Марафон добра, или Как научить себя просить прощения. Классный час ко Дню матери
классный час (6 класс) на тему

Хмелёва Оксана Михайловна

Классный час открывает новые горизонты в общении не только с мамами, но и с окружающими, учит решать конфликтные ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marafon_dobra_kl._chas_ko_dnyu_materi.docx40.85 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа ко Дню матери

Марафон Добра, или Как научить себя просить прощения

Возраст учащихся: 5-6 класс

Количество детей в классе: 20-25 человек

Цель: сформировать условия для освоения учащимися бесконфликтных способов общения.

Раздаточный материал: маршрутный лист «Марафон Добра», Памятка Добрых советов Маминой Слезинки, тест «Конфликтный ли вы человек?», Памятка по поведению в конфликтной ситуации.

Видеоматериалы YouTube: мультфильм «Ничуть не страшно», отрывки фильма «Маленький принц», отрывки спектакля «Не буду просить прощения».

Ход мероприятия

Педагог: Дорогие ребята, в канун одного из самых душевных праздников – Дня матери – наш классный час даёт старт марафону Добра,  а проводим мы его под девизом: «Научись просить прощения!».

Все вы помните сказку С. Прокофьевой «Не буду просить прощения». Главная героиня Василиса обидела свою маму и ушла искать для себя другую, лучшую на свете, которая бы кормила её только мороженым, убирала бы сама в квартире, исполняла бы все её прихоти. Во всех приключениях Василисы её сопровождает Мамина Слезинка, она пришла к ней на помощь, когда в город пришли Великие холода. А  вы помните, что Великие холода приходят, когда кто-нибудь ссорится  с мамой.

Маршрут нашего марафона сегодня вы прокладываете самостоятельно: вам предстоит победить вершину Холода в отношениях, пройти Тропинкой непонимания, Долиной отчуждения, выйти на Путь налаживания отношений и бежать к Океану мира и согласия.

Знайте, что марафон – длительный забег, поэтому всю вашу жизнь вы должны будете стараться не причинять дорогим вам людям горя, не наносить обид, а если вдруг испортите отношения, пытаться их наладить и следовать маршрутом добра.

Я предлагаю марафонцам совершать забег небольшими группами (класс разбивается на группы по 4-5 человек). Каждой выдаётся маршрутный лист марафона Добра.  И Памятка с добрыми советами от Маминой Слезинки «Как научиться просить прощения» (Приложение 1).

Примечание. Когда ребята получат раздаточный материал, они обнаружат, что Памятка добрых советов Слезинки пуста. Разработка этой  Памятки и будет конечным продуктом классного часа, когда, пройдя все испытания, ребята напишут вместе с Маминой Слезинкой и героиней сказки С. Прокофьевой Василисой советы о том, как важно научиться просить  прощения, чтобы сохранить добрые, теплые отношения с окружающими.

Итак, ребята, выходим на старт марафона Добра. Положите перед собой маршрутный лист, откройте памятку. Что вы говорите, памятка пуста? Я думаю, это проделки Черного кота волшебницы из сказки «Не буду просить прощения». Помните, того самого, который всё превращал в мышей? Наверное, и наши добрые советы превратились в серых мышек и убежали. Что ж, тогда перед нами стоит ещё одна задача: мы должны не только принять участие в марафоне, но и восстановить добрые советы Маминой Слезинки.

Прошу вас внимательно изучить маршрут:  по какой местности будет пролегать ваш путь, какие препятствия вы можете встретить на пути?

Вы стоите на старте, который называется «Конфликт». Под конфликтом сегодня мы подразумеваем мелкую ссору, грубое слово, брошенное в адрес человека, ситуацию, когда возникает непонимание между людьми.

Изучив местность маршрута, вы поняли, что на старте марафона вас ждут серьёзные препятствия, которые предстоит преодолеть всем вместе, а потом сформулировать добрые советы по выходу из неприятной конфликтной ситуации.

Итак, препятствие первое. Вам  предстоит взобраться на вершину Холода в отношениях – пройти тест «Конфликтный ли ты человек?» (Приложение 2). Что дала обработка тестов? Я понимаю, что у всех марафонцев разный уровень конфликтности. Это ничуть не страшно, потому что все мы движемся к одной цели – мирному решению проблем в отношениях. А вам даётся первая подсказка – Памятка по поведению  в конфликтной ситуации (Приложение 3). Что бы вы взяли из неё в качестве доброго совета от Маминой Слезинки?

Примечание. Дети работают с памяткой. Выслушиваются предложения.  «Марафонцами»  принимается коллегиальное решение по внесению того или иного пункта в Памятку добрых советов Маминой Слезинки.

 Сейчас вам предстоит пройти Тропинкой непонимания. Для прохождения этого испытания необходимо продолжить слова Сенеки, римского философа: «От любви до ненависти один шаг, от  ненависти до любви – …». Поразмышляйте над смыслом этой мудрой мысли. (Принимаются ответы от группы).

Примечание. «От любви до ненависти один шаг, от  ненависти до любви –  километры шагов». В Памятку добрых советов записывают: «Потерять доверие и любовь близких людей легко, а  заставить вновь  поверить в твои чувства трудно».

Сформулируйте второй пункт в Памятке добрых советов Маминой Слезинки, основываясь на высказывании римского философа. Почему так важно не ссориться с окружающими?

Уважаемые марафонцы, сейчас вам предстоит продолжить путь по Долине отчуждения. Вашему вниманию предлагаются эпизоды из кинофильма «Маленький принц» (эпизод с Лисом и с розами). Ваша задача: ответить на вопрос, какую жизненную мудрость открыл Лис Маленькому принцу и почему вдруг Принц осознал, что его роза уникальна.

Примечание. После просмотра фильма принимаются ответы детей. Записывается очередной совет в Памятку Слезинки: «Мы в ответе за тех, кого приручили», поэтому важно беречь чувства близких людей».

Итак, мы вышли на Путь налаживания отношений. Как сделать так, чтобы предупредить конфликтную ситуацию и сделать приятное родному человеку, другу? Совет  для Памятки Маминой Слезинки  помогут дать герои мультфильма «Ничуть не страшно» (материал YouTube).

Примечание.  После просмотра мультфильма формулируется совет: «Идти дорогою добра, любви, борясь со своими опасениями и страхами, не боясь исправить ошибку».

И, наконец,  нам предстоит преодолеть следующий этап - путь к Океану мира и согласия. Предлагаю вам посмотреть финал пьесы по сказке С. Прокофьевой «Не буду просить прощения» (материалы сайта teatr-deti.ru). Назовите основную мысль пьесы, в каких словах она заключается?

Примечание. И тут Василиса поняла, как это легко - просить прощения. Как это просто и хорошо - просить прощения! И в эту самую минуту Великие Холода ушли из города!

Запись в Памятке добрых советов: «Просить прощения сложно, но оно очищает душу, позволяет получить облегчение и растопить холод в отношениях. Человек чувствует, как тяжёлый груз обиды скатывается с сердца, души. Просить прощения – просто и хорошо. Это нужно уметь делать каждому человеку!».

Дорогие ребята, сегодня мы прошагали по маршруту добра, но наш марафон по дороге любви, сердечной теплоты на этом не заканчивается. Дарите близким радость, цените каждое счастливое мгновение в жизни. Если вы вдруг чем-то обидели самых близких вам людей – попросите у них прощения. Помните: как это просто и хорошо – просить прощения!

Приложение 1

Памятка

добрых советов Маминой Слезинки

1.

2.

3.

4.

5.

C:\Documents and Settings\Учительская№1\Рабочий стол\скачанные файлы.jpg

https://www.google.ru/search? Мамина Слезинка

Приложение 2.

Тест «Конфликтный ли вы человек?»

Если вы именно так, как утверждается в предложении, ведете себя в конфликтной ситуации

- часто, то ставьте 3 балла;

- от случая к случаю – 2 балла;

- редко – 1балл.

  1. Угрожаю или дерусь.
  2. Стараюсь понять точку зрения противника, считаюсь с ней.
  3. Ищу компромиссы.
  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь.
  10. Меняю тему.
  11. Настойчиво повторяю одну фразу, пока не добьюсь своего.
  12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.
  13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую строну.
  14. Предлагаю мир.
  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста:

  • Тип «А»: сумма баллов под номерами 1, 6, 11.
  • Тип «Б»: сумма баллов под номерами 2, 7, 12.
  • Тип «В»: сумма баллов под номерами 3, 8, 13.
  • Тип «Г»: сумма баллов под номерами 4, 9, 14.
  • Тип «Д»: сумма баллов под номерами 5, 10, 15.

Интерпретация:

  • «А» - это жесткий стиль решения конфликтов и споров. Эти люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию. Это тип человека, который считает себя всегда правым.
  • «Б» - это демократический стиль. Эти люди считают, что всегда можно договориться, во время спора предлагают альтернативу, ищут решение, удовлетворяющее обе стороны.
  • «В» - это компромиссный стиль. С самого начала человек готов пойти на компромисс.
  • «Г» - это мягкий стиль. Человек своего противника уничтожает добротой, с готовностью встает на точку зрения противника, отказываясь от своей.

«Д» - это уходящий стиль. Кредо человека – уйти своевременно, до принятия решения. Стремится не доводить до конфликта и открытого столкновения.

Приложение 3

ПАМЯТКА

по поведению в конфликтной ситуации

Дорогие ребята! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.

2.Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час ко Дню матери "Самый добрый урок", 7 класс.

В данном мероприятии можно увидеть многожество конкурсов для учащихся и их мам. Данный классный час позволит сплотить классный коллектив и их родителей....

"Не буду просить прощения".

Изумительный спектакль....

Классный час, посвящённый дню Матери "При солнышке тепло - при Матери добро"

Классный час создавался с целью дать новую информацию детям про день Матери (как и когда праздник проводится в разных странах), сделать подарок мамам учащихся от учеников, который создавался в течение...

Классный вечер посвященный Дню матери "Мамы добрые глаза"

День матери в России стали отмечать сравнительно недавно. Отмечают его в последнее воскресенье ноября. Он плотно вошел в нашу жизнь, именно в этот день мы чествуем самого главного ...

"Не буду просить прощение" Мюзикл, посвящённый 8 Марта в подготовительной групе

Праздник, посвящённый 8 марта в подготовительной группе...