники ели вареники
Эники-беники - клёц!
Вышел весёлый матрос.
Кони, кони
Кони, кони, кони, кони,
Мы сидели на балконе.
Чай пили, чашки били,
По-турецки говорили.
Считалка с тигром
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел тигр погулять.
Запереть его забыли.
Раз, два, три, четыре.
Эне, бене, раба
Эне, бене, раба,
Квинтер, финтер, жаба.
Эне, бене, рес,
Квинтер, финтер, жес!
Апельсинка
Катилась апельсинка
По имени Мальвинка,
Уроки не учила и
Двойку получила.
А потом пошла гулять,
Получила цифру пять!
Педагог: Итак,актеры готовы. Наделяю каждую команду ролью: репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. Ваша задача: с определенными словами и движениями принимать участие в постановке. А поскольку семья у бабки с дедкой была дружной, все с уважением относились к просьбам друг друга, мы будем озвучивать роли при помощи вежливых слов.
Так, команда репок, как только услышит своё имя, дружно говорит «спасибо».
Дедки – отвечают «будьте добры».
Бабки – «пожалуйста».
Внучки – «извините».
Жучки – «рада помочь».
Кошка – «очень благодарна».
Мышки – реагируют бурными аплодисментами.
Каждая театральная труппа наделяется словами и движениями. Зачитывается и обыгрывается сказка «Репка».
Это своеобразная физкультминутка на уроке.
Для справок: Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку!
Педагог: Любовь к Родине, уважение её традиций начинается с любви в семье и уважения традиций семьи. Семья, фамилия – два этих слова тесно связаны, потому что члены семьи носят одну фамилию, а фамилия рассказывает о судьбе рода.
Следующим заданием для вас станет проверка на знание значений своих фамилий и фамилий ваших одноклассников. А проведем мы её в форме знакомой всем игры «Крестики-нолики».
Мне нужны 9 помощников (расставляются стулья по три в три ряда, ребята рассаживаются, им вручаются таблички на которых нарисованы с одной стороны «Х», с другой –«О»). Остальные дети разбиваются на 2 команды: «крестики» и «нолики». Играют по очереди. Правила игры: играющая команда выбирает, кто будет из поля «крестиков-ноликов» отвечать. Играющему в поле задается вопрос, он должен выбрать предположительно правильный ответ. Играющая команда должна согласиться или не согласиться. Затем ведущий зачитывает верный ответ. Сидящий в поле поднимает знак выигравшей команды. В раунде разыгрывается 7 вопросов.
Вопрос 1. Фамилия Максима Чечкина произошла от прозвища «чечка», которое имело следующее значение:
1. игрушка
2. веник
3. зайчик
Вопрос 2. Фамилия Эвы Терзиян произошла от названия профессии её прапрадеда, который был:
1. кузнецом
2. портным
3. лекарем
Вопрос 3. Фамилии Багдасарян, Михайлова, Хотамов произошли от:
1. названий животного и растительного мира
2. от имен прадедов
3. от географических названий
Вопрос 4. Фамилия Святослава Ищенко произошла от имени:
1. Иван
2. Иосиф
3. Илья
Вопрос 5. Фамилия Ксюши Редкобородой тесно связана с:
- Занятием предка.
- Особенностью его внешности.
- Произошла от названия растения.
Вопрос 6. Фамилия Олега Хоружего связана с деятельностью его предка. Кем же был его прапрадед:
- Военным.
- Животноводом.
- Охотником.
Вопрос 7. Фамилия Теущаков образована от прозвища Теущак. По одной из версий, оно связано с румынским словом teuca - «мельничный насып», «водопойная колода», «деревянный черпак (для воды)». Следовательно, прозвище Теущак могло относиться к числу профессиональных именований и указывать на род занятий человека. Кем же был прапрадед Алексея?
- Мельником.
- Рыбаком.
- Мореплавателем.
Игра закончилась, но, я думаю, интерес к истории происхождения ваших фамилий только начал в вас разгораться. И в следующем учебном году на уроках русского языка мы продолжим заниматься исследовательской работой и узнавать для себя много нового и полезного об истории вашей семьи, рода, страны.
А сейчас мне бы хотелось узнать, ребята, кто из вас не играл в «Морской бой»? Играли все, тогда со следующим заданием вам будет справиться легко. Вы получаете пустые листы, на просторах которых скрыта определенная фигура. Вам её нужно будет расшифровать, выполнив задание данного этапа. Материалом для работы я выбрала пословицы с разным смыслом: о семье, дружбе, Родине. Вам необходимо заштриховать те квадратики, номера которых соттветствуют пословицам на тему нашего классного часа: о семье, Родине. Меткие стрелки, которым удастся понять смысл пословиц, выиграют с легкостью. Итак, приступим.
Дети делятся на четыре команды. Занимаются «весёлой штриховкой».
Приложение 1.
Итак, какая фигурка получилась? Дом. Дом для нас – это и семейный очаг, и школа, и родная земля. Очень важно, как живут под крышами домов семьи. Дружны ли все, здоровы, сочувствуют ли друг другу, поддерживают, понимают. Запомните, ребята, дома и стены помогают, в единстве народном и семейном благополучии - наша сила.
Мне бы хотелось, чтобы итог классного часа подвел каждый из вас. А помогать нам будет символ семьи, любви и верности – ромашка. Встанем в круг. Передавая ромашку друг другу, скажите, какими новыми понятиями наполнились для вас сегодня слова Семья и Отечество (рефлексия).
Спасибо за идеи, добрые слова. Я желаю вам безопасных и добрых каникул. На этом наш классный час закончен.
Приложение 1.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
Заштрихуйте те квадратики, которым соответствуют пословицы о семье, Родине.
1.Ученье без уменья не польза, а беда. 2. Без друга на сердце вьюга. 3. Всякая птица свое гнездо любит. 4. Здоровье дороже богатства. 5. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами! 6. Дружба - как стекло: разобьешь- не сложишь. 7. Где кто родится, там и пригодится. 8. Дома и стены помогают. 9.Каждому свой край сладок. 10. Длинный язык - короткие мысли. 11. Семья — печка: как холодно, все к ней собираются. 12. Где сосна взросла, там она и красна. 13. На свете все найдешь, кроме отца и матери. 14. Вся семья вместе, так и душа на месте. 15. На чужой стороне Родина милей вдвойне. 16. Друг научит, а недруг проучит. 17. Родина краше солнца, дороже золота. 18. Здоровье не купишь - его разум дарит. 19. Родная землица и во сне снится. 20. С книгой поведешься — ума наберешься. 21. Дружбу помни, а зло забывай. 22. Родительское благословение на воде не тонет, на огне не горит. 23. Где мир да лад, там и божья благодать. 24. Почитай учителя как родителя. 25. С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час " Семья и Отечество в моей жизни"
Материал был создан к Последнему звонку 2016. Ученики представили проект " Книга памяти"....
Классный час "Семья и отечество в моей жизни!
Разработка...
Конспект классного часа "Семья и Отечество"
Конспект классного часа "Семья и Отечество"...
Методическая разработка классного часа "Семья и Отечество в моей жизни"
Методическая разработка классного часа "Семья и Отечество в моей жизни"...
Классный час «Семья и Отечество в моей жизни»
Цели:- воспитание ценностного отношения к семье;- формирование у обучающихся активной гражданской позиции и любви к Отечеству, основанной на исторических традициях Кубани, любви к своей малой Родине, ...
Всекубанский классный час «Семья и Отечество в моей жизни».
Цель: воспитание ценностного отношения к семье, формирование у обучающихся активной гражданской позиции и любви к Отечеству, основанной на исторических традициях Кубани, любви к своей малой Роди...
Классный час "Семья и Отечество"
Формирование представлений о жизненном идеале семьи...