ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
проект (9 класс) на тему

В современных социально-экономических условиях значительно возрастают требования, предъявляемые работодателем к  компетенциям личности обучающегося  не только как будущего специалиста, но и как человека, что предполагает  изменение целевых установок  профессионального образования в целом и профориентационной работы в частности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Граничникова Ольга Петровна

преподаватель, Филиал ГБПОУ РХ ХПК

Пригарина Лилия Валентиновна

учитель русского языка и литературы, МБОУ «Усть-Абаканская ОШИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ  СРЕДСТВАМИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

В современных социально-экономических условиях значительно возрастают требования, предъявляемые работодателем к  компетенциям личности обучающегося  не только как будущего специалиста, но и как человека, что предполагает  изменение целевых установок  профессионального образования в целом и профориентационной работы в частности.  Современному рабочему необходимы гибкость и нестандартность мышления, умение адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни, чтобы не просто искать вид профессиональной деятельности и место работы по душе, а видеть в своей будущей специальности основу личностного роста, индивидуальной и социальной самореализации.

Как показывает история российской благотворительности и мирового опыта волонтерской деятельности, участие в волонтерстве способствует восприятию и усвоению духовно-нравственных гуманистических ценностей, позитивным изменениям в личности, решает перспективную задачу формирования будущих профессионалов.

Кроме того, важная роль участия обучающихся в волонтерской деятельности обусловлена возможностью получения дополнительных профессиональных знаний и ее огромным воспитательным потенциалом. Все вышесказанное позволяет нам рассматривать волонтерскую деятельность обучающихся как одно из средство профориентационной работы, которое мы рассматриваем как совокупность социальных и педагогических процессов, способствующих восприятию и усвоению духовно-нравственных гуманистических ценностей, позитивным изменениям в личности, решающих перспективную задачу формирования профессионально значимых компетенций будущих профессионалов.

Современная ситуация на рынке труда позволяет выделить следующие противоречия:

  • между новыми  требованиями работодателей к качеству подготовки квалифицированных рабочих и реальными трудностями в их реализации в образовательном и воспитательном процессе;
  • между необходимостью формирования  в процессе подготовки обучающихся профессионально значимых компетенций, учитывающих требования работодателей, и недостаточной разработанностью его учебно-методического обеспечения, а также недооценкой потенциала волонтерского движения, как средства профориентационной работы, для обеспечения этого процесса.

Выделенные противоречия позволили определить проблему, которая заключается в необходимости выявления учебно-методических, организационных и технологических основ обеспечения профессионально значимых компетенций обучающихся средствами профориентационной работы. Для решения работы была разработана программа, целью которой являлось: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация модели формирования профессионально значимых компетенций обучающихся средствами профориентационной работы. Достижению указанной цели способствует решение следующих задач:

  • обосновать роль и значение волонтерского движения, как одного из инновационных методов профориентационной работы, способствующих формированию профессионально значимых компетенций обучающихся.
  • описать критерии, показатели и диагностический инструментарий, позволяющие оценить уровень сформированности профессионально значимых компетенций обучающихся.
  • на основе компетентностного, интегративного и личностно-деятельностного подходов разработать модель формирования профессионально значимых компетенций обучающихся посредством организации волонтерского движения.
  • разработать комплект электронных методических материалов профориентационной направленности по обеспечению профессионально значимых компетенций
  • создать банк методик и рекомендаций по комплексному мониторингу сформированности профессионально значимых компетенций.
  • разработать механизм содействия трудоустройству выпускников образовательного учреждения.
  • экспериментальным путем проверить эффективность разработанной модели формирования профессионально значимых компетенций, реализуемую посредством организации волонтерского движения
  • подготовить материалы эксперимента для опубликования и внедрения в практику.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • организация и функционирование волонтерского отряда как центра волонтерского движения
  • создание рекомендаций по обеспечению профессионально-значимых компетенций обучающихся посредством организации волонтерского движения.
  • действующая модель обеспечения профессионально значимых компетенций посредством волонтерства.
  • разработка и публикация комплекта электронных методических материалов эксперимента.
  • создание сетевого банка методик и инструментария по комплексному мониторингу сформированности профессионально значимых компетенций
  • привлечение потенциальных работодателей и, как следствие, принципиально новая система взаимодействия между работодателями и профессиональной организацией.
  • повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
  • развитие предпринимательской активности и личностного потенциала обучающихся.
  • рост творческих достижений всех участников образовательного процесса (участие в конкурсах, презентациях и т.д.)
  • проведение круглых столов и семинаров на муниципальном и республиканском уровнях и консолидация представителей волонтерского движения.

Реализация программы предусматривает работу на трех уровнях: школы, профессиональной организации и работодателей с использованием всех средств и методов как педагогической деятельности в целом (круглые столы, семинары, конференции), так и профориентационной работы. В частности: вовлечение обучающихся и работодателей в совместную с обучающимися волонтерскую деятельность; создание информационной сети между волонтерскими организациями; развитие системы профориентационных проб,  консультации с представителями школы, профессиональной организации и работодателей; рубрики и разделы в газетах, на сайте, справочная литература, рекламные проспекты и брошюры, и т.д.

Процесс должен быть организован с учетом обеспечения сочетания интересов участников реализации программы и задач экспериментальной деятельности, и с привлечением всех имеющихся в распоряжении ресурсов.

Организация волонтерского движения и сетевая консолидация всех участников волонтерской деятельности имеет огромное значение для профессионального образования.  Участие будущих профессионалов в социально значимой неоплачиваемой деятельности прививает им стремление к ответственности не только за собственную жизнь, но и за благополучие общества в целом, не дает развиваться инфантильным и иждивенческим настроениям. Немаловажным результатом участия в социальном добровольчестве становится понимание возможности и собственности изменить что-то в обществе, в окружающем мире в лучшую сторону. В свою очередь, осознание такой необходимости самым положительным образом сказывается на развитии самоуважения, уверенности в себе, определении собственного места в жизни, как в настоящем, так и в будущем - тех самых факторах, на которых базируется успешность человека как личности.

Теоретические положения и выводы, полученные в результате реализации программы создают предпосылки для их практического использования в образовательном процессе, что позволит  на практическом уровне решать проблему отбора условий, методов и средств обучения, направленных на формирование профессионально значимых компетенций обучающихся.

Теоретически обоснованная и экспериментально апробированная модель формирования профессионально значимых компетенций посредством волонтерского движения предполагает ее реализацию в практике профессионального образования и применение в процессе формирования  профессионально значимых компетенций, что будет способствовать сохранности контингента обучающихся, повышению их конкурентноспособности на рынке труда и в конечном счете удовлетворенности выбранной профессией.

Выделенные критерии и уровни сформированности компетенций обучающихся, способы их диагностики, предлагаемые методики могут быть использованы в системе профессионального образования для мониторинга учебно-воспитательного процесса.

Научно-методические рекомендации для преподавателей по формированию у обучающихся профессионально значимых компетенций, разработанные в процессе реализации программы, найдут применение при проектировании учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях различных уровней в соответствии с потребностями обучающихся, социальным заказом, запросами работодателей и требованиями государственных образовательных стандартов

Библиографический список

  1. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008).
  2. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).
  3. Волонтерское движение в социальной работе - http://studopedia.ru/10_220939_volonterskoe-dvizhenie-v-sotsialnoy-rabote.html
  4. Союз волонтерских организаций и движений - http://volontery.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование ключевых математических компетенций гимназиста при работе с текстом учебника»

Психологи утверждают, что неспособных учеников нет. А есть дети, которые могут учиться и которые не могут учиться. Учителя имеют ясное представление о результатах ...

Проектная деятельность в обучении иностранному языку на старшей ступени общего образования как важная составляющая формирования профессионально-значимых качеств личности.

Статья отражает использование проектирования  для формирования профессионально-значимых качеств личности учащегося на старшей ступени образования....

Исследовательская работа. "Формирование профессионально значимых качеств студентов"

Основной задачей колледжей является подготовка высококвалифицированных специалистов, не только владеющих глубокими техническими знаниями по выбранной специальности, но и умеющих самостоятельно обновля...

Презентационный материал по проблеме:"Формирование учебно-познавательной компетенции во внеклассной работе по английскому языку"

Данный материал освещает вопрос формирования учебно-познавательной компетенции во внеклассной работе по английскому языку....

Использование методов проектной деятельности и элементов информационно-коммуникационной технологии с целью формирования профессионально значимых компетенций на уроках литературы и русского языка

Методический доклад на тему "Использование методов проектной деятельности и элементов информационно-коммуникационной технологии с целью формирования профессионально значимых компетенций на уроках лите...

Экскурсия как одна из эффективных форм развития социальной компетенции и профориентационной работы с обучающимися.

Профориентационная экскурсия является одним из видов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, сочетающая в себе не только наглядность и доступность информации, но и возможность фор...