Внеклассное мероприятие на тему "Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних".
классный час на тему

Бобровская Наталья Борисовна

Внеклассное мероприятие. Знакомим несовершеннолетних с правами, обязанностями, ответственности за свои поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_na_temu.docx51.06 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие на тему:

«Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних».

Цель: Формирование правовой грамотности воспитанников. Формировать умение по соблюдению и выполнению прав, обязанностей и ответственности за свои поступки.

Задачи:

  1. Знакомить с основными правами, обязанностями и видами несовершеннолетних посредством игры;
  2. Воспитывать толерантное отношение к окружающим;
  3. Уметь применять знание прав и обязанностей на практике.
  4. Помочь несовершеннолетним осознать, что нет прав без обязанностей, обязанностей без прав.
  5. Закрепить знания о правах, обязанностях, ответственности.
  6. Формировать уважительное отношение к правам других людей.

Оборудование: Плакат с расшифровкой аббревиатур «права», «обязанности». «ответственность»; Всеобщая декларация прав ребенка, конвенция о правах ребенка, Устав Образовательного учреждения. ручки, листы с заданиями, буклеты с правами и обязанностями, ситуации виды наказаний.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

Добрый день!

У нас сегодня необычное занятие, на нем присутствуют гости. Сегодня  вы имеете возможность продемонстрировать свои знания. А я постараюсь пополнить ваши знания.

  1. Сообщение темы занятия.

Сегодня наша встреча посвящена теме "Права, обязанности и ответственности несовершеннолетних". Вы познакомитесь с новыми понятиями и постараетесь вспомнить все, что уже знаете по этой теме.

Наше занятие мне хотелось бы начать строками стихотворения

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

Он имеет право жить, развиваться и дружить,

Иметь уютный, теплый дом

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить и быть любим

Он на свете не один!

  1. Работа по теме.

- Что такое Право?

Право – это норма и правила поведения в обществе.

Люди должны жить по правилам, которые заложены в обществе, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений, тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, справедливости, совести и порядка.

- Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимое для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права?

Конечно - же, в первую очередь взрослые, которые ежедневно находятся с вами. Это родители, классные руководители, воспитатели, психолог, социальный педагог. Но о детях так же заботятся общественные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является организация объединенных наций (ООН).

10 декабря 1948 года государствами, входящими в ООН, была подписана Всеобщая декларация прав человека (показ документа). Всеобщая декларация прав человека полезный и нужный документ, но в ней говорится о людях, ни слова о детях. А ведь именно дети нуждаются в особом внимании, заботе и защите. Именно поэтому 20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка» (показ документа).

Конвенция – это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботится а вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.

- Какие права ребенка вызнаете?

Знакомство со статьями Конвенции о правах ребенка.

      В Конвенции 54 статьи, с некоторыми из них мы сейчас познакомимся, которые вы должны знать.

  • Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 возраста

( статья 1).

  • Право на жизнь (статья 6).
  • Право на имя при рождении (статья 7), эти сведения записываются в специальном документе, который называется свидетельство о рождении. В этом документе записывают дату и год вашего рождения, где вы родились и кто ваши родители. А когда вам исполняется 14 лет, вы получаете другой документ.

- Как он называется?

  • Право на медицинскую помощь.
  • Право на образование (статья 28), поэтому вы должны пользоваться этим правом и хорошо учиться.
  • Право на отдых и досуг (статья 31), к сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются только во благо своих интересов, не считаются с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому- то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться правами только тогда, когда не нарушаете права других. Вы обязаны уважать права других людей.
  • Право на индивидуальность.
  • Право свободно выражать свое мнение (статья13), ребенок может высказать вслух все, что думает. Только помните, прежде, чем что-то сказать или написать, нужно хорошо подумать.
  • Право на специальную охрану и защиту.
  • Право на заботу и воспитание родителями.
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
  • Право на защиту от эксплуатации (статья 32), когда вас просят вынести мусор, это не принудительный труд, а посильная для вас помощь по хозяйству, самообслуживание. Дети с 14-16 лет имеют право работать в свободное от учебы время по 4 часа в день; с 16-18 лет имеют право работать в свободное от учебы время по 6 часов в день с согласия родителей или законных представителей.

Сейчас я вам предлагаю угадать сказочного персонажа, который нарушил права сказочных героев.

  1. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.

  1. Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь.

  1. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев.

  1. Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности.

  1. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался.

  1. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу.

  1. Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива.

  1. Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду.

  1. Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома.

  1. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища.

- Скажите, какие даты связанные с правами ребенка вы знаете?

Календарь правовых дат.

1 июня – Международный день защиты детей

20 ноября – Всемирный день прав ребенка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День конституции Российской Федерации

-Скажите, пожалуйста, если вдруг кто-то нарушил ваши права, куда вы обратитесь?

Вы можете обратиться к родителям, психологу, администрации школы социальному педагогу. Еще существует единый общероссийский телефон доверия. В конце занятия я вам дам визитку, где записаны номера телефонов, куда можно позвонить, если вам понадобится помощь.

        Молодцы ребята, вы все хорошо знаете свои права. Но еще нужно помнить о том, что человек имеет и обязанности.

- Что такое обязанности?

Обязанность – это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

        Сейчас мы с вами вспомним качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности.

  1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе (порядочность).
  2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим (справедливость).
  3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности (разумность).
  4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия (воспитанность).
  5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются …. (обязанности).

Вспомним высказывание известного политического деятеля К. Марска

«Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав».

- Ребята, а какие обязанности есть у вас?

Главный закон нашей страны называется Конституцией Российской Федерации, вот в ней-то об обязанностях и написано. Зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в конституцию РФ.

- соблюдать законы

- охранять природу

- защищать отечество

- заботится о родителях

- получить образование

Каждый из вас кроме прав имеет и обязанности, и с каждым годом, по мере вашего взросления их становится все больше и больше.

- Где могут быть записаны обязанности учеников? (показ Устав школы), так вот в уставе записаны

Обязанности школьника:

- добросовестно учиться, не пропускать занятия без уважительных причин

- беречь школьное имущество

- уважать учеников и работников школы

- выполнять устав школы

- выполнять правила внутреннего распорядка

Воспитанникам запрещается:

- приносить, передавать или использовать оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические и наркотические вещества;

- использовать любые вещества, которые могут привести к пожарам или взрывам;

- применять физическую силу для выяснения отношений, запугивание, вымогательство;

- производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих;

- пользоваться мобильными телефонами во время урока.

        Главная ваша обязанность хорошо  учиться, уважать права других людей. Помните золотое правило «Никогда не делай другим того, чего не пожелал бы себе» эти слова принадлежат древнему философу-мыслителю Китая Конфуцию.

        Сейчас мы посмотрим, как права каждого человека неразрывно связаны с определенными обязанностями. Право – это и обязанность. Какая обязанность вытекает из данных прав. Я зачитываю право, а вы по очереди называете обязанность.

  • Право на образование – каждый обязан учиться.
  • Уважение личного достоинства и защита своих прав – уважать достоинства других людей и их права.
  • На свободу выражения своих мыслей – уважать и прислушиваться к мнению других.
  • На заботу и уважение со стороны родителей – заботиться и уважать своих и чужих родителей.
  • На свои интересы и увлечения – уважать других за их увлечения.
  • Гордиться своей культурой и религией -  уважать культуру и религию других.
  • Право на ошибку – учиться избегать ошибок.
  • На чистую окружающую среду – не загрязнять окружающую среду.
  • Жить без насилия – не применять насилия к другим.

-Чем отличаются права и обязанности ?

Права нужно знать, а обязанности выполнять.

Распредели в два столбика права и обязанности школьника:

  1. Получение бесплатного общего образования (Право)
  2. Получение дополнительных образовательных услуг (Право)
  3. Соблюдение Устава школы (Обязанность)
  4. Бережное отношение к школьному имуществу (Обязанность)
  5. Уважение человеческого достоинства (Право)
  6. Добросовестно учиться (Обязанность)
  7. Выполнение требований работников школы (Обязанность)
  8. Уважение чести обучающихся сотрудников школы (Обязанность)
  9. Выбор формы образования (Право)
  10. Носить школьную форму (Обязанность)
  11.   Посещать мероприятия в школе (Право)
  12. Не пропускать занятия без уважительных причин
  13. соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности
  14. вести себя корректно на переменах и уроках

Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше чем прав. Невыполнение обязанностей человека влечет к ответственности за совершенные поступки.

- Что такое ответственность?

Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки.

- Ребята, какие виды ответственности вы знаете?

Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки, административная и уголовная.

Административная ответственность – наказание за действия, запрещенные административным кодексом. Наступает с 16 лет (до этого возраста отвечают родители)

Перечень нарушений:

  • жестокое обращение с животными
  • повреждение транспортных средств
  • распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах
  • нарушение правил дорожного движения
  • нарушение устава школы
  • мелкое хулиганство

Уголовное правонарушение, т.е. преступление, запрещенные законом действия (или бездействия). Такие преступления наносят вред личности, государству, обществу (убийства, кражи и т. д.

- Со скольки лет наступает уголовная ответственность?

С 14 лет наступает уголовная ответственность за совершение следующих преступлений:

- убийство

- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

- похищение человека

- изнасилование

-кража, грабеж

- вымогательство

-терроризм

- заведомо ложное сообщение

-вандализм

-приведение в негодность транспортных средств

Виды наказаний назначаемым несовершеннолетним:

  • штраф;
  • лишение права заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • ограничения свободы;
  • лишение свободы на определенный срок.

Дела на несовершеннолетних рассматриваются в суде и в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Сейчас я вам раздам ситуации, а вы определите вид ответственности.

  • Появление в состоянии алкогольного опьянения на улице (Административная)
  • Избиение одноклассника (Уголовная)
  • Кража мобильного телефона (Уголовная)
  • Переход дороги в неположенном месте (Административная)
  • Нецензурная брань в общественном месте (Административная)
  • Курение на территории школы (Административная)
  • Ложный звонок о террористическом акте  (Уголовная)

Ваша задача – разгадать кроссворд из тех слов, определения которых вы уже слышали сегодня в ходе занятия.

По горизонтали:

  1. По Конвенции им является каждое человеческое существо до 18 лет.
  2. То, на что имеет право ребенок, и что он обязан получать в школе в течение 11 лет.
  3. Вид уголовного наказания, предусматривающий денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ.
  4. Определенное действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения.

По вертикали:

  1. Кодекс, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории РФ.
  2. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления.

http://festival.1september.ru/articles/605871/f_clip_image001.jpg

Ответы:

По горизонтали: 3. Ребенок, 4. Образование, 5. Штраф, 6. Обязанность.

По вертикали: 1. Уголовный, 2. Четырнадцать.

  1. Итог занятия.

- Ребята скажите, нужно ли знать свои права?

- Чем отличаются права и обязанности?

Права нужно знать, а обязанности выполнять.

- Что было - бы, если бы люди забывали о своих обязанностях и пользовались только правами?

- Какие виды ответственности вы знаете?

И в заключении хочется сказать «Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других, людей!» Выполняйте обязанности. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.

И закончить наше занятие мне хотелось бы следующими строками.

Как хорошо, что есть права!

Закон нас строго защищает.

И в нем важны нам всем права,

Они великой силой обладают.

Товарищи взрослые и дети!

За свое будущее мы все в ответе!

Права и обязанности свои знайте,

Хорошими людьми вырастайте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних".

Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних.Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки...

Буклет "Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних"

Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки не знают, как поступить, как защитить свои права...

Беседа для родителей "Права,обязанность, ответственность, несовершеннолетних"

Родители не должны ждать,когда ребенок обратиться за помощью или советом, а создаватьв своем доме тепло, понимание, соблюдение прав всех членов семьи,воспитывать ответственность за слово и дело....

Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних

Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки не знают, как поступить, как защитить свои права. Что ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Права и обязанности гражданин РФ"

Внеклассное мероприятие составлено в соответсвии с требованиями, предъявляемыми к методической разработке. Составлена технологическая карта мероприятия....

Внеклассное мероприятие «Права и обязанности», 6 класс

Сценарий внеклассного мероприятия...

Внеклассное мероприятие "Права и обязанности школьника".

Внеклассное мероприятие "Права и обязанности школьника"....